МАОУ средняя общеобразовательная школа №28 Ленинский район, г. Пермь
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «И ШАР ЗЕМНОЙ ГОРДИТСЯ ЛЕНИНГРАДОМ.»
Автор сценария: ЧУГАЙНОВА НИНА ИВАНОВНА-учитель математики МАОУ СОШ №28 г. Пермь
Музыкальный руководитель: ТРОШЕВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА –учитель музыки МАОУ СОШ №28 г. Пермь
Автор презентационных материалов: ГЛОНИНА ДИНАРА ИГОРЕВНА–учитель математики и информатики МАОУ СОШ №28 г. Пермь
Место проведения: МАОУ СОШ№28 г. ПЕРМЬ
Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
1. Сформировать представление у учащихся о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне;
2. Воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны; воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда.
Целевая аудитория: Учащиеся 6-10 классов МАОУ СОШ№28
Участники: учащиеся 6а МАОУ СОШ№28
Оборудование: «Седьмая симфония Шостаковича», Стихи О. Берггольц.
Слайды: «Пискаревское кладбище», «Дорога жизни», «В блокадном Ленинграде», «Дневник Тани Савичевой».Видео.
Ведущий: (на фоне презентации и музыки)
Тихо. Слышите: словно где-то
Бьется сердце нашей планеты…
Это власть утверждая над всеми,
По планете шагает Время.
Это не грозы, это жизнь ускоряет бег.
И по рельсам, взметнувшись к звездам,
Громыхает наш новый век!
И вдруг: постой, не греми!
Видишь – алый гранит и пламя.
Задержись: Удели мне миг.
Это я говорю тебе, Память.
Ну, постой, взгляни: обелиск,
Имена прочитай и даты:
Это здесь бои пронеслись,
Бушевала война когда-то,
Здесь когда-то, за строем строй,
Прошагали года – солдаты.
Сорок первый, сорок второй,
Сорок третий, четвертый и пятый…
Знаю – к звездам несёшься ты,
Знаю – делаешь Землю краше.
Только этому камню опустись с высоты,
Задержись, поклонись, положи цветы:
Самый скромный букет из ромашек.
Тихо. Слышите?(ПЕСНЯ «СПАСИ И СОХРАНИ»)
ВЕДУЩИЙ:
Давно это было, более 70-ти лет назад, но чем дальше уходят эти дни, тем тяжелее становится груз, лежащий на наших плечах. Мы не имеем права забывать обо всех жертвах, принесенных нашим народом, о тяготах и лишениях военной поры, о подвигах на фронте и в тылу. И в нашем XXI веке необходимо знать и помнить, о том, что выдержали, через что прошли и как выстояли наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки.
ВИДЕО. НАЧАЛО ВОЙНЫ.
ВЕДУЩИЙ:
Война началась в воскресенье, ранним июньским утром. Наши войска не были готовы к жестокому напору фашистов и с огромными потерями отступали. Отступали, оставляя за собой города и села.
Сегодня наш УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «…И ШАР ЗЕМНОЙ ГОРДИТЬСЯ ЛЕНИНГРАДОМ...» мы посвятим одному из таких городов, самой страшной трагедии Великой Отечественной войны. Стоит над Невой Большой и красивый город – герой, город – солдат, город-труженик. У каждого города есть своё лицо, своя судьба, своя история.
ВЕДУЩИЙ:
Захвату города Ленинграда фашистской Германией отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу и с июля 1941 года из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики.
ВЕДУЩИЙ: Немецко-фашистские войска были уверены в быстром захвате Ленинграда. Они заранее назначили парад своих войск на Дворцовой площади и отпечатали пригласительные билеты на офицерский банкет
ВЕДУЩИЙ:
В сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы.
ВИДЕО. БИТВА ЗА ЛЕНИНГРАД.
ВЕДУЩИЙ:
Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: "Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!" Огромную роль играло в осажденном городе радио. Именно благодаря ему, Ленинградцы узнавали, что происходило в СССР, а вся страна узнавала о событиях в Ленинграде.
ВЕДУЩИЙ:
«Все ждали радио-голоса надежды и ободрения. Стук метронома –это пульс города. Значит город жив! И вот однажды, когда пульс города уже не бился несколько дней, в черных тарелках радио послышалось легкое шуршание….Сквозь шуршание и треск пробивался слабый женский голос… стихи..ОЛЬГА БЕРГГОЛЬЦ-ЕЕ НАЗЫВАЛИ МУЗОЙ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. Ее голос звучал и одобрял людей в страшное блокадное время.
ВЕДУЩИЙ:
Ольга Берггольц, 1941г. (фон видео метроном)
…Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
Кронштадский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом — смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады —
мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельнею в бою.
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей!
ВЕДУЩИЙ:
Началась блокада: Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. Рацион хлеба дошел до 125 граммов детям и 250 граммов рабочим. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог.
ВЕДУЩИЙ:
Когда открывался магазин, продавец начинала резать хлеб и раздавать, сразу образовывалось две очереди. В одной – женщины, старики, которые пришли получить свой кусочек «священного дара» - так в Ленинграде называли хлеб, в другую очередь становились дети. Когда из-под ножа падала крошка хлеба, ребёнок осторожно, без суеты нанизывал её на пальчик и отправлял в рот, а затем уходил в конец очереди, уступая место другому малышу.
ВЕДУЩИЙ:
Надвигался голод! Люди научились готовить себе еду из того, что было под рукой. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.
ВЕДУЩИЙ:
В городе не было топлива и электричества. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в холодных домах. Чтобы согреться, они жгли мебель, книги.
ВЕДУЩИЙ:
Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.
ВЕДУЩИЙ:
Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне со взрослыми переносили дети и подростки.
ВЕДУЩИЙ:
Имя Тани Савичевой знает весь мир. Она жила в Ленинграде, в большой дружной семье. Школьнице Тане Савичевой было 11 лет. В дни блокады вела дневник. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей.
«Женя умерла 28 декабря в 12 ч. 30 мин утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января в 3 ч. Дня 1942 г.
Лёка умер 17 марта в 5 ч. Утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч. Ночи 1942 г.
Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. Дня 1942 г.
Мама 13 мая в 7.30 ч. Утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её было уже невозможно. Она умерла 1 июля 1944 года. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников. (Слайд «Дневник Тани Савичевой»).
ВЕДУЩИЙL(МУЗЫКА)
На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок,
Его писала Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет,
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца – до наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет души и сердца.
Это - всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явленья вник, -
Время
Возвышает
Образ Тани
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
В каждом слове - емкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе...
Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это – боль, которая клубится.
Это – сердце, что летит сюда...
Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром,
Савичева Таня,
Со своей
Немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно
Шествует она,
Пусть живет, не ведая старенья,
И гласит
Про наши времена!
(Сергей Смирнов. Из поэмы «Дневник и сердце»)
ВЕДУЩИЙ:
Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились, ни смотря, ни на что. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы. В школах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев. Ученики шатались от голода.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА.
ВЕДУЩИЙ:
И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..”
“Будет мир. Вам не снится мир?”
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света.
День похож на черную ночь. Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали – и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?..
Петр построил его на болоте,
Но прочнее его не найдешь. (Елена Рывина, “Ночь”)
Ведущий : Блокада города и вражеские обстрелы продолжались 900 дней. За это время на Ленинград обрушилось свыше 100 тыс. фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тыс. снарядов.
Ведущий :
Город не просто выживал, он давал фронту танки и самолеты. За 900 героических дней более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.
Ведущий :
На заводах и фабриках работали женщины, старики и инвалиды, потому что все мужчины ушли на фронт. Но рабочих рук не хватало. Тогда на помощь пришли мальчишки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.
Ведущий :
Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сёстрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. Помогали в госпиталях. Разбирали письма на почтах. Каждый жил с одной мыслью «Всё для фронта – всё для Победы!»
ПЕСНЯ О ЛЕНИНГРАДСКИХ МАЛЬЧИШКАХ..
Ведущий:
Вы памятник «детям блокады» видали?
- Стоит у дороги из камня цветок,
Он символ трагедии, символ печали,
Непрожитых жизней, надежд и тревог.
Тела истощались, глаза потухали,
И смех оборвался и голос умолк…
Он – память погибшим, он – гимн пережившим
Весь ужас тех страшных «девятисот».
Сердца замирали в надежде и страхе:
Недетские горести выпали им –
И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;
И памятник мертвым, и память живым.
Уж стали седыми «блокадные дети»,
Прошло полстолетья, а сердце болит.
И памятник этот, на постаменте,
Живым об ушедших забыть не велит
Ведущий :
По словам Адольфа Гитлера, 9 АВГУСТА 1942 блокадный Ленинград должен был сломаться перед его войсками. Но вместо радостной новости фюрер Третьего рейха услышал музыку. Она громко звучала в Большом зале филармонии Ленинграда, транслировалась из громкоговорителей, установленных на улицах, была слышна из динамиков на окраине города. Ее слышали все: и Адольф Гитлер, сидя в своем кабинете в Германии, и фашисты, расположившиеся в окопах неподалеку от Ленинграда, и изможденные войной советские люди, и весь мир.
Ведущий :Композитор Дмитрий Дмитриевич Шестакович перенес все ужасы блокады. Он выстрадал свою седьмую героическую (Ленинградскую) симфонию. Симфония Шостаковича была нужна Ленинградцам. Она поднимала дух измученных людей, внушала веру в то, что Ленинград выстоит в этой беспощадной борьбе со смертью.
ЛЕНИНГРАДСКАЯ СИМФОНИЯ ШЕСТАКОВИЧА.
Ведущий : Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря героической стойкости, проявленной защитниками города.
Ведущий :
Ольга Берггольц написала проникновенные поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградскую поэму». После войны на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где покоятся 470 000 ленинградцев, умерших во время Ленинградской блокады и в боях при защите города, были высечены именно её слова:
Ведущий :
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.
Ведущий :
Минута молчания.. Ты так коротка,
но часто, вмещая года и века,
набатом стучишься ты в наши сердца,
чтобы помнили всех, кто стоял до конца.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Ведущий :
...О дорогая, дальняя, ты слышишь?
Разорвано проклятое кольцо!
Ты сжала руки, ты глубоко дышишь,
в сияющих слезах твое лицо.
Еще не до конца снята блокада...
Родная, до свидания! Иду
к обычному и грозному труду
во имя новой жизни Ленинграда.
Эти строки из стихотворения Ольги Берггольц,
написанного 75 лет назад 18-19 января 1943года
Ведущий :
27 января 1944 года Ленинград салютовал 24 залпами из 324 орудий в честь полной ликвидации вражеской блокады - разгрома немцев под Ленинградом.
Ведущий :
.И снова мир с восторгом слышит
Салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
освобожденный Ленннград!
Ведущий :
Пусть мирных дней отсчёт ведёт Отчизна!
Людьми пусть правят только МИР и ДОБРОТА!
Пусть будет ДЕНЬ ПОБЕДЫ над фашизмом –
ПОБЕДОЙ МИРА на Планете НАВСЕГДА!.
ПЕСНЯ О РОССИИ.
Ведущий :
Сегодня вместе с нами на нашем мероприятии присутствуют гости
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПЕРМСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ –
- УТКИН ЮРИЙ АРКАДЬЕВИЧ
СМИРНОВА ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА –
ГЕРОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА, УЧИТЕЛЬ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА БЛОКАДНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, 900 ДНЕЙ БЛОКАДЫ ПРОВЕЛА В ОСАЖДЕННОМ ГОРОДЕ.
БЕЛЯЕВА ЕВГЕНИЯ АНДРЕЕВНА –
ЧЛЕН САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ВЕТЕРАНОВ. 900 ДНЕЙ БЛОКАДЫ ПРОВЕЛА В ОСАЖДЕННОМ ГОРОДЕ.
МЕНЬШИКОВ ГРИГОРИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ –
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КАЗАЧЕСТВА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ВЕТЕРАНЫ- Г. ПЕРМЬ
КОСТИНА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА,
КОРОТАЕВА НАДЕЖДА ИВАНОВНА,
КАБАКОВА ЛЮДМИЛА ХОТЕЕВНА,
(ВРУЧЕНИЕ ПОДАРКОВ)
Предоставим им слово.