Методическая разработка
квеста «Российский флаг – символ Родины».
Автор: Шефер Наталья Владимировна
учитель начальных классов МОУ гимназии № 12
Пояснительная записка
Название мероприятия: квест – игра «Российский флаг – символ Родины».
Возрастная аудитория: 3-5 классы (9-11 лет).
Форма проведения: квест - игра, работа в командах.
Тип внеклассного мероприятия: открытие новых знаний на основе жизненного опыта и полученных знаний.
Продолжительность проведения мероприятия: 45 минут.
Практическое применение: окружающий мир, история, обществознание.
Социальная и педагогическая значимость: формирование российской эдентичности, привитие патриотических чувств и гражданского самосознания подрастающему поколению, воспитание любви к Родине.
Методы: словесные (проблемные ситуации и вопросы, беседа).
Цели:
- создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России;
- формирование у детей и молодежи патриотических чувств, гражданского самосознания на основе исторических ценностей России, развитие чувства гордости за свою Родину,
- создание условий для развития познавательного исторического интереса и расширения кругозора посредством квест - игры.
Задачи:
- пополнить багаж школьников новыми историческими знаниями;
- формирование российской идентичности;
- формирование чувства патриотизма, воспитание гражданской ответственности и любви к Родине;
- привлечь старшеклассников к мероприятию;
- создать условия для развития памяти, мышления, творческого потенциала учащихся.
Методические рекомендации в подготовительный период: подготовку к мероприятию необходимо назначать за две-три недели до предполагаемого дня проведения мероприятия:
-просмотр видеосюжетов, роликов и фильмов о российском флаге;
-знакомство с материалами об истории российского флага;
- чтение исторической литературы о российском флаге.
Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная работа в группах; наблюдение; сбор информации; работа с литературой; обработка собранной информации; творческая работа.
Прогнозируемые результаты: ученики получат максимум знаний о российском флаге необходимых в их возрасте.
Оборудование (перечень реквизита):
Инвентарь:
- изображения Российских флага и герба;
- книги о российском флаге;
- предметы с заданиями спрятаны в аудиториях, где проходит каждый из этапов (шкатулка, сундучок, мешочек, альбом и др.);
- маршрутный лист;
- ключевая фраза разбита на слова;
- аудиозапись «Гимн России».
Техническое обеспечение:
- ноутбук;
- колонки;
- проектор.
Общая идея мероприятия: собрать ключевую фразу. На каждом этапе находятся модераторы (старшеклассники), которые следят за правильностью выполнения заданий и выдают участникам фрагмент ключевой фразы. После того, как будут собраны все фрагменты, команда собирает всё высказывание, возвращается туда, откуда начался квест и показывают результат педагогу - организатору. Победившая команда выигрывает в игре - квесте.
Ключевая фраза: «Флаг - это прошлое, настоящее и будущее страны. Выражение принадлежит В.П. Старкову»» (фраза разбивается на 7 частей и каждая часть выдается участникам за выполнение задания
Квест «Российский флаг – символ Родины»
Ход мероприятия:
Организационный момент ( 2 мин)
Вступительное слово педагога-организатора (ПО):
- Сегодня вас ждет увлекательное приключение квест - игра. Оно посвящено российскому флагу.
22 августа страна отмечает День Государственного флага Российской Федерации.
Российский флаг – Отечество и братство.
Российский флаг – священной веры стяг.
Российский флаг – наш символ и богатство.
Российский флаг – к победам смелый шаг!!!
И открыть наше мероприятие хочу с исполнения гимна – главной государственной песни, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Слова гимна отражают историю страны. Сочинил музыку к гимну А. Александров, написал слова С. Михалков.
ИСПОЛНЕНИЕ ГИМНА.
Беседа (3 мин)
- Каждое государство имеет свои государственные символы. Они олицетворяют систему его государственных, социальных и духовных ценностей. Это – флаг, герб и гимн государства. Каждая страна очень ценит свой флаг и гордится им. Наш Государственный флаг гордо реет над нашей страной. Государственный флаг России – наша гордость, наша святыня – символ независимости и величия нашей Отчизны. Он символизирует нашу необъятную Родину с ее непростой судьбой, ее славным прошлым. Долг каждого гражданина – оберегать честь нашего флага. Государственный флаг Российской Федерации материальный опознавательный знак нашей страны – ведет историю с 1668 года и служит России уже более 300 лет. Однако праздновать День Государственного флага стали намного позже. День Государственного флага Российской Федерации установлен Указом Президента РФ от 01.01.01 года в связи с восстановлением 22 августа 1991 года исторического трехцветного флага, овеянного славой многих поколений Россиян.
Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг. Государственные символы есть не что иное, как связь между прошлым и будущим. И возможно, именно нынешние символы, которые включают в себя элементы предыдущего опыта, сплотят россиян, воодушевят нас на созидательную деятельность во имя процветания России – нашей Родины.
И вот сегодня, участвуя в квесте, вы попытаетесь, воссоздать мудрую мысль, которую сказал когда-то очень известный писатель о флаге. Та команда, которая это сделает быстрее и лучше, несмотря на препятствия, выиграет в этой игре. Я надеюсь, что вы хорошо подготовились к состязанию и изучили достаточное количество материала об истории российского флага. Поэтому те препятствия, которые ждут вас на пути к цели, не будут для вас сложными. (Командам выдаются маршрутные листы).
Приветствие команд ( 2 мин)
Команда «Патриоты» - Девиз: «Всегда идем только вперед, Ведь мы команда — Патриот! Ловкие и смелые, Все для победы сделаем!»
Команда «Дети России» - Девиз: «Мы дети великой, красивой страны! Для мира и дружбы мы в ней рождены! Родные просторы, родные края - все это Россия – родная семья!»
Проведение квест – игры ( 30 мин)
1этап «Я - гражданин»
Задание: Команды по очереди вытаскивают вопросы из мешочка с завязанными глазами и отвечают на них за каждый правильный ответ 1 балл. Если команда не знает ответа, другая команда может дать ответ. За 2 балла выдается одно слово из фразы.
1.Как располагаются цвета на Флаге России, сверху вниз? (Белый, синий, красный)
2. Что обозначает каждый цвет флага? ( красный цвет символизировал отвагу, мужество, героизм, смелость, защиту веры, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смертный бой; синий цвет - небо, целомудрие, верность, духовность, честность; белый цвет - мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность)
3. Когда в России был установлен день Государственного флага?
(День государственного флага России был установлен в 1994 году указом президента Бориса Ельцина и ежегодно отмечается 22 августа. Ровно 27 лет назад, 22 августа 1991 года, бело-сине-красное полотнище водрузили над зданием правительства в Москве во время путча. Триколор заменил символ Советского Союза — красный стяг с серпом и молотом)
4.Где постоянно поднят Государственный флаг Российской Федерации? (На зданиях органов государственной власти Российской Федерации. Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях – резиденциях Президента Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти)
5. От какого слова произошло слово «флаг»? (Слово «флаг» греческого происхождения от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть». Слово «флаг» с голландского означает «корабельное знамя»)
6. В какое время суток принято поднимать и опускать Государственные флаги Российской Федерации? ( Флаги поднимают с рассветом и опускают с наступлением темноты. Если флаги висят круглосуточно, то с наступлением темноты обеспечивается их искусственное освещение).
7. В каких случаях приспускают Государственные флаги? (В дни национального траура государственные флаги России приспускаются, на древке крепится черная лента)
8. Какой флаг у Вооруженных сил России? (Состоит из двустороннего полотнища. Полотнище знамени прямоугольное, красного цвета, с каймой красного цвета. Полотнище знамени и кайма обшиты золотистой тесьмой. На лицевой стороне полотнища, в центре, - Государственный герб Российской Федерации. В верхней части каймы орнамент прерывается надписью: «ОТЕЧЕСТВО» , в нижней части каймы - «ДОЛГ ЧЕСТЬ» . Надписи выполнены золотистыми буквами, стилизованными под старославянский шрифт.)
2 этап «История флага»
Задание: команды ищут конверт с заданием, для этого отгадывают загадку. Отгадка является местом, где спрятан конверт с заданием.
Ящик на столе открыт,
Дивной он резьбой покрыт.
В нём колечки, перстни, брошки,
Ожерелье и серёжки.
Вдруг кусочек штукатурки.
Спрыгнул с потолка (шкатулку).
Команды получают одинаковые задания. Они соединят историческую дату, и флаг этого времени. Каждый правильный ответ 1 балл. За 2 балла выдается одно слово из фразы. За более быстрое выполнение задания команде добавляется один дополнительный балл.
Времена Ивана Грозного – красный
С 1705 года — триколор
С 1918 г. - красный
С 22 августа 1991 г. – триколор
В годы первой мировой войны – триколор с черно – желтым императорским штандартом в верхней левой части флага.
3этап «Символ России»
Задание: команды ищут конверт с заданием, для этого отгадывают загадку. Отгадка является местом, где спрятан конверт с заданием. В задание необходимо на рисунке подписать части флага. Если команда все части флага подписывает правильно, то получает 2 балла, что соответствует 1 слову из фразы.
Вы меня перелистали -
Как в музее побывали.
Космос на одной странице,
На другой странице - дом,
На последней - хвост жар-птицы.
А все вместе я – (альбом).
4 этап «Исторический»
Задание: команды отгадывают загадку и находят, где спрятан клад (капсулу с вопросами) и отвечают на них за каждый правильный ответ 1 балл. За 2 балла выдается одно слово из фразы.
Большой ящик, на нем крышка.
И висит ещё замок.
Царь хранит в нем золотишко,
Чтоб украсть никто не смог (сундук.)
1.Как назывался корабль, над которым впервые был поднят бело-сине-красный флаг? («Орел»)
2. А как же менялся Российский флаг со времен Петра I до наших дней?
3. Какой флаг при Петре 1 стал флагом военного флота? (Андреевский)
4.Какие цвета присутствуют в Андреевском флаге?(Белый, голубой)
5. Как в старые времена на Руси назывался флаг? (Стяг)
6.Назовите день рождения российского флага?
(Днем рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ Петра I. В тот день указом Петра I бело-сине-красный флаг, определяющий национальную принадлежность судна, был дарован торговым судам. Военно-морские корабли получили иной флаг – Андреевский стяг с лазурным крестом на белом фоне. Порядок полос Петр I никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя – красной)
У детей сложилась фраза, они бегут на начальную точку и рассказывают ее педагогу - организатору и всем старшеклассникам, затем вывешивают её на доске. «Флаг - это прошлое, настоящее и будущее страны».
Как вы понимаете это выражение? (Ответы учащихся)
Оглашение результатов игры. Награждение команды-победителя (3 мин)
Чтец: Велика Россия и бескрайна,
Но с любых высот все видят знак:
То, что Родина сильна необычайно –
Это наш трехцветный русский флаг!
Пусть славится мощью своею Россия,
Большая и добрая наша страна!
И по ветру флаг развивается сильно,
Во веки веков и на все времена!
Рефлексия ( 3 мин)
Педагог-организатор: - Что самое главное вы поняли сегодня на нашем мероприятии? ( Все люди должны знать символы своей Родины - России, ведь мы её граждане. Мы должны с уважением относиться к символам родины, к флагу, любить свою страну и все делать для ее процветания.)