Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Сценарии к 9 мая
  3. Песни Великой Отечественной Войны

Песни Великой Отечественной Войны

Описание сценария

Введение (пояснительная записка)

Одним из ключевых направлений при создании условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы, является проблема гражданско – правового и патриотического воспитания.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоритическую традицию, уходящую корнями вглубь веков.

Патриотизм олицетворяет любовь к Отечеству, Неразрывность его историей, культурой, достижениями, проблемами, его формирование происходит в процессе обучения, социализации и воспитания студентов.

В настоящее время уже сформировано определение нормативно-правовой базы патриотического воспитания, в нее включен закон Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995  года.

Данный конкурс стихотворений является одним из средств создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945г.

Сохранение памяти о Великой Отечественной войне – часть воспитательной программы по патриотическому воспитанию студентов.

Данное мероприятие посвящено Победе нашего народа в Отечественной войне.

Мероприятие направлено на воспитание у учеников чувства долга, патриотизма, любви к своей Родине.

Образовательная цель:

- Углубление знаний учеников о Великой Отечественной Войне;

- Пробудить интерес у учеников к изучению истории Отечества, истории своего народа.

Воспитательная цель:

- Воспитывать уважительное отношение к участникам Великой Отечественной Войны, труженикам тыла.

- Повысить гражданское самосознание и патриотизм студентов.

Развивающая цель:

- Развивать у учеников осознание ответственности за сохранение культурно-исторических ценностей нашей страны.

Задача - развивать творческие способности учеников.

Ожидаемые результаты:

1. Развитие чувства патриотизма у учеников.

2. Развитие познавательных интересов, индивидуальных способностей и творческих возможностей учеников.

3. Сплочение коллектива, создание дружественной и праздничной атмосферы.

Информационная карта:

Форма проведения: конкурс песни.

В данном мероприятии участвуют ученики основной школы.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, интерактивная доска, песни военных и послевоенных лет, видеоролики о ВОВ, презентация.

Время реализации: 50 минут

Методические рекомендации:

1. За несколько недель до проведения данного мероприятия совместно с группой составляется сценарий, учитывая индивидуальные особенности участников. Кроме текстовой композиции, составляется презентация для визуальной поддержки.

2. Для проведения композиции следует выбрать ведущих.

3. Подобрать стихотворения и подготовить исполнителей и мультимедийное представление.

План внеклассного мероприятия:

1. Сообщение темы и целей мероприятия.

2. Выступления учеников.

3. Подведение итогов.

Критерии оценки:

1)    разнообразие средств художественной выразительности;

2)    соответствие тематике и регламенту.

План выступления

Ведущий рассказывает историю создания песни «Эх, дороги…»

"Дороги", сл. Л. Ошанин, муз. А. Новиков, 1945г.

Эх, дороги... Пыль да туман, холода, тревоги да степной бурьян...

Как вспоминал автор песни "Эх, дороги" А. Г. Новиков, эта песня нравилась ему больше всех остальных его творений. Она была создана вскоре после окончания Великой Отечественной войны для театрализированной программы "Весна победная" по заказу Ансамбля песни и пляски НКВД. Режиссер Сергей Юткевич предложил авторам песни выбрать для себя тему для будущего хита. Казалось, что о войне написано и спето все, поэтому поэт и композитор выбрали нейтральную тему "Под стук колес", о том, как солдаты едут на войну. Получилась песня-исповедь о выстраданном и пережитом, раздумье о том, через что довелось пройти и что выдюжить в минувшей войне нашему народу. Поэт Лев Ошанин говорил так: "Дороги" родились, когда под Жиздрой мы лежали в поле, настигнутые бомбежкой, и русоволосый лейтенант, упавший рядом, уже не встал. "Дороги" родились, когда за десять дней была выбита половина личного состава противотанковой бригады, а она каждую ночь меняла позицию, чтобы встретить танковую лавину врага…

Группа исполняет песню.

Ведущий рассказывает историю создания песни «Синий платочек»

"Синий платочек" сл. Я. Галицкий, М. Максимов, муз. Е. Петерсбурский, 1940 – 1942гг.

Письма твои получая, слышу я голос родной…

Счастливая и необычная судьба у этой песни: она родилась дважды.

Песня была довоенная, мирная, ее пели многие исполнители. Но вот началась война и с песней произошла странная и неожиданная метаморфоза: она обрела как бы второй смысл. Лирическая героиня песни не просто обещала ждать, не забывать своего друга, но ждать солдата, который обязательно вернется и принесет с собой мир.

Известно, что слова песни тоже стали меняться. Но самая известная версия - это исполнение песни Клавдией Шульженко. Время написания стихов этого фронтового варианта "Синего платочка" – 9 апреля 1942 года. Их автор – литсотрудник газеты "В решающий бой!" 54-й армии Волховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов. Взяв за основу уже известный текст Галицкого, он изменил часть строчек на современный военный лад. Его стихи заканчивались словами: "Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих". В этой редакции стихотворение было напечатано во фронтовой дивизионной газете "За Родину!". Вот в таком варианте песню стала исполнять на фронтовых концертах Клавдия Шульженко. Её задушевное исполнение доносило ставшие нужными теплые лиричные слова песни на уже давно знакомый мотив.

Конечно, пулеметчики, за слова в песне "Строчит пулеметчик за синий платочек", считали, что песня написаня про них. Они даже прикрепляли к гашетке пулемета фотокарточки своих девушек, жен и называли свои пулементы ласково именами возлюбленных: "моя Анечка", "сейчас Клава ударит" и т.д.

Песня "Синий платочек" стала символом Великой Отечественной, даже через много лет после войны Клавдия Шульженко не снимала её с репертуара, а образ самой певицы с синеньким платочком в руках стал хрестоматийным. В 1976 году во время своего юбилейного концерта, открывая его, семидесятилетняя певица вышла на сцену Колонного зала Дома Союзов, держа в руке синий шелковый платок. Зал встал и стоя аплодировал. Эти аплодисменты предназначались не только самой певице, но и песне, прошедшей тяжелейшую войну вместе с солдатами.

Исполняется песня.

Ведущий представляет следующую песню.

Песня «Пора в путь-дорогу» из кинофильма Небесный тихоход

Автор текста: Соломон Фогельсон

Композитор: Василий Соловьёв-Седой

В 1944 году, когда уже было понятно, что победа не за горами, от правительства СССР поступил указ «Срочно снять веселый, радостный фильм о наших доблестных воинах».

За создание такого фильма взялся режиссер Семен Тимошенко, в то время уже хорошо известный по картинам «Три товарища» и «Вратарь», он же и написал к нему сценарий. Правда, когда фильм был снят, его раскритиковали, а сам Сталин назвал фильм «безыдейным и пустым».

Но, несмотря на это, «Небесный тихоход» все же появился на экранах страны, моментально завоевав любовь миллионов зрителей. Премьера картины «Небесный тихоход» состоялась в преддверии первой годовщины Великой Победы — 1 апреля 1946 года.

Исполняется песня.

План выступления учеников

Ведущий рассказывает историю создания песни «Катюша»

Стихи, ставшие впоследствии песней под названием "Катюша", я начал писать в начале 1938 года. У меня, можно сказать, сразу, без особых усилий написались первые восемь строк, то есть первая половина "Катюши". Но потом работа застопорилась. Я не знал, что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти "на высокий берег, на крутой" и запеть песню. Поэтому стихи пришлось пока отложить, хотя начало их мне определенно нравилось.

Исполняется песня. 

План выступления учеников

Ведущий рассказывает историю создания песни «Темная ночь»

Слова В. Агатова,  Музыка Н. Богословского

В 1942 году в Ташкенте, куда эвакуировалась Киевская киностудия шли съемки киноленты «Два бойца». Музыку к фильму писал известный композитор Никита Богословский. Идея написания «Темной ночи» пришла режиссеру картины Леониду Лукову. Из воспоминаний Никиты Богословского: «Однажды вечером пришел ко мне Леонид Луков и сказал: «Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни». И так взволнованно, так талантливо рассказал мне и тему песни, и ее настроение, что я, сев к роялю, сразу, без единой остановки сыграл ему мелодию «Темной ночи», которая и вошла потом в фильм без изменения. Луков сразу же и безоговорочно принял музыку - видимо, она полностью совпала с его видением будущей сцены. Вызвали срочно поэта Владимира Агатова, он тут же, присев к столу, написал стихи, почти без помарок. Разбудили Бернеса, отсыпавшегося после утомительных съемок, где-то уже поздно вечером раздобыли гитариста, ночью на студии записали фонограмму, а наутро Луков в декорации уже снимал Бернеса под эту фонограмму». После выхода на экраны фильма «Два бойца» песню запела вся стана. Её пели на передовой, её пели и дома, ожидая своих родных с фронта. Интересный факт: в далекие 40-е весь первый тираж пластинки с только что написанной песней "Темная ночь" был забракован: отдел технического контроля обнаружил в фонограмме незапланированный шорох. Оказалось, что одна из работниц завода, слушая песню, не сдержалась и заплакала. Слезы попали на восковую матрицу и... Так простая труженица Галя Журавлева вошла в историю.

Исполняется песня.

Ведущий рассказывает историю создания песни «На безымянной высоте»

События, о которых поется в этой песне, не выдуманы. Все это было в действительности. Там, где Калужская область соседствует со Смоленской, стоит поселок Рубежанка. И есть недалеко от него высота, обозначенная на картах военного времени отметкой 224,1 м.

Сколько их, безымянных таких высоток оказывались подчас серьезной преградой на пути наших войск, освобождавших родную землю. Несколько раз поднимались в атаку наши воины, пытаясь выбить гитлеровцев с этой высоты, но безуспешно. А захватить ее нужно было во что бы то ни стало. Эту боевую задачу взялась выполнить группа воинов 718-го стрелкового полка в составе восемнадцати бойцов, сибиряков-добровольцев, которую возглавлял лейтенант Евгений Порошин. Ночью, под покровом темноты, они подползли вплотную к вражеским укреплениям и после ожесточенного боя овладели высотой. А потом геройски удерживали её, истекая кровью, но не сдаваясь.

Бойцы, отбивавшие одну атаку врага за другой, нуждались хотя бы в кратковременной передышке для того, чтобы сменить и перезарядить пулеметные и автоматные диски, отхлебнуть из фляжки глоток воды, перевязать раненых товарищей. И тогда один из них, Николай Годенкин, решил отвлечь огонь врага на себя. В окровавленной и изодранной гимнастерке поднялся он во весь рост и пошел прямо на гитлеровцев.

Рука его была перебита, и потому он держал автомат в правой руке, стреляя из него на ходу. Так он прошел метров пятнадцать — двадцать. Казалось, он шел очень долго. На этом пути был еще несколько раз ранен, но, даже падая, успел сделать несколько шагов вперед. «Впервые об этом сражении я услышал от редактора дивизионной многотиражки Николая Чайки, когда служил в газете 2-го Белорусского фронта, -  вспоминает поэт М. Л. Матусовский. — Рассказ поразил меня. Позже я познакомился и с героями, оставшимися в живых. А припомнилось мне все это снова, когда в начале 60-х годов режиссер Владимир Басов пригласил меня и композитора Вениамина Баснера работать вместе с ним над фильмом «Тишина» по одноименному роману писателя-фронтовика Юрия Бондарева. Басов попросил нас написать песню, которая как бы сфокусировала в себе фронтовую судьбу двух  главных героев картины. Песню, не поражающую масштабностью и размахом событий. И тогда я вспомнил этот бой. В истории Великой Отечественной войны он только маленький эпизод, но как велико его значение!..» Стихи были написаны, но с музыкой к ним дело не шло никак.«Когда третий вариант ее, — рассказывал потом композитор, — был забракован и поэтом, и режиссером картины «Тишина» Басовым, и старшим музыкальным редактором «Мосфильма» Лукиной. Я отчаялся, хотел вообще отказаться от этой работы. Но Басов, выслушав мои сомнения, сказал, что время еще есть, и просил продолжать поиски. Сердитый, ехал я домой, в Ленинград, и вдруг по дороге, в вагоне дневного поезда, почувствовал совершенно новую мелодию… Записать ее было нечем, не на чем — поэтому всю дорогу пел про себя, чтобы не забыть…» Эту мелодию, родившуюся под стук вагонных колес, мы и слышим в картине, которая вышла на экраны страны в 1964 году. Пел песню за кадром артист Лев Барашков.

Но после фильма ее пели повсюду уже многие замечательные певцы. И пожалуй, самым лучшим и непревзойденным ее исполнителем был народный артист Советского Союза Юрий Гуляев. Теперь, когда слышишь эту песню, даже не верится что она сложена в послевоенную пору. Так и кажется, что она оттуда — из войны. Песня М. Л. Матусовского и В. Е. Баснера (род.в1915 г.) привлекла внимание и к судьбе ее реальных героев. Выяснилось, что после боя за высоту в живых осталось лишь двое… Один из них — Герасим Ильич Лапин — был оглушен и контужен в том бою. Засыпанный землей от разрыва снаряда, он пролежал под кустом до наступления темноты, а потом ползком добрался к своим. Другой защитник высоты — Константин Николаевич Власов — был ранен, попал в плен. Бежал, скрывался в лесу, а затем воевал в партизанском отряде…

Оба они дожили до того дня, когда на месте их боя и гибели их товарищей был сооружен памятник. Рядом с ним — землянка, над которой высится та самая «обгоревшая сосна» из песни. Ближе к дороге — музей. Идущие мимо машины притормаживают и дают продолжительные гудки…

«Я тоже не однажды бывал в этом музее. Внутри огромного холма — землянка в три наката, — пишет М. Л. Матусовский, — Заходишь вовнутрь, и у вас возникает ощущение, что бойцы только покинули ее. Нарубили лапник повесили шинели и каски. В углу стоит телефонный аппарат. А на деревянной стене в металле вычеканены строки из  нашей песни:

Мы не забудем, не забудем

Атаки яростные те —

У незнакомого поселка

На безымянной высоте…

И когда там, на безымянной, звучала эта песня, я испытывал огромное волнение. Когда мы с композитором ее писали, нам не представлялось, что песня наша найдет такой отклик в душах людей — и ветеранов, и молодых…»

Исполняется песня.

Ведущий рассказывает историю создания песни «Песенка фронтового шофера»

сл. Б. Ласкин, Н. Лабковский, муз. Б. Мокроусов, 1947г.

А помирать нам рановато, есть у нас еще дома дела...

Родилась "Песенка фронтового шофера" не в годы войны, а в послевоенном 1947 году и прозвучала впервые в популярном тогда радиообозрении "Клуб весёлых артистов". Пел её Марк Бернес от имени шофера Минутки – воскресшего героя фильма о Сталинградской битве "Великий перелом", роль которого он сыграл в этой картине. Роль эта была далеко не главной, скорее эпизодической, и в самом фильме этой песни не было. Шофёр, которого играл в фильме Бернес, не только не пел, но, практически, не произнёс по ходу действия почти ни одного слова, хотя запомнился многим, кто видел эту картину. Запомнился своим подвигом, совершённым в ключевом эпизоде. Шофёр командующего фронтом Минутка погибает, но успевает соединить в зубах телефонные провода, восстановив таким образом прерванную связь с командным пунктом.

Лихость Минутки, бесстрашно мчавшегося в фильме по любым дорогам, не выпуская из рук баранки, отразилась и в песне, слова которой для радиообозрения сочинили Бернесу его давние друзья – Борис Ласкин и Наум Лобковский, а музыку – композитор Борис Мокроусов. Война в их песне еще не кончилась. И хотя герой рассказывает о ней в прошедшем времени, он напевает слова явно из той военной поры.

Исполняется песня.