Цели: Проанализировать проведенное дело, осмыслить удачи и недостатки в его подготовке и проведении, осознать накопленный опыт и извлечь из него соответствующие уроки на будущее.
Задачи:
1). Развитие самоуправления в группе.
2). Формирование умений учащихся анализировать свою деятельность.
Оборудование: карта – схема маршрута похода.
Оформление доски:
1.Вопросы для обсуждения.
2. Памятка «Правила обсуждения».
3. Схемы ответа (в помощь обсуждающим):
- «Мне понравилось это дело, потому что …»;
- «Мне кажется, коллективное творческое дело получилось у нас хорошо, так как …»;
- «Мне понравилось то, что … и потому, что …».
Ход анализа
I. Совещание с членами совета дела.
Во время сбора участников и их распределения по группам - микроколлективам, учителем проведено короткое совещание с членами совета дела по определению порядка предстоящей работы и в выборе варианта её проведения.
Педагог: Возможно несколько вариантов обсуждения подготовленных нами вопросов. Первый: вопросы обсуждаются последовательно. Сначала все по очереди высказываются по первому вопросу, затем по следующему. Второй: вопросы обсуждаются одновременно. Первый вариант предполагает более четкий и обстоятельный анализ, но требует больших затрат времени. Второй – проходит быстрее, но требует от участников большего терпения и внимательности. Возможен и вариант объединения вопросов на несколько групп.
Выбор варианта работы.
II. Обсуждение.
1. Староста: Ребята, мы сегодня собрались для проведения коллективного анализа нашего очередного творческого дела – топонимического похода. При обсуждении его, совет дела, предлагает Вам ответить на следующие две группы вопросов:
Первая: 1). Что было хорошего … и почему это так получилось?
2). Что было плохого … и почему это так получилось?
3). Что необходимо будет нам учесть в будущем?
Вторая:
4). Как работали участники краеведческой и хозяйственной групп?
5). Как справился со своей задачей совет дела?
6). Какие у Вас будут предложения, которые следует учесть при подготовке последующих коллективных творческих дел?
Обращаю Ваше внимание на памятку «Общие правила анализа дела», помещенную на доске:
- сначала вопросы обсуждаются в группах (микроколлективах), а потом их представители высказывают общее мнение группы всем собравшимся;
- в группе разговор ведет член совета дела (или выбранный руководитель);
- сначала выбирается тот, кто будет выступать с общим мнением, затем каждый поочередно высказывает свои суждения, а выступающий фиксирует их;
- начинать говорить лучше с положительного: сначала отметить достижения, а потом остановиться на ошибках;
- после того, как выступил представитель группы, другие её члены могут при желании дополнить его;
- члены групп могут задавать вопросы друг другу;
- в своих высказываниях не нужно заново повторять то, что уже сказали другие, можно просто согласиться с ними;
- когда кто-то говорит, все внимательно слушают.
Также, для более точных ответов на поставленные вопросы, мы рекомендуем Вам пользоваться предложенными схемами ответов, также представленными на доске и на карточках, находящихся на ваших рабочих столах.
2. Работа в группах.
3. Обсуждение результатов групповой работы.
Староста: Итак, закончилось отведенное для групповой работы время, и я попрошу выступить представителей групп.
Выступления представителей групп.
4. Подведение итогов.
Староста: Я хочу всех Вас поблагодарить за активное участие в коллективном анализе нашего похода. Все замечания, поступившие в адрес Совета дела, без сомнения, будут учтены в последующих походах и коллективных творческих делах.
5. Приведение в порядок места проведения собрания.