Цель: формирование лексико-грамматической категорий и связной речи у воспитанников старшего дошкольного возраста на материале лексической темы: «Великая Отечественная война».
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- уточнять, расширять и активизировать словарный запас по теме «Великая Отечественная война»;
- продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- формировать лексико-грамматические навыки: усвоение категорий именительного, творительного падежей; обогащение словаря признаков; умение строить грамматически верно оформленные предложения и фразы;
- закреплять навык слогового анализа слов;
- развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты с опорой на мнемотаблицу.
коррекционно-развивающие:
- развивать связную речь; чувство ритма и темпа; слуховое, зрительное внимание; фонематические процессы; мышление; память; интонационную выразительность, пластичность; творческое воображение; общую моторику; выразительность движений; формировать правильную осанку; ловкость, быстроту, равновесие.
коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать уважение и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов: к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени. Приобщать воспитанников к истории;
- воспитывать духовно-нравственную личность, достойных будущих граждан России, патриотов своего отечества;
- продолжать воспитывать умение быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения; воспитывать умение контролировать речь, желание говорить четко и правильно, давать развернутый ответ;
- прививать интерес детей к художественной литературе; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги;
- воспитывать эстетическое восприятие, художественный вкус, усвоение детьми гендерного поведения, отзывчивость;
умение правильно ощущать и принимать правильную осанку;
- воспитывать стремление использовать гаджеты в развивающих целях.
Предполагаемый результат:
-у воспитанников обогатится словарный запас по данной теме, усовершенствуются речевые навыки; появится интерес к художественной литературе;
- расширятся знания по истории родной страны; проявится интерес к познанию настоящего и прошлого Отечества;
- произойдет усвоение норм и ценностей: станут главными понятие жизнь, любовь к близким, доброта, помощь, чувство благодарности, уважения к людям, защищавшим Родину и др.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне;
- разучивание песен, стихов;
- проведение бесед с детьми о Великой Отечественной войне, о героях и ветеранах ВОВ;
- просмотр роликов, видеофильмов, мультфильмов о ВОВ;
- изготовление поделок на военные темы в подарок ветеранам;
- посещение Обелиска и возложение цветов у вечного огня.
Образовательная область: речевое развитие.
Виды деятельности: игровая, интеллектульно-познавательная, коммуникативная, музыкальная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое.
Форма образовательной деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и воспитанников.
Форма организации детей: групповая (фронтальная), подгрупповая, индивидуальная.
Методы и приемы:
Игровые: сюрпризный момент, игры, игровые упражнения, воображаемая ситуация.
Наглядно-демонстрационные: наблюдение, использование ТСО, просмотр мультимедийных пособий, рассматривание мнемотаблицы.
Словесные: инструкции, объяснение, беседа, рассказ педагога, речевые игры, поощрение, чтение художественной литературы, стихотворение, слушание музыки и песен, ответы детей, пересказ художественного произведения, вопросы педагога, оценка ответов детей
Практические: дидактические, словесные игры, пересказ с исползованием мнемотабицы игры, выполнение танцевальных упражнений.
Материал и оборудование:
мнемотаблица к рассказу А. Митяева «Мешок овсянки», атрибуты (цветы, флажки, ленточки) по количеству детей, мольберт, конверт, QR коды, планшет (смартфон) с установленным приложением для считывания QR- кода, интернет, ноутбук, колонки, проектор, скамейки (2шт.), фотографии прадедов и родственников, воевавших в Великой Отечественной войне.
Презентация, видеоролики «Говорит Москва…», «Сокровище времен Блокады Ленинграда», «И все о той весне…»
Музыкальное сопровождение: «Вальс Победы» (музыка А. Варламова, слова Р. Паниной), «Главный праздник» (С. Губанова, В. Лапокин), аудиозапись: звуки природы и треск костра, метроном, запись с голосом немецкого солдата.
Место проведения: музыкальный зал.
Ход развлечения :
1.Дети в военной форме с георгиевскими ленточками на груди. В руках флажки, цветы (гвоздики), цветные ленточки.
Под песню «Главный праздник» дети, маршируя, входят в музыкальный зал. Выполняют перестроение через центр по одному, по два, по четыре. Стоя в четырех колоннах, выполняют танцевально-спортивные движения с флажками, цветами, ленточками.
1 ребенок:
«День победы» (Н. Томилина)
День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
2 ребенок:
Героям Победы — спасибо! (Ольга Маслова, г. Санкт-Петербург)
Спасибо героям,
Спасибо солдатам,
Что мир подарили,
Тогда — в сорок пятом!
Вы кровью и потом
Добыли победу.
Вы молоды были,
Сейчас — уже деды.
Мы эту победу —
Вовек не забудем!
Пусть мирное солнце
Сияет всем людям!
Пусть счастье и радость
Живут на планете!
Ведь мир очень нужен —
И взрослым, и детям!
Садятся на стульчики
2. Сценка о войне
На сцене сидят старушка и ее внуки. В руках она держит фотографию, и бережно ее протирает.
Внук 1, указывая на фото: Бабушка, а кто это? Расскажи!
Внук 2: Это ты и твои друзья?
Старушка улыбается и кивает головой.
Внуки хором: Ух, ты! Такое старое фото!
Они восхищенно разглядывают людей на снимке.
Старушка: Вот в серединке я, смотрите.
Выбегает девушка в красивом платье и останавливается посреди сцены, копируя изображение.
Внуки: Ты такая красивая!
Старушка улыбается: Вот рядом мой лучший друг Алексей. Мы вместе учились. Он был самым сильным мальчиком в нашем классе!
Юноша выходит на сцену и становится справа от девушки.
Внук 1: А рядом кто?
Внук 2: Его невеста?
Старушка: А это Леночка, соседка моя. Любила Лешку сильно-сильно! Как и он ее.
Выходит Лена и берет парня за руку. Они смущенно переглядываются и замирают.
Внук 1: А этот мальчик такой плечистый!
Внук 2: Боксер! Нет, каратист!
Старушка смеется: Саша был футболистом. Учился плохо, зато как хорошо играл! Никому за ним не угнаться было.
Саша выбегает в спортивной форме и опускается на корточки перед ребятами с фото.
Внук 1: Эти девочки, наверное, сестры.
Внук 2: Не разлей вода, как мы! (дает пять первому)
Старушка: Верно. Катя и Соня – сестрички, с пеленок были дружны. Все делали вместе. Я даже немножко завидовала.
Сестры под ручку выходят, встают слева от девушки и обнимаются. Все персонажи с фотографии стоят неподвижно.
Внуки: А где они сейчас? Вы дружите?
Старушка недолго молчит, а потом неуверенно кивает.
Алексей и Лена отходят в сторону. Она обнимает его за шею.
Старушка: Леша с Леночкой поженились. Счастливо живут, детей растили вместе, а сейчас и внучков.
Сестры отходят в другую сторону и надевают друг другу шапочки медсестер.
Старушка: Катя с Соней окончили медицинский университет! Хорошие врачи, в одну больницу устроились.
Саша встает, на сцену выбегает человек с медалью и надевает ее на спортсмена.
Старушка: Сашка, конечно, ушел в спорт. Многого добился, как и мечтал.
Внук 1: Вот это круто!
Внук 2: Позови их всех в гости!
Голос из-за кулис: Дети, идите кушать!
Старушка: Хорошо. А вы бегите за стол, родители зовут.
Внуки убегают, а бабушка встает со стула и подходит к ребятам с фото. Те занимают первоначальные позиции и ждут.
Старушка: Все могло быть так, если бы не пришла война. В тот год мы только окончили школу, красивый был выпускной. А потом объявление войны!
Включается громко грустная музыка, а потом затихает и играет на фоне.
Старушка: Сначала погибла Лена. Для Леши это был удар.
Девочка поворачивается спиной к зрителям, а Алексей закрывает лицо руками.
Старушка: Сестры ушли друг за другом, теперь похоронены рядом.
Катя и Соня тоже отворачиваются, обнимаясь.
Старушка: Саша не перенес ранения. Погиб в лазарете…
Саша встает, подходит к сестрам и поворачивается к зрителям спиной.
Старушка: Один лишь Леша сражался из последних сил. Мстить хотел за любимую и за друзей. Не дожил совсем чуть-чуть! Погиб в конце 44-го.
Юноша тоже отворачивается. Остается одна девушка в центре. Она делает шаг вперед и грустно опускает голову.
Старушка с горечью в голосе: Осталась только я. И я живу за всех, мои ребятки. Вас страна никогда не забудет!
Логопед. Все могло быть так, если бы не пришла война…
Что такое война?
Ответы детей: Война – это борьба, когда враг нападает, а защитники освобождают свою землю от врагов; война – это горе и страх; разруха и смерть; слезы, потери и др.
Логопед. Неожиданно воскресным летним утром, 22 июня 1941 года рано в 4 часа утра, когда люди занимались своими обычными делами: отдыхали, радовались солнышку и теплу, раздался внезапный гул самолетов. Они все ближе, вот уже с грохотом рвутся бомбы. Так на нашу страну напал враг - фашистская Германия. Гитлеровские войска без предупреждения вторглись в нашу страну. На защиту Родины поднялись и стар и млад. Многие уходили на фронт прямо со школьной скамьи.
Началась Великая Отечественная Война…
Включается видеоролик с голосом Левитана о нападении Германии и начале Великой Отечественной войны. «Говорит Москва…»
Логопед: Да, это была очень страшная, кровавая война, которая продолжалась долгие годы. Фашисты хотели захватить нашу страну, поработить наш народ, но у них ничего не получилось. Целых четыре года день за днём, месяц за месяцем, год за годом сражался наш народ с фашистской армией. И, наконец, одержал победу. Ради своих детей, внуков и правнуков, сражаясь за свободу России и всего мира, наши деды и прадеды воевали в рядах красной армии Эта война унесла много жизней, многие сложили головы на полях боевой славы. Благодаря их подвигу мы живем. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, и быть счастливыми! Давайте почтим память всех героев – победителей минутой молчания.
Объявляется минута молчания (Все встают). Звучит метроном.
Логопед. 9 Мая, наша страна будет отмечать великий праздник – День Победы.
- Кто защищал нашу Родину? (солдаты, прадеды…)
Солдаты были какие? (отважные, храбрые, смелые, сильные).
- С кем воевал наш народ? (С фашистами, врагами)
- Что хотели сделать фашисты с нашей страной? (Фашисты хотели захватить нашу страну, уничтожить людей).
Логопед. Сегодня я предлагаю вам на один день стать бойцами, солдатами. Перед вами будут поставлены боевые задачи, которые нужно будет выполнить. Вы готовы выполнять боевые задачи?
Дети: Да
Логопед. Итак, вперёд…У меня в руках конверт с сургучной печатью, в котором лежат зашифрованные задания. Они зашифрованы для того, чтобы наши враги не смогли узнать секретную военную информацию. Наша задача расшифровать и выполнить задания.
Логопед достает из конверта первое задание
1. Игровое упражнение «Военный телеграф» (по подгруппам)
Нам нужно передать пароль (секретное слово) по телеграфу в другой штаб. Но пароль зашифрован и мы не знаем, что это за слово.
На листе бумаги секретный код. Нам нужно его расшифровать с помощью планшета и увидеть картинку.
Логопед с воспитанниками с помощью планшета считывает QR код, называет слово по слогам и дети по цепочке повторяют это слово.
Логопед. Я буду называть слово, а вы будете по очереди его передавать по телеграфу в другой штаб. Педагог первым произносит по слогам слово и сопровождает его хлопками. (Танк, солдат, самолет, пограничник).
2. Игровое упражнение «Азбука Морзе». [Развитие чувства ритма.]
Логопед. Моряки - радисты, передают сообщения азбукой Морзе. Сейчас вы все станете радистами и будете отстукивать разные сообщения. Логопед вместе с детьми с помощью планшета считывают QR код.
Логопед прохлопывает ритмы, а дети повторяют ритм, который они считали с QR кода. (III-ii-III II-iii-II iii- II-ii ii-IiI-i).
3. Игровое упражнение «Найди ошибку и исправь ошибку» Правильно ли говорит немецкий солдат по-русски. Включается аудиозапись с голосом немецкого солдата. Дети слушают и составляют предложение правильно
(Мы Покидать Страна Ваш. Русский победила армия. Немцы война проиграть. Русский солдат сдаваться не плен в).
4.Физминутка «Военная тревога».
Дети под музыку передвигаются подскоками по залу. По сигналу «Боевая тревога», дети - «моряки» быстро садятся в «лодку»- скамейку, и имитируют «греблю» веслами, едем на «боевое задание». Игра повторяется 2-3 раза.
Логопед. Город Ленинград немцы взяли в кольцо и 900 дней люди оставались без еды. Как вы думаете, что считалось настоящим сокровищем в блокадном Ленинграде? (Ответы детей).
Логопед. Правильный ответ вы узнаете из этого ролика.
5. Ролик «Сокровище времен блокады Ленинграда».
Посмотрите, как бережно хранили во время войны самый маленький кусочек хлеба. Он дал людям возможность выжить во время голода. Есть было нечего и еда была на вес золота.
6.Пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок. Подготовка детей к восприятию нового произведения. Первичное чтение.
Логопед. Сегодня на занятии мы познакомимся с рассказом А. Митяева «Мешок Овсянки». Эта история произошла во время Великой Отечественной войны. (Рассказ А. Митяева дан в сокращении)
Чтение рассказа педагогом
Осенью шли долгие холодные дожди.
С подвозом еды стало очень плохо. В солдатской кухне повар каждый день варил только суп из сухарей: в горячую воду сыпал сухарные крошки и заправлял солью.
В такие-то голодные дни солдат Лукашук нашёл мешок овсянки.
– Ну и находка! – обрадовались солдаты. – Будет пир горой… Кашу сварим!
Один побежал с ведром за водой, другие стали искать дрова, а третьи уже приготовили ложки.
Вдруг в траншею спрыгнул незнакомый солдат. Был он худой и рыжий
– Эй, братва! – крикнул он, простуженным голосом. – Давай мешок сюда! Не клали – не берите.
Он всех удивил своим появлением, и мешок ему сразу отдали, потому что солдаты перед атакой вещевые мешки оставляли в окопах.
Началось большое наступление, во время которого Лукашука ранило. Пуля попала ему в грудь. Он упал и потерял сознание.
Лукашук очнулся от того, что санитар перевязывал рану. Потом он положил солдата в фанерные саночки. Когда солдата привезли в госпиталь, он увидел, что его саночки тащили три собаки, которые очень устали и лежали в снегу.
К собакам подошёл санитар. В руках у него была каска, полная овсяной каши. И тут Лукашук вспомнил, где видел его. Это же он тогда спрыгнул в траншею и забрал у них мешок овсянки.
Овсянку - собаки съели. Зато довезли тебя в срок. Жить будешь! Сказал санитар.
7. Словарная работа.
Логопед. В этом тексте были сложные слова. Может кто - то знает, что они означают?
Траншея - длинная канава глубиной в рост человека, где от противника прятались бойцы. (Показ слайда на компьютере)
Вещмешок – рюкзак бойца для переноски своих вещей.
Санитар – помощник доктора, который на поле боя оказывает первую помощь раненым.
Наступление (войск)- нападение на врага.
Повторение сложных слов хором по отдельности.
8. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
9. Беседа по содержанию рассказа. Ответы на вопросы. Заполнение мнемотаблицы.
• В какое время года происходит действие в рассказе? Какая была погода? (Педагог заполняет мнемотаблицу № 1)
Д. Это происходило осенью. Погода была холодная и дождливая. (Инд. ответы).
• Из чего варил суп повар? Как он это делал? (Педагог заполняет мнемотаблицу № 2)
Д. Повар сыпал в горячую воду крошки от сухарей и солил. (Инд. ответы).
• Что нашел солдат Лукашук? (Педагог заполняет мнемотаблицу № 3).
Д. Солдат нашел целый мешок овсянки. (Инд. ответы).
• Что неожиданно произошло? Почему Лукашук вернул находку? (Педагог заполняет мнемотаблицу № 4 в таблицу).
Д. В траншею спрыгнул другой солдат и забрал мешок с овсом – это был его мешок. (Инд. ответы).
• Куда пошел Лукашук с бойцами? (Педагог заполняет мнемотаблицу № 5 в таблицу).
Д. Лукашук с бойцами пошел в наступление на врага. (Инд. ответы).
• Что случилось с Лукашуком во время наступления? (Педагог заполняет мнемотаблицу № 6 в таблицу).
Д. Его ранило пулей в грудь, он упал и потерял сознание. (Инд. ответы).
• Кого увидел солдат, когда очнулся? (Педагог заполняет мнемотаблицу № 7 в таблицу).
Д. Он увидел рыжего солдата, который забрал мешок с овсом. (Инд. ответы).
• Для кого была нужна овсянка? Зачем?
Д. Овсянка нужна была для собак. Во время войны собаки использовались для вывоза раненых с поля боя. (Инд. ответы). (Педагог заполняет мнемотаблицу № 8 в таблицу).
10. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора.
Логопед: ребята, послушайте, пожалуйста, еще раз рассказ и постарайтесь запомнить важные события в нем.
11. Пауза для подготовки детей к ответам для запоминания текста (несколько секунд). Напомню наше правило: громко, чётко, говорим, никогда мы не спешим.
12. Пересказ по частям. (3-5 человек).
13. Итог. Рефлексия.
Логопед: Молодцы ребята, вы составили хорошие рассказы. Какие качества необходимы для защитника Отечества?
Д. Любовь к Родине, смелость, сила, ловкость и т.д. (Инд. ответы).
Логопед. Молодцы, ребята! Сегодня мы справились со всеми боевыми задачами.
По вечерам солдаты садились, чтобы отдохнуть, поесть и погреться возле костра
Я хочу угостить вас той самой настоящей солдатской кашей из котелка. Под аудиозапись звуки природы и треск костра ребята пробуют солдатскую кашу.
14. Беседа «Вечный огонь».
Прошло семьдесят пять лет с той страшной поры, когда напали на нашу страну
фашисты. День Победы. Это «радость со слезами на глазах» — так сказал один поэт. И действительно, в этот день и радость, и скорбь рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. Вспомните добрым словом своих прадедов, всех тех, кто принёс нам победу. В память о них зажжён и всегда будет гореть вечный огонь, у подножия будут лежать цветы.
(Показ слайда: вечный огонь).
Под песню «Вальс Победы» дети исполняют танец с лентами, цветами, флажками
7. Акция «Бессметный полк». Под видеоролик «И все о той весне…» дети проходят колонной с фотографиями своих родственников — ветеранов Великой Отечественной войны
Организованный выход из музыкального зала.