Цель: Патриотическое воспитание учащихся.
Задачи: В сценической форме подготовить окончание спектакля.
I. Вступительная часть.
(На сцене портрет Александра Матросова, фотография памятника, чтецы).
1 чтец: Я не ходил в последний бой…
…Разящий дот, закрыв собой,
Меня от смерти спас Матросов.
Он глянул в лютые глаза,
И смерть глумиться перестала.
И вот, как 75* лет назад,
Идет в атаку…с пьедестала.
2 чтец: В Великих Луках есть музей,-
Военных лет, читая главы,
Проходят тысячи людей
Дорогой комсомольской славы.
Так, по-мальчишески просты,
На нас глядят с портретов лица.
А им бы, павшим, жить, трудиться,
Смеяться, детвору растить.
Но – юные – уходят в бой,
На смерть,
В бессмертные атаки,-
Собою, подрывая танки
И прикрывая нас собой…
Уходит в летопись война,
А в памяти – гудит до боли.
Стоит в музее тишина.
Как у Чернушки после боя.**
1 чтец: Крылатой легендой в 1943 году облетела всю страну весть о геройском подвиге рядового Александра Матросова. Невысокий голубоглазый юноша – гвардеец в 19 лет стал любимым героем всей нашей молодежи, всех советских воинов. Дата, связанная с его подвигом, навсегда запомнилась фронтовикам.
2 чтец: 23 февраля, в день Красной Армии, рядовой Александр Матросов в решительную минуту боя с фашистами за деревню Чернушки пожертвовал собой во имя успеха наступления своего подразделения. Он прорвался к вражескому дзоту и своим телом закрыл его амбразуру, заглушив огонь пулемета. Как маяк славы вознеслось имя простого солдата над страной.
1 чтец: 19 июня Михаил Иванович Калинин подписал Указ о присвоении Александру Матросову звания Героя Советского Союза: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство».
8 сентября вышел приказ Верховного Главнокомандующего, навсегда увековечивший память о солдате в армии и на флоте:
«1. 254-му гвардейскому стрелковому полку 56-й гвардейской стрелковой дивизии присвоить наименование «254-й гвардейский стрелковый полк имени Александра Матросова.
2. Героя Советского Союза гвардии рядового Александра Матросова зачислить навечно в списки 1-й роты 254-го гвардейского полка имени Александра Матросова.».
2 чтец: объявляет минуту молчания и включает метроном.
* * *
1 чтец: Нет,
Не до седин,
Не до славы
Я век свой хотел бы продлить,
Мне б только
До той вон канавы
Полмига,
Полшага прожить:
Прижаться к земле
И в лазури
Июльского ясного дня
Увидеть оскал амбразуры
И острые вспышки огня.
Мне б только
Вот эту гранату,
Злорадно поставив на взвод,
Всадить её,
Врезать, как надо,
В четырежды проклятый дот,
Чтоб стало в нем пусто и тихо,
Чтоб пылью осел он в траву!
Прожить бы мне эти полмига,
А там я сто лет проживу!***
II. Саморазвивающийся спектакль.****
Первое действие.
(На сцене ученики - старшеклассники перед уроком, несколько школьных парт).
Костя: Ну что с Катькой?
Леша: Отстань, это не твое дело.
Костя: Уступаю ему девчонку, у него ничего не выходит, а он меня же «посылает»! Слушай: родители уехали на два дня, сегодня после этого дурацкого митинга приглашаю Катьку к себе, если она идет – считаю себя свободным от всяких обязанностей перед тобой.
(Костя уходит, Леша бросается за ним).
Ира: Ну, как у тебя с Лешкой?
Катя: А что?
Ира: Это они сейчас из-за тебя ссорятся?
Катя: Ну и пусть!
Ира: Лешка мне самой не нравится, но Костю я бы гнала в шею.
Катя: Гони.
Ира: На твоем месте.
Катя: На своем месте я сама разберусь.
Ира: Ну как знаешь. Кто от вас будет выступать на митинге?
Катя: Почему «от вас»? Ты что в нашем классе уже не учишься?
Ира: Учусь, учусь, но буду выступать как представитель Совета школы.
Катя: Костя будет держать речугу.
Ира: И всё?
Катя: Ну и я стихи прочту. Вчера целый вечер репетировала. У всех голова разболелась от военно-патриотического творчества. Хочешь послушать?
Ира: Давай.
Катя: (читает, ерничая и кривляясь) «Стала ты под пыткою Татьяной, босиком в одной рубашке рваной…».
Ира: (перебивает) Не слишком смешно! Так и будешь на митинге?
Катя: Что я – дура?
Ира: Военрук идет, по местам.
Павел Александрович: (входит) Не слышу команды!
Дежурный: Смирно! Товарищ преподаватель класс к уроку начальной военной подготовки готов. Отсутствуют трое, по болезни. Дежурный по классу Федор Ромашов.
П.А.: Здравствуйте, товарищи!
Класс: Здравствуйте.
П.А.: Вольно!
Дежурный: Вольно!
П.А.: Кто доложит тему урока?
Дежурный: Я!
П.А.: Что – я?
Дежурный: Виноват, разрешите?
П.А.: Разрешаю.
Дежурный: Есть. Тема сегодняшнего урока: «Героизм и мужество советских воинов в Великой Отечественной войне».
П.А.: Садись! (дежурный садится)
П.А.: Отставить! (дежурный встает)
Дежурный: Есть. (садится)
П.А.: Хорошо. О героизме и мужестве советских людей в Великой Отечественной войне нам доложит…
Костя: Можно?
П.А.: Можно у тети Вали в столовой добавку просить.
Костя: Виноват, разрешите?
П.А.: Да.
Костя: Есть. (четким шагом выходит вперед и бойко и страстно рассказывает, так, что лучше бы не рассказывал).
…22 февраля во втором батальоне накануне боя состоялось комсомольское собрание, на котором выступал и Александр Матросов. Призывая отметить наступающий день Красной Армии боевыми успехами, он сказал:
- Я буду драться с фашистами, пока мои руки держат оружие, пока бъется мое сердце. Я клянусь, что буду драться с фашистами как подобает комсомольцу, презирая смерть, во имя нашей Родины!
Его сердце было полно ненависти к врагу, который принес нашему народу столько горя, полно боли от того, что ему пришлось увидеть, В одном из писем своим воспитателям он писал: «…Вы и представить себе не можете, что творили на русской земле эти гады… Я видел колодец, в который фашистами – извергами было сброшено 16 детей в возрасте до 12 лет. Я видел обгорелый каменный склад, где они заживо сожгли 265 женщин, стариков и детей… Вот если бы удалось мне добраться до Берлина и поймать Гитлера, я ему отомстил бы за все это».
Утром 23 февраля начался бой. В 11 часов 15 минут Матросов совершил подвиг у деревни Чернушки, выполнив свою клятву. После боя товарищи с почестями похоронили героя у деревни Чернушки. Позднее его тело перенесли в город Великие Луки. На его могиле теперь стоит бронзовый памятник работы известного скульптора Е.В. Вучетича.*****
П.А.: Вопросы есть?
Леша: Есть вопросы! А была на фронте трусость?
Костя: Павел Александрович, разрешите ответить?
П.А.: Нет, Викторов, за сколько замечаний у нас покидают класс?
Леша: За два?
П.А.: Делаю вам первое. Садитесь.
Леша: Есть.
П.А.: Кто ещё доложит о героизме советских воинов в Великой Отечественной войне?
Катя: Разрешите?
П.А.: Да!
Катя: (выходит и четко докладывает)
В январе 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали наступление на псковскую землю. В тесном взаимодействии с наступающими войсками Красной Армии партизаны наносили с тыла удары по коммуникациям врага и оказывали активное содействие воинским частям. В феврале 19444 года партизаны 6-й Ленинградской бригады и 9-й Ленинградской бригады вместе с частями Красной Армии освободили Плюсу. Партизаны 3-й бригады имени А.В. Германа, 7-й, 8-й, 1-й, 2-й, 10-й, 13-й партизанских бригад ещё до подхода советских войск уничтожили вражеские гарнизоны и освободили Карамышево, Новоселье, Павы и Дедовичи. В результате стремительного наступления советских войск и активных действий партизан в тылу врага с января по март 1944 года были освобождены 18 районов Псковщины. В июле 1944года перешли в наступление войска 1-го и 2-го Прибалтийского фронтов. Большую помощь им оказали 5-я. 4-я, 6-я, 3-я, 10-я, 11-я Калининские партизанские бригады.!8 июля 1944 года партизанская борьба была завершена и в южных районах Псковщины. 9761 партизан был награжден орденами и медалями, после войны, в 1965-1966 годах дополнительно были награждены ещё 1118 человек. 20 человек стали Героями Советского Союза.******
П.А.: Вопросы есть?
Леша: Есть! (внимательно смотрит на Катю)
Леша: Нет вопросов.
П.А.: Садись, Катя. Отлично. Кто ещё доложит о героизме советских воинов в Великой Отечественной войне?
Леша: Разрешите?
П.А.: ….Да.
Леша: Моя бабушка воевала.
Костя: А дедушка? (смех)
П.А.: Отставить смех.
Леша: Дедушку я не помню. А вот бабушка воевала. И она рассказывала, что мужества и героизма было много, иначе не победили бы. Но были и трусость, и предательство, и страх тоже был!
П.А.: Отставить измену, предательство, и страх, это другая тема.
Леша: Да, нет Павел Александрович, это таже тема. Когда не видишь труса, не видишь и героя. Так просто болтаешь… И в плен сдавались и потом против своих же шли…
П.А.: Садитесь, Викторов.
Леша: Я ещё не закончил.
П.А.: Хватит, уже все ясно.
Леша: Бабушка говорит, что если мы это забудем, если в нашем возрасте не доверяют про это говорить и думать, значит мы можем вырасти и трусами и предателями, потому что…
П.А.: Ты что, хочешь сказать, что мы вас растим предателями?
Леша: Честно надо про все говорить, все как было. А вы сами не знаете как было, Павел Александрович, потому что не воевали, а говорите только то, что можно нам знать. Вам легче, вы же обязаны только про героизм рассказывать, а совсем не обязаны растить из нас героев. Кто с вас за это спросит – никто!
П.А.: Выходит, я…
Леша: Выходит, что так! Я, наверное, уже получил второе замечание и должен выйти?
П.А.: Чем скорее, тем лучше…(звонок)
Дежурный: Смирно!
П.А.: До свидания, товарищи ученики.
Дети: до свидания.
Катя: (вскакивает на стул) У классного 6-й урок, поэтому на митинг пойдем сами. Цветы всем держать в руках! Возлагать пойдем, когда снимут покрывало, по моей команде. Выступать будут Костя и я. Вопросы есть?
Ромашов: А это надолго?
Катя: Считайте сами; сначала как всегда будет говорить директор трогательно и непонятно, потом непременно ветерана приволокут, кто-нибудь песенку споет, потом мы – минут 30-40.
Ромашов: Терпимо. Только никому не опаздывать, а то затянется, а у меня сегодня бокс.
Ира: Подумаешь, спортсмен.
Ромашов: Это тебе подумаешь, а моим родителям – 5 сотен на ветер.
Второе действие. (митинг)
Директор: Товарищи, у каждого из нас есть праздники. День рождения, памятные даты. Но есть праздники общие.… И вот сегодня, в день всенародного праздника, мы открываем у нас в школе мемориальную доску. Слово предоставляется нашему выпускнику, уважаемому ветерану И.П. Митину. Пожалуйста.
Ветеран: Ребята. (Не слушает никто) Я очень не хотел идти сюда. Я думаю, что стариков вообще надо хранить где-нибудь отдельно от молодых. В заповеднике, вместе с их воспоминаниями и ненужными вопросами. И все-таки пришел сюда. Чтобы сказать неправильные, наверное, слова. Ребята не надо открывать эту мемориальную доску. Не надо, потому что она не нужна. Но к памяти надо приходить…встречаться с ней по необходимости душевной, а не пробегая из физкультурного зала в столовую. А эта мемориальная доска, как бы она хороша ни была, через 3 дня станет, боюсь, для вас привычной… Это неосторожно и опасно.
Костя: Катя, какие планы на вечер?
Катя: Пока никаких.
Костя: Приглашаю на видео. Есть что посмотреть.
Катя: Хорошо, только ненадолго.
Директор: Право открыть мемориальную доску предоставляется…
Леша: Стойте! Нельзя! Этого нельзя делать! Неужели никто этого не понимает?
Третье действие.
(Окончание спектакля. Импровизация учащихся).
Комментарии
* У автора – «тридцать лет»
** Половников В. В музее Александра Матросова// Встречи. Книга литераторов Псковщины. -Л., 1974. с. 195-196.
*** Шубин П. Полмига // Даты: Сборник стихотворений/Сост., В. Карпенко. –М., 1979,, с.155.
****В основу положена пьеса: Адамский А. Ну и дела! //Коммунарский сбор…/Сост. Глухов О.А. Центр педагогических инициатив. Киров, 1990., с.12-17.
*****См.: Коваленко А. Великий рядовой// Бессмертные подвиги. –М., 1980, с.14-16.
******См.: Псковская область в истории СССР? Сост. П.А. Николаев, -Л., 1985, с.113-115.
Приложение №1.
Вопросы для обсуждения во время третьего действия спектакля.
Ведущие: Ребята, вы посмотрели два действия нашего спектакля, и его вариант окончания, предложенный учащимися – артистами, но спектакль у нас «саморазвивающийся» и в 3действии можете принять участие вы все.
1. Как бы повели себя Вы, если бы находились на этом митинге.
2. Как Вы считаете, почему Леша Викторов воспротивился проводимому мероприятию?
3. А как Вы считаете, нужна ли была эта мемориальная доска в школе? Как по- иному можно хранить память о войне и её участниках?
4. А нужно ли нам вообще помнить о той войне с фашистскими захватчиками?
5. Только ли о героизме нужно говорить, вспоминая войну, или нужно говорить и о предательстве, трусости и измене?
6. Каково ваше отношение к тем, кто сдавался в плен врагу, в безнадежной обстановке?
7. Как Вы считаете, в чем был прав или не прав Леша Викторов?