Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Сценарии к 23 февраля
  3. Сценарий «Саморазвивающийся спектакль «Великий рядовой»

Сценарий «Саморазвивающийся спектакль «Великий рядовой»

Описание сценария

Цель: Патриотическое воспитание учащихся.

Задачи: В сценической форме подготовить окончание спектакля.

I. Вступительная часть.

(На сцене портрет Александра Матросова, фотография памятника, чтецы).

1 чтец:  Я не ходил в последний бой…

…Разящий дот, закрыв собой,

Меня от смерти спас Матросов.

Он глянул в лютые глаза,

И  смерть глумиться перестала.

И вот, как 75* лет назад,

Идет в атаку…с пьедестала.

2 чтец: В Великих Луках есть музей,-

Военных лет, читая главы,

Проходят тысячи людей

Дорогой комсомольской славы.

Так, по-мальчишески просты,

На нас глядят с портретов лица.

А им бы, павшим, жить, трудиться,

Смеяться, детвору растить.

Но – юные – уходят в бой,

На смерть,

В бессмертные атаки,-

Собою, подрывая танки

И прикрывая нас собой…

Уходит в летопись война,

А в памяти – гудит до боли.

Стоит в музее тишина.

Как у Чернушки после боя.**

1 чтец: Крылатой легендой в 1943 году облетела всю страну весть о геройском подвиге рядового Александра Матросова. Невысокий голубоглазый юноша – гвардеец в 19 лет стал любимым героем всей нашей молодежи, всех советских воинов. Дата, связанная с его подвигом, навсегда запомнилась фронтовикам.

2 чтец: 23 февраля, в день Красной Армии, рядовой Александр Матросов в решительную минуту боя с фашистами за деревню Чернушки пожертвовал собой во имя успеха наступления своего подразделения. Он прорвался к вражескому дзоту и своим телом закрыл его амбразуру, заглушив огонь пулемета. Как маяк славы вознеслось имя простого солдата над страной.

1 чтец: 19 июня Михаил Иванович Калинин подписал Указ о присвоении Александру Матросову звания Героя Советского Союза: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство».   

8 сентября вышел приказ Верховного Главнокомандующего, навсегда увековечивший память о солдате в армии и на флоте:

«1. 254-му гвардейскому стрелковому полку 56-й гвардейской стрелковой дивизии присвоить наименование «254-й гвардейский стрелковый полк имени Александра Матросова.

2. Героя Советского Союза гвардии рядового Александра Матросова зачислить навечно в списки 1-й роты 254-го гвардейского полка имени Александра Матросова.».

2 чтец: объявляет минуту молчания и включает метроном.

*   *   *

1 чтец: Нет,

Не до седин,

Не до славы

Я век свой хотел бы продлить,

Мне б только

До той вон канавы

Полмига,

Полшага прожить:

Прижаться к земле

И в лазури

Июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только

Вот эту гранату,

Злорадно поставив на взвод,

Всадить её,

Врезать, как надо,

В четырежды проклятый дот,

Чтоб стало в нем пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траву!

Прожить бы мне эти полмига,

А там я сто лет проживу!***

II. Саморазвивающийся спектакль.****

Первое действие.

(На сцене ученики - старшеклассники перед уроком, несколько школьных парт).

Костя: Ну что с Катькой?

Леша: Отстань, это не твое дело.

Костя: Уступаю ему девчонку, у него ничего не выходит, а он меня же «посылает»! Слушай: родители уехали на два дня, сегодня после этого дурацкого митинга приглашаю Катьку к себе, если она идет – считаю себя свободным от всяких обязанностей перед тобой.

(Костя уходит, Леша бросается за ним).

Ира: Ну, как у тебя с Лешкой?

Катя: А что?

Ира: Это они сейчас из-за тебя ссорятся?

Катя: Ну и пусть!

Ира: Лешка мне самой не нравится, но Костю я бы гнала в шею.

Катя: Гони.

Ира: На твоем месте.

Катя: На своем месте я сама разберусь.

Ира: Ну как знаешь. Кто от вас будет выступать на митинге?

Катя: Почему «от вас»? Ты что в нашем классе уже не учишься?

Ира: Учусь, учусь, но буду выступать как представитель Совета школы.

Катя: Костя будет держать речугу.

Ира: И всё?

Катя: Ну и я стихи прочту. Вчера целый вечер репетировала. У всех голова разболелась от военно-патриотического творчества. Хочешь послушать?

Ира: Давай.

Катя: (читает, ерничая и кривляясь) «Стала ты под пыткою Татьяной, босиком в одной рубашке рваной…».

Ира: (перебивает) Не слишком смешно! Так и будешь на митинге?

Катя: Что я – дура?

Ира: Военрук идет, по местам.

Павел Александрович: (входит) Не слышу команды!

Дежурный: Смирно! Товарищ преподаватель класс к уроку начальной военной подготовки готов. Отсутствуют трое, по болезни. Дежурный по классу Федор Ромашов.

П.А.: Здравствуйте, товарищи!

Класс: Здравствуйте.

П.А.: Вольно!

Дежурный: Вольно!

П.А.: Кто доложит тему урока?

Дежурный: Я!

П.А.: Что – я?

Дежурный: Виноват, разрешите?

П.А.: Разрешаю.

Дежурный: Есть. Тема сегодняшнего урока: «Героизм и мужество советских воинов в Великой Отечественной войне».

П.А.: Садись! (дежурный садится)

П.А.: Отставить!  (дежурный встает)

Дежурный: Есть. (садится)

П.А.: Хорошо. О героизме и мужестве советских людей в Великой Отечественной войне нам доложит…

Костя: Можно?

П.А.: Можно у тети Вали в столовой добавку просить.

Костя: Виноват, разрешите?

П.А.: Да.

Костя: Есть. (четким шагом выходит вперед и бойко и страстно рассказывает, так, что лучше бы не рассказывал).

…22 февраля во втором батальоне накануне боя состоялось комсомольское собрание, на котором выступал и Александр Матросов. Призывая отметить наступающий день Красной Армии боевыми успехами, он сказал:

- Я буду драться с фашистами, пока мои руки держат оружие, пока бъется мое сердце. Я клянусь, что буду драться с фашистами как подобает комсомольцу, презирая смерть, во имя нашей Родины!

Его сердце было полно ненависти к врагу, который принес нашему народу столько горя, полно боли от того, что ему пришлось увидеть, В одном из писем своим воспитателям он писал: «…Вы и представить себе не можете, что творили на русской земле эти гады… Я видел колодец, в который фашистами – извергами было сброшено 16 детей в возрасте до 12 лет. Я видел обгорелый каменный склад, где они заживо сожгли 265 женщин, стариков и детей… Вот если бы удалось мне добраться до Берлина и поймать Гитлера, я ему отомстил бы за все это».

Утром 23 февраля начался бой. В 11 часов 15  минут Матросов совершил подвиг у деревни Чернушки, выполнив свою клятву. После боя товарищи с почестями похоронили героя у деревни Чернушки. Позднее его тело перенесли в город Великие Луки. На его могиле теперь стоит бронзовый памятник работы известного скульптора Е.В. Вучетича.*****

П.А.: Вопросы есть?

Леша: Есть вопросы! А была на фронте трусость?

Костя: Павел Александрович, разрешите ответить?

П.А.: Нет, Викторов, за сколько замечаний у нас покидают класс?

Леша: За два?

П.А.: Делаю вам первое. Садитесь.

Леша: Есть.

П.А.: Кто ещё доложит о героизме советских воинов в Великой Отечественной войне?

Катя: Разрешите?

П.А.: Да!

Катя: (выходит и четко докладывает)

В январе 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали наступление на псковскую землю. В тесном взаимодействии с наступающими войсками Красной Армии партизаны наносили с тыла удары по коммуникациям врага и оказывали активное содействие воинским частям. В феврале 19444 года партизаны 6-й Ленинградской бригады и 9-й Ленинградской бригады вместе с частями Красной Армии освободили Плюсу. Партизаны 3-й бригады имени А.В. Германа, 7-й, 8-й, 1-й, 2-й, 10-й, 13-й партизанских бригад  ещё до подхода советских войск уничтожили вражеские гарнизоны и освободили  Карамышево, Новоселье, Павы и Дедовичи. В результате стремительного наступления советских войск и активных действий партизан в тылу врага с января по март 1944 года были освобождены 18 районов Псковщины. В июле 1944года перешли в наступление войска 1-го и 2-го Прибалтийского фронтов. Большую помощь им оказали 5-я. 4-я, 6-я, 3-я, 10-я, 11-я Калининские партизанские бригады.!8 июля 1944 года партизанская борьба была завершена и в южных районах Псковщины. 9761 партизан был награжден орденами и медалями, после войны, в 1965-1966 годах дополнительно были награждены ещё 1118 человек. 20 человек стали Героями Советского Союза.******

П.А.: Вопросы есть?

Леша: Есть! (внимательно смотрит на Катю)

Леша: Нет вопросов.

П.А.: Садись, Катя. Отлично. Кто  ещё доложит о героизме советских воинов в Великой Отечественной войне?

Леша: Разрешите?

П.А.: ….Да.

Леша: Моя бабушка воевала.

Костя: А дедушка? (смех)

П.А.: Отставить смех. 

Леша: Дедушку я не помню. А вот бабушка воевала. И она рассказывала, что мужества и героизма было много, иначе не победили бы. Но были и трусость, и предательство, и страх тоже был!

П.А.: Отставить измену, предательство, и страх, это другая тема.

Леша: Да, нет Павел Александрович, это таже тема. Когда не видишь труса, не видишь и героя. Так просто болтаешь… И в плен сдавались и потом против своих же шли…

П.А.: Садитесь, Викторов.

Леша: Я ещё не закончил.

П.А.: Хватит, уже все ясно.

Леша: Бабушка говорит, что если мы это забудем, если в нашем возрасте не доверяют про это говорить и думать, значит мы можем вырасти и трусами и предателями, потому что…

П.А.: Ты что, хочешь сказать, что мы вас растим предателями?

Леша: Честно надо про все говорить, все как было. А вы сами не знаете как было, Павел Александрович, потому что не воевали, а говорите только то, что можно нам знать. Вам легче, вы же обязаны только про героизм рассказывать, а совсем не обязаны растить из нас героев. Кто с вас за это спросит – никто!

П.А.: Выходит, я…

Леша: Выходит, что так! Я, наверное, уже получил второе замечание и должен выйти?

П.А.: Чем скорее, тем лучше…(звонок)

Дежурный: Смирно!

П.А.:  До свидания, товарищи ученики.

Дети: до свидания.

Катя: (вскакивает на стул) У классного 6-й урок, поэтому на митинг пойдем сами. Цветы всем держать в руках! Возлагать пойдем, когда снимут покрывало, по моей команде. Выступать будут Костя и я. Вопросы есть?

Ромашов: А это надолго?

Катя: Считайте сами; сначала как всегда будет говорить директор трогательно и непонятно, потом непременно ветерана приволокут, кто-нибудь песенку споет, потом мы – минут 30-40.

Ромашов: Терпимо. Только никому не опаздывать, а то затянется, а у меня сегодня бокс.

Ира: Подумаешь, спортсмен.

Ромашов: Это тебе подумаешь, а моим родителям – 5 сотен на ветер.

Второе действие. (митинг)

Директор: Товарищи, у каждого из нас есть праздники. День рождения, памятные даты. Но есть праздники общие.… И вот сегодня, в день всенародного праздника, мы открываем у нас в школе мемориальную доску. Слово предоставляется нашему выпускнику, уважаемому ветерану И.П. Митину. Пожалуйста.

Ветеран: Ребята. (Не слушает никто) Я очень не хотел идти сюда. Я думаю, что стариков вообще надо хранить где-нибудь отдельно от молодых. В заповеднике, вместе с их воспоминаниями и ненужными вопросами. И все-таки пришел сюда. Чтобы сказать неправильные, наверное, слова. Ребята не надо открывать эту мемориальную доску. Не надо, потому что она не нужна. Но к памяти надо приходить…встречаться с ней по необходимости душевной, а не пробегая из физкультурного зала в столовую. А эта мемориальная доска, как бы она хороша ни была, через 3 дня станет, боюсь, для вас привычной… Это неосторожно и опасно.

Костя: Катя, какие планы на вечер?

Катя: Пока никаких.

Костя: Приглашаю на видео. Есть что посмотреть.

Катя: Хорошо, только ненадолго.

Директор: Право открыть мемориальную доску предоставляется…

Леша: Стойте! Нельзя! Этого нельзя делать! Неужели никто этого не понимает?

Третье действие.

(Окончание спектакля. Импровизация учащихся).

Комментарии

* У автора – «тридцать лет»

** Половников В. В музее Александра Матросова// Встречи. Книга литераторов Псковщины. -Л., 1974. с. 195-196.

*** Шубин П. Полмига // Даты: Сборник стихотворений/Сост., В. Карпенко. –М., 1979,, с.155.

****В основу положена пьеса: Адамский А. Ну и дела! //Коммунарский сбор…/Сост. Глухов О.А. Центр педагогических инициатив. Киров, 1990., с.12-17.

*****См.: Коваленко А. Великий рядовой// Бессмертные подвиги. –М., 1980, с.14-16.

******См.: Псковская область в истории СССР? Сост. П.А. Николаев, -Л., 1985, с.113-115.        

Приложение №1.

Вопросы для обсуждения во время третьего действия спектакля.

Ведущие: Ребята, вы посмотрели два действия нашего спектакля, и его вариант окончания, предложенный учащимися – артистами, но спектакль у нас «саморазвивающийся» и в 3действии можете принять участие вы все.

1. Как бы повели себя Вы, если бы находились на этом митинге.

2. Как Вы считаете, почему Леша Викторов воспротивился проводимому мероприятию?

3. А как Вы считаете, нужна ли была эта мемориальная  доска в школе? Как по- иному можно хранить память о войне и её участниках?

4. А нужно ли нам вообще помнить о той войне с фашистскими захватчиками?

5. Только ли о героизме нужно говорить, вспоминая войну, или нужно говорить и о предательстве, трусости и измене?

6. Каково ваше отношение к тем, кто сдавался в плен врагу, в безнадежной обстановке?

7. Как Вы считаете, в чем был прав или не прав Леша Викторов?