ВИКТОРИНА «БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ».
Цели и задачи:
- образовательная – научить детей соблюдать следующие правила дорожного движения: ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам; закрепить представление детей о назначении светофора, о его сигналах;
- развивающая – развивать у детей сообразительность, любознательность и пытливость, способность работать в коллективе; речь, умение быстро и чётко формулировать свой ответ и делать выводы;
- воспитательная – воспитывать умение выслушивать своих товарищей, культуру поведения, такое качество личности, как сознательность.
Викторина проводится в виде игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?».
Участники викторины сидят за столом. На столе лежат вопросы в конвертах. Каждый конверт имеет свой номер. Участники вращают «ВОЛЧОК» по очереди. На какой конверт укажет стрелка, тот конверт они подают ведущему. Он зачитывает вопрос. Участники обдумывают ответ в течение определённого времени. В игре может участвовать две команды. Если одна команда даёт неправильный или неполный ответ, то другая команда или кто – либо из болельщиков могут сделать дополнения. Очко в таком случае засчитывается той команде, которая дала верный ответ, а болельщик имеет право отдать своё очко команде, за которую он болеет.
Здесь у нас идёт игра
Под названьем: «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?».
На вопрос, чтоб отвечать
Надо очень много знать.
Вопрос с друзьями обсудите,
Кто отвечать будет, решите,
Принять решенье не спешите
Приняли – руку поднимите.
Теперь ответ свой говорите.
Конверт №1
9 января 1683 года во время правления царей Иоанна и Петра Алексеевичей был издан указ, гласивший: «Великим государям ведомо учинилось, что многие учали ездить в санях на вожжах с бичами большими и, едучи по улице небрежно, людей побивают… А, ежели кто впредь, в противоположность указа, дерзнёт так резко, так резво и не смирно ездить и плетьми кого бить и лошадьми давить, таким по состоянию их вины чинёно будет жестокое наказание или смертельная казнь…».
Ведущий: Внимание! Вопрос, «О каких правилах идёт речь в данном указе?».
(О правилах уличного движения).
Конверт №2 Когда был издан первый советский декрет о правилах дорожного движения?
(16 июня 1920 года В.И.Лениным был подписан декрет, устанавливающий первые правила дорожного движения в Советском государстве. В декрете говорилось: «… Езда по левой стороне, обгон на узком месте и срезе углов, безусловно, запрещаются». Скорость движения транспорта была ограничена до 25 км/ч).
Конверт №3 Когда были введены в действия последние Правила дорожного движения?
(В июле 1994 года).
Конверт №4
Что означает слово «тротуар»?
(Слово тротуар – французского происхождения, означает «дорога для пешеходов).
Конверт №5
Что означает слово «светофор»?
(Слово состоит из двух частей: русского «свет» и «фор» - от греческого «форос» - «несущий» или «носитель». «Светофор» - носитель света).
Конверт №6
Внимание! Чёрный ящик! Вам следует отгадать, какой дорожный знак, в нём лежит.
Отчего бы это вдруг
Стрелки встали дружно в круг?
И машины друг за другом
Мчатся весело по кругу.
Что такое, в самом деле,
Словно мы на карусели!
- Мы на площади с тобой.
Здесь дороги нет прямой.
(Дорожный знак «Круговое движение).
Конверт №7
Блиц – турнир.
- Какие светофоры вы знаете?
(Трехсекционный, трёхсекционный с дополнительными секциями справа и слева,
пешеходный, светофор для ж/д. переездов).
- Какой сигнал светофора виден одновременно со всех сторон перекрёстка?
(Если светофор трёхсекционный, то виден жёлтый сигнал.).
- С какого возраста детям разрешается ездить на велосипеде по улицам и дорогам?
(С 14 лет, после получения удостоверения на право управлять велосипедом).
Конверт №8.
Как и где пешеходы обязаны переходить проезжую часть улицы?
(По подземным переходам, пешеходным мостикам, в местах, обозначенных разметкой или дорожным знаком «Пешеходный переход», а если их нет – на перекрёстках по линии тротуаров или обочин).
Конверт №9.
Какие правила необходимо соблюдать при движении по улице строем?
(Надо двигаться по правой стороне проезжей части не более чем в четыре ряда. Впереди и позади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в тёмное время суток и в других условиях недостаточной видимости – с зажжёнными фонарями: впереди – с белым, позади – с красным светом. Группы детей разрешается водить только по тротуару, пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочине).
Конверт № 10.
Где следует ожидать автобус, троллейбус, трамвай?
(Только на посадочных площадках, а где их нет – на тротуаре или обочин).
Конверт № 11. Как пешеходы должны переходить улицу на нерегулируемых перекрёстках?
(Пешеходы должны переходить проезжую часть только после того, как они оценят расстояние до приближающего транспорта и убедятся, что не создадут помех движению.)
Конверт № 12. Какие вы знаете сигналы регулировщика и каково их значение для пешеходов? Покажите некоторые из них.
(Если регулировщик обращён к транспорту и пешеходам боком, а руки вытянуты в сторону или опущены – пешеходам разрешается переходить улицу).
(Если регулировщик обращён к водителям и пешеходам грудью или спиной – движение пешеходов запрещается).
(Если регулировщик вытянул правую руку вперёд – пешеходам разрешается переходить улицу за спиной регулировщика).
(Если регулировщик поднял руку вверх – пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны закончить переход или остановиться на «островке безопасности», а при его отсутствии на середине проезжей части).
Конверт № 13.
БЛИЦ – ТУРНИР.
- По какой части улицы должны ходить пешеходы?
(По тротуару или пешеходным дорожкам.)
- Где должны ходить пешеходы вне населённых пунктов при отсутствии тротуара?
(Должны ходить по левому краю дороги навстречу движения транспорт.).
- Что называется перекрёстком?
(Перекрёстком называется территория, образуемая пересекающимися дорогами на одном уровне).
Конверт № 14.
Какие свойства у снежного сугроба?
(Он может помешать обзору и скрыть за собой машину, если сугроб большой, а рост пешехода маленький.).
Конверт № 15.
В чём польза и опасность вещей, которые несёшь с собой, когда переходишь улицу?
(Польза понятна, а опасность в том, что вещь можно уронить и из – за этого попасть под машину. Надо уметь надёжно носить разные предметы через дорогу, не ронять их.).
Конверт № 16.
В чём опасность обуви при переходе улицы?
(Опасность в том, что при скользкой подошве можно в неподходящий момент поскользнуться. Неплотная или небрежно надетая обувь может слететь совсем некстати).
Конверт № 17.
Музыкальная пауза.
(Группа детей танцуют танец под песню «Зелёный свет»).
Конверт № 18.
Музыкальная пауза.
ЧАСТУШКИ.
1. Тротуар – моя дорога.
Пешеходов мало ль, много,
Но держаться все должны
Только правой стороны.
2. Ничего опасней нет,
Чем бежать на красный свет.
И других волочить следом –
Это всё приводит к бедам.
3. Бьют по шайбе игроки,
Хоть вовсю гудят гудки.
Чем закончится игра –
Скоро скажут доктора.
4. Вместе с нами жди, дружок,
Будем осторожны.
Полосатый островок –
Островок надёжный.
5. Из ворот на самокате
Глупый Мишка лихо катит.
Есть на лбу у Мишки шишка –
Самоката нет у Мишки.
6. Перебегала курица,
Где попало улицу.
А теперь ходить ей тяжко,
Еле тащится бедняжка.
7. Как красивы перекрёстки-
С высоты моей взгляни:
Пешеходные дорожки,
Светофорные огни.
8. Перекрёстки, без сомненья,
Могут и красивей стать,
Если правила движенья
Каждый будет выполнять.
9. На проезжей части, дети,
Не играйте, в самом деле.
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.
10. Осторожно на дороге!
Берегите руки-ноги.
Помни правила везде,
А иначе быть беде!
(После выполнения всех заданий подводится итог викторины. В конце можно провести различные игры по выбору руководителя).