Государственное общеобразовательное автономное учреждение Амурской области «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»
(ГОАУ«Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»)
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения учителей коррекционного цикла Протокол № от « » августа 2024г. Руководитель МО_______ | СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического советаГОАУ "Свободненская (коррекционная) школа-интернат Протокол № от « » августа 2024г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная школа-интернат») ___________ Приказ № от « » августа 2024г |
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа
коррекционного курса
«Пространственное ориентирование и мобильность»
для обучающихся 5 «А» класса
на 2024 – 2025 учебный год
Программу составила:
учитель-дефектолог
г. Свободный, 2024 г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федеральной адаптированной общеобразовательной программы, на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат», а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной программе воспитания.
Данная программа соответствует психофизическим особенностям и индивидуальным возможностям слепых обучающихся и ориентирована на «зону ближайшего развития».
Форма работы с обучающимися с ОВЗ: индивидуальная.
Срок действия программы: 1 год.
Приобретение умений и навыков по ориентированию и мобильности является важнейшей частью элементарной реабилитации детей с нарушением зрения. Самостоятельность незрячего, его гражданская и социальная позиция во многом определяется тем, насколько он овладеет умениями и навыками ориентирования и мобильности.
Данная рабочая программа написана на основе учебно-методических пособий М. Н. Наумова «Обучение слепых пространственной ориентировке» и В. З. Денискиной «Обучение ориентировке в пространстве и мобильности учащихся специальной (коррекционной) школы незрячих детей», методического пособия Ю. И. Петрова «Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве». А также на основе учебной программы по ориентировке в пространстве для учащихся под редакцией Л. И. Плаксиной Институт Коррекционной Педагогики и учебных программ учителей М. В. Венедиктовой Нижний Новгород, программы под редакцией В. А. Феактистовой «Обучение ориентировке в пространстве слепых младших школьников».
В учебном плане Ориентировка в пространстве занимает важное место, предназначена для школ III -IV вида, в которых обучаются дети с глубокими зрительными патологиями. Для детей с глубоким нарушением зрения разработаны адаптированные учебники и учебные пособия. Они напечатаны рельефно-точечным шрифтом Брайля и содержат иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом на плоскости; внесены определенные изменения в методический аппарат учебников и учебных пособий, который позволяет незрячим школьникам лучше ориентироваться в учебном материале.
Место предмета «Пространственное ориентирование и мобильность» в учебном плане
В учебном плане школы ориентировка в пространстве включена в раздел коррекционные курсы. Занятия по ориентировке в пространстве в 5 классе проводятся по 1 часу в неделю, всего 34 учебных часа в год. Продолжительность одного занятия по ориентировке в пространстве составляет 30 минут.
Учебный план
Учебный курс | часов в неделю | четверти | I полугодие | четверти | II полугодие | год | ||
I | II | III | IV | |||||
Основы пространственной ориентировки | 1 | 8 | 7 | 15 | 11 | 8 | 19 | 34 |
Общая характеристика учебного предмета «Пространственное ориентирование и мобильность»
Современное школьное образование выполняет важнейшие коррекционные, обучающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью многостороннего развития ребенка с нарушением зрения. Рабочая программа по ориентировке в пространстве направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении окружающего мира и способов его познания. Оказание помощи и поддержки детям с нарушением зрения в приобретении ими умений и навыков по ориентировке в пространстве. Специфика предмета «Ориентировка в пространстве» состоит в том, что данный предмет включает в себя две взаимодополняющих друг друга системы - ориентирование и мобильность. Ориентирование – это умение установить и сохранять осознание собственного местоположения в пространстве с помощью сбора и интерпретации информации, полученной через систему органов чувств. Мобильность – передвижение в пространстве безопасным и эффективным способом.
Целью предмета является:
Формирование у школьников с нарушением зрения умений и навыков определения своего местоположения в пространстве, и способностей самостоятельного передвижении с помощью и без вспомогательных средств, в знакомом и незнакомом пространстве, в помещении и на улице.
Задачи:
Формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности по ориентировке в пространстве.
Развитие у учащихся сенсорной сферы восприятия информации окружающего пространства.
Развитие пространственного мышления.
Овладение умениями и навыками использования трости.
Владение практическими навыками ориентирования и мобильности в малом и большом пространстве (в общественных учреждениях, в городе, в парке).
Развитие умений и навыков использования общественного транспорта.
Владение первичными навыками работы на брайлевской пишущей машинке MountbattenWriter, на портативном компьютере с вводом/выводом шрифта Брайля и синтезатором речи, навыком работы с устройством OptelecClearReader для распознавания и воспроизведения текста.
Обучение учащихся способами взаимодействия с окружающими в помещениях общественного назначения и на улице.
Результаты освоения программы.
Личностные результаты освоения программы отражают:
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми (с нарушением зрения и без нарушения зрения) в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Результатами реализации модуля «Школьный урок» программы воспитания ГОАУ Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» являются:
владение навыками эффективной коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
овладение навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, сострадания к попавшим в беду;
развитие любознательности, стремления узнавать что-то новое;
формирование установки к работе на результат, стремления доводить начатое дело до конца.
Метапредметные результаты освоения коррекционной образовательной программы по ориентировке в пространстве должны отражать:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в ориентировании и мобильности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач в ориентировании и мобильности.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией связанной с ориентированием и мобильностью.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач в построении маршрутов различной сложности;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты освоения коррекционной образовательной программы по ориентировке в пространстве должны отражать:
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Умение использовать полученную информацию с помощью сохранных органов чувств (слух, остаточное зрение осязание, вестибулярный аппарат, обоняние).
Формирование и развитие пространственных понятий и представлений об окружающей среде.
Формирование у учащихся правильной позы, походки, во время обследования объектов и предметов, и во время передвижения в знакомом и незнакомом пространстве.
Преодоление у учащихся страха пространства и формирования интереса к данному виду деятельности.
Умения переносить сформированные умения и навыки ориентирования и мобильности на незнакомую местность.
Умения совершать основные функциональные действия с приборами и электронными устройствами для слепых людей:брайлевской пишущей машинкой Mountbatten Writer, портативным компьютером с вводом/выводом шрифта Брайля и синтезатором речи, с устройством Optelec Clear Reader для распознавания и воспроизведения текста.
№ раздела | Содержание и курса «Пространственное ориентирование и мобильность» |
1 | Ориентирование: понятие тело, строение и стороны тела, ориентировка на собственном теле. Базовые пространственные понятия: лево/право, верх/низ, середина, впереди/сзади; предлоги: в на за, перед, под . Понятия окружающей среды: формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве относительно друг друга, относительно сторон света (север/юг, запад/восток. Использование сенсорной информации, по средствам органов чувств: слуха, осязания, (мышечной памяти), обоняния, остаточного зрения. Формирование топографических представлений: работа с тактильной картой. Ориентировка на плоскости: на листе бумаге, в учебнике, на приборе для письма, на парте, в парте, на столе школьной столовой, на кровати, в тумбочке спальни. Ориентировка в малом замкнутом пространстве: в классе, в спальне, в туалете, в раздевалке, в учебных кабинетах. Ориентировка в большом пространстве: ориентировка в здании школы, ориентировка в столовой, в актовом зале, спортивном и тренажёрном зале ориентировка на этажах и в коридорах. Ориентировка по сторонам света: север, юг, запад, восток. Ориентировка на пришкольном участке: ориентировка на территории участка, на детской и спортивных площадках. Ориентировка на прилегающих к школе улицах: расположение улиц относительно сторон света, определение и анализ перекрёстков (пересечение улиц). Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям. Ориентировка в местах общественного назначения: магазин, аптека, почта, поликлиника, социальные службы. Ориентировка в общественном транспорте: в автобусе, в троллейбусе, в трамваи, в метро. Ориентировка в принципах работы, функциональном строении, правилах работы на устройствах и приборах для слепых людей: брайлевской пишущей машинку Mountbatten Writer, портативном компьютере с вводом/выводом шрифта Брайля и синтезатором речи, устройстве Optelec Clear Reader для распознавания и воспроизведения текста. |
2 | Мобильность. Основные системы мобильности: самостоятельное передвижение без вспомогательных средств, передвижение с сопровождающим, передвижение с тростью, передвижение с собакой-поводырем, передвижение с помощью электронных средств и GPS навигации. Основные способы самостоятельного передвижения без вспомогательных средств: верхняя и нижняя защитные техники рукой, следование рукой по стене, пробы ногой, тактильный поиск предмета. Передвижение с сопровождающим: основной режим, узкий проход, разворот, подъём и спуск по лестнице, прохождение через двери, усаживание. Передвижение с тростью: техники передвижения в помещении «Диагональ с тростью, диагональное слежение тростью», обход препятствий с тростью. Подъём и спуск по лестнице с тростью. Передвижение с тростью по улице: «Техника маятника с тростью или постоянный контакт, слежение постоянный контакт, техники 2 и 3 касания» Техники пересечение проездов и перекрестков с тростью. Использование трости в общественном транспорте и в местах общественного пользования: магазин, аптека, почта, поликлиника, социальные службы. |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
На конец года учащийся должен уметь:
-использовать зрительные, слуховые, осязательные ориентиры при самостоятельном передвижении в замкнутом и свободном пространстве;
- свободно пользоваться тростью, используя разные приемы;
-ориентироваться на прилегающих к школе улицах;
-переходить улицу, определяя на слух близость машин;
- свободно и раскованно держаться на улицах, в транспорте и в общественных местах;
-обращаться за помощью при необходимости;
-иметь представление о городе и маршрутных транспортных средств, действующих по городу;
-отражать топографические представления на плане по типу “карта-путь”, “карта-обозрение”;
-уметь совершать основные функциональные действия с приборами и электронными устройствами для слепых людей:брайлевской пишущей машинкой Mountbatten Writer, с устройством Optelec Clear Reader для распознавания и воспроизведения текста.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Пространственное ориентирование и мобильность»
Количество в неделю – 1 час, в год -34 часа.
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Цели, содержание | Воспитательный потенциал | Кол-во часов | Дата |
1. | Диагностика. | 2 | |||
Пространственные понятия и упражнения ориентирования (повторение) | 5 | ||||
2. | Пространственные понятия. | Закрепление знаний пространственных направлений, умения называть их и показывать по словесной инструкции педагога. | Подвижная игра «Мостик» (ходьба по балансировочной дорожке) - приобретение опыта партнерских отношений с учителем. | 1 |
3. | Звуковые ориентиры. | Развивать слуховое восприятие, совершенствовать слуховую память, навыки ориентировки в помещении, макропространстве, используя слуховые ориентиры. | Интерактивная игра «Азбука звуков» - развитие познавательной активности обучающихся. | 1 | |
4. | Приемы ориентировки в незнакомом пространстве. | Активизировать знания о приемах ориентирования в микро- и макропространстве, о способах защиты при исследовании предметов окружающего мира. Практическая отработка навыков и умений по пространственной ориентировке. | Подвижная игра «Море волнуется» - установление атмосферы доверия, эмпатии. | 1 | |
5. | Приемы ходьбы с сопровождающим. | Закрепить знания о приемах ходьбы с сопровождающим по открытой, по пересеченной местности, по лестнице, мостику и т.п. Практическая отработка навыков и умений передвижения совместно с сопровождающим. | Практическая отработка навыков передвижения с сопровождающим - развитие умения генерировать полученный опыт в самостоятельную предметную деятельность. | 1 | |
6. | Методы обследования предметов. | Закрепить знания о приемах и методах обследования предметов, находящихся в микро- и макропространстве, развивать умения бимануального обследования, навыки последовательного изучения объектов окружающей действительности. | Урок-экскурсия в школьный краеведческий музей – развитие навыков социальной адаптации. | 1 | |
Изучение приемов ориентировки с помощью трости | 4 | ||||
7. | Значение и функции белой трости. | Учить знаниям о функциях белой трости, о ее значении в жизни незрячего человека. Развивать навыки и умения обращения с тростью (хранение, раскладывание и складывание трости). | Практическая работа «Строение трости» - повышение познавательной активности. | 1 | |
8. | Способы ориентировки с тростью. | Учить определять высоту, ширину при помощи трости. Развивать навыки дифференциации характера препятствия с помощью трости, умения передвигаться с тростью по мостику, лестницам. | Подвижная игра «Узнай предмет» - развитие любознательности. | 1 | |
9. | Приемы ходьбы с тростью. | Учить технике выполнения различных приемов ходьбы с тростью: маятникового, диагонального. Развивать навыки адекватного выбора того или иного приема при ориентировке, умение переключаться в процессе ходьбы с одного приема на другой. | Отработка практических навыков ходьбы с тростью- приобретение опыта партнерских отношений с учителем. | 2 | |
Изучение электрических портативных устройств для людей с потерей зрения | 19 | ||||
10. | Устройство Optelec Clear Reader. Функции, назначение. | Учить ориентироваться в современных электронных тифлоприборах, правилам ТБ при работе с электроприборами, учить определять их назначение, раскрывать содержание основных функций. Развивать навыки социально-информационной адаптации, мелкую моторику, умение обращаться с устройством для распознавания и воспроизведения текста. | Подвижная игра «Речной брод» - развитие самостоятельности. | 1 |
11. | Схема устройства, основные узлы и детали. | Учить определять основные узлы и части устройства для распознавания и воспроизведения текста. Развивать навыки социальной адаптации, умение ориентироваться в схеме устройства. | Игра «Разложи по образцу»- развитие умений доводить начатое дело до конца. | 1 | |
12. | Включение/выключение устройства. | Учить правилам включения, выключения устройства. Развивать навыки работы с электроприборами, навыки действия по строгому алгоритму, умение находить кнопку сети, ориентироваться на звуковой сигнал при операциях вкл./выкл. | Подвижная игра «Четыре стихии» - создание атмосферы доверия, эмпатии. | 1 | |
13. | Чтение текста, таблиц. | Учить правилам обращения с устройством при чтении текста и чтении таблиц. Развивать навыки обращения с кнопкой Scan, умение ориентироваться на звуковой сигнал при чтении различных видов текста. | Практическая работа с прибором Брайля «Графический диктант» - развитие усидчивости. | 1 | |
14. | Настройка громкости. | Учить правилам настройки громкости устройства при воспроизведении текста, развивать навыки обращения с регулятором громкости, совершенствовать слуховую память и внимание. Развивать навыки обращения с кнопкой Volume. | Игра «Где звенит колокольчик?» - развитие инициативности, самостоятельности. | 1 | |
15. | Регулировка скорости чтения. | Учить правилам настраивания необходимой скорости чтения. Развивать навыки обращения с регулятором скоростиSpeed, умение выбирать нужное направление вращение кнопки в зависимости от увеличения или уменьшения скорости чтения. | Игра «Какая это фигура?» - развитие умения генерировать полученный опыт в повседневную деятельность. | 1 | |
16. | Навигация по тексту. | Учить правилам навигации по сканированному тексту, развивать навыки обращения с кнопками Back, Forward. Совершенствовать слуховую память и внимание, умение выбирать нужную кнопку в зависимости от того какой отрывок текста нужно прослушать (предыдущий, последующий). | Практическая работа на приборе «Школьник» по теме «Обводка по трафарету»- формирование умений доводить начатое дело до конца. | 1 | |
17. | Зарядка батареи. | Учить правилам зарядки устройства от сети питания, развивать навыки работы с электроприборами, умение определять состояние зарядки батареи устройства. | 1 | ||
18. | Электрическая пишущая машинка Mountbatten Writer. | Учить правилам ТБ при работе с электроприборами, учить определять назначение электрической пишущей машинки, раскрывать содержание основных ее функций. Развивать навыки социально-информационной адаптации, мелкую моторику, умение обращаться с пишущей машинкой. | Учебный диспут «Как использовать возможности пишущей машинки в повседневной жизни слепого человека». | 1 |
19. | Устройство пишущей машинки. | Учить определять основные узлы и части электрической пишущей машинки Mountbatten Writer. Развивать навыки социальной адаптации, умение ориентироваться в схеме устройства. | Игра «Сказочный человечек» - развитие творческой активности. | 1 | ||
20. | Брайлевская клавиатура. | Учить находить клавиатуру на устройстве, знать функциональные особенности основных и дополнительных клавиш. Развивать навыки работы со шрифтом Брайля, умений определять местоположение основных брайлевских клавиш. | Дидактическая игра «Найди пару» - развитие познавательной активности. | 2 | ||
21. | Область печати. | Учить находить основные детали области печати: линейку, печатающую головку, столик для чтения, рычаг, держатель бумаги, знать их функциональное назначение. Развивать навыки определения местоположения каждого из узлов. | Дидактическая игра «Загадки» - развитие познавательной активности. | 2 | ||
22. | Загрузка и удаление бумаги. | Учить правилам загрузки и удаления бумаги, формировать навыки заправки бумаги в машинку разными способами, развивать умение действовать согласно строгому алгоритму. | Пальчиковая игра «Ладошка»- создание атмосферы доверия, сотрудничества. | 1 | ||
23. | Пишем по Брайлю. | Учить алгоритму работы на электрической пишущей машинке, развивать навыки работы на брайлевской клавиатуре, практические умения по набору заданного текста. | Практическая работа с устройством – развитие инициативности. | 2 | ||
24. | Включение команд. | Учить дифференцировать основные доступные команды, алгоритму ввода команд. Формировать навыки работы с клавишейCommand, умение использовать ее функционал. | Дидактическая игра «Угадай предмет по описанию» - поддержание мотивации к получению нового тактильного опыта в предметной деятельности. | 1 | ||
25. | Удаление и исправление. | Учить правилам удаления и исправления символов, развивать навыки выбора команд, соответствующих выбранной функции. | Дидактическая игра «Разложи по образцу» развитие любознательности. | 1 | ||
| 2 | |||||
26. | Составление схем и планов пространства. | Учить составлять план уличного пространства, схему внутреннего пространства классной комнаты, этажа, школы. Учить читать предложенные пространственные схемы, совершенствовать навыки понимания пространственных предлогов и наречий, развивать умение использовать планы и схемы при ориентировке. | Урок-экскурсия по школе –развитие навыков социальной адаптации. | 1 | ||
27. | Конструирование из геометрических форм. | Учить дифференцировать различные геометрические формы, производить схематическое изображение пространственных отношений, развивать навыки конструирования сложных форм предметов, совершенствовать умение правильно соотносить углы, расстояния, пропорции. | Практическая работа на приборе «Ориентир» - развитие самостоятельности. | 1 |
28. | Диагностика | 2 | |||
Итого | 34 |