Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Коррекционное обучение
  3. Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа коррекционного курса «Пространственное ориентирование и мобильность» для обучающихся 5 класса

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа коррекционного курса «Пространственное ориентирование и мобильность» для обучающихся 5 класса

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа коррекционного курса «Пространственное ориентирование и мобильность» предназначена для слепых обучающихся 5 касса с задержкой психического развития. Программа содержит все необходимые разделы: пояснительную записку, (включающую описание целей и задач коррекционного курса, планируемых результатов освоения, учебный и тематический планы), а также подробное календарно-тематическое планирование коррекционных занятий.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Коррекционное обучение

Категория

Коррекционное обучение
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Государственное общеобразовательное автономное учреждение Амурской области «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»

(ГОАУ«Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»)

РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения учителей коррекционного цикла

Протокол № от « » августа 2024г.

Руководитель МО_______

СОГЛАСОВАНО

на заседании педагогического советаГОАУ "Свободненская (коррекционная) школа-интернат

Протокол № от « » августа 2024г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная школа-интернат»)

___________

Приказ № от « » августа 2024г

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа

коррекционного курса

«Пространственное ориентирование и мобильность»

для обучающихся 5 «А» класса

на 2024 – 2025 учебный год

Программу составила:

учитель-дефектолог

г. Свободный, 2024 г.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федеральной адаптированной общеобразовательной программы, на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат», а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной программе воспитания.

Данная программа соответствует психофизическим особенностям и индивидуальным возможностям слепых обучающихся и ориентирована на «зону ближайшего развития».

Форма работы с обучающимися с ОВЗ: индивидуальная.

Срок действия программы: 1 год.

Приобретение умений и навыков по ориентированию и мобильности является важнейшей частью элементарной реабилитации детей с нарушением зрения. Самостоятельность незрячего, его гражданская и социальная позиция во многом определяется тем, насколько он овладеет умениями и навыками ориентирования и мобильности.

Данная рабочая программа написана на основе учебно-методических пособий М. Н. Наумова «Обучение слепых пространственной ориентировке» и В. З. Денискиной «Обучение ориентировке в пространстве и мобильности учащихся специальной (коррекционной) школы незрячих детей», методического пособия Ю. И. Петрова «Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве». А также на основе учебной программы по ориентировке в пространстве для учащихся под редакцией Л. И. Плаксиной Институт Коррекционной Педагогики и учебных программ учителей М. В. Венедиктовой Нижний Новгород, программы под редакцией В. А. Феактистовой «Обучение ориентировке в пространстве слепых младших школьников».

В учебном плане Ориентировка в пространстве занимает важное место, предназначена для школ III -IV вида, в которых обучаются дети с глубокими зрительными патологиями. Для детей с глубоким нарушением зрения разработаны адаптированные учебники и учебные пособия. Они напечатаны рельефно-точечным шрифтом Брайля и содержат иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом на плоскости; внесены определенные изменения в методический аппарат учебников и учебных пособий, который позволяет незрячим школьникам лучше ориентироваться в учебном материале.

Место предмета «Пространственное ориентирование и мобильность» в учебном плане

В учебном плане школы ориентировка в пространстве включена в раздел коррекционные курсы. Занятия по ориентировке в пространстве в 5 классе проводятся по 1 часу в неделю, всего 34 учебных часа в год. Продолжительность одного занятия по ориентировке в пространстве составляет 30 минут.

Учебный план

Учебный курс

часов

в неделю

четверти

I

полугодие

четверти

II

полугодие

год

I

II

III

IV

Основы пространственной ориентировки

1

8

7

15

11

8

19

34

Общая характеристика учебного предмета «Пространственное ориентирование и мобильность»

Современное школьное образование выполняет важнейшие коррекционные, обучающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью многостороннего развития ребенка с нарушением зрения. Рабочая программа по ориентировке в пространстве направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении окружающего мира и способов его познания. Оказание помощи и поддержки детям с нарушением зрения в приобретении ими умений и навыков по ориентировке в пространстве. Специфика предмета «Ориентировка в пространстве» состоит в том, что данный предмет включает в себя две взаимодополняющих друг друга системы - ориентирование и мобильность. Ориентирование – это умение установить и сохранять осознание собственного местоположения в пространстве с помощью сбора и интерпретации информации, полученной через систему органов чувств. Мобильность – передвижение в пространстве безопасным и эффективным способом.

Целью предмета является:

Формирование у школьников с нарушением зрения умений и навыков определения своего местоположения в пространстве, и способностей самостоятельного передвижении с помощью и без вспомогательных средств, в знакомом и незнакомом пространстве, в помещении и на улице.

Задачи:

  1. Формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности по ориентировке в пространстве.

  1. Развитие у учащихся сенсорной сферы восприятия информации окружающего пространства.

  2. Развитие пространственного мышления.

  3. Овладение умениями и навыками использования трости.

  4. Владение практическими навыками ориентирования и мобильности в малом и большом пространстве (в общественных учреждениях, в городе, в парке).

  5. Развитие умений и навыков использования общественного транспорта.

  6. Владение первичными навыками работы на брайлевской пишущей машинке MountbattenWriter, на портативном компьютере с вводом/выводом шрифта Брайля и синтезатором речи, навыком работы с устройством OptelecClearReader для распознавания и воспроизведения текста.

  7. Обучение учащихся способами взаимодействия с окружающими в помещениях общественного назначения и на улице.

Результаты освоения программы.

Личностные результаты освоения программы отражают:

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми (с нарушением зрения и без нарушения зрения) в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Результатами реализации модуля «Школьный урок» программы воспитания ГОАУ Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» являются:

  • владение навыками эффективной коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • овладение навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, сострадания к попавшим в беду;

  • развитие любознательности, стремления узнавать что-то новое;

  • формирование установки к работе на результат, стремления доводить начатое дело до конца.

Метапредметные результаты освоения коррекционной образовательной программы по ориентировке в пространстве должны отражать:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в ориентировании и мобильности.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач в ориентировании и мобильности.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией связанной с ориентированием и мобильностью.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач в построении маршрутов различной сложности;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты освоения коррекционной образовательной программы по ориентировке в пространстве должны отражать:

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Умение использовать полученную информацию с помощью сохранных органов чувств (слух, остаточное зрение осязание, вестибулярный аппарат, обоняние).

Формирование и развитие пространственных понятий и представлений об окружающей среде.

Формирование у учащихся правильной позы, походки, во время обследования объектов и предметов, и во время передвижения в знакомом и незнакомом пространстве.

Преодоление у учащихся страха пространства и формирования интереса к данному виду деятельности.

Умения переносить сформированные умения и навыки ориентирования и мобильности на незнакомую местность.

Умения совершать основные функциональные действия с приборами и электронными устройствами для слепых людей:брайлевской пишущей машинкой Mountbatten Writer, портативным компьютером с вводом/выводом шрифта Брайля и синтезатором речи, с устройством Optelec Clear Reader для распознавания и воспроизведения текста.

№ раздела

Содержание и курса «Пространственное ориентирование и мобильность»

1

Ориентирование: понятие тело, строение и стороны тела, ориентировка на собственном теле. Базовые пространственные понятия: лево/право, верх/низ, середина, впереди/сзади; предлоги: в на за, перед, под . Понятия окружающей среды: формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве относительно друг друга, относительно сторон света (север/юг, запад/восток. Использование сенсорной информации, по средствам органов чувств: слуха, осязания, (мышечной памяти), обоняния, остаточного зрения. Формирование топографических представлений: работа с тактильной картой. Ориентировка на плоскости: на листе бумаге, в учебнике, на приборе для письма, на парте, в парте, на столе школьной столовой, на кровати, в тумбочке спальни. Ориентировка в малом замкнутом пространстве: в классе, в спальне, в туалете, в раздевалке, в учебных кабинетах. Ориентировка в большом пространстве: ориентировка в здании школы, ориентировка в столовой, в актовом зале, спортивном и тренажёрном зале ориентировка на этажах и в коридорах. Ориентировка по сторонам света: север, юг, запад, восток. Ориентировка на пришкольном участке: ориентировка на территории участка, на детской и спортивных площадках. Ориентировка на прилегающих к школе улицах: расположение улиц относительно сторон света, определение и анализ перекрёстков (пересечение улиц). Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям. Ориентировка в местах общественного назначения: магазин, аптека, почта, поликлиника, социальные службы. Ориентировка в общественном транспорте: в автобусе, в троллейбусе, в трамваи, в метро.

Ориентировка в принципах работы, функциональном строении, правилах работы на устройствах и приборах для слепых людей: брайлевской пишущей машинку Mountbatten Writer, портативном компьютере с вводом/выводом шрифта Брайля и синтезатором речи, устройстве Optelec Clear Reader для распознавания и воспроизведения текста.

2

Мобильность. Основные системы мобильности: самостоятельное передвижение без вспомогательных средств, передвижение с сопровождающим, передвижение с тростью, передвижение с собакой-поводырем, передвижение с помощью электронных средств и GPS навигации. Основные способы самостоятельного передвижения без вспомогательных средств: верхняя и нижняя защитные техники рукой, следование рукой по стене, пробы ногой, тактильный поиск предмета. Передвижение с сопровождающим: основной режим, узкий проход, разворот, подъём и спуск по лестнице, прохождение через двери, усаживание. Передвижение с тростью: техники передвижения в помещении «Диагональ с тростью, диагональное слежение тростью», обход препятствий с тростью. Подъём и спуск по лестнице с тростью. Передвижение с тростью по улице: «Техника маятника с тростью или постоянный контакт, слежение постоянный контакт, техники 2 и 3 касания» Техники пересечение проездов и перекрестков с тростью. Использование трости в общественном транспорте и в местах общественного пользования: магазин, аптека, почта, поликлиника, социальные службы.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

На конец года учащийся должен уметь:

-использовать зрительные, слуховые, осязательные ориентиры при самостоятельном передвижении в замкнутом и свободном пространстве;

- свободно пользоваться тростью, используя разные приемы;

-ориентироваться на прилегающих к школе улицах;

-переходить улицу, определяя на слух близость машин;

- свободно и раскованно держаться на улицах, в транспорте и в общественных местах;

-обращаться за помощью при необходимости;

-иметь представление о городе и маршрутных транспортных средств, действующих по городу;

-отражать топографические представления на плане по типу “карта-путь”, “карта-обозрение”;

-уметь совершать основные функциональные действия с приборами и электронными устройствами для слепых людей:брайлевской пишущей машинкой Mountbatten Writer, с устройством Optelec Clear Reader для распознавания и воспроизведения текста.

Календарно-тематическое планирование по курсу «Пространственное ориентирование и мобильность»

Количество в неделю – 1 час, в год -34 часа. 

Изучаемый раздел, тема урока

Цели, содержание

Воспитательный потенциал

Кол-во

часов

Дата

1.

Диагностика.

2

Пространственные понятия и упражнения ориентирования (повторение)

5

2.

Пространственные понятия.

Закрепление знаний пространственных направлений, умения называть их и показывать по словесной инструкции педагога.

Подвижная игра «Мостик» (ходьба по балансировочной дорожке) - приобретение опыта партнерских отношений с учителем.

1

3.

Звуковые ориентиры.

Развивать слуховое восприятие, совершенствовать слуховую память, навыки ориентировки в помещении, макропространстве, используя слуховые ориентиры.

Интерактивная игра «Азбука звуков» - развитие познавательной активности обучающихся.

1

4.

Приемы ориентировки в незнакомом пространстве.

Активизировать знания о приемах ориентирования в микро- и макропространстве, о способах защиты при исследовании предметов окружающего мира.

Практическая отработка навыков и умений по пространственной ориентировке.

Подвижная игра «Море волнуется» - установление атмосферы доверия, эмпатии.

1

5.

Приемы ходьбы с сопровождающим.

Закрепить знания о приемах ходьбы с сопровождающим по открытой, по пересеченной местности, по лестнице, мостику и т.п. Практическая отработка навыков и умений передвижения совместно с сопровождающим.

Практическая отработка навыков передвижения с сопровождающим - развитие умения генерировать полученный опыт в самостоятельную предметную деятельность.

1

6.

Методы обследования предметов.

Закрепить знания о приемах и методах обследования предметов, находящихся в микро- и макропространстве, развивать умения бимануального обследования, навыки последовательного изучения объектов окружающей действительности.

Урок-экскурсия в школьный краеведческий музей – развитие навыков социальной адаптации.

1

Изучение  приемов ориентировки с помощью трости

4

7.

Значение и функции белой трости.

Учить знаниям о функциях белой трости, о ее значении в жизни незрячего человека. Развивать навыки и умения обращения с тростью (хранение, раскладывание и складывание трости).

Практическая работа «Строение трости» - повышение познавательной активности.

1

8.

Способы ориентировки с тростью.

Учить определять высоту, ширину при помощи трости. Развивать навыки дифференциации характера препятствия с помощью трости, умения передвигаться с тростью по мостику, лестницам.

Подвижная игра «Узнай предмет» - развитие любознательности.

1

9.

Приемы ходьбы с тростью.

Учить технике выполнения различных приемов ходьбы с тростью: маятникового, диагонального. Развивать навыки адекватного выбора того или иного приема при ориентировке, умение переключаться в процессе ходьбы с одного приема на другой.

Отработка практических навыков ходьбы с тростью- приобретение опыта партнерских отношений с учителем.

2

Изучение электрических портативных устройств для людей с потерей зрения

19

10.

Устройство Optelec Clear Reader.

Функции, назначение.

Учить ориентироваться в современных электронных тифлоприборах, правилам ТБ при работе с электроприборами, учить определять их назначение, раскрывать содержание основных функций. Развивать навыки социально-информационной адаптации, мелкую моторику, умение обращаться с устройством для распознавания и воспроизведения текста.

Подвижная игра «Речной брод» - развитие самостоятельности.

1

11.

Схема устройства, основные узлы и детали.

Учить определять основные узлы и части устройства для распознавания и воспроизведения текста. Развивать навыки социальной адаптации, умение ориентироваться в схеме устройства.

Игра «Разложи по образцу»- развитие умений доводить начатое дело до конца.

1

12.

Включение/выключение устройства.

Учить правилам включения, выключения устройства. Развивать навыки работы с электроприборами, навыки действия по строгому алгоритму, умение находить кнопку сети, ориентироваться на звуковой сигнал при операциях вкл./выкл.

Подвижная игра «Четыре стихии» - создание атмосферы доверия, эмпатии.

1

13.

Чтение текста, таблиц.

Учить правилам обращения с устройством при чтении текста и чтении таблиц. Развивать навыки обращения с кнопкой Scan, умение ориентироваться на звуковой сигнал при чтении различных видов текста.

Практическая работа с прибором Брайля «Графический диктант» - развитие усидчивости.

1

14.

Настройка громкости.

Учить правилам настройки громкости устройства при воспроизведении текста, развивать навыки обращения с регулятором громкости, совершенствовать слуховую память и внимание. Развивать навыки обращения с кнопкой Volume.

Игра «Где звенит колокольчик?» - развитие инициативности, самостоятельности.

1

15.

Регулировка скорости чтения.

Учить правилам настраивания необходимой скорости чтения. Развивать навыки обращения с регулятором скоростиSpeed, умение выбирать нужное направление вращение кнопки в зависимости от увеличения или уменьшения скорости чтения.

Игра «Какая это фигура?» - развитие умения генерировать полученный опыт в повседневную деятельность.

1

16.

Навигация по тексту.

Учить правилам навигации по сканированному тексту, развивать навыки обращения с кнопками Back, Forward. Совершенствовать слуховую память и внимание, умение выбирать нужную кнопку в зависимости от того какой отрывок текста нужно прослушать (предыдущий, последующий).

Практическая работа на приборе «Школьник» по теме «Обводка по трафарету»- формирование умений доводить начатое дело до конца.

1

17.

Зарядка батареи.

Учить правилам зарядки устройства от сети питания, развивать навыки работы с электроприборами, умение определять состояние зарядки батареи устройства.

1

18.

Электрическая пишущая машинка Mountbatten Writer.

Учить правилам ТБ при работе с электроприборами, учить определять назначение электрической пишущей машинки, раскрывать содержание основных ее функций. Развивать навыки социально-информационной адаптации, мелкую моторику, умение обращаться с пишущей машинкой.

Учебный диспут «Как использовать возможности пишущей машинки в повседневной жизни слепого человека».

1

19.

Устройство пишущей машинки.

Учить определять основные узлы и части электрической пишущей машинки Mountbatten Writer. Развивать навыки социальной адаптации, умение ориентироваться в схеме устройства.

Игра «Сказочный человечек» - развитие творческой активности.

1

20.

Брайлевская клавиатура.

Учить находить клавиатуру на устройстве, знать функциональные особенности основных и дополнительных клавиш. Развивать навыки работы со шрифтом Брайля, умений определять местоположение основных брайлевских клавиш.

Дидактическая игра «Найди пару» - развитие познавательной активности.

2

21.

Область печати.

Учить находить основные детали области печати: линейку, печатающую головку, столик для чтения, рычаг, держатель бумаги, знать их функциональное назначение. Развивать навыки определения местоположения каждого из узлов.

Дидактическая игра «Загадки» - развитие познавательной активности.

2

22.

Загрузка и удаление бумаги.

Учить правилам загрузки и удаления бумаги, формировать навыки заправки бумаги в машинку разными способами, развивать умение действовать согласно строгому алгоритму.

Пальчиковая игра «Ладошка»- создание атмосферы доверия, сотрудничества.

1

23.

Пишем по Брайлю.

Учить алгоритму работы на электрической пишущей машинке, развивать навыки работы на брайлевской клавиатуре, практические умения по набору заданного текста.

Практическая работа с устройством – развитие инициативности.

2

24.

Включение команд.

Учить дифференцировать основные доступные команды, алгоритму ввода команд. Формировать навыки работы с клавишейCommand, умение использовать ее функционал.

Дидактическая игра «Угадай предмет по описанию» - поддержание мотивации к получению нового тактильного опыта в предметной деятельности.

1

25.

Удаление и исправление.

Учить правилам удаления и исправления символов, развивать навыки выбора команд, соответствующих выбранной функции.

Дидактическая игра «Разложи по образцу» развитие любознательности.

1

Ориентировка с использованием схем, планов

2

26.

Составление схем и планов пространства.

Учить составлять план уличного пространства, схему внутреннего пространства классной комнаты, этажа, школы. Учить читать предложенные пространственные схемы, совершенствовать навыки понимания пространственных предлогов и наречий, развивать умение использовать планы и схемы при ориентировке.

Урок-экскурсия по школе –развитие навыков социальной адаптации.

1

27.

Конструирование из геометрических форм.

Учить дифференцировать различные геометрические формы, производить схематическое изображение пространственных отношений, развивать навыки конструирования сложных форм предметов, совершенствовать умение правильно соотносить углы, расстояния, пропорции.

Практическая работа на приборе «Ориентир» - развитие самостоятельности.

1

28.

Диагностика

2

Итого

34

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа коррекционного курса «Пространственное ориентирование и мобильность» предназначена для слепых обучающихся 5 касса с задержкой психического развития. Программа содержит все необходимые разделы: пояснительную записку, (включающую описание целей и задач коррекционного курса, планируемых результатов освоения, учебный и тематический планы), а также подробное календарно-тематическое планирование коррекционных занятий.
0 ₽