Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Адаптированная программа по русскому языку 2 класс

Адаптированная программа по русскому языку 2 класс

Программа разработана на основании следующих документов: 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» 2. Примерной и авторской программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида Р.Д.Тригер, Ю.А.Костенкова, С.Г.Шевченко, Г.М.Капустина, Н.А.Цыпина, Г.И.Жаренкова, Т.В.Кузьмичева, Е.Б.Новикова, Е.Н.Морсакова, И.Н.Волкова 3. Примерной и авторской программы начального общего образования по программе Перспективная начальная школа (Н.Г. Агаркова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О..В. Малаховская, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова) . 4. Рабочая программа используется для учащегосяся: Пазилова Али, которому по решению ПМПК рекомендовано было продолжить обучение по адаптированной образовательной программе 2 класса для детей с задержкой психического развития.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Пояснительная записка

Программа разработана на основании следующих документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

  2. Примерной и авторской программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классовVII вида Р.Д.Тригер, Ю.А.Костенкова, С.Г.Шевченко, Г.М.Капустина, Н.А.Цыпина, Г.И.Жаренкова, Т.В.Кузьмичева, Е.Б.Новикова, Е.Н.Морсакова, И.Н.Волкова

  3. Примерной и авторской программы начального общего образования по программе Перспективная начальная школа (Н.Г. Агаркова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О..В. Малаховская, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова) . http://www.akademkniga.ru

  4. Рабочая программа используется для учащегосяся: Пазилова Али, которому по решению ПМПК рекомендовано было продолжить обучение по адаптированной образовательной программе 2 класса для детей с задержкой психического развития.

Соответствие рабочей программы

с авторской программой

УМК

Авторская программа

Кол-во ч.

Рабочая программа

Кол-во ч.

Перспективная начальная школа

170

102

Расхождений в часах есть


На основании заявления родителей об организации индивидуального обучения, данная программа адаптирована для учащегося Пазилова Али. Часы по Русскому языку адаптированы к часам в общеобразовательном классе.

При обучении русскому языку детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразова­тельной школой: обеспечить усвоение учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного, правильного, выразительного чтения; расширить кругозор школьников; зало­жить основы навыков учебной работы; привить интерес к родному языку, к чтению, книге; сформировать нравственные и эстетичес­кие представления; способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления.

Эффективность обучения детей с ЗПР зависит от решениякоррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач.

В начальном обучении русскому языку предусматриваются:

максимальное внимание к развитию фонематического вос­приятия, формированию звукового анализа и синтеза;

  • уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;

  • развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку;

  • формирование навыков учебной работы;

развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.

Обучение русскому языку следует организовывать в соответ­ствии со следующими общими требованиями:

  • преподносить новый материал предельно развернуто;

  • отводить значительное место практической деятельности обу­чающихся: работе со схемами, таблицами, разрезной азбукой и т.д.;

  • систематически повторять пройденный материал для закреп­ления изученного и полноценного усвоения нового;

  • уточнять и расширять словарный запас на основе ознакомле­ния с окружающим миром;

  • предварять выполнение письменных заданий анализом язы­кового материала с целью предупреждения ошибок;

  • уделять должное внимание формированию культуры обще­ния;

  • находить любой повод, чтобы вовремя и обоснованно похвалить ученика (школьник должен понимать, какие конкретные действия и умения вызвали одобрение учителя).

Все эти требования необходимо сочетать с индивидуальным подходом к детям: учитывать уровень их подготовленности, осо­бенности личности учащегося, его работоспособности, внимания, целенаправленности при выполнении заданий.

В связи с возникновением внештатных ситуаций в образовательном процессе школы: карантин, выполнение другой педагогической работы, не связанной с урочной деятельностью выполнение образовательной программы по русскому языку в полном объеме, целесообразно обеспечить за счет:

  • блочной подачи учебного материала;

  • проведения интегрированных уроков;

  • использования резервного времени, если таковое предусмотрено рабочей программой;

  • проведения уроков в дистанционной форме на платформе «Сетевой город»;

Общая характеристика учебного предмета

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением.

Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Систематический курс русского языка

Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно-

методического комплекта по русскому языку, включения в его корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.

1.А. Обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны. Это касается разных сторон преподавания языка — и практической, и теоретической.Например, рассмотрения одной из ведущих орфографическихпроблем — проблемы безударных гласных. Для многих территорий, на которых распространено полногласие, нет проблемычередования звуков [о] и [а] в первой предударной (и даже вовторой предударной!) позиции. Поэтому традиционный вариантрассмотрения проблемы безударных гласных здесь не срабатывает, является неубедительным. Это касается и теоретическихпроблем, поскольку отражается на формировании понятийного аппарата. При учете существования территорий, на которых

распространено полногласие, невозможно пользоваться определением орфограммы, к которому мы привыкли. Это понятие должно быть ориентировано не на подчеркивание расхождения

между произношением и написанием, а на существование вариантов произношения и необходимость правильного выбора написания.

Б. Учет реальных норм произношения предполагает и учет статистики самых частотных ошибок произношения, связанных, во-первых, с неправильным ударением, а во-вторых,

с искажением произношения отдельных звуков. Это требует организации специальной работы, связанной с неоднократным возвращением к одним и тем же лексическим единицам, употребляемым в разном контексте для реального освоения норм правильного произношения. Это требует и введения в обиход (и включения в корпус завершенной предметной линии) орфоэпического словаря, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфоэпической задачи.

2. Учет того, что с каждым годом в классах растет процент учащихся, для которых русский язык является вторым, а не первым языком, на котором они говорят. Не учитыватьэтого в структуре материала учебника означает не только игнорировать важнейшую проблему адаптации этой части класса к доминирующей языковой среде, но и искусственно тормозить языковое развитие русскоговорящей части класса. Учитывая тот факт, что в русском языке господствует флексийный (через окончания) способ связи слов в предложении, совершенно ясной становится задача именно 2кл: постоянно обращать внимание детей на причины разницы окончаний знаменательных частей речи в словосочетаниях и в предложениях. Решение этой задачи требует создания много численных ситуаций, которые позволяют детям осознавать различие существительных по родам, осознавать разницу окончаний прилагательных, согласованных с существительными, и причины этой разницы. Специально организованная по другим основаниям орфоэпическая работа, о которой мы уже говорили выше, также является чрезвычайно важной и для решения проблем двуязычных детей. Постоянная работа с обратным словарем (включенным в корпус завершенной предметной линии), в котором языковой материал выстроен с учетом суффиксального способа словообразования как господствующего в русском языке и флексийного способа связи слов в предложении, также способствует не только сознательному, но и подсознательному освоению системы языка.

3. Учет того, что практически каждый ребенок, приходящий в начальную школу, — это ребенок со своим наборомлогопедических проблем,потребовал разработки специальной системы упражнений, цель которой — усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух летобучения. В течение первого года обучения каждый школьник

осваивает базовые звуковые оппозиции (к которым относятся гласные и согласные, а внутри гласных — [а]–[о]; внутри согласных — [м]–[п], [т’]–[д’], [д]–[н] и др.). В течение второго года обучения школьники переходят к закреплению базовых оппозиций, а также к тренировке различения периферических оппозиций, которые важны для усвоения круга орфограмм 2 класса, связанных с правописанием шипящих, звонких–глухих парных согласных, разделительных знаков. Это, прежде всего, оппозиции: свистящие–шипящие, шипящие между собой, свистящие между

собой, звонкие-глухие парные согласные. Без внимания не остаются также оппозиции [р]–[л], [л]–[л’], [л’]–[в’], [л]-[й’], [р]–[й’],[р’]–[л’], [г]–[х], [в]–[д], [ф]–[п], [ш]–[ф], [ч’]–[т’] и др. Из большого

числа периферических оппозиций предпочтение отдано именно тем, не различение которых дает максимальное количество дисграфических ошибок. Разработанная система упражнений (включающая так называемую звукобуквенную зарядку и последовательную работу с орфоэпическим словарем) постепенно подводит школьников к пониманию многих фонетических закономерностей, например: в каких случаях пишутся разделительные ь и ъ знаки; почему парные звонкие согласные на конце слова заменяются глухими; как и почему используются приставки

о и об и др. Эта система работы в итоге приводит к правильному определению корней слов и — что очень важно — к правильному выделению окончаний.

4.Учет того, что ученик начальной школы — это не только городской, но и сельский ребенок, привел к тому, что в качестве того жизненного опыта, на который ориентировались авторыкомплекта, был выбран жизненный опыт ребенка, проживающегов провинции и в сельской местности. Та картина мира, котораявыстраивается в учебниках комплекта путем разворачиваниявнешней интриги, обладает узнаваемостью для большинстваучащихся. Те психологические характеристики, которыми отличаются разновозрастные дети — герои учебников, являются достоверными, вызывают доверие учащихся, стремление общаться (переписываться) с ними. Интерактивная переписка, котораязаложена как методический прием в комплект учебников, — этотоже форма реакции на то, что обучающиеся в начальной школе

проживают не только в мегаполисе или крупных областных центрах, но и в небольших городах и в сельской местности, часто испытывают дефицит впечатлений и общения, нуждаются в до полнительной эмоциональной поддержке.

5.Учет неврологического образа современного ребенка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях.А. Изучение всего материала строится не на искусственныхязыковых моделях и примерах, а на реальных коротких стихотворных, часто шуточных, текстах, которые: а представляют собой реальные высокохудожественные, доступные возрасту образцы речи, б) способны удержать внимание ребенка своей эмоционально-образной системой и поддержать его интерес к рассматриваемой проблеме.

Б. Система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений. Только движение от конкретных наблюдений к обобщению и только пошаговое рассмотрение материала соответствуют возрастным особенностям младшего школьника и создают условия ненасильственного изучения материала.

В. Свойственная возрасту и современному неврологическому состоянию сознания неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чем-то одном, а также удерживать в памяти открытую закономерность или правило требует многократного возвращения к уже завоеванным позициям на протяжении всего периода обучения. Любое изученное правило, каждая открытая языковая закономерность через определенный отрезок времени вновь и вновь предъявляются школьнику — но не для того, чтобы он ее вспомнил, а для того, чтобы он ею воспользовался как инструментом для решения текущей языковой задачи.

6.Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в «Перспективной начальной школе» продумана система работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идет о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2 класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая школьнику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой» книге.

7. Для создания или восстановления целостной картины мира в учебнике продумана внешняя интрига, герои которой будут сопровождать школьника на протяжении 4-х лет обучения. Эти

герои — действующее интеллектуальное окружение школьника, они не только наравне с ним решают те же задачи, но и завязывают с ним содержательную переписку, смысл которой не только

в том, чтобы создать интерактивную форму обучения русскому языку, но и в том, чтобы возродить почти утраченную культуру переписки, возродить почти утраченную культуру клубной работы для младших школьников, восстановить тот воспитательный потенциал (без прежней идеологической подоплеки), который несли в себе прежние идеологические объединения школьников.

Для восстановления целостной картины мира особое внимание уделяется системе иллюстраций. Огромное психологическое воздействие иллюстраций на сознание ребенка — хорошо известный факт. Разработанная система иллюстраций включает: а) иллюстрации внешней интриги, которые позволяют школьнику удерживать в сознании образы тех героев, которые его сопровождают в книге; б) дидактические иллюстрации, которые носят образно-ассоциативный характер и помогают школьникам понять абстрактные языковые закономерности; в) иллюстрации

к текущим стихотворным текстам. Чтобы сделать учебник любимым, авторский коллектив стре-

мился к тому, чтобы иллюстрации были проникнуты чувством юмора и нравились детям.

Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций, помещенных в учебнике «Литературное чтение». Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, сделавшего упор на формирование универсальных учебных действий (УДД), на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.

Программа разработана и в соответствии с принципами, которые сформулированы в концепции «Перспективная начальная школа» (т. е. принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности) .

Учебно-методический комплект по русскому языку отвечает также тем общим требованиям, которые «Перспективная начальная школа» предъявляет к своим учебникам. Эти требования касаются структурной организации содержания (внешняя интрига, участниками которой являются сквозные для всей «Перспективной начальной школы» герои, оформляет предметное содержание), методики разворачивания предметного материала (вокруг конкретной проблемы языка или речи, имеющей практический смысл или представляющей научный интерес), организационных форм работы на уроке.

Завершенная предметная линия подчиняется требованиям инструментальности и интерактивности (насколько это требование можно реализовать на бумажном носителе) в силу того, что ориентирована на максимально возможное обеспечение самостоятельной работы на уроке. Это касается не только организационных форм: комплект по русскому языку содержит разнообразный справочный материал, который выполняет роль дополнительного инструментария, необходимого для решения конкретных языковых задач. Интерактивность обеспечивается тем, что учебники завязывают, а методисты издательства «Академкнига/Учебник» поддерживают содержательную переписку с учащимися (один раз в конце 1 класса, по 4 раза — в каникулы, начиная со 2 класса).

Прописанное в концепции сочетание принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности вызывает к жизни необходимость, с одной стороны, обеспечения устойчивого орфографического навыка, а с другой стороны — организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка, зарождением интереса к языковым проблемам.

Принципы развивающего обучения, ориентированные на осознанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной фонетической работы; для выявления механизмов работы звука в слове, слова — в предложении, предложения — в тексте. Традиционный принцип прочности, ориентированный на усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету, лег в основу организации многократного возвращения к одним и тем же теоретическим проблемам и, тем более, к решению одних и тех же орфографических задач.

Организация фонетической работы (начиная с 1 класса), позволяющей значительно уменьшить количество дисграфических ошибок, становится одним из важнейших оснований для решения орфографических задач. Начиная со 2 класса фонетический анализ слова дополняется морфемным (причем морфемный анализ частично сопровождается словообразовательным анализом), что дает школьнику еще один инструмент для решения орфографических задач .

С 3 класса эти два вида анализа слова (где слово рассматривается пока в его статике) дополняются обращением к морфологическому анализу слова (где слово исследуется в изменениях его форм), что практически завершает создание инструмента, обеспечивающего

проверку правописания основного круга орфограмм.

Цель учебников — сделать все три вида анализа слова и предложения (три вида разбора) функционально необходимыми, добиться того, чтобы школьник обнаружил, что разбор помогает ему решать практические задачи правописания. Сведения о происхождении слов (их этимологический анализ — 4-й вид анализа, и данные о том, из какого именно языка пришли слова в русский язык) используются не только для того, чтобы расширить представления школьников об истории языка.

Процедура исторического (этимологического) анализа (разбора) помогает обнаружить меняющуюся со временем структуру слова, и — самое главное — привлечь значение слова для решения орфографической задачи. Суть проводимого все усложняющегося синтаксического анализа простого предложения состоит в том, чтобы помочь школьнику обнаружить функции разных членов предложения и понять зависимость между смыслом высказывания и структурой предложения.

Возможности использования транскрипции в учебниках «Перспективной начальной школы» ограничиваются тем, что московская младшая норма произношения имеет распространение далеко не во всех регионах страны, а тем более в сельской местности.

Начиная со 2 класса программа обозначает разницу произношения слов с первым и вторым предударными звуками на месте буквы Ов разных регионах страны как проблему. Опирающееся на московскую младшую норму произношения представление, что в предударной позиции никогда не может быть звуков [о] и [э] (представление, которое находит отражение во многих современных учебниках русского языка, созданных в рамках развивающих систем), далеко не всегда соответствует практике произношения в разных регионах нашей большой страны, а фонетика, как известно, «изучает не то, что говорящие могли бы произнести, а то, что реально есть в языке и речи» (М.В. Панов).

Основание для непротиворечивого использования понятия «орфограмма» для безударных (предударных) гласных в учебниках нашего комплекта — это не констатация того, что в данных случаях написание не может быть подтверждено на слух. Основанием является то, что есть сомнение в написании, поскольку существуют РАЗНЫЕ варианты произношения (есть регионы, где написание подтверждается на слух; а есть другие регионы, где оно не подтверждается на слух, более того, эти вторые регионы и представляют общегосударственную норму произношения), а значит, такое написание можно считать орфограммой. В связи с вышесказанным: во-первых, в учебниках чаще всего используется частичное обращение к транскрипции — транскрибируется не слово целиком, но лишь то его место, которое представляет собой орфографическую проблему, во-вторых, транскрипция целого слова используется в двух вариантах произношения. Использование двух транскрипций одного слова, представляющих два возможных варианта его произношения, ориентирует учащихся прислушиваться к себе, осознавать собственную норму произношения и на этом основании решать конкретную орфографическую задачу.

Использование транскрипции целого слова необходимо потому, что позволяет сохранить и развить тот методически грамотный ход, который должен быть усвоен школьниками еще в букварный период: от звука — к его оформлению в букве; от звучащего слова — к его написанию. Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна — это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные жанры письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение. Теоретическими и методическими источниками программы по «Русскому языку» являются идеи, изложенные в научных и научно-методических работах М.В. Панова «Фонемный принцип русской орфографии, характеристика современного русского произношения»; П.С. Жедек «Теория и практика обучения морфологии, методика изучения морфемного состава слова»; П.С. Жедек, Л.И. Тимченко «Списывание в обучении правописанию»; Е.С. Скобликовой «Синтаксис простого предложения»; В.В. Репкина «Принципы развивающего обучения русскому языку»; Л.В. Занкова

Место учебного предмета в учебном плане

В коррекционном учебном плане русский язык предусматривает:

Класс

Количество часов

2

102

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язс целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показа-

телям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах рече-вого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной

задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного

мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Выпускник на ступени начального общего образования:

• научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

• сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;

• получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразо-ванием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук,

буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу каждого года обучения представлены по блокам «Обучающийся (Выпускник) научится» и «Об-

учающийся (Выпускник) получит возможность научиться», а также в «Ожидаемых результатах формирования УУД».

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу 2-го года обучения

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающиеся научатся:

• определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги;

• соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.

Раздел «Орфоэпия»

Обучающиеся получат возможность научиться:

• правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть надевать, одеть, одевать;

• правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, …).

Раздел «Морфемика и словообразование»Обучающиеся научатся:

• различать изменяемые и неизменяемые слова;

• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

• находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);

• выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;

• выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;

• сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса,

сложением основ с соединительным гласным);

• мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);

• обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме);

• разграничивать разные слова и разные формы одного слова.

Раздел «Лексика» Обучающиеся научатся:

• выявлять слова, значение которых требует уточнения;

• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

Раздел «Морфология» Обучающиеся научатся:

• определять начальную форму слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий;

• изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;

• изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам.

Раздел «Синтаксис»

Обучающиеся научатся:

• различать предложение, словосочетание и слово;

• находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;

• определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

• находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены;

• задавать вопросы к разным членам предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся научатся:

• проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости–звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи–ши, ча–ща, чу–щу в разных частях слова;

• выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;

• писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника (Словарь «Пиши правильно»);

• различать на письме приставки и предлоги;

• употреблять разделительные ь и ъ;

• находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающиеся научатся:

• определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;

• членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

• грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;

• владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;

• соблюдать орфоэпические нормы речи;

• устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);

• писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся, получатвозможность научиться:

• инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;

• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, нужные правило или таблицу; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;

• работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту);

• работать со словарями: находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

• выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

• использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

Содержание учебного предмета

Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяю-щие культурный уровень учащихся как будущих членов общества

Тематическое планирование, основные виды учебной деятельности учащихся

Тема

Основные виды деятельности

2 класс

Фонетика и орфография

Определение в слове количества слогов, определениеударных и безударных слогов.

Характеристикагласных и согласных звуков.

Нахождение по определенным признакам изучаемых орфограмм в словах, формулирование орфографического правила; упражнения в правильном написании слов.

Различениепериферических звуковых оппозиций (свистящие шипящие, шипящие между собой, свистящие между собой, звонкие–глухие парные согласные), важные для освоения круга орфограмм 2-го класса, связанных с правописанием шипящих, а также звонких–глухих парных согласных.

Формированиефонематического слуха (звуковая работа), которая приведет к пониманию многих закономерностей, например: как и почему используются приставки о-и об-;зачем используются Ь и Ъ, правильное определение корней и окончаний.

Лексика

Определение основного представления о слове (форма слова, изменение по числам и по команде вопросов, родственные слова, многозначные слова и слова-омонимы, слова-синонимы, этимология слова). Понимание смысла ОПРЕДЕЛЕНИЙ.

Распознавание формы слова и родственных слов. Различение многозначных слов и омонимов.

Морфемика и словообразование

Различение ЭТОГО слова и ДРУГОГО слова; формирование понятия родственных слов и выделение корня слова. Упражнение в умении определять окончание слова, определение его функции (в том числе и нулевого окончания). Определение неизменяемых слов, не имеющих окончания. Упражнения в различении разных форм слова по команде вопросов. Нахождение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Выделение в слове окончания и основы.

Определение образования слова. Выполнение разбора слова по составу. Определение исторических чередований.

Морфология

Различениепрямого и переносного значения слова. Упражнение в умении определять окончание слова, определение его функции (в том числе и нулевого окончания). Определение неизменяемых слов, не имеющих окончания.

Упражнения в различении разных форм слова по команде вопросов.

Определениеначальной формы слов-названий предметов, слов-названий признаков, слов-названий действий. Изменениеслова-названия предметов по числам и команде вопросов; определение их рода.

Изменениеслов-названий признаков по числам, команде вопросов и родам.

Синтаксис

Рассмотрениеслова в контексте. Различениепредложения, словосочетания и слова.Упражнения в нахождении в составе предложения всех словосочетаний.Определение в словосочетании главного и зависимого слова, постановка вопроса от главного к зависимому слову. Оценка значения окончания в слове (связывать слова в предложении).Оценка значения предлогов (связывать слова в предложении). Определениетипа предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Нахождениев предложении основы (главных членов) и неглавных членов. Постановкавопросов к разным членам предложения.

Лексикография**

Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим). Ориентировка валфавитном столбике. Использование словарной информациикак справочной и как способ проверки орфограмм. Осознаниеособенностей каждого вида словаря.Чтение словарной статьи(в толковых и энциклопедических словарях) и понимание систе-

мы обозначений и сокращений в словарях.

Работа со 2-ой частью учебника, где размещаются словари. Проверка правильного написания слов в орфографическом словаре учебника. Выяснение значения слов в толковом словаре учебника.Рассмотрение слов старославянского и древне-русского происхождения в этимологическом словаре учебника.

Решениеопределенных грамматических задач с помощью обратного словаря. Упражненияпо произношению слов с помощью орфоэпического словаря.

Развитие речи с элементами культуры речи

Устное и письменное изложение короткого текста. Определение темы текста и основной мысли текста. Составление плана текста и использование его при устном и письменном изложении. Членение текста на абзацы, оформление абзаца на письме. Употребление формул вежливости в поздравительной открытке и письме.

Устные ответы на вопросы по произведению живописи (сравнение содержания и названия живописного произведения, тема произведения и основное переживание автора, обнаружение сходств приемов, которыми пользуются поэты и художники).

*- Количество часов считается примерным

**- Количество часов не указывается, т.к. содержательная линия реализуется в рамках других разделов

Тематическое планирование по русскому языку 2 класс

№ п/п

Тема

Кол-во ч.

Знакомство с учебными словарями

1

Звуки и буквы

1

Различие предложений по цели высказывания и интонации

1

Основы предложения. Главные и неглавные члены предложения

1

Неглавные члены предложения. Порядок слов в предложении. Окончание слова

1

Формы слова в предложении и их различение

1

Тема текста.

1

Формы слова в предложении и их различение

1

Окончание слов-названий предметов

1

Понятие о словосочетании. Постановка вопросов к зависимым словам.

1

Основа слова и его окончание. Нулевое окончание.

1

Слова-названия предметов, у которых нет окончаний

1

Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончаний (неизменяемых)

1

Разграничение слов, имеющих нулевые окончания (изменяемых) и не имеющих окончаний (неизменяемых)

1

Род слов-названий предметов. Основа слова. Окончание

1

Род слов-названий предметов

1

Основная мысль текста.

1

Изменение слов-названий предметов по числам. Выделение окончаний.

1

Начальная форма слова

1

Строение текста. Основная мысль текста и его окончание

1

Родственные слова. Изменение форм слов-названий.

1

Основы родственных слов Разграничение разных слов и форм слова

1

Общая часть родственных слов

1

Тема и название текста. Работа с картиной

1

Различение грамматических форм слова и родственных слов

1

Многозначные слова

1

Корень слова, однокоренные слова

1

Понятие об омонимах. Разграничение многозначных слов и омонимов

1

Слова со сходным значением

1

План текста

1

Понятие о происхождении слова

1

Фонетические чередования гласных и согласных в корнях слов

1

Чередования звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме

1

Тема и основная мысль текста.Смысл названия текста.

1

Чередования звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме

1

Проверочная работа

1

Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме

1

Тайна написаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

1

Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

1

Повторение правописания безударных гласных в корнях слов. Родственные слова.

1

Работа с картиной

1

Проверка навыков аудирования и работы со словарем

1

Повторение пройденного

1

Контрольная работа (диктант с заданием)

1

Как писать изложение

1

Что мы знаем о тексте. Текст.

1

Начальная форма слов, называющих предметы

1

Начальная форма слов, называющих признаки

1

Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов

1

Образование слов от основ. Состав слова.

1

Деление текста на части.

1

Словообразование слов-названий предметов с помощью суффиксов

1

Суффиксы слов, называющих предметы

1

Словообразование слов-названий признаков с помощью суффиксов.

Чередование согласных в корнях слов в процессе словообразования

1

Образование от основ слов-названий предметов с помощью суффиксов слов-названий признаков. Образование сложных слов. Состав слова.

1

Состав слова. Правописание парного согласного в середине и на конце слова.

1

Образование родственных слов с помощью суффикса К. Правописание парного согласного в середине и на конце слова. Правописание буквосочетания ЧК

1

Деление текста на части

1

Повторениеобразования родственных слов с помощью суффикса ИК. Правописание ЖИ-ЖЕ в слове без ударения (суффиксы ИК - ЕК )

1

Образование от основ слов-названий предметов с помощью суффиксов новых слов.

1

Состав слова. Суффикс ИХ, ИЦ, ИК

1

Состав слова. Суффиксы НИЦ, НИК, ЩИК, ИШК

1

Состав слова. Правописание ЖИ

Суффикс ЛИВ. Правописание парного согласного в середине слова

1

Образование слов с помощью приставки

1

Азбука вежливости. Как писать письмо.

1

Различия между приставкой и предлогом

1

Правописание частицы НЕ с глаголами

1

Азбука вежливости. Как написать поздравление

1

Написание частицы НЕсо словами, называющими действия

1

Разбор глагола по составу слова

1

Правописание приставок. Повторение правописания слов, называющих предметы и признаки (правописание согласных в корне слова и правописание суффиксов)

1

Устное изложение

1

Образование слов с помощью приставки и суффикса.

1

Правильное употребление приставок на- и о-в словах надеть, надевать; одеть, одевать

1

Образование сложных слов из двух корней с буквой соединительного гласного

1

Как писать изложение.

1

Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного

1

Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного

1

Правописание сложных слов из двух корней с буквой соединительного гласного

1

Правописание сложных слов из двух корней

1

Разделительные знаки. Написание разделительного Ь

1

Написание разделительного Ъ. Сходство и отличие в написании разделительных зн-ов

1

Написание слов с приставками с разделительным Ъ и без него.

1

Типы текстов: текст-описание и текст-повествование

1

Написание разделительных Ьи Ъ

1

Родственные слова и образование родственных слов

1

Описание и повествование

1

Правописание соединительных гласных, безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в сложных словах.

1

Написание разделительных Ьи Ъ

1

Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова

1

Описание и повествование в одном тексте

1

Правописание слов с непроизносимой согласной и парной звонкой/глухой в корне слова

1

Правописание слов с непроизносимой согласной

1

Научный и художественный текст

1

Правописание слов с непроизносимой согласной. Знаки препинания при обращении

1

Правописание и произношение слов с буквосочетаниями ЧНи ЧТ

1

Контрольное списывание

1

Правописание изученных орфограмм

1

Контрольная работа

1

Правописание предлогов и приставок

1

Самостоятельная работа

1

Итоговая комплексная контрольная работа

1

Учебно-методическая литература

1. Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч.Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.

2. Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык.2 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.

3. Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч.Часть 3. — М.: Академкнига/Учебник.

4. Байкова Т.А., Малаховская О.В., Ерышева Е.Р. Русский язык:Тетрадь для самостоятельной работы № 1. 2 класс. — М.: Академкнига/Учебник.

5. Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. 2 класс. — М.: Академкнига/Учебник.

6. Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А. Русский язык. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

7. Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1–2 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

13

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Программа разработана на основании следующих документов: 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» 2. Примерной и авторской программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида Р.Д.Тригер, Ю.А.Костенкова, С.Г.Шевченко, Г.М.Капустина, Н.А.Цыпина, Г.И.Жаренкова, Т.В.Кузьмичева, Е.Б.Новикова, Е.Н.Морсакова, И.Н.Волкова 3. Примерной и авторской программы начального общего образования по программе Перспективная начальная школа (Н.Г. Агаркова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О..В. Малаховская, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова) . 4. Рабочая программа используется для учащегосяся: Пазилова Али, которому по решению ПМПК рекомендовано было продолжить обучение по адаптированной образовательной программе 2 класса для детей с задержкой психического развития.
0 ₽
Рабочая программа по математике составлена на основании следующих нормативно- правовых документов: 1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. Приказ Минобрнауки от 30.08.2010 г. №889, Приказ Минобрнауки от 01.02.2012 г. №74 2. Закона Российской Федерации «Об образовании» 3. Примерной и авторской программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида Р.Д.Тригер, Ю.А.Костенкова, С.Г.Шевченко, Г.М.Капустина, Н.А.Цыпина, Г.И.Жаренкова, Т.В.Кузьмичева, Е.Б.Новикова, Е.Н.Морсакова, И.Н.Волкова 4. Примерной и авторской программы начального общего образования по математике А.Л. Чекина, Р. Г. Чураковой .
0 ₽
Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Закона Российской Федерации «Об образовании» 2. Примерной и авторской программы начального общего образования по литературному чтению Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская 3. Примерной и авторской программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида Р.Д.Тригер, Ю.А.Костенкова, С.Г.Шевченко, Г.М.Капустина, Н.А.Цыпина, Г.И.Жаренкова, Т.В.Кузьмичева, Е.Б.Новикова, Е.Н.Морсакова, И.Н.Волкова Рабочая программа используется для учащегося: Пазилова Али которому ПМПК рекомендовано было продолжить обучение по адаптированной образовательной программе 2 класса для детей с задержкой психического развития.
0 ₽