АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ
Данная статья посвящена методам и приёмам активизации познавательной деятельности на уроках русского языка. Представлена методическая разработка методов проектов «Конфетная орфография».
Ключевые слова: активизация: познавательная деятельность; метод проектов; орфографическая зоркость.
Активизация познавательной деятельности – сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками.
Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.
Г.И. Щукина даёт такое определение познавательной деятельности: «В учебном процессе познавательная деятельность ученика – учение представляет собой сложнейший процесс перехода учащихся от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, почерпнутых в опыте жизни и из разрозненных сведений, приобретенных от взрослых либо через средства массовых коммуникаций (радио, кино, телевидение), к системе познания» [9].
Познавательная деятельность на уроках русского языка вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качества учащихся; развивает их познавательные силы, личностное образование, активность, самостоятельность; выявляет и реализует потенциальные возможности обучающихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности.
Одной из основных задач активизации познавательной деятельности обучающихся является развитие умственной и особенно мыслительной активности как условия учебных и познавательных умений, познавательной самостоятельности учащихся. Для обеспечения успеха в обучении необходимо формировать также положительное эмоциональное отношение к изучаемому материалу, желание учиться. Ученик должен усвоить приёмы самообразования, самоконтроля, рациональной организации и культуры умственного труда.
Как показывает опыт, активизировать познавате5льную деятельность на уроках русского языка помогает использование мультимедиа технологий, создание проблемной ситуации, составление опорных конспектов и тестов для контроля. Для повышения работоспособности учащихся на уроке необходимо использовать не только различные формы деятельности учащихся (устная работа, самостоятельная работа, работа с классом, индивидуальные задания, тесты, игровые моменты, самопроверка и т.п.), но и элементы технологии сотрудничества (рецензирование ответов товарищей, составление карточек-заданий друг для друга и пр.). Очень важно создание на уроке благоприятной атмосферы для отстающих учеников, когда при объяснении нового материала сильный ученик охотно делится своими знаниями, объясняет непонятное товарищу, помогает ему при выполнении различных заданий.
Развитию критического мышления учащихся, познавательных и творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве способствует исследовательская деятельность, одним из видов которой является метод проектов. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Преимущества этой технологии: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.
Например, метод проектов мы использовали для формирования орфографической зоркости. Проект «Конфетная орфография» был успешно защищен на межрайонной научно-практической конференции.
Язык становится могучим и гибким орудием, если им умело пользоваться, знать его секреты. А может ли любой из вас с уверенностью сказать, что он в совершенстве овладел родным языком? Думаю, что таких окажется немного, ведь писать грамотно – не очень легко! Для этого нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах. Про тех, кто видит в слове трудные места, говорят, что у них есть орфографическая зоркость. Тем, кто хочет писать грамотно, нужно знать «опасное» место, т.е. место, где есть орфограмма. А ещё мудрые люди утверждают, что для развития способности видеть орфограмму нужно использовать возможности слуховой, зрительной, речедвигательной и моторной памяти.
При работе над проектом была поставлена проблема: можно ли изучать правила русского языка не по учебнику, а в занимательной форме?
Цель работы состояла в том, чтобы научиться самостоятельно обнаруживать (т.е. видеть) изученные орфограммы, используя названия на обёртках от конфет, и тем самым повысить грамотность письма. Кроме того, на основе полученных результатов было принято решение: использовать продукт исследования, составить пособие по занимательной орфографии. Объектом исследования стали фантики, обёртки от кондитерских изделий. В работе использовались следующие методы: чтение и изучение научной литературы; систематизация, классификация и обобщение; сравнение и сопоставление; коллекционирование. Работа над проектом длилась пять месяцев.
Во время работы над проектом применяли текстоцентрический подход (работа с текстом на фантиках, при составлении пособия по занимательной орфографии); научный – был собран и обработан материал по истории создания конфет, в каких странах и как производили конфеты, о великих изобретениях Томаса Эдисона: фонографе, аппарате для записи телефонных разговоров, лампочке и бумажке, пропитанной парафином, которая послужила оберткой для конфет; эстетический подход (оформление работы, пособия); бытийный (конфеты, которые кушают все); коммуникативный (общение с людьми разных возрастов); личностный (выработать волю, внимательность).
В практической части исследования был составлен список изученных орфограмм (из названий конфет) и их классификация.
В течение двух месяцев было собрано 110 обёрток от конфет, которые помогали собирать родители, родственники и одноклассники; классифицированы орфограммы, определены «опасные места» в соответствии с найденной орфограммой. Оказалось, 38 обёрток – лишние (двойные, с название на иностранном языке, с одинаковым название, но разных фирм изготовителей). На остальных обёртках встретились такие орфограммы:
правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ – 4 обёртки;
безударная гласная, проверяемая ударением – 21 обёртка;
большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях – 19 обёрток;
проверяемые согласные – 10 обёрток;
мягкий знак, обозначающий мягкость согласных – 4 обёртки;
разделительный мягкий знак – 6 обёрток;
написание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне (из словаря) – 9 обёрток;
не смогли определить, к какой группе относятся – 7 обёрток;
правописание суффиксов – 10 обёрток;
правописание приставок - 2 обёртки;
правописание сочетаний ЧК, ЧН, НЧ – 10 обёрток;
слова с соединительными гласными О, Е – 5 обёрток.
На собранных обёртках от конфет не было слов с орфограммами: правописание удвоенных согласных и разделительный твёрдый знак.
Во время работы над проектом было создано также пособие «Конфетная орфография» по развитию «зоркого глаза». При использовании данного пособия каждый ученик должен был привыкнуть видеть орфограммы в слове, чтобы выработать потребность в самоконтроле, навык постоянной проверки правильности написания слов.
В процессе работы над данным исследованием были сделаны следующие выводы: применение правил русского языка в новой обстановке позволяет проверить, насколько хорошо каждый из нас умеет этими правилами пользоваться – писать грамотно; конфета – не только сладкое удовольствие, её фантик – важный экспонат для исследования и хороший способ научиться писать грамотно; можно не только «зорко» видеть, но и «зорко» думать.
Таким образом, для активизации познавательной деятельности на уроках русского языка необходимо: развитие навыков самостоятельной исследовательской работы; формирование умения работать с различными видами и источниками информации; использование различных методов и технологий обучения; повышение социальной активности учащихся.