Администрация города Магнитогорска Челябинской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4» города Магнитогорска
455026, Челябинская область, Магнитогорск, Суворова, 110
+7(3519)20-25-85\
Анализ учебника русского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений в двух частях.
Авторы: Т. А. Ладыженская и др. Издательство: « Просвещение», 2013 год.
(Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации)
Подготовила
учитель русского языка и литературы.
Астафьева Татьяна Васильевна.
Введение.
Учебный предмет «Русский язык» в школе несет познавательно-практическую направленность, то есть даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Работа над развитием речи ведётся во всех классах. В связи с этим, учебники по русскому языку должны включать в свое содержание большое количество упражнений на отработку и запоминание литературных норм, и предупреждение речевых ошибок.
Основная часть.
Учебник под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова для 5-го класса включает следующие разделы: «Язык и общение», «Вспоминаем, повторяем, изучаем», «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи», «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи», «Лексика. Культура речи», «Морфемика. Орфография. Культура речи», «Морфология. Орфография. Культура речи» (имя существительное, имя прилагательное, глагол), «Повторение и систематизация изученного».
Из содержания учебника видно, что изучение вопросов культуры речи включается в каждый из разделов курса русского языка для 5 класса основной общеобразовательной школы.
Бесспорным преимуществом является то, что теоретические сведения, практический материал, материалы для развития связной речи собраны в одном учебнике.
Остановимся на работе по развитию речи на основе этого учебника. Как стимулировать речевую активность, как вызвать желание высказывать мысли вслух или в письменной форме? Мотивация обеспечивается за счет ситуативных упражнений. Например, надо по заданию упражнения № 79 надо описать урок физкультуры, рассказать что происходит на картинке, может быть представить себя участником происходящего. Многие упражнения носят соревновательный характер. Например, упражнение № 76 «Я пересказываю, ты слушаешь», выполняется на основе упражнения 75. Дети делятся на команды, выполняют соответствующее задание, затем подводятся итоги. Такие задания можно и нужно детям не только на уроках русского языка, но и во внеклассной деятельности.
В учебнике много рисунков - это ценная черта. Они помогают создать речевую ситуацию, а задания носят ситуационный характер. По упражнениям №619: «Представьте, что история на рисунке произошла в вашей семье..» ребёнок пишет рассказ о том, что подобная ситуация произошла в его семье. Такие задания основываются на жизненном материале.
Материал учебника позволяет знакомить учащихся с разными видами речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо (задания упражнений: расскажите, выразительно прочитайте, а значит, и послушайте, спишите). Правила речевого этикета включены, например, в упражнения 18-19, где говорится об уместности речевых выражений в той или иной ситуации. Уделяется внимание культуре устного общения: Обучающимся не только напоминают «вежливые слова», но и предлагают создать речевую ситуацию: не только высказать свою точку зрения, но и убедить слушателей.
В учебнике есть красивые по языковому оформлению тексты известных писателей: Лермонтова, Пушкина, Пришвина, Бунина, Аксакова и других. Эти тексты подобраны с учетом возрастных особенностей, способствуют воспитанию высоконравственной личности, позволяют узнавать богатства родного языка, расширять свой словарный запас, . Подбор заданий к упражнениям позволяет систематически повторять изученный материал, осуществлять дифференцированный подход.
Вывод.
Таким образом, данный УМК формирует все ключевые компетенции: лингвистическую, языковую, коммуникативную, культуроведческую; дает возможность для реализации таких методических идей как ориентация на личность ученика и развитие его речевых умений и навыков.
В учебнике дается и материал для уроков по описанию картин, но я считаю не очень удачный. Нет текстов упражнений со схожей тематикой, слов и словосочетаний для отбора и систематизации рабочих материалов, что можно делать коллективно, в парах, индивидуально. Можно в эти материалы добавить сведения о художнике, или историю написания картины.
В учебнике развитие речи связано с изучением русского языка: изучаем имя прилагательное - проводим работу над описанием; изучаем глагол - проводим работу над повествованием. При изучении имени существительного тренируемся в составлении дружеских посланий, писем.
В учебнике представлены задания аналитического и аналитико-речевого характера: новое на основе данного, то есть от анализа образца к самостоятельным высказываниям, создание нового текста на основе данного. Напоминают авторы учебника о средствах интонационной выразительности — предлагают памятку устных сочинений, различные интонационные схемы. Необходимы на уроках по развитию речи цветные вклейки с репродукциями картин.
Подводя итоги, приходим к выводу, что учебник ставит грамматические задачи через конкретные приемы умственной деятельности в процессе последовательной, систематической работы со словом, предложением, текстом, через анализ этих приёмов решает задачи развития речи и мышления ученика, расширяет кругозор в знании родного языка, формирует речевые умения.
Содержание учебника направлено на развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности учащихся – слушания, говорения, письма, чтения; формирование научных, доступных школьникам представлений о лингвистических понятиях и явлениях, необходимых для дальнейшего успешного обучения русскому языку в последующих классах. Активизация мыслительной и познавательной деятельности; создание у школьников устойчивой мотивации к изучению русского языка; воспитание чувства уважения и любви к русскому языку, языку своего народа, родному слову.