Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Анализ учебника русского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений в двух частях.

Анализ учебника русского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений в двух частях.

Учебный предмет «Русский язык» в школе несет познавательно-практическую направленность, то есть даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Работа над развитием речи ведётся во всех классах. В связи с этим, учебники по русскому языку должны включать в свое содержание большое количество упражнений на отработку и запоминание литературных норм, и предупреждение речевых ошибок.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Администрация города Магнитогорска Челябинской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4» города Магнитогорска

455026, Челябинская область, Магнитогорск, Суворова, 110

+7(3519)20-25-85\

 

Анализ учебника русского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений в двух частях.

Авторы: Т. А. Ладыженская и др. Издательство: « Просвещение», 2013 год.

(Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации)

Подготовила

учитель русского языка и литературы.

Астафьева Татьяна Васильевна.

Введение.

Учебный предмет «Русский язык» в школе несет познавательно-практическую направленность, то есть даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Работа над развитием речи ведётся во всех классах. В связи с этим, учебники по русскому языку должны включать в свое содержание большое количество упражнений на отработку и запоминание литературных норм, и предупреждение речевых ошибок.

Основная часть.

Учебник под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова для 5-го класса включает следующие разделы: «Язык и общение», «Вспоминаем, повторяем, изучаем», «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи», «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи», «Лексика. Культура речи», «Морфемика. Орфография. Культура речи», «Морфология. Орфография. Культура речи» (имя существительное, имя прилагательное, глагол), «Повторение и систематизация изученного».

Из содержания учебника видно, что изучение вопросов культуры речи включается в каждый из разделов курса русского языка для 5 класса основной общеобразовательной школы.

Бесспорным преимуществом является то, что теоретические све­дения, практический материал, материалы для развития связной речи собраны в одном учебнике. 

Остановимся на работе по развитию речи на основе этого учебника. Как стимулировать речевую активность, как вызвать желание высказывать мысли вслух или в письменной форме? Мотивация обеспечивается за счет ситуативных упражнений. Например, надо по заданию упражнения № 79 надо описать урок физкультуры, рассказать что происходит на картинке, может быть представить себя участником происходящего. Многие упражнения носят соревновательный характер. Например, упражнение № 76 «Я пересказываю, ты слушаешь», выполняется на основе упражнения 75. Дети делятся на команды, выполняют соответствующее задание, затем подводятся итоги. Такие задания можно и нужно детям не только на уроках русского языка, но и во внеклассной деятельности.

В учебнике много рисунков - это ценная черта. Они помогают создать речевую ситуацию, а задания носят ситуационный характер. По упражнениям №619: «Представьте, что история на рисунке произошла в вашей семье..» ребёнок пишет рассказ о том, что подобная ситуация произошла в его семье. Такие задания основываются на жизненном материале.

Материал учебника позволяет знакомить учащихся с разными видами речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо (задания упражнений: расскажите, выразительно прочитайте, а значит, и послушайте, спишите). Правила речевого этикета включены, например, в упражнения 18-19, где говорится об уместности речевых выражений в той или иной ситуации. Уделяется внимание культуре устного общения: Обучающимся не только напоминают «вежливые слова», но и предлагают создать речевую ситуацию: не только высказать свою точку зрения, но и убедить слушателей.

В учебнике есть красивые по языковому оформлению тексты известных писателей: Лермонтова, Пушкина, Пришвина, Бунина, Аксакова и других. Эти тексты подобраны с учетом возрастных особенностей, способствуют воспитанию высоконравственной личности, позволяют узнавать богатства родного языка, расширять свой словарный запас, . Подбор заданий к упражнениям позволяет систематически повторять изученный материал, осуществлять дифференцированный подход. 

Вывод.

Таким образом, данный УМК формирует все ключевые компетенции: лингвистическую, языковую, коммуникативную, культуроведческую; дает возможность для реализации таких методических идей как ориентация на личность ученика и развитие его речевых умений и навыков.

В учебнике дается и материал для уроков по описанию картин, но я считаю не очень удачный. Нет текстов упражнений со схожей тематикой, слов и словосочетаний для отбора и систематизации рабочих материалов, что можно делать коллективно, в парах, индивидуально. Можно в эти материалы добавить сведения о художнике, или историю написания картины.

В учебнике развитие речи связано с изучением русского языка: изучаем имя прилагательное - проводим работу над описанием; изучаем глагол - проводим работу над повествованием. При изучении имени существительного тренируемся в составлении дружеских посланий, писем.

В учебнике представлены задания аналитического и аналитико-речевого характера: новое на основе данного, то есть от анализа образца к самостоятельным высказываниям, создание нового текста на основе данного. Напоминают авторы учебника о средствах интонационной выразительности — предлагают памятку устных сочинений, различные интонационные схемы. Необходимы на уроках по развитию речи цветные вклейки с репродукциями картин.

Подводя итоги, приходим к выводу, что учебник ставит грамматические задачи через конкретные приемы умственной деятельности в процессе последовательной, систематической работы со словом, предложением, текстом, через анализ этих приёмов решает задачи развития речи и мышления ученика, расширяет кругозор в знании родного языка, формирует речевые умения.

Содержание учебника направлено на развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности учащихся – слушания, говорения, письма, чтения; формирование научных, доступных школьникам представлений о лингвистических понятиях и явлениях, необходимых для дальнейшего успешного обучения русскому языку в последующих классах. Активизация мыслительной и познавательной деятельности; создание у школьников устойчивой мотивации к изучению русского языка; воспитание чувства уважения и любви к русскому языку, языку своего народа, родному слову.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Контрольный тест по теме "Устное народное творчество " по литературе в 7 классе к учебнику Коровиной В.Я. , Коровина В.И. , Журавлева В.П. Литература. В 2-х частях. Для детей коррекционной школы с ограниченными возможностями здоровья.
0 ₽
Наступают летние каникулы. Главная задача каникул это отдых детей, их здоровье и укрепление нервной системы. Но как показывают первые дни работы в новом учебном году, за летние каникулы чтение ухудшается у 50% учеников, письмо - у 67%. Чтобы сохранить уровень учебных знаний, умений и навыков, достаточно тренироваться ежедневно 30-40 минут по 5 занятий в неделю во время летних каникул. Эта практика поможет ребятам не перегружаясь освежить свои знания и умения, узнать что-то новое.
0 ₽
Учебный предмет «Русский язык» в школе несет познавательно-практическую направленность, то есть даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Работа над развитием речи ведётся во всех классах. В связи с этим, учебники по русскому языку должны включать в свое содержание большое количество упражнений на отработку и запоминание литературных норм, и предупреждение речевых ошибок.
0 ₽