Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Подготовка к школе
  3. Аспекты патриотического воспитания младших дошкольников.

Аспекты патриотического воспитания младших дошкольников.

Младший дошкольный возраст – один из самых сложных, ответственных и интересных возрастов формирования личности. В этом возрасте, с одной стороны, ребенок сохраняет свои качества из дошкольного детства – любовь к игре, необязательность в выполнении своих обязанностей, отсутствие ответственности и самостоятельности. Но, с другой стороны, с момента начала обучения в школе дошкольник перестает быть маленьким ребенком, у него появляются новые обязанности, которые невозможно выполнить, оставаясь маленьким ребенком.

Возраст

Дошкольники

Предметы

Подготовка к школе

Категория

Подготовка к школе
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Аспекты патриотического воспитания младших дошкольников.

Младший дошкольный возраст – один из самых сложных, ответственных и интересных возрастов формирования личности. В этом возрасте, с одной стороны, ребенок сохраняет свои качества из дошкольного детства – любовь к игре, необязательность в выполнении своих обязанностей, отсутствие ответственности и самостоятельности. Но, с другой стороны, с момента начала обучения в школе дошкольник перестает быть маленьким ребенком, у него появляются новые обязанности, которые невозможно выполнить, оставаясь маленьким ребенком.

К младшему дошкольному возрасту относят 5–6-летних детей. Младший дошкольный возраст – это особый период жизни, в которой ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью.

Переход в дошкольный возраст связан с изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

Ведущей деятельностью становится учение, в результате которого возникают психические новообразования. Оно характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью.

В биологическом отношении у младших дошкольников, по сравнению с предыдущим возрастом, замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно увеличивается сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста [2, с.34].

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры.

В развитии наблюдается дисгармония в физическом и нервно-психическом развитии ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Появляется повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движении.

В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации) отмечается именно в возрасте 7-11 лет.

В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Обеспечивается прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. По этой же причине у детей заметно возрастает ловкость в метании, лазании, легкоатлетических и спортивных движениях. В этот период развития двигательные функции получают весьма значительное развитие, особенно существенно совершенствуется координация движений, чему способствуют занятия физической культурой, различными видами спорта (плаванием, гимнастикой, легкой атлетикой и др.), ручным и производительным трудом и т.д.

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее становление, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной работы [19, с.48].

Восприятие младших школьников характеризуется непроизвольностью. У первоклассников еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. Это легко заметить на уроках рисования предмета с натуры: рисунки отличает редкое разнообразие форм и красок, порой значительно отличающихся от оригинала [1, с.19].

Возрастает роль общения младшего школьника с ровесниками и взрослыми, референтным взрослым становится первый учитель, который по-новому относится к школьнику, иначе, чем воспитатель в детском саду. Другие учителя также относятся к новым взрослым, которых не было в жизни дошкольника, но они требуют новой социальной роли от ребенка. Младший школьник интересуется другими школьниками в образовательном учреждении, которые старше его. Появляется общение с другими взрослыми и детьми в учреждениях дополнительного образования, детских досуговых и спортивных кружков и секций, чего не было ранее в дошкольном детстве.

Таким образом, у младшего школьника появляется обязательная, социально значимая и контролируемая деятельность – учебная, и он должен подчиняться ее правилам и нести ответственность за их нарушение.

Внимание младших школьников. Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс павловского типа — «что такое?». Ребенок еще не может управлять своим вниманием; реакция на новое, необычное настолько сильна, что он отвлекается, оказываясь во власти непосредственных впечатлений.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы [4, с.103].

В школьный возраст, указывал Л. С. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта. На первой стадии (1-2 классы) их мышление во многом похоже на мышление дошкольников: анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенном и наглядно-образном плане. Дети судят о предметах и явлениях по их внешним отдельным признакам, односторонне, поверхностно. Умозаключения их опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, и выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем прямого соотношения суждения с воспринимаемыми сведениями. Обобщения и понятия этой стадии сильно зависят от внешних характеристик предметов и фиксируют те свойства, которые лежат на поверхности [4, с.105].

В начальной школе большое внимание уделяется формированию научных понятий. Выделяют предметные понятия (знания общих и существенных признаков и свойств предметов — птицы, животные, фрукты, мебель и т.п.) и понятия отношений (знания, отражающие связи и отношения объективных вещей и явлений — величина, эволюция и т.п.).

Развитие мышления во многом зависит от уровня развития мыслительных процессов. Так, например, развитие анализа ведет от практически действенного к чувственному и в дальнейшем к умственному (от 1 к 4 классу). Кроме того, анализ начинается как частичный и постепенно становится комплексным и системным. Синтез развивается от простого, суммирующего к более широкому и сложному. Анализ для младших школьников является более легким процессом и развивается быстрее, чем синтез, хотя оба процесса тесно связаны (чем глубже анализ, тем полнее синтез). Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.

Младшие школьники начинают осознавать собственные мыслительные процессы и пытаются управлять ими, хотя не всегда успешно [24, с.91].

Внешнее поведение ребенка самым серьезным образом отражается на его внутреннем мире, именно поэтому младший школьник требует неусыпного внимания.

Таким образом, младший школьный возраст - это период положительных изменений и преобразований. Он позволяет:

- формировать мотивы учения, развивать устойчивые познавательные потребности и интересы;

- развивать навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

- усваивать социальные нормы, нравственное развитие;

- воспитывать адекватную самооценку, развивать критичность по отношению к себе и окружающим;

- развивать навыки общения со сверстниками, устанавливать прочные дружеские контакты.

Среди воспитательных направлений сегодня наиболее актуальными выступают патриотическое и гражданское воспитание как стержневые, основополагающие, соответствующие насущным требованиям и вызовам современности и являющиеся основой формирования сознания нынешних и грядущих поколений.

Основными задачами патриотического воспитания младших школьников, по мнению большинства исследователей, является:

- информационная (постепенное формирование у ребенка системы знаний о своей Родине, о ее культуре и традициях, о народах населяющих ее и о родном языке).

- цивилизующая (формирование интереса у ребенка к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни)

- практическая (практическая деятельность по применению полученных знаний, предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно-направленном труде, умение бережно относится к природе, умение отразить знания в речи, общении с взрослыми и сверстниками) [17, с.176].

Исходя из условий ФГОС НОО к индивидуальным итогам образования и основываясь на Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, можно сделать заключение о том, что итоги патриотического обучения обязаны отображать:

1) формирование основ гражданской идентичности; понимание обучающимися определения «Родина»;

2) уважение к культурному и историческому прошлому России;

3) почтенное отношение к старшему поколению;

4) уважительное отношение к природе;

5) знание и уважение государственной символики Российской Федерации;

6) уважительное отношение к истории и культуре иных народов. Значимость воспитания детей особенно критически выступает в современный период в связи с потерей людьми моральных ориентиров в собственной жизни [32].

Недостаток нравственных ценностей и игнорирование моральных норм становится повсеместным явлением. По этой причине все острее встает вопрос о повышении уровня патриотической воспитанности. Следует воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность, толерантность. Начинать его нужно с дошкольного и младшего школьного возраста [10, с.13].

Чувство патриотизма у детей в этом возрасте формируется, когда они начинают осознавать себя частью целого культурно-исторического сообщества, становятся сопричастными к народной культуре. Эти дети не имеют постоянных интересов, собственную инициативу проявляют слабо, их внимание неустойчиво. Они нуждаются в постоянной помощи и советах учителя в организации своего досуга.

Патриотическое воспитание наиболее благоприятно в данном возрасте в связи с тем, что детьми легко усваивается опыт, формы поведения старших поколений, оценочные суждения; формируется определенное отношение к окружающему, к себе: развивается дружба, взаимопомощь, любовь к родителям, к улице, школе, родному городу, природе и т.д. На основе этого опыта ребенок начинает проявлять самостоятельность, сознание в отношении к окружающему миру и людям, к моральным нормам общества [3, с. 191].

В силу возрастных и психологических особенностей жизненный и нравственный опыт в отношении к обществу, к Родине, к своей стране ограничен. Поэтому, именно в этом возрасте необходимо закладывать основы патриотического воспитания, которые станут фундаментом общественного становления личности. Психологи подчёркивают важность возникновения ростков патриотизма, которые составляют «прошлый опыт» человека, опыт чувств, отношений. Если ребёнок в детстве испытал чувство жалости к окружающей действительности другому человеку, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, радость от хорошего поступка, восхищение подвигом, он тем самым приобрёл «эмоциональный опыт, который будет иметь громадное значение для его дальнейшего развития. Тем самым это будет являться основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека.

Также психологи утверждают, что патриотические чувства и их развитие зависят от средств и методов воспитания, от условий, в которых живёт ребёнок. При целенаправленном воспитании чувства ребёнка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются они раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания [11, с.135].

У детей младшего школьного возраста учителя формируют представления о человеке, как об основной ценности общества, дают им первоначальные сведения о Конституции, правах человека и ребенка. Значительную роль представляет и формирование понятия о своей малой Родине (город, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение детей культуре общения. У учащихся младшего возраста формируются базовые представления о «большом» и «малом» социумах, своем месте в них. Представления у учащихся младших классов расширяются понемногу. Формирование системы обобщенных знаний об явлениях общественной жизни происходит лишь к концу 1-2 класса.

Известная чувствительность младших школьников устанавливает нам потребность облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, основываясь на эмоциях и чувствах детей. С раннего детства нужно заложить в детях первоначальное представление о месте и роли их страны в мире. Тот, кто работает с младшими школьниками, хорошо знает, насколько трудно сформировать у детей 7-10 лет хоть представление о малой и большой Родине. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Именно поэтому необходимо работать над развитием эмоционально-чувственного компонента патриотического воспитания [31, с. 141].

Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Именно в этом возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения [8, с. 35].

Воспитание подрастающего поколения, формирование у него действенной любви к Родине, является одной из важнейших задач образовательных учреждений как социальных институтов, т.к. именно от этого зависит будущее России. Начинать воспитание патриотизма необходимо еще в начальных классах, так как именно в это время у ребенка закладываются основы культурно-ценностных ориентаций и нравственной основы личности, развиваются эмоции, чувства, мышление, механизмы социальной адаптации в обществе, наступает развитие культурного самоопределения, осознания себя в окружающем его обществе. Этот этап считается более подходящим для чувственно-эмоционального влияния на детей, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны, и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что является немаловажным в формировании патриотических чувств.

Таким образом, особенностями патриотического воспитания младших школьников, по нашему мнению являются:

- развитие интереса к истории своей семьи, родословной, где ребенок живет;

- бережного отношения, проявляющегося в делах и поступках;

- интереса к традициям в семье;

- уважения к защитникам семьи и внимательного к ним отношения;

- развитие интереса к этнической культуре, внутренней взаимосвязи с народом;

- формирование возможности замечать состояние окружающей природы и правильно реагировать на него, необходимости выразить свои эмоции, отношение к природе родного края;

- совместная чувственно-эмоциональная деятельность детей и взрослых.

На наш взгляд, современная ситуация развития общества заставляет педагогов более внимательно относиться к вопросу патриотического воспитания. От позиции педагога, его духовной полноты зависят достижения самого ученика в дальнейшем, его отношения с окружающим миром.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Младший дошкольный возраст – один из самых сложных, ответственных и интересных возрастов формирования личности. В этом возрасте, с одной стороны, ребенок сохраняет свои качества из дошкольного детства – любовь к игре, необязательность в выполнении своих обязанностей, отсутствие ответственности и самостоятельности. Но, с другой стороны, с момента начала обучения в школе дошкольник перестает быть маленьким ребенком, у него появляются новые обязанности, которые невозможно выполнить, оставаясь маленьким ребенком.
0 ₽