Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГБОУ «Набережночелнинская школа «Омет» №86 для детей с ОВЗ»
Принята на заседании педагогического совета Протокол №1 28.08.2023 г. Рассмотрено на заседании МО Протокол №1 от 28.08.2023 г. | Утверждаю Директор школы «Омет» №86 Р. Н. Абайдулин Приказ №___28.08.2023 г. ________________подпись Согласовано Заместителем директора по ВР ______________ Л. А. Лысова 28.08.2023 г. |
Авторская адаптированная программа кружка
«Инженерная лаборатория «Робот и Я»
(для детей с диагнозом ДЦП)
Срок реализации 1 год
Автор – составитель
Елена Николаевна Шахмаева
Учитель математики и физики
Высшей квалификационной категории
г. Набережные Челны, 2023 год
Пояснительная записка
Адаптированная программа кружка «Инженерная лаборатория «Робот и Я» имеет техническую направленность. Программа модифицированная, составлена на основе программы «Робототехника: конструирование и программирование» Филиппова С. А. (Сборник программ дополнительного образования), конструктора LEGOMindstormsEV3, «Базовый набор» LEGOEducationSPIKE, в соответствии с современными требованиями к программам дополнительного образования.
На сегодняшний день робототехника является одной из самых динамично развивающихся областей промышленности. Уже невозможно представить нашу жизнь в современном мире без механических машин, которые применяются абсолютно во всех сферах жизни и деятельности человека: в медицине, в космосе, в промышленности, в военных действиях, помогают в быту. Роботы и вся относящаяся к ним техника постоянно совершенствуются и развиваются.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.
Век компьютерной техники предоставляет новые возможности в работе с детьми. Всё большую популярность приобретает образовательная робототехника. С её помощью дети учатся основам компьютерной грамотности, принципам программирования, пониманию принципов работы различных механизмов, самостоятельному проектированию конструкций и, что немаловажно, работе в составе команды.
Актуальность данной образовательной программы кружка «Инженерная лаборатория «Робот и Я» состоит в том, что она стимулирует познавательную деятельность обучающихся с ДЦП в области современного технического творчества. Для детей с ДЦП особое значение имеет создание условий для раскрытия внутреннего потенциала каждого ребёнка, его успешного адаптирования в сегодняшнем реальном мире. Для детей с ДЦП в нашем городе нет специально оборудованных помещений для занятия робототехникой. На базе нашей школы имеется всё необходимое оборудование, в том числе ассистивные средства, которые очень необходимы многим детям при работе за компьютерами.
Программа «Инженерная лаборатория «Робот и Я» направлена на развитие конструктивных способностей детей с ДЦП на основе проектных технологий, развитие проектного мышления обучающихся и, в результате, создание ими уникальных творческих работ. Предлагаемая программа включает в себя углубленное изучение робототехники, краткую историю, основы конструирования и развитие творческого мышления посредством робототехники. Основное внимание в обучении, особенно на начальном этапе, в данной программе уделяется развитию пространственного мышления, фантазии, умению свободно и осознанно стилизовать и трансформировать форму, добиваясь определенной цели, конструировать и моделировать без схем, умению мыслить образами и формами – приобрести творческое мышление. Для детей с диагнозом ДЦП – это очень важно! Дети, осваивая робототехнический конструктор, приобретают новые знания и навыки, получают при этом определённый продукт своей деятельности. Когда ребёнок собирает модель робота, у него включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, включаются познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера. Всё это оказывает мощное воздействие на работу коры головного мозга, следовательно, и на развитие ребёнка. Поэтому, занятия в кружке «Инженерная лаборатория «Робот и Я», ориентированы на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе с детьми с диагнозом ДЦП. Программа дает возможность каждому ребенку творчески реализоваться и выбрать наиболее приемлемое для себя техническое направление в современном мире (робототехника, радиоуправление, физика, конструирование и т.д.).
Цель: создание условий развития конструктивного мышления ребёнка с ДЦП средствами робототехники, формирование интереса к техническим видам творчества, популяризация
инженерных специальностей.
Планируемые результаты
Личностные
воспитание коммуникативных качеств посредством творческого общения учащихся в группе, готовности к сотрудничеству, взаимопомощи и дружбе;
воспитание трудолюбия, аккуратности, ответственного отношения к осуществляемой
деятельности;
формирование уважительного отношения к труду;
развитие целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
Метапредметные
умение организовать рабочее место и соблюдать технику безопасности;
умение сопоставлять и подбирать информацию из различных источников (словари, энциклопедии, электронные диски, Интернет источники);
умение самостоятельно определять цель и планировать алгоритм выполнения задания; умение проявлять рационализаторский подход при выполнении работы, аккуратность;
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
понимание основ физики и физических процессов взаимодействия элементов конструктора.
Предметные
познакомить с конструктивными особенностями и основными приемами конструирования различных моделей роботов, компьютерной средой, включающей в себя графический язык программирования LEGOEducationSPIKE и LEGOMindstormsEV3.
научить самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
научить создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
научить разрабатывать и корректировать программы на компьютере для различных роботов;
уметь демонстрировать технические возможности роботов.
Адресат. Программа кружка ««Инженерная лаборатория «Робот и Я» ориентирована на учащихся 7-11 классов.
Сроки реализации. Образовательная программа рассчитана на 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, согласно учебному расписанию.
Форма обучения очная. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Наполняемость в группах составляет: 8-10 человек.
СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ КРУЖКА
Введение
Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами.
Конструирование
Основные детали конструктора Lego. Правила работы с конструктором LEGOEducationSPIKE и LEGOMindstormsEV3. Спецификация конструктора. Сбор непрограммируемых моделей. Знакомство с RCX. Кнопки управления. Инфракрасный передатчик. Передача программы. Запуск программы. Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Параметры мотора и лампочки. Изучение влияния параметров на работу модели. Знакомство с датчиками. Датчики и их параметры: датчик касания; датчик освещенности. Модель «Выключатель света». Сборка модели. Повторение изученных команд. Разработка и сбор собственных моделей.
Программирование
Знакомство с командами: запусти мотор вперед; включи лампочку; жди; запусти мотор назад; стоп. Составление программы с использованием параметров, зацикливание программы. Знакомство с датчиками. Условие, условный переход. Датчик касания (знакомство с командами: жди нажато, жди отжато, количество нажатий). Датчик освещенности (влияние предметов разного цвета на показания датчика). Знакомство с командами: жди темнее, жди светлее).
Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Составление программы.
Сборка модели с использованием мотора. Составление программы, передача, демонстрация. Сборка модели с использование лампочки. Составление программы, передача, демонстрация. Сборка модели с использование датчиков.
Линейная и циклическая программа. Составление программы с использованием параметров, зацикливание программы.
Проектная деятельность в группах
Разработка собственных моделей в группах, подготовка к мероприятиям, связанным с ЛЕГО. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект. Конструирование модели, ее программирование. Презентация моделей. Выставки. Соревнования.
Повторение
Повторение изученного ранее материала.
Учебно-тематический план обучения на 34 часа
адаптированной образовательной программы
«Инженерная лаборатория «Робот и Я»
№ п/п | Раздел программы | Количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Введение | 1 | 1 | 0 |
2 | Конструирование | 15 | 4 | 11 |
3 | Программирование | 13 | 3 | 10 |
4 | Проектная деятельность в группах | 3 | 0 | 3 |
5 | Повторение | 2 | 1 | 1 |
Итого | 34 | 9 | 25 |
Календарно тематическое планирование кружка
«Инженерная лаборатория «Робот и Я»
№ п/п | Раздел | Тема урока | Количество часов | Даты | Форма работы | |
план | факт | |||||
1/1 | Введение | Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами. | 1 | 05.09 | теоретическая | |
2/1 | Конструирование | Правила работы с конструктором Lego.Основные детали. Спецификация. | 1 | 12.09 | теоретическая | |
3/2 | Правила работы с конструктором LEGOEducationSPIKE. Основные детали. Спецификация. | 1 | 19.09 | теоретическая | ||
4/3 | Правила работы с конструктором LEGOMindstormsEV3. Основные детали. Спецификация. | 1 | 26.09 | теоретическая | ||
5/4 | Знакомство с RCX.Кнопки управления. | 1 | 3.10 | теоретическая | ||
6/5 | Сбор непрограммируемых моделей. | 1 | 10.10 | практическая | ||
7/6 | Инфракрасный передатчик. Передача и запуск программы. | 1 | 17.10 | практическая | ||
8/7 | Составление простейшей программы по шаблону, передача и запуск программы. | 1 | 24.10 | практическая | ||
9/8 | Параметры мотора и лампочки. | 1 | 07.11 | практическая | ||
10/9 | Изучение влияния параметров на работу модели. | 1 | 14.11 | практическая | ||
11/10 | Знакомство с датчиками. Датчики и их параметры: датчик касания; датчик освещенности. | 1 | 21.11 | практическая | ||
12/11 | Модель «Выключатель света». Сборка модели. | 1 | 28.11 | практическая | ||
13/12 | Разработка и сбор собственных моделей. | 1 | 05.12 | практическая | ||
14/13 | Демонстрация моделей из LEGOEducationSPIKE. | 1 | 12.12 | практическая | ||
15/14 | Демонстрация моделей из LEGOMindstormsEV3. | 1 | 19.12 | практическая | ||
16/15 | Демонстрация и усовершенствование моделей роботов. | 1 | 26.12 | практическая |
17/1 | Программирование | Знакомство с командами: запусти мотор вперед; включи лампочку; жди; запусти мотор назад; стоп. | 1 | 09.01 | теоретическая | |
18/2 | Составление программы с использованием параметров, зацикливание программы. Знакомство с датчиками. Условие, условный переход. | 1 | 16.01 | теоретическая | ||
19/3 | Датчик касания (знакомство с командами: жди нажато, жди отжато, количество нажатий). Датчик освещенности (влияние предметов разного цвета на показания датчика). Знакомство с командами: жди темнее, жди светлее). | 1 | 23.01 | теоретическая | ||
20/4 | Составления программы по шаблону. | 1 | 30.01 | практическая | ||
21/5 | Передача и запуск программы. | 1 | 06.02 | практическая | ||
22/6 | Составление программы по заданному алгоритму. | 1 | 13.02 | практическая | ||
23/7 | Сборка модели с использованием мотора. | 1 | 20.02 | практическая | ||
24/8 | Составление программы для LEGOMindstormsEV3, передача, демонстрация. | 1 | 27.02 | практическая | ||
25/9 | Сборка модели с использование датчиков. | 1 | 05.03 | практическая | ||
26/10 | Составление программы, передача, демонстрация. | 1 | 12.03 | практическая | ||
27/11 | Линейная программа. Составление программы, передача, демонстрация. | 1 | 19.03 | практическая | ||
28/12 | Циклическая программа. Составление программы, передача, демонстрация. | 1 | 02.04 | практическая | ||
29/13 | Линейная и циклическая программа. Составление программы, передача, демонстрация. | 1 | 09.04 | практическая | ||
30/1 | Проектная деятельность в группах | Конструирование собственной модели робота на основеLEGOMindstormsEV3. Программирование данной модели для выполнения определенной задачи. | 1 | 16.04 | практическая | |
31/2 | Презентация моделей. | 1 | 23.04 | практическая | ||
32/3 | Выставка, защита проекта. | 1 | 30.04 | практическая | ||
33/1 | Повторение | Повторение основ алгоритмизации и программирования. | 1 | 14.05 | теоретическая | |
34/2 | Конструирование собственных моделей роботов на основеLEGOMindstormsEV3. | 1 | 21.05 | практическая |