Авторская программа
внеурочной деятельности
«Азбука здоровья»
направление: спортивно-оздоровительное
возраст: 8-9 лет
Автор программы:
Войтко Валентина Ивановна
Номинация:
инновации начального образования
Должность:
учитель начальных классов.
Образовательное учреждение:
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 2 р.п. Новоспасское
адрес, телефон:
433870, Ульяновская, область, Новоспасский район, р.п. Новоспасское, ул. Мира, д.37, тел: 88423821448
тел. автора: 89297941228
Содержание программы
Пояснительная записка
Содержание курса
Структура программы
Календарно-тематическое планирование
Список используемой литературы
Приложение
Пояснительная записка.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя и учителя».
В.А. Сухомлинский.
В настоящее воспитание у обучающихся интереса к здоровому образу жизни является первоочередной задачей нашего государства, так как с каждым годом повышается заболеваемость среди младших школьников.
На ухудшение здоровья влияет несколько факторов: наследственность, некачественные продукты питания, загрязнение окружающей среды, гиподинамии и нарушении правил здорового образа жизни.
В основном у детей наблюдаются проблемы, связанные с ухудшением зрения, заболеваниями желудочно - кишечного тракта, с нарушением опорно - двигательного аппарата, позвоночника, центральной нервной системы, а также проблемы с низкой или избыточной массой тела.
Одной из важнейших задач школы в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
Для того чтобы сохранить свое здоровье немало важную роль играет здоровый образ жизни, который основан на двигательной активности, правильном питании, режиме дня и отсутствии вредных привычек.
Программа отвечает потребностям обучающихся проявлять свои познавательные, творческие, практические знания. Важным звеном системы непрерывного спортивно-оздоровительного направления является формирование представления о здоровьесбережении. Очень важно, чтобы эти представления включали понимание значимости здорового образа жизни в современном мире.
Целью программы «Азбука здоровья» в начальных классах является формирование у детей бережного отношения к себе и к своему здоровью, умения быть здоровым душой и телом, а также стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивацию к изучаемому курсу;
способствовать физическому и психическому развитию;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
обучить обучающихся приемам по профилактике травматизма;
закладывать навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам;
формировать разнообразные двигательные умения, которые увеличивают функциональные возможности и тем самым подготавливают организм к восприятию умственных нагрузок;
организовывать спортивно – оздоровительные, профилактические и игровые мероприятия, способствующие проявлению положительных эмоций и укреплению здоровья;
развивать интерес к выполнению физических упражнений, гимнастики и т.д. самостоятельно;
Главный принцип индивидуально – групповой подход к обучающимся. Данная программа составлена с учетом детских интересов и желаний, возрастных и психофизиологических особенностей детей. В ней использована современная литература.
Актуальность:программа «Азбука здоровья» имеет спортивно - оздоровительное направление. Она учит детей начальной школы вести активный образ жизни, участвовать в спортивных соревнованиях, в подвижных играх. Это имеет большое значение для укрепления здоровья школьников.
Новизна:программа носит личностно- ориентированный, деятельно-развивающий характер. Внеклассная работа направлена на развитие исследовательской работы, поиска новых форм сохранения своего здоровья, на формирование отрицательного отношения к вредным привычкам.
Программа «Азбука здоровья» рассчитана на проведение занятий в течение учебного года 1 раз в неделю, 35 часов в год. Количество обучающихся 12-15 человек.
Планируемы результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
- знать правила общения при работе в группе, в парах; - знать правила безопасного поведения во время подвижных игр; - уметь доказывать, обобщать, высказывать свою точку зрения, дискутировать | - знать о ценности своей жизни и другого человека; - Знать способы сохранения и укрепления здоровья, секреты здорового образа жизни; - Знать правила бережного отношения к зрению, слуху. - Знать правила поведения за столом, на улице, в школе и в других местах; - уметь применять полученные знания в жизни | - знать, как устроен организм человека, как работают внутренние органы; - знать правила личной гигиены; - уметь оказывать первую медицинскую помощь; - уметь делать зарядку; - принимать участие в спортивных соревнованиях; - посещать кружки и секции |
Формы и методы работы:
- практические занятия;
- анкетирование,
- урок – практикум;
- конкурсы;
- часы познания;
- викторины,
- круглый стол
- интеллектуальные игры,
- беседы,
- оздоровительные минутки,
- подвижные игры;
- защита проектов.
Материально – техническая база
спортивный инвентарь
компьютер, принтер, магнитная доска
дидактические карточки
диски и ЭОР
Содержание программы
1.Введение.(2ч)
Повторение ранее изученного. Доктора природы. Динамическая пауза.
Практическая работа: экскурсия «Природа и мы».
2. Подвижные игры (4 ч)
Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. Спортивные игры и эстафеты. Правила техники безопасности. Правила игры.
Практическая работа: разучивание русской народной игры «У медведя во бору». Разучивание игры «Третий лишний». Разучивание игры «Горелки». Спортивные игры и эстафеты.
3. Планета здоровья (8 ч)
Здоровье наше будущее. Берегите зрение. Правила бережного отношения к зрению.Слух – большая ценность для человека. Правила «Как беречь органы слуха». Зубы и уход за ними. Учимся чистить зубы. Осанка – это красиво. Правила поддержания правильной осанки.
Практическая работа: конкурс «Красивая осанка»
4. Рекомендации доктора Айболита (8ч)
Правила подготовки домашнего задания. Как управлять своим настроением. Мир эмоций и чувств. Борьба с вредными привычками. Что такое иммунитет? Как предупредить простудные заболевания? Движение – это жизнь.
Практическая работа: проект «Мы против вредных привычек».
5. Питание и здоровье (6ч)
Правильное питание. Правильное поведение за столом. Режим питания. Витамины наши друзья. Викторина «Здоровое питание»
Практическая работа: составление меню на один день.
6. Мое здоровье – мое будущее (7ч)
Отдых для здоровья. Слагаемые здоровья. Умеем ли мы отвечать за свое здоровье? Какое значение играет сон в жизни человека? Шалости и травмы. Первая доврачебная помощь в летний период. Опасности летнего периода. Профилактика детского травматизма.
7. Заключение (1ч)
Подведение итогов за год. Мое здоровье – моя программа.
Структура программы
2 класс
№ | Тема | Количество часов | ||
теоретических | практических | всего | ||
1 | Введение | 1 | 1 | 2 |
2 | Подвижные игры | - | 4 | 4 |
3 | Планета здоровья | 2 | 5 | 7 |
4 | Рекомендации доктора Айболита | 3 | 5 | 8 |
5 | Питание и здоровье | 1 | 5 | 6 |
6 | Мое здоровье – мое богатство | - | 7 | 7 |
7 | Заключение | - | 1 | 1 |
Итого | 8 | 27 | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов | Предметные УУД | Метапредметные УУД | Методы | |||||
план/факт | практика/теория | Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | ||||||
Введение (2ч) | |||||||||||
1 | Доктора природы | 1 | Знать определение науки валеология | Знать: оправила безопасного поведения | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | Слушать и понимать речь других | Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса | Беседа, игра |
2 | Экскурсия «Природа и мы» | 1 | Знать определение науки валеология | Знать: оправила безопасного поведения | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | Слушать и понимать речь других | Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса | Беседа, экскурсия | |||
Подвижные игры (4ч) | |||||||||||
3 | Знакомство с доктором Свежий Воздух | 1 | Уметь выполнять физические упражнения для развития физических навыков | Знать правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению, особенности воздействия двигательной активности на организм человека. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке. | Слушать и понимать речь других | Уметь применять полученные знания в области здорового образа жизни. | Показ, игра, беседа | |||
4 | Знакомство с доктором Свежий Воздух | 1 | |||||||||
5 | Знакомство с доктором Свежий Воздух | 1 | |||||||||
6 | Спортивные игры и эстафеты | 1 | конкурс | ||||||||
Планета здоровья (7ч) | |||||||||||
7 | Здоровье наше будущее | 1 | Знать способы сохранения и укрепления здоровья, секреты здорового образа жизни, правила бережного отношения к зрению, слуху. Уметь правильно чистить зубы. | Уметь правильно взаимодействовать с другими людьми (терпимо проявляя взаимовыручку), проводить самостоятельный итог занятия, анализировать и систематизировать полученные умения и навыки | Уметь высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, уметь работать по предложенному учителем плану,. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. | Уметь применять полученные знания в области здорового образа жизни, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке | Беседа | |||
8 | Берегите зрение. | 1 | Творческая работа | ||||||||
9 | Слух – большая ценность для человека. | 1 | |||||||||
10 | Зубы и уход за ними | 1 | Урок - практикум | ||||||||
11 | Учимся чистить зубы | 1 | урок- практикум | ||||||||
12 | Осанка – это красиво. | 1 | беседа | ||||||||
13 | Конкурс «Красивая осанка» | 1 | конкурс | ||||||||
Рекомендации доктора Айболита (8 ч) | |||||||||||
14 | Правила подготовки домашнего задания | 1 | Знать способы сохранения и укрепления здоровья; особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника | Уметь принимать решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; находить выход из стрессовых ситуаций. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке | Слушать и понимать речь других; высказывать свою точку зрения; работать в группе, в парах, коллективе | Добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Беседа |
15 | Как управлять своим настроением | 1 | Практическая работа | ||||||||
16 | Мир эмоций и чувств | 1 | Творческая работа | ||||||||
17 | Борьба с вредными привычками | 1 | Конкурс рисунков | ||||||||
18 | Проект «Мы против вредных привычек» | 1 | Защита проектов | ||||||||
19 | Что такое иммунитет? | 1 | беседа | ||||||||
20 | Как предупредить простудные заболевания? | 1 | беседа | ||||||||
21 | Движение – это жизнь | 1 | Веселые старты | ||||||||
Питание и здоровье (6ч) | |||||||||||
22 | Правильное питание | 1 | Знать правила правильного питания, содержание витаминов в продуктах Уметь составлять меню, правильно вести себя за столом | Знать правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению, особенности воздействия двигательной активности на организм человека. | Уметь совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную отметку деятельности на уроке. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. | Уметь слушать и понимать речь других; высказывать свою точку зрения; работать в группе, в парах, коллективе | Уметь делать предварительный отбор источников информации, добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информации из одной формы в другую. | Сообщение доктора Айболита | |||
23 | Составление меню | 1 | Практикум здоровья | ||||||||
24 | Правильное поведение за столом | 1 | Час познания | ||||||||
25 | Режим питания | 1 | Час познания | ||||||||
26 | Витамины наши друзья | 1 | Сообщение доктора Айболита | ||||||||
27 2 | Викторина «Здоровое питание» | 1 1 | Час познания | ||||||||
Мое здоровье – мое будущее (7ч) | |||||||||||
28 | Отдых для здоровья | 1 | Знать слагаемые здоровья, значение сна в жизни человека, к чему могут привести шалости. Уметь правильно отдыхать, оказывать первую доврачебную помощь. | Уметь правильно взаимодействовать с другими людьми Знать правила общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, особенности воздействия двигательной активности на организм человека | Уметь определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке. | Уметь слушать и понимать речь других; высказывать свою точку зрения; работать в группе, в парах, коллективе | Уметь делать предварительный отбор источников информации, добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информации из одной формы в другую | Урок - практикум | |||
29 | Слагаемые здоровья | 1 | Анкетирование | ||||||||
30 | Умеем ли мы отвечать за свое здоровье? | 1 | Круглый стол | ||||||||
31 | Какое значение играет сон в жизни человека | 1 | Час познания | ||||||||
32 | Шалости и травмы | 1 | Сообщение доктора Айболита | ||||||||
33 | Первая доврачебная помощь в летний период, Опасности летнего периода | 1 | Аукцион знаний |
34 | Профилактика детского травматизма | 1 | Инструктаж | ||||||||
Заключение (1ч) | |||||||||||
35 | Мое здоровье – моя программа | 1 | Уметь дорожить своим здоровьем, укреплять и беречь его. | Уметь правильно взаимодействовать с другими людьми | Уметь определять и формулировать цель | Уметь слушать и понимать речь других, высказывать свою точку зрения; работать в группе, в парах, коллективе | Уметь перерабатывать полученную информацию | Урок-обобщение |
Список используемой литературы
Антропова, М.В. Режим дня школьника [ Текст] / М.В. Антропова, Л.М. Кузнецова . – М. : Изд. центр «Вентана - граф», 2017 – 205с
Зайцев, Г. К. Уроки Айболита [Текст] / Г.К. Зайцев. – СПб, 2005
Зайцев, Г. К. Твои первые уроки здоровья [Текст] / Г.К. Зайцев. – СПб, 2010
Обухова Л.А. 135 уроков здоровья или школа докторов природы [Текст] / Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. – М.: Вако, 2015
Подвижные игры: 1 – 4 классы [Текст]/ Авт. – сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2016
ФГОС. Примерные программы начального образования [Текст]. – М.: «Просвещение», 2017грамма курса «Азбука здоровья» для младших школьников [Текст]/ Е.Г. Умнягина [Интернет - ресурс]. – Режим доступа:http://festival/1september.ru/articles/519723/
Правила безопасного поведения в быту [Текст] / [Интернет - ресурс]. – Режим доступа:http://theobg.by.ru/bit/htm
Анкетирование для обучающихся 2Б класса
Вопросы:
Сколько раз в день ты чистишь зубы?
Часто ли ты болеешь простудными заболеваниями?
Соблюдаешь ли ты режим дня?
Соблюдаешь ли ты режим питания?
Делаешь ли ты зарядку?
Гуляешь ли ты на свежем воздухе?
Посещаешь ли ты спортивные секции?
Анкетирование для родителей 2Б класса
Вопросы:
Сколько раз в день ваш ребенок чистит зубы?
Часто ли ваш ребенок болеет простудными заболеваниями?
Соблюдает ли ваш ребенок режим дня?
Соблюдает ли ваш ребенок режим питания?
Делаешь ли ваш ребенок зарядку?
Гуляешь ли ваш ребенок на свежем воздухе?
Посещает ли ваш ребенок спортивные секции?
Результаты анкетирования показали позитивную динамику состояния здоровья.
Вывод: программа «Азбука здоровья» обогащает обучающихся знаниями о здоровом образе жизни, и практическими навыками, которые способствуют укреплению здоровья.