Интеллектуальная игра »Герои басен И.А. Крылова»,обучающая школьников алгоритмам нестандартного мышления, мнемотехнике.
Горбачева Евгения Энгельсовна
преподаватель русского языка и литературы
МБОУ МСОШ имени Н.В. Архангельского
ЯНАО Шурышкарский район, с. Мужи
Предлагаемый материал представляет собой методическую разработку внеурочного мероприятия по теме «Герои басен Крылова». Внеурочная деятельность использует творческий поиск форм и методов продуктивного сотрудничества школьного сообщества . Игра – это творчество. Одаренность детей – высокий уровень развития способностей человека, который позволяет ему достичь успехов в той или иной сфере деятельности. Творческая деятельность проявляется в создании произведений искусства (рисунки, художественное чтение, умение выполнять определенную роль в команде и выполнять ее хорошо.) В основе творчества лежит фантазия, воображение. Данное образовательное учреждение является участником конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющим свои инновации, которые и раскрывают интеллектуальные способности школьников. Они проявляют себя в научной и художественной деятельности, социальной и физкультурно-оздоровительной. Творческое воображение школьников на уроках литературы во многом зависит от форм проведения занятий. Вот, к примеру , как это можно показать в таблице:
Формы занятия | Цели занятия | Деятельность школьников | Результативность |
Урок-экскурсия Путешествие-путеводитель | Знакомство с терминами, понятиями | Самостоятельность в суждениях Составление интеллект-карт | Запись алгоритмов, таблиц, схем, художественное чтение |
Обучающая игра | Показать с помощью заданий образность мышления, уметь ориентироваться в поликультурном пространстве, формировать умения видеть социально-психологические противоречия в личности героев в произведениях автора | Работа с рисунком, схемой , таблицей, интеллект-картой, сообразность выбора колорита рисунка, сопоставление его с возникающими ассоциациями, применение синтетического и эпизодического метода обучения (по Г. Шаррельману) | Рисунок, схема, интерпретация художественного образа, устное высказывание, мысли вслух, рассказ по иллюстрации, Просмотр слайдов, эскизов,рисунков |
Интеллектуальная игра показывает как активизируется мыслительная деятельность ребенка , учит видеть школьников причинно-следственные связи, обучает алгоритмам нестандартного мышления, использованию мнемотехники(таблицы, схемы, рисунки).
Методический комментарий. Предлагаемую игру можно провести после изучения произведений И.Крылова при обобщении и повторении изученного материала во внеурочное время. В игре участвуют две команды 5 классов , члены жюри , ведущий и зрители. Игра рассчитана на 60 минут, проходит в три тура, после чего жюри определяет победителя и призеров. Затем озвучиваются вопросы для зрителей и вручаются медали за правильные ответы. Ведущий берет интервью у победителя в интеллектуальной игре. В заключении предлагается просмотр иллюстраций и фотографий с выставки, которая оборудована в классе, где проходит игра.
Цели интеллектуальной игры: показать становление духовных идеалов человека в индивидуальном мире, его успехи и неудачи, воспитывать на примере произведений Крылова осознание общечеловеческих ценностей , влияющих на взаимоотношения в социуме, вырабатывать навыки социального поведения, активизация чувственных впечатлений, создание условий для творческого воображения.
Задачи:
- расширение кругозора школьников, активизация дивергентного мышления
- с помощью заданий разнообразить личные творческие решения, мотивировать на решение творческих задач
- стимулирование творческого воображения
- формировать умения и навыки , позволяющие создавать собственный продукт
Для решения поставленных задач применяются такие методы, как синтетический, метод эпизодического обучения (по Г. Шаррельману) . Новизна игры в обосновании и целесообразности использования мнемосхем и алгоритмов в процессе обучения как одного из звеньев повышения уровня интеллекта, знаний школьников, умения их ориентироваться в поликультурном пространстве. Метод алгоритмов, применяемый в рассуждениях учащихся, способствует их мышлению и автоматическим действиям в данной обстановке при решении вопросов. Алгоритмы, которыми пользуются при ответе на вопрос школьники построены в виде цепочки - это последовательный алгоритм, разветвленный алгоритм, оформленный в виде схемы или рисунка, простой алгоритм, содержащий логический вывод , он оформляется в виде схемы, рисунка с ключевыми словами.
На уроках литературы использование синтетического метода в обучении стимулирует творческое воображение учащихся. Задание в игре направлены на наблюдательность, угадывание, дополнения по вопросу, подбор подобного, умение принять интуитивное решение. Эти задания имеют возможность определить уровень творческого воображения учащихся , способствуют эстетическому развитию. Игровая методика обеспечивает заданиям яркую игру красок, разнообразие творческих решений, видения окружающей действительности. Задания отвечают условиям активизации творческих процессов. Главная идея игры- активизация творчества и создание нового продукта в художественном творчестве .Реализация игровых приемов на интеллектуальном уровне тренирует дивергентное мышление . По Л. С. Выготскому, известному психологу, структура сознания – это динамическая смысловая система , находящаяся в единстве волевых, аффективных и интеллектуальных процессов .Рассматривая работы известных психологов , можно все это показать на рисунке 1
Творческая деятельность
Интерес школьников Развитие интеллекта
Внутренняя свобода школьника Переход от случайного эпизода к заданной теме
Творческое воображение , фантазия Чувственные впечатления
Показ картин известных художников, которые можно соотнести с изучаемым вопросом, иллюстраций
Оценка замечаний детей по данному вопросуГлубина душевных процессов человека
Постановка вопросов учителя и ученикаПоследовательное проведение требований от простого к сложному Эпизод литературного произведения, связанного с жизнью Совместное обсуждение вопросов, касающихся предложенной темы
Атрибуты игры:
Оформление кабинета:
- Выставка книг, фотографий, иллюстраций , рисунков к произведениям автора
- Подготовка слайдов по басням Крылова
- Раздаточный материал : листы формата А4, рисунки к басням
- Сенсорная электронная доска для демонстрации слайдов, ( портреты , цитаты, книги, таблицы, рисунки, алгоритмы)
Ход игры:
Слово ведущего: Сегодня мы начинаем интеллектуальную игру по творчеству Крылова, вспомним его произведения
Далее представляю состав жюри и приглашаю к творчеству две команды . Команды выбирают капитанов. Ведущий демонстрирует слайды о произведениях писателя.
1 тур
Конкурс »Герои басен». За минуту увлекательно рассказать, что особенно запомнилось из произведения .Как это можно сопоставить со словом искусство . Жюри оценит ваше высказывание и выставит вам оценки.
2 тур Составляем алгоритм
Выбрать одну из трех категорий:
Любовь
Особенности изображения героев
Образ героя
Вопросы у ведущего записаны для всех трех категорий
- Написать на сенсорной доске алгоритм, с помощью которого вы будете отвечать на вопросы из выбранной вами категории ЛЮБОВЬ
Вопросы: Где и когда родился писатель?
Какой эпизод остался в памяти у писателя на всю жизнь в годы его учебы?
Почему басни так увлекательны и прелестны?
В чем заключается смысл названия произведения?
В чем , по-вашему, заключается влияние ситуации на поступки персонажа и как показано это влияние на героя произведения?
Почему в произведении показано звучание великого произведения музыканта Бетховена? Какова цель писателя?
Что можно сказать о чувствах героев басен?
Жюри оценивает ответы игроков команд по выбранным категориям и запись алгоритма как хода рассуждения по данной категории, использую знание сюжета произведения
3 тур Конкурс «Лучший рассказ по рисунку, по интеллект- карте»
Ведущий объясняет участникам как будет оцениваться этот конкурс
Показ слайдов с фотографиями , рисунками к басням
Задания:
Опишите, что вы видите на фотографии, рисунке
Расскажите, используя ключевые слова, о героях ( лесть, хитрость, лживость, глупость)
Каковы приемы писателя для создания художественного образа?
Создайте свой художественный образ по данному рисунку
Составьте алгоритм для ответа на вопрос с использованием схемы к произведения, со словами любовь, лесть, хитрость, жадность, глупость, невежество. Как вы соотнесете это с героями басен?
Рисунок к басне «Ворона и лисица» нарисовал интеллект-карту
Артанзеев Артем
Рисунок к басне «Мартышка и очки»
Интеллект-карта к басне «Ворона и лисица»
Артанзеев Артем 5в класс
4. Жюри определяет победителя этого конкурса и участника, вышедшего в финал
Вопросы зрителям:
Перечислите произведения Крылова .В чем прелесть героев ? Назовите этих прекрасных персонажей. Какими изобразил их автор?
В чем проявляется психологизм в произведениях автора? Можно ли его образно сравнить с красивой ниткой, пущенной в ткань повествования?
Какие ассоциации у вас возникли? Нарисуйте схему с использованием ключевых слов, которые вмещали бы смысл названия басен. ( нарисовать на формате А4 и на сенсорной доске) Аргументировать свой ответ
Как вы думаете, любит ли автор своих героев, кто из них воплощает определенный момент развития русского обществав 19 веке.
Какие нравственные и безнравственные поступки совершили его герои? Свой ответ подтвердите ответами из текста (художественное чтение басни)
Вручение медалей за правильные ответы
Финал игры
Ведущий берет интервью у победителя :
- Как вы думаете, почему вам удалось победить? Как вы достигли своей цели?
Кто вам помогает в этом?
О чем вы мечтаете? Ваш взгляд на любовь и счастье человека
В заключении предлагается просмотр слайдов и фотографий с выставки произведений писателя
Литература:
Развитие речи / Автор-составитель ОИ. Бочкарева.- Волгоград: ИТД «Корифей» ,2008
Игровая деятельность. Обогащение и активизация словарного запаса/ Автор-составитель СВ. Королева.- Волгоград: ИТД «Корифей ,2010
Савенков А.И. Игры, дающие старт исследовательской деятельности.//Директор школы ,2004, №1
Кугач А., Турыгина С. Познавательные игры, конкурсы и развлечения для школьников, Ярославль, Академия развития ,2007
«Школьные технологии» №4,2011