Билингвальное образование в рамках проекта «Семья Поволжья»
Поволжский край, моя земля,
Родимые просторы,
У нас и реки, и поля,
Холмы, леса и горы.
Народы как одна семья,
хотя язык их разный,
Но дружбой мы своей сильны,
И мы живём прекрасно!
Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Республики Татарстан. Это один из наиболее многонациональных и заселенных районов России. Народы, заселяющие Поволжье, имеют много общего в истории, культуре, быте. Но у каждого народа своя неповторимая история становления.
Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.
В Татарстане большую роль в решении вопросов, находящихся в
этнокультурной сфере, отводится институтам гражданского общества. Особое место занимает Ассамблея народов Татарстана, которая ведет свою деятельность в республике на протяжении около 30 лет. В каждом муниципальном округе есть свои филиалы. Наш Арский район также ведет работу, направленную на сохранение и развитие языков, культуры и традиций народов, проживающих в нашем городе. Следовательно, и мы являемся частью культуры и призваны творить ее.
Приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения является создание условий для сохранения, приумножения культурного потенциала. Ведется работа по развитию межнационального культурного взаимодействия и творческого общения детей и взрослых, сохранению традиций, быта, возрождению обрядов.
Для реализации этих целей в МБДОУ "Арский детский сад № 1" Арского муниципального района РТ ведется целенаправленная работа.
Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Приобщение детей к истокам культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов.
Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего
национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве, что еще раз подчеркивает важность и значимость приобщения ребенка к национальной культуре. Вовлечение детей с дошкольного возраста в массовые этно-культурные просветительские мероприятия дает отличные результаты работы в данном направлении. Необходимость детей приобщения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творится.
Цель нашей работы - взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи по сохранению семейных традиций и быта народов Поволжья. Это и является основной идеей нашего проекта. Нами разработан план работы с педагогами и родителями, перспективное планирование мероприятий с детьми, конспекты организованной образовательной деятельности с детьми, календарный план проекта «Семь-Я Поволжья», подобран иллюстративный, демонстративный и практический материал, разработаны сценарии национальных праздников и развлечений. Процесс приобщения детей к традиционной культуре народов Поволжья осуществляется посредством проведения разработанных комплексных тематических и досуговых мероприятий, которые проводят воспитатели совместно с узкими специалистами и с родителями воспитанников ДОУ в разных возрастных группах.
Наша задача – приобщить воспитанников к жизни каждой народности Поволжья. Для этого мы вместе с детьми, педагогами и родителями проводим недели татарской, русской, мордовской, чувашской, башкирской, удмуртской, марийской культур. В течение этих недель продолжаем расширять и закреплять знания детей о народных обрядах, традициях, национальных костюмах.
Актуальность проекта обусловлена потребностью сохранения и развития культуры, родного языка, традиций народов Поволжья.
Жизнь ребенка начинается с семьи. Семья - это первый социальный
институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. В семье ребенок растет и развивается, его родители становятся для него примером. Ребенок несет из семьи историю создания своей родословной, а если нет в семье национальной культуры воспитания, мы педагоги ДОУ, должны создавать условия для приобщения детей и их родителей к ценностям своего, рода, народа. К сожалению, уходят в прошлое семейные праздники и традиции, толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.
Таким образом, актуальность проектируемого процесса ознакомления
детей дошкольного возраста с фольклором, обычаями, традициями и
народными играми народов Поволжья обусловлена:
1. Недостаточностью методических разработок по организации
интегрированных ООД (и всего педагогического процесса на основе
интегрированного подхода) по поликультурному воспитанию дошкольников.
2. Недостаточностью разработанного интегрированного содержания
данных мероприятий с учетом всех специалистов ДОУ, а также с семьями воспитанников (в соответствии с ФГОС).
Следует отметить, что во всех воспитательно-образовательных
мероприятиях значительную роль играет цифровые технологии, которые стали в нашей работе важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, социокультурными объектами Поволжья. Мы провели телемосты с детскими садами, библиотеками, музеями из других городов и республик, а также виртуальные экскурсии по музеям Татарстана. Во время проведения недели «Татарской культуры», были организованы флэшмобы: «Милли татар ашлары», «Әбиемнең сандыгы», «Әкияттә кунакта», где родители с воспитанниками нашего ДОУ показали свои таланты. Также в каждой группе были созданы уголки народов Поволжья, где демонстрировались костюмы, игрушки, национальные блюда, поделки. Совместно с родителями были изготовлены куклы народов Поволжья; создан семейный клуб для родителей и воспитанников «Семь-Я Поволжья»; воспитатели каждой группы подготовили дидактические игры, лэпбуки, ромбоксы, выставки, консультации, буклеты.
В ходе проводимых мероприятий дети знакомятся со словами приветствий, учатся называть родителей, слушают песни, частушки, поговорки на языках наших ближайших соседей. Во время телемостов с интересом вслушивались в звуки и слова незнакомых языков, следили за игровыми действиями. Такие мероприятия позволяют понять красоту и ценность родного, многообразие других языков, что и является целью билингвистического подхода к воспитанию.
Благодаря развитию нашего проекта, воспитанники нашего ДОУ
ориентируются по различным социально-культурным признакам: возрасту, национальности, религии, статусу, что способствует сохранению своих традиций. Особенно это важно для детей дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте идет формирование личности.
Наш проект помог:
- повысить уровень педагогической культуры родителей, через создание и ведение деятельности семейного клуба «Семь-Я Поволжья»;
- укрепить отношений «детской сад - семья»;
- разнообразить образовательно-воспитательный процесс;
- сформировать и развивать у детей и родителей навыки творческой
работы совместно с воспитателями;
- научить детей толерантно относиться друг к другу, уважать традиции
других народов.
Данный проект дал возможность и создал среду для культурного,
патриотического воспитания и духовного развития воспитанников. Проект помог вызвать интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения, показал уникальность и самоценность каждого из народов Поволжья как важного этапа в многонациональном государстве.