Маньковский отдел №11
МБУК Чертковского района «МЦБ»
Читательская конференция: «Доброта творит чудеса»
(по книге «Тимур и его команда»)
Составитель: Ковалёва Е. В.
Библиотекарь: Здравствуйте ребята! Мы часто спрашиваем себя «Для чего я живу? Как жить? На какие идеалы равняться? В чём смысл жизни?» Эти и многие другие вопросы волнуют любого человека. Кто-то равняется на героев, кто-то мечтает стать смелым, отважным, преданным… Жизнь, книги, телепередачи преподносят разные судьбы, разные характеры, только выбирай. Вот сегодня мы выбрали для обсуждения героев повести замечательного советского детского писателя Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда».
Ребёнок (читает стихотворение А. Плотникова «Улыбка Гайдара»)
Чужая пуля в грудь вошла,
Земля качнулась зыбко.
Но нет, друзья, не умерла
Гайдарова улыбка.
Она весёлая, живая,
Хоть сто разрывов брызни!
У смерти есть свои права
И есть они — у жизни.
Война ушла, отгрохотав,
И пули отсвистели,
Бессмертная улыбка та
Теперь на пьедестале.
Она осталась людям в дар,
Улыбка, а не злоба.
Не зря Гагарин и Гайдар
Улыбчивые оба.
Библиотекарь: Аркадий Петрович Голиков (Гайдар) родился 22 января 1904 г. Отец и мать Аркадия
были сельскими учителями. Родители мальчика занимались самообразованием. Читали друг другу
стихи, которые помнили наизусть. В доме много пели. К семейным праздникам, помимо других даров, готовили и подарки поэтические. Аркадий начал говорить в рифму и сочинять стихи задолго до того, как выучился читать и писать. Он с малых лет приучался к самостоятельности. Юноша жил в необычное время. Ему было 13 лет, когда началась Гражданская война, и в 1918 году он добровольцем ушёл в Красную Армию. Был в то время Аркадий Гайдар широкоплечим, не по годам рослым. Когда его спросили, сколько ему лет, он ответил, что 16, хотя на самом деле ему было всего 14. Это был сложный период в биографии нашей страны: иногда отец и сын воевали друг против друга. Ситуация на фронте обострялась. Так как Голиков проявлял находчивость, смелость, его назначили командиром роты, а позднее — и командиром полка. Он пережил гибель многих друзей, познал обиду и горечь поражений, радость побед. Аркадий Голиков мечтал всю жизнь посвятить армии, но его сразила тяжёлая болезнь: сказались ранения, контузия головы. В 20 лет врачи признали его непригодным к военной службе. Гайдар решает попробовать себя в литературе. Он становится детским писателем.
Аркадий Гайдар на фронте 1941 всматривающийся в неизведанную даль, назывался «гайдаром». Таким вперёдсмотрящим, ясноглазым дозорным был и сам Гайдар — Аркадий Петрович Голиков. Не случайно, должно быть, он взял себе для писательской работы этот звучный и многоговорящий псевдоним - Гайдар
Аркадий Петрович подарил нам много интересных книг, в которых призывал бороться против лодырей, разгильдяев, жуликов. Он считал, что можно воспитать личность, одухотворённую благородными идеалами. Гайдар жил, как солдат, и умер на боевом посту. В октябре 1941 года он по заданию редакции оказался в партизанском отряде. В составе небольшого отряда писатель отправился на разведку. Гайдар шёл впереди. Аркадий Петрович первым увидел фашистскую засаду, быстро оценил ситуацию и бросился навстречу врагам, закрывая своих товарищей. Пулемётная очередь прошила его сердце. Фашисты сняли с тела Аркадия Гайдара орден, взяли его тетради, блокнот, письма. Так погиб Гайдар, с оружием в руках. Подобно своим литературным героям, он до последней минуты был верен каждому написанному им слову.
Повесть «Тимур и его команда» была написана в 1940 году, печаталась в разных журналах,
а книга вышла в 1941 году. В 1940 году в Европе второй год шла война с фашистами. Через год гитлеровские войска вторглись в СССР. Наступило трудное, горькое, героическое время. Вопрос о том, что же должен делать каждый человек, волновал не только взрослых, но и детей. Повесть о Тимуре и помогла найти детям ответ на этот вопрос. Ни одно другое произведение в мировой литературе не дало начало столь массовому детскому движению, каким является форма тимуровской работы в книге Гайдара. Светлая романтическая повесть писателя стала праздником для юных читателей. Миллионы мальчишек хотели подражать Тимуру, миллионы девочек — Жене. В этой книге описана игра, которая сливается с жизнью, из развлечения превращается в полезное дело. Подростки из дачного посёлка, вроде играя, тайно от взрослых, создали свою команду. Оборудовали в старом заброшенном сарае штаб, придумали систему сигнализации, вели разведку, издавали свои приказы и т. п. Вместе с тем, все эти игровые действия совершались не ради забавы, а для того, чтобы в нужную минуту прийти на помощь людям.
Беседа
1. Где и когда происходят события, описанные в книге?
2. О каких двух командах идёт речь в повести?
3. Чем занималась команда квакинцев?
«Квакинцы» были хулиганами. Они ничего хорошего не делали. Сам командир этой команды Мишка Квакин выламывал доски из нового забора, разорял сады мирных жителей. Квакинцы дрались, курили, обижали слабых, неряшливо одевались.
4. Расскажите о взаимоотношениях квакинцев.
Взаимоотношения у квакинцев между собой были своеобразные. Они играли в карты, и проигравший изображал покойника, чтобы оживить его все собравшиеся вооружались крапивой и били того до изнеможения. В этих действиях показана их жестокость даже к членам своей команды. В команде Квакина приняты унижения и грубость.
5. Как вы думаете, существуют ли в нашей жизни квакинцы?
Да, к сожалению и в наше время, есть квакинцы. Они от безделья, равнодушия и скуки пьют алкоголь, курят, употребляют наркотики
6. Расскажите о делах тимуровской команды.
7. Расскажите о взаимоотношениях в команде Тимура.
8. В какой команде вы бы участвовали — Квакина или Тимура? Почему?
9. Есть ли сейчас тимуровское движение?
10. Чему учил Тимур?
Библиотекарь: Последними словами Тимура в книге стали слова: «Я стою… Я смотрю. Всем хорошо! Все спокойны. Значит, и я спокоен тоже». Эти слова он произносит, улыбаясь, радостно, ибо находит в этом своё счастье и счастье всех людей. Если будет каждому хорошо и спокойно, значит, всем будет хорошо и спокойно.
11. Понравилась ли вам повесть «Тимур и его команда»? Что в ней понравилось больше всего?
12. Прочитайте, пожалуйста, ваши отзывы.
(Учащиеся зачитывают свои отзывы о книге.)
Библиотекарь: А вы можете мне назвать другие книги Аркадия Гайдара? Послушаем рассказ о некоторых из них.
Рассказ «Чук и Гек».
Это история о двух братьях, о потерянной ими телеграмме, об отце их, живущем у далёких синих гор, о путешествиях и приключениях, которые произошли из-за непослушания ребят. Но самое главное, это книга о хороших людях, которые умеют любить, стойко переносить невзгоды и верить в добро.
«Школа». В 1930 году Аркадий Гайдар написал эту книгу для детей — Её по праву можно назвать автобиографией писателя. В этой повести идёт речь о суровой школе, через которую прошла молодёжь, о грозном времени, об отцах и детях, которые участвовали в войне во имя будущего. Главный герой книги — Бориска Гориков, в котором мы узнаём самого Аркадия Гайдара.
«Военная тайна» В этом произведении автор рассказывает о жестокости врага, о братстве народов. Особенно интересна вставленная в повесть «Сказка о Мальчише - Кибальчише», в которой даже очень маленькие дети знают военную тайну. А военная тайна заключалась в том, что народ от мала до велика любит свою свободную землю и всегда готов отдать свою жизнь за неё.
«Судьба барабанщика»
Повесть о мальчике-пионере, барабанщике, отец которого совершил преступление по службе и был арестован. Мальчик остался один, ему жилось очень трудно, на его пути попадались плохие люди, которые сбивали его с верного пути, но на помощь пришли хорошие люди, которые вернули ему детство, счастье и отца, искупившего свою вину.
У ч е н и к (читает стихотворение Т. Волынского «В берёзовой роще»)
Распахнулась шинель. Улетела
фуражка.
Он спешил в эту рощу — спешил
к детворе.
— Ну и что же, что бронзовый!
Это не страшно:
Город жив,
И земля хороша на заре.
Он глядит с постамента:
Какой-то мальчонка,
Как живого, его приглашает
В игру…
В Арзамасе старинном
Задорно и звонко
Пионерские горны
Поют на ветру.
…Он стоит, улыбаясь:
— Спасибо, ребята,
Только я на посту,
В краснозвёздном строю.
Мне четырнадцать было —
Ушёл я в солдаты.
Вы играйте, ребята,
А я постою.
Библиотекарь: А сейчас проведём викторину по книге А. П. Гайдара «Тимур и его команда».
Викторина по повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда»
1. Кто такой Михаил Квакин? Из какого произведения этот герой? (Герой повести «Тимур и его
команда»)
2. Каково название отряда из повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда»? (Тимуровцы)
3. Кто и кому говорил: «Ты о людях всегда думал, и они тебе заплатили тем же»? (Ольга — Тимуру)
4. Имя девочки, которая нашла штаб тимуровцев. (Женя)
5. Как звали командира тимуровцев? (Тимур)
6. «Тимуровец» — специалист по чужим садам. (Квакин Миша)
7. Что получил в конверте атаман шайки Квакин от тимуровцев? (Ультиматум)
8. Назови имя девочки — хозяйки козы. (Нюрка)
9. Мальчик, который рассказал о пропавшей козе. (Сима Симаков)
10. Кем был отец Жени? (Офицером)
11. На каком инструменте играла Ольга? (На аккордеоне)
12. Назовите фамилию «пожилого джентльмена», доктора, который также является дедушкой Коли. (Ф. Г. Колокольчиков)
Библиотекарь: Итак, ребята, мы поняли, что книги Аркадия Гайдара так же актуальны и в наши дни. Поэтому читайте эти добрые, хорошие книги. Они помогут вам стать настоящими людьми.
(Звучит песня «Гайдар шагает впереди».) Спасибо за внимание! И до новых встреч!
ЛИТЕРАТУРА
1. Автор и герой своих книг : Фотографии, документы,
воспоминания // Две школы Аркадия Гайдара. —
Л. : Детская литература, 1988.
2. Арбузова Н. Подросток. Дискуссионные методы: научно-популярная литература / С. А. Дьячкова // Читаем, учимся, играем. — 2005. — Вып. 2.
3. Гайдар А. Автобиография // Гайдар А. Повести и рассказы. — М. : Детская литература, 1990.
4. Гайдар А. Дневники: Тетрадь за 1931 год; Тетрадь
за 1932 год; Тетрадь за 1933–1934 гг.; Тетрадь за
1939 год; Тетрадь за 1940–1941 гг. // Гайдар А. Собр.
соч. : В 4-х тт. : Т. 4. — М. : Детская литература,
1982.
5. Гайдар А. Собрание сочинений в трёх томах. — М. :
Правда, 1986.
6. Камов Б. Н. Обыкновенная биография (Аркадий
Гайдар). — М. : Молодая гвардия, 1971. — Серия
«Жизнь замечательных людей».
7. Морозова М. Диалоговые технологии в воспитательном процессе: классному руководителю / М. Морозова // Воспитание школьников. — 2006. — № 7.
8. Чуносова Л. Читательская конференция как стратегия развития интереса к чтению: материал мастеркласса / Л. Н. Чуносова // Школьная библиотека. — 2007. — № 4.