Технологическая карта внеурочного занятия
Ф.И.О. Закирова Зиля Махаматовна
Должность: учитель математики
Место работы: СОШ п. Сосновка
Предмет: математика, 9 класс, внеурочное занятие по решению практико-ориентированных задач «Что на стоит дом построить»
Тема урока | Что нам стоит дом построить | ||
Тип урока | Занятие-практикум | ||
Цель урока | Определить практическое применение математики в профессиональной деятельности и повседневной жизни | ||
Задачи урока |
| ||
Планируемые результаты |
| ||
Образовательные ресурсы | Компьютер, проектор, презентация. | ||
План урока |
| ||
Методы обучения | Проблемный диалог, фронтальная работа, индивидуальная работа. | ||
Формы обучения | Интерактивный, словесные, наглядные, практические, репродуктивный методы обучения. | ||
Основные понятия и умения | Площадь, умение работать с таблицами | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
сформировать знания учащихся по изучаемой теме, использовать полученные знания при решении конкретных практических задач. | Регулятивные:проверять результаты вычислений; адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки; оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности; планировать шаги по устранению пробелов. Познавательные:сопоставлять информацию, представленную в разных видах; видеть аналогии и использовать их при освоении приемов вычислений; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными. Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; задавать вопросы с целью получения нужной информации; организовывать взаимопроверку выполненной работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания. | смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный | Приветствует учащихся | Приветствуют учителя |
Актуализация знаний Рефлексия | Ежедневно нам с вами жизнь преподносит свои задачи, которые приходится решать. Поднимите руки те, кто сегодня оплатил коммунальные услуги (воду, свет, тепло и т.д), кредит, а кто-то из вас в преддверии Нового года закачивает ремонт квартиры и ему необходимо докупить недостающие строй материалы, а кто-то уже составил меню и закупает необходимые продукты и подарки по предновогодним скидкам, а кто-то отправится в путешествие. И у каждого в голове рождается масса задач связанных с той или иной ситуацией. И все мы прекрасно понимаем, что работа по выполнению таких задач предполагает некоторые математические знания. Решая эти задачи вместе с челнами семьи, хоть раз вы задумывались о том, какая профессия у мамы, у папы? Нет! Какой вывод можно сделать? А теперь попробуйте сформулировать, чем на уроке мы будем заниматься И чтобы вы, ребята, в будущем были готовы к решению этих задач, в ОГЭ включены задачи с практико-ориентированным содержанием. Древняя мудрость гласит: «Человек в своей жизни должен сделать три вещи: посадить дерево, построить дом и вырастить сына» Скажем так, вырастить сына - это дело будущего, дерево вы посадите в 11 классе, продолжая традицию школы, а вот чтобы построить дом… еще в 15 веке была написана книга под названием «Домострой». А говорится в ней следующее: «О том надлежит заботиться, чтобы построить дом у холма с лесом и хорошим лугом, и чтобы здоровые ветры его продували, да нужно учесть, чтобы дом был открыт на солнечный восход, летом прохладнобудет в тени, а зимой освящаться солнцем» Но ведь дом - это не только стены и крыша, в нем надо создать уют … И здесь не обойтись без математики. А еще хочется добавить, что в доме будет счастье, если построить его из «строительного материала» с особыми свойствами: трудолюбие, ответственность, знания, умения, навыки, компетентность, коммуникативность, самостоятельность Сегодня рассмотрим задачи о дачном участке, но чтобы ответить на поставленные вопросы, которые могут возникнуть в жизненных ситуациях, нужно уметь:
А чтобы решать задачи, надо знать: Формулы геометрии:
Площади фигур:
Итак, рассмотрим задачу. Текст у вас на столе. Конечно же он написан едмным шрифтом, но ведь мы должны проявить свою читательскую грамотность и суметь выделить важную информацию Сверяемся, все ли выделили. «На плане изображен дачный участок по адресу: СНТ Рассвет, ул. Морская, 7 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму. Въезд и выезд осуществляется через единственные ворота. Площадь, занятая жилым домом, равна 64 кв. м. Помимо жилого дома, на участке есть баня, к которой ведет дорожка, выложенная специальным садовым покрытием. Между жилым домом и баней находится цветник с теплицей. Теплица отмечена на плане цифрой 3. Напротив жилого дома находится бак с водой для полива растений, за ним плодово-ягодные кустарники. В глубине участка естьогород для выращивания овощей, отмеченный цифрой 6. Все дорожкивнутри участка имеютширину 1 м и застелены садовым покрытием, состоящим из плит размером 1м х 1м. Площадка вокруг дома выложена плитами такого же размера, но другой фактуры и цвета. К дачному участку проведено электричество. Имеется магистральное газоснабжение.» ЗАДАЧА 1 Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. Заполните таблицу, в бланк ответов перенесите последовательность четырех цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов. ЗАДАЧА 2 Плиты для садовых дорожек продаются в упаковке по 6 штук. Сколько упаковок плит понадобилось, чтобы выложить все дорожки и площадку вокруг дома? ЗАДАЧА 3 Найдите площадь бани. Ответ дайте в квадратных метрах. ЗАДАЧА 4 Найдите суммарную площадь плитки на прямоугольной площадке вокруг дома. Ответ дайте в квадратных метрах Часто ли вы помогаете своим родителям посчитать, какое оборудование выгоднее? Нечасто? Никогда? Предлагаю ещё одну задачу: ЗАДАЧА 5 Хозяин участка планирует установить в жилом доме систему отопления. Он рассматривает два варианта: электрическое и газовое отопление. Цены на оборудование и стоимость его установки, данные о расходе газа, электроэнергии и их стоимости даны в таблице. Значит, газовое оборудование окупится за 700 часов. А сколько это суток? Таким образом, мы видим, что эти задачи раскрывают приложения математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах, знакомят с ее использованием в технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту. Математика дает способы представления статистических данных, например, в виде таблиц, диаграмм, графиков. Теперь я предлагаю вашему вниманию притчу Притча Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому один и тот же вопрос. У первого спросил: “Что ты делал целый день?” На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами, но из любой ситуации должны сделать вывод, двигающий нас вперед! Игра «Закончи пословицу». Ваша задача сейчас закончить пословицу, которую я буду начинать 1. Не стыдно не знать, стыдно 2.Дело мастера 3. Маленькое дело лучше большого 4. Без труда не выловишь 5. Больше дела – меньше 6. Пашню пашут, руками 7. Усердная мышь и доску Выберите фразеологизм или пословицу, которая характеризует вашу работу на уроке. Объясните свой выбор. Урок окончен. Спасибо! |
Ответы детей и вывод: в повседневной жизни человек любой профессии решает математические задачи Предполагают, уточняют и формулируют тему урока «Решение практико-ориентированных задач» Дети формулируют эту пословицу Учащиеся дополняют, что необходимо благоустроить и внутри и Учащиеся говорят для чего нужны эти свойства человека РЕШЕНИЕ Ответ: Ответ:
РЕШЕНИЕ: Учащиеся маркером выделяют важную информацию в своих текстах Учащиеся работают по схеме Ответ:
Учащиеся работают группами Ответ:
Учащиеся работают группами Ответ:
Учащиеся работают группами Ответ:
РЕШЕНИЕ: 1)21000+15269= 32269 2)15000+11000=26000 3)32269-26000=10269 4)1,5*4.3=6,45 5)4,8*4,4=21,12 6)21,12-6,45=14,67 7)10269:14,67=700 Ответ:
Учащиеся считают Ответ:
Дети заканчивают пословицу, произнося последнее слово (не учиться) (боится) (безделья) (и рыбку из пруда) (слов) (не машут) (прогрызет) Дети анализируют свою работу на уроке, выбирают фразеологизм или пословицу, отвечают на вопрос «Почему»? |