День веселых затей «Библиотека открывает мир» прошел на одном дыхании! В этот раз помещение библиотеки было поделено на три зоны:
Первая: «Интеллектуальная площадка» - здесь дети вместе с библиотекарем «химичили» волшебные опыты из продуктов домашнего обихода: соды, лимонной кислоты, соли, воды, подсолнечного масла, средства для мытья посуды и другого. Ребят порадовали завораживающая пена, необитаемые острова и бушующая лава-лампа в стакане. Так же дети «ловили» свою персональную радугу используя преломление света в воде. Но больше всего ребят вдохновила «неньютоновская жидкость». Что это такое? Это вещество, на которое не действуют законы физики! Простыми словами, такая смесь одновременно и жидкая и вязкая. А приготовить ее мы смогли из воды и крахмала в соотношении 1:1. Все ребята в перчатках смогли оценить свойства смеси: если по ней ударять пальцем быстро, то она казалась твердой, как глина или цемент. Но если медленно опускали палец в емкость, то она внезапно превращалась в жидкость! ;
Вторая: «Творческая площадка» - здесь дети развивали свою фантазию и рассказывали о своих созданных островах из парафина свечи. Они стали магами-повелителями и создали собственный мир с горами и морями! Каждый ребенок дал название своему острову: «Авар», остров «Цветов», «Чудес», «Слонов», «Бабочек» и даже «Крокодила».;
И третья: «Площадка настольных игр» и «Твистера». Здесь дети играли в свои любимые игры. Особенно их увлекла игра «Мистер Твистер». Ребята проверили свою ловкость, сноровку, гибкость и выносливость.
Закончилось мероприятие с приподнятым настроением. Дети ушли домой с новыми знаниями и положительными эмоциями.
Устный журнал «Чудеса на выбор»
Чудесное это занятие — химические опыты. Берешь одно, смешиваешь с другим, а получаешь что-то третье…Знаю: вы, ребята, изучали химию.
Не забегаем ли мы вперед? Не забегаем.
Когда вы пришли в первый класс, вы умели считать? И складывать? И даже немного умножать — хотя бы два на два? А ведь математику еще не проходили!
То, чем мы предлагаем заняться, — вроде счета, сложения или немудреного умножения. Так сказать, дважды два на химический лад.
Только что же это такое — химия?
Это наука о веществе и его превращениях.
Но давайте по порядку. Сначала: что такое вещество?
То, из чего состоит все на свете. Книжки, которые вы читаете; стулья, на которых сидите; дома, в которых живете… Так что химия — обширная наука. Она имеет дело с самыми разными веществами — жидкими и твердыми, бесцветными и яркими, прочными и хрупкими, полезными и вредными. Уже сейчас известны миллионы веществ, а сколько их еще не открыто…
Дальше: что такое превращения?
Когда одно вещество становится Другим. Или так: было одно — стало два. Или этак: было два — стало одно. В химии арифметика особая, чудесная.
Немало химических чудес встретятся вам в этой книжке. Конечно, каждое химическое чудо можно объяснить, но пока придется кое-чему поверить на слово.
И еще: к чудесам надо хорошенько подготовиться. Поразмыслить, прежде чем взяться за дело. Поэтому торопиться не будем.
Пожалуйста, не бойтесь: ни греметь, ни дымить, ни сверкать не будет. Разве что изредка, самую малость и совсем безобидно. Это наверняка. Правда, при условии, что все будет проделано в точности так, как написано в этой книжке.
Но не лучше ли вообще обойтись без этой самой химии? Что ж, попробуйте! Вот вы, уважаемая мама, добавляете в борщ немного кислоты, и он делается огненно-красным — разве это не химия? Или вы, дорогой папа, проявляете в ванной фотопленку — разве и это не химия? Она повсюду, и никуда от нее не деться. Именно к химии поучительной и полезной нам и хотелось бы пристрастить вашего ребенка — чтобы он кое-чему научился, чтобы не устраивал со скуки никому не нужные взрывы.
Все опыты должны проходить спокойно и безопасно. Мы постараемся обойтись без едких веществ и неприятных запахов, будем своевременно напоминать об осторожности.
Но вот замечали ли вы, что их интересует все — в том числе и химия? И дошколят и младших школьников привлекают всякие превращения — ведь они сродни чудесам. Яйцо было жидким, а стало крутым — почему? В пузырьке марганцовка черная, а в воде делается розовой — почему? Железо на воздухе становится рыжим, медь зеленой, серебро черным — почему? На многие из этих вопросов ответят книги. Нельзя просто так смешивать какие-то вещества — где гарантия, что получится безобидная смесь? Вообще-то химией лучше всего заниматься вместе с взрослыми.
Химичим с детьми: 10 незабываемых домашних опытов
В условиях самоизоляции самое время заняться чем-нибудь необычным и интересным вместе с детьми! Например, домашними химическими опытами. Пользу такого совместного времяпрепровождения трудно переоценить: дети под надзором, не крушат всё вокруг, да и время проходит весело, незаметно, а главное — полезно. Ребёнок (даже дошкольник) на личном примере убедится в том, как удивительна химия, и сможет пополнить свою копилку знаний.
Опыт №1: Завораживающая пена
Оказывается, если смешать марганцовку (перманганат калия) и перекись водорода (пероксид водорода), то получится удивительное «нечто»: большое количество плотной пены, которое будет выползать из ёмкости стремительно, подобно огромной танцующей кобре.
Лучше всего проводить такой опыт во дворе частного дома, либо максимально сократив количество компонентов. Достаточно смешать в одной ёмкости четверть стакана воды, щепотку марганцовки (чтобы вода приобрела характерный насыщенный пурпурный цвет), средство для мытья посуды (около одной чайной ложки), перемешать и добавить в смесь перекись водорода.
Суть опыта: перманганат калия и перекись водорода вступают в бурную реакцию. Из смеси начинает выделяться небольшой дым (образовавшийся кислород) и бурый осадок (оксид марганца).
Опыт №2: Лава-лампа
Из малого количества ингредиентов, которые наверняка есть дома у каждого под рукой, можно сделать завораживающую вещицу. Потребуются только вода, стакан любого растительного масла, пищевой краситель, соль и красивая банка, которая и будет основой для лавовой лампы.
Надо залить банку водой на 2/3, смешать масло с пищевым красителем (особенно красиво смотрятся неоновые оттенки — красные, салатовые, кобальтово-синие) и влить его в воду. После этого медленно всыпать в жидкость чайную ложку соли (лучше мелкой йодированной).
Суть опыта: так как масло имеет меньшую плотность, чем вода, оно не растворяется в воде, а плавает на её поверхности. Но как только в масло попадают крупинки соли, масляные капли тяжелеют и медленно начинают опускаться под их тяжестью, красиво перетекая из одного положения в другое.
Опыт №3: Гуттаперчевое яйцо
Попробуйте взять стеклянную бутылку и через горлышко поместить в неё варёное яйцо. «Это же невозможно!» — скажете вы и будете правы, однако… Правы отчасти! На самом деле есть опыт, который покажет, что в мире возможно почти всё.
Вооружитесь стеклянной бутылкой и варёным яйцом. Пропитайте кусочек ваты или бумаги спиртом, подожгите его и бросьте его на дно бутылки. Пока ватка горит, расположите яйцо на горлышке. Бутылка сама втянет его внутрь, как резиновое!
Суть опыта: бутылка представляет собой замкнутое пространство. Когда там горит вата, воздух в емкости нагревается и расширяется. В этот момент, когда мы прислоняем яйцо к горлышку, внутри бутылки воздух начинает остывать, а значит, уменьшаться в объёме. Из-за разницы давления в бутылке и вне бутылки яйцо и проскакивает в горлышко как по маслу.
Опыт №4: Кристаллы
В домашних условиях можно вырастить великолепные кристаллы, которые по своей красоте наверняка не уступят сокровищам из знаменитой малахитовой шкатулки.
Для выращивания кристаллов потребуется только насыщенный солевой раствор. Это вода, в которой соль растворена в таком большом объёме, что больше уже не растворяется. Раствор необходимо очистить от разного мусора (крупинок пыли, грязи) через сито или стерильный бинт.
Температура раствора должна быть тёплой. В него необходимо опустить ниточку или проволоку с небольшой петлёй на конце. А ещё следует оставить в воде один кристаллик соли! В таком положении раствор оставляется в сухом тёплом месте на несколько дней. Через опредёленное время можно увидеть, как на ниточке начинают нарастать набольшие кристаллы. С каждым днём они будут становиться всё больше и больше, порой превращаясь в очень замысловатые фигуры.
Суть опыта: тёплый соляной раствор, остывая, начинает выпадать в осадок, поскольку его растворимость понижается (ведь в горячей воде соль растворяется лучше, чем в холодной).
Эти «излишки» влаги и превращаются в кристаллики, которые цепляются друг к другу на нитке, образуя настоящие шедевры.
Опыт №5: Неньютоновская жидкость
Что такое неньютоновская жидкость? Это вещество, на которое не действуют законы физики! Простыми словами, такая смесь одновременно и жидкая, и вязкая. А приготовить её очень просто. Нужно смешать в одной емкости крахмал и воду до кашеобразной консистенции (в пропорции примерно 1:1), напоминающей густую сметану. Можно ещё окрасить ингредиенты с помощью пищевого красителя.
Если ударять пальцем быстро по смеси, то она будет казаться твердой, как глина или цемент. Но если медленно опустить палец в ёмкость, то она внезапно превратится в жидкость!
Суть опыта: крахмал состоит из мельчайших молекул, которые связаны между собой специальными связями, похожими на прочные пружинки. Когда на них оказывается сильное резкое воздействие (удары, нажимы), эти самые пружинки как бы растягиваются и стягиваются обратно, выталкивая наружу предметы (попробуйте попрыгать на пружинистой кровати — принцип примерно тот же). Но если воздействие оказывается медленное, то эти самые «пружинки» рвутся и пропускают объект. Поэтому медленно опустить палец в неньютоновскую жидкость можно, а быстро и с нажимом — нет, можно и ушиб получить.
Опыт №6: Несгораемая банкнота
Такой опыт и взрослых удивит, что уж говорить про детей! Для начала потребуется сделать 50% спиртовой раствор, смешав напополам воду и спирт. На пару минут в полученную жидкость следует поместить банкноту, затем достать (лучше не голыми руками, а пинцетом), дать стечь лишней жидкости и поджечь. Вуаля! Пламя загорелось, потом погасло, а купюра так и осталась нетронутой.
Суть опыта: в момент горения спирт распадается на компоненты (вода, углекислый газ, тепло). Поскольку температура горения у спирта намного меньше температуры горения бумаги, то спирт испаряется быстрее вместе с огнём, а уже потом испаряется вода. Под ней-то и оказывается совершенно невредимая банкнота!
Опыт №7: Волшебный стакан
Простой и наглядный опыт удивит малышей. Наполните любой стакан водой лишь наполовину. Возьмите листок бумаги или картона и накройте ими отверстие стакана. Переверните ёмкость вверх дном, придерживая листок, и отпустите руку. Вы увидите, что листок держится, а вода даже не думает проливаться!
Суть опыта: смысл опыта в разнице давления внутри стакана и снаружи. Когда мы переворачиваем ёмкость, внутри стакана образуется небольшой вакуум, который и «присасывает» листок к отверстию. А из-за того что снаружи давление более высокое, листок прижимается к стакану ещё плотнее.
Опыт №8: Самоцветы изо льда
Минимум компонентов — максимум пользы и эстетики. Заморозьте на ночь много ледяных заготовок (в детских формочках для песочницы, в тарелках, чашках, стаканах, молдах для мыловарения и пр.). На следующий день достаньте все ледяные фигурки и приступайте к опыту. Для этого понадобятся крепкие растворы соли. Их следует окрасить пищевыми красителями в любые понравившиеся цвета.
Наберите пипеткой или чайной ложкой цветную солёную воду и капните несколько капель на одну из ледяных заготовок. Вы увидите, как постепенно прозрачные фигурки начнут украшаться затейливыми узорами снаружи и изнутри. Чем ярче и красочнее соляные растворы — тем интереснее!
Суть опыта: натрий в составе соли вступает в химическую реакцию со льдом. Из-за этого выделяется тепло, которое вынуждает лёд медленно таять. А когда лёд тает, внутри него открываются мельчайшие пузырьки, дорожки и трещинки (как по цепочке), по которым цветная вода всё дальше и дальше пробирается вглубь.
Опыт №9: Живое радужное молоко
Необходимо взять молоко (но не обезжиренное!), добавить в него несколько капель пищевого красителя. Чем ярче и разнообразнее — тем интереснее! Опустите ватную палочку в средство для мытья посуды, а затем окуните в центр ёмкость с молоком. Дальше произойдёт интересное: все цвета начнут в хаотичном порядке перемешиваться вместе с молоком, создавая красивые переливы, узоры и орнаменты.
Суть опыта: средство для мытья посуды контактирует с жировыми молекулами молока, из-за чего они начинают активно двигаться. По этой причине и нужно именно жирное молоко.
Опыт №10: Персональная радуга
Хотите поймать свою радугу? Проще простого! Наберите воду в любую ёмкость, положите на её дно небольшое зеркало и возьмите белый лист бумаги. Фонариком (можно использовать тот, что в телефоне) необходимо посветить на зеркало в воде. Оно моментально начнет отражать свет, который нужно поймать листочком белой бумаги. Когда это получится — на бумаге будет видна самая настоящая радуга!
Суть опыта: световой луч на самом деле состоит из нескольких оттенков. Когда он попадает в воду, там происходит преломление света, из-за чего луч распадается на составные элементы — радужные цвета.