Пояснительная записка к диагностической годовой контрольной работе
по математике
(5 класс)
Диагностическая годовая контрольная работа по математике представлена двумя вариантами и состоит из двух частей: основной и дополнительной. На выполнение контрольной работы отводится 35 минут.
Структура контрольной работы
Задание 1 из основной части содержит числовое выражение с 4 действиями, порядок которых нужно определить и вычислить значение.
Задание 2 из основной части ориентировано на решение текстовой задачи на движение.
Задание 3 из основной части содержит решение задачи по нахождению части и целого.
Задания 4 из основной части оценивает читательскую грамотность
Задание 5 из основной части содержит три задания на функциональную грамотность.
.
Все задания с подробным решением.
Учитель оценивает выполнение каждого задания. Правильно выполненное задание основной части контрольной работы отмечается знаком «+»; если задание выполнено не полностью (наполовину или более половины), ставится знак «v»; если задание выполнено меньше чем наполовину, выполнено неправильно или не выполнено, ставится знак «-».
Правильно выполненное задание дополнительной части контрольной работы отмечается знаком «+»; если задание выполнено не полностью (наполовину или более половины), ставится знак «v»; если учащийся приступал к выполнению дополнительной части контрольной работы, но задание выполнено меньше, чем наполовину или выполнено неправильно ставится знак «Х»; если учащийся не приступал к выполнению задания, то ставится знак «-».
Орфографические ошибки подлежат исправлению учителем, но не влияют на оценивание заданий.
Наименование задания | Номер задания | Балл за правильное выполнение задания | Максимальный балл за правильное выполнение задания в полном объёме | Шкала перевода набранных баллов в отметку | ||
Основная часть | ||||||
Числовое выражение | 1 | 1 -1 выполнен порядок | 1 | 4 | «5» - 14- 12 баллов «4» - 11- 9 баллов «3» - 8- 6 баллов «2» - 5-0 баллов | |
1 -2 сложение и вычитание дробей | 1 | |||||
1 -3 умножение и деление дробей | 1 | |||||
1 -4 перевод смешанной дроби | 1 | |||||
Текстовая задача на движение | 2 | 2 -1 схема | 1 | 3 | ||
2 -2 алгоритм , формула, определения типа движения | 1 | |||||
2 -3 правильные вычисления | 1 | |||||
Задачи по нахождению части или целого | 3 | 3-1 определить алгоритм | 1 | 2 | ||
3-2 вычисления | 1 | |||||
Задание на читательскую грамотность | 4 | 4-1 | 1 | 1 | ||
Задания по функциональной грамотности | 5 | 5-1 | 1 | 3 (за каждое задание 1 балл) | ||
5-2 | 1 | |||||
5-3 | 1 | |||||
Дополнительная часть | ||||||
Задача на свойства и признаки делимости чисел | 6 | 6 -1 распределительный закон | 1 | 3 | «5» - 6-5 баллов «4» - 4 балла «3» - 3 балла «2» - 2 балла и меньше |
6 – 2 вычисления | 1 | ||||
6 – 3 признаки делимости | 1 | ||||
Сложная задача на дроби | 7 | 7 - 1 | 1 | 3 (за каждое действие 1 балл) | |
7 - 2 | 1 | ||||
7 - 3 | 1 |
Основная и дополнительная части контрольной работы оцениваются отдельно.
Критерии оценивания
Критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня - достигнут базовый уровень (50-65% - отметка - «3»); 66-84% - отметка «4», 85-100% - отметка «5»; меньше 50% - отметка «2».
Освоение программы | Уровень достижений | Отметка в балльной шкале |
85-100 % 66-84 % 50-65 % меньше 50 % | высокий повышенный базовый пониженный | «5» «4» «3» «2» |
Если учащийся выполнил 50% - 100% дополнительной части контрольной работы, то его достижения можно характеризовать как успешные - достигнут повышенный уровень обучения (отметка - 5); меньше 50% - средние, не выполняет задания из дополнительной части - тревожные.
Диагностическая годовая контрольная работа
по математике
(5 класс)
Вариант 1.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Найдите значение выражения:
Решить задачу:
3. Решить задачу:
4. Выполнить задание «Покорение неба на воздушных шарах»
Воспользуйтесь текстом «Покорение неба на воздушных шарах», расположенным справа. Для ответа на вопрос к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. В тексте большое внимание уделено датам, связанным с воздушными шарами. Соотнесите год и длительность полёта, совершённого в этот год. Год полета Длительность полета А) 1783 год 1) 320 часов 33 минуты Б) 1999 год 2) 25 минут В) 2002 год 3) 268 часов и 20 минут Г) 2016 год 4) 19 суток Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:
| Люди давно стремились покорить небо. Задолго до появления самолётов и космических кораблей в небо поднялись воздушные шары. Пионерами в области воздухоплавания стали братья Этьен и Жозеф Монгольфье из Франции. Благодаря их изобретению 21 ноября 1783 года человек смог оторваться от земли и совершить воздушный полёт! Воздушный шар с двумя людьми на борту продержался в воздухе 25 минут, пролетев около девяти километров. После этого появлялись новые типы воздушных шаров, люди совершали с их помощью смелые путешествия. Наш соотечественник Фёдор Филиппович Конюхов в 2016 году осуществил на воздушном шаре одиночный кругосветный полёт. Пятиклассник Сергей заинтересовался этим полётом, познакомьтесь с материалами, которые он собрал. Кругосветные путешествия на воздушном шаре. В истории освоения воздушного пространства нашей планеты было 10 неудачных попыток совершить кругосветные путешествия на воздушном шаре и всего три успешных кругосветных полёта на аэростатах1. В 1999 году экипаж Бертрана Пикара (Швейцария) и Брайна Джонса (Англия) за 19 суток облетел нашу планету в Северном полушарии. Это была третья попытка команды, шар назывался Breitling Orbiter 3. В 2002 году американский пилот Стив Фоссетт совершил одиночный кругосветный полёт в Южном полушарии. Это была его шестая попытка. Маршрут пролегал с запада на восток из Австралии в Австралию. Пилот затратил на этот маршрут 13 суток, показав рекордную скорость полёта – 320 км/час. В 2016 году российский пилот Фёдор Конюхов облетел вокруг света за 11 суток. Маршрут также пролегал с запада на восток из Австралии в Австралию. Установил два мировых рекорда – скорости и протяжённости пройденного маршрута. Третье достижение, которое не записывается в книгу мировых рекордов FAI (Международная авиационная федерация), но имеет огромное значение: Фёдор Конюхов стал первым человеком в мире, который успешно облетел вокруг света на воздушном шаре с первой попытки. Кроме того, Ф. Конюхов – первый воздухоплаватель, прилетевший на воздушном шаре обратно на тот же аэродром, с которого полёт начался. Это, вероятно, является наиболее выдающимся достижением полёта, которое вряд ли когда-либо будет повторено. Фёдор Конюхов посвятил свой полёт Стиву Фоссетту. Оболочка шара, на котором Ф. Конюхов совершил свой полёт, состояла из двух отсеков. Внутренний отсек для газа легче воздуха – гелия. Внешняя оболочка – для подогретого воздуха. Такой тип шара называется комбинированным, или «Розьер», в честь его изобретателя Жана-Франсуа Розьера. Из биографии Фёдора Филипповича Конюхова Ф. Ф. Конюхов родился 12 декабря 1951 года. Первым в России достиг Северного и Южного полюсов на лыжах в одиночку, первым совершил одиночное кругосветное плавание на яхте, первым выполнил программу «Семь вершин мира». О полёте в биографии Ф. Ф. Конюхова есть такие строчки: «2016 (июль). Первый в России и второй в мире совершил одиночный кругосветный полёт на воздушном шаре. Даты полёта: 12-23 июля. Воздушный шар «Мортон». Самый быстрый кругосветный полёт для аэростатов любого типа: 11 дней 4 часа и 20 минут или 268 часов и 20 минут. Абсолютный мировой рекорд (утверждён Международной авиационной федерацией 18.11.2016). Общее расстояние между начальной и конечной точками маршрута 35168 км. Предыдущий рекорд американского пилота Стива Фоссетта (320 часов 33 минуты) улучшен на 52 часа и 13 минут». (по материалам сайта konyukhov.ru) 1Аэростат (от греческого: «аэро» – воздух + «статос» – неподвижный, стоящий) – летательный аппарат легче воздуха с корпусом, наполненным газом |
Задание 5, состоит из трех вопросов:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
7.
8 .
Диагностическая годовая контрольная работа
по математике
(5 класс)
Вариант 2.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Найдите значение выражения:
Решить задачу:
Решить задачу:
Выполнить задание «Программа восхождений на высочайшие вершины»:
Воспользуйтесь текстом «Программа восхождений на высочайшие вершины», расположенным справа. Для ответа на вопрос к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. В тексте указана высота вершин некоторых гор. Соотнесите названия вершин и их высоту. Название вершины Высота А) Килиманджаро 1) 5642 м Б) Восточная вершина 2) 8849 м Эльбруса В) Западная вершина 3) 5895 м Эльбруса Г) Эверест 4) 5621 м Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:
| Дух путешественника живёт в каждом из нас, но нам мешают сомнения в том, сможем ли мы сделать то, что задумали. Преодолеть неуверенность помогают истории людей, которые уже смогли дойти до Северного полюса, подняться на Эверест – самую высокую гору мира (высота – 8 км 849 метров). Таким человеком является наш соотечественник – известный путешественник Фёдор Конюхов. В 1997 году Фёдор Филиппович Конюхов стал первым в России и 51-м человеком в мире, кому удалось выполнить проект «Семь вершин мира» (восхождение на высочайшие вершины Австралии, Азии, Антарктиды, Африки, Европы, Северной Америки, Южной Америки). Из биографии Фёдора Филипповича Конюхова Ф. Ф. Конюхов родился 12 декабря 1951 года. Первым в России достиг Северного и Южного полюсов на лыжах в одиночку, первым совершил одиночное кругосветное плавание на яхте, первым пересёк океан на вёсельной лодке. О том, как Ф. Ф. Конюхов выполнил программу «Семь вершин мира», в его биографии есть такие сведения: 26 февраля 1992: восхождение на Эльбрус (Европа). 14 мая 1992: восхождение на Эверест (Азия). 19 января 1996: восхождение на массив Винсон (Антарктида). 09 марта 1996: восхождение на Аконкагуа (Южная Америка). 18 февраля 1997: восхождение на Килиманджаро (Африка). 17 апреля 1997: восхождение на пик Косцюшко (Австралия). 26 мая 1997: восхождение на пик Мак-Кинли (Северная Америка). В 2020 году Фёдор Филиппович Конюхов ещё раз поднялся на две из покорённых им ранее вершин. Восхождения на Эльбрус Двуглавый Эльбрус – это самая высокая гора Кавказа, России, Европы. С точки зрения науки – это потухший вулкан в центральной части Кавказских гор. Две вершины Эльбруса почти равны по высоте: Восточная вершина – 5 км 621 м, Западная вершина – 5 км 642 м. Склоны обеих вершин ровные и пологие. Однако это не должно вводить в заблуждение: Эльбрус опасен своей высотой, резкими изменениями погоды. Говорят, что Эльбрус привык наказывать за несерьёзное отношение к себе. Впервые Фёдор Конюхов оказался на Эльбрусе в 1992 году и совершил восхождение на Восточную вершину. Прошло много лет, и он снова на Эльбрусе. Штурм Западной вершины состоялся в ночь с 6 на 7 августа 2020 года. Восхождение Ф. Ф. Конюхов совершил с сыновьями Оскаром и Николаем, внучкой Полиной. Вот что говорит об этом сам путешественник: «В далёком 1992 году мы тренировались на склонах Эльбруса в рамках подготовки к восхождению на Эверест. Собственно говоря, моя альпинистская программа «Семь вершин мира» началась с этой горы. Эльбрус – это вдохновляющая гора, после восхождения на которую хочется отправиться к новым вершинам. В 1992 году гора была практически пустой». Восхождения на Килиманджаро Гора Килиманджаро является самой высокой в мире отдельно стоящей горой, и её без преувеличения можно назвать «крышей Африки». Килиманджаро расположена в Танзании, в 300 км к югу от экватора. Она имеет три отдельные горные вершины: на западе – Шира (3км 962 м), на востоке – Мавензи (5 км 149 м), центральная и самая высокая вершина – Кибо (5 км 895 м). Высшей точкой Кибо является пик Ухуру. Фёдор Конюхов спустя 22 года вновь покорил Килиманджаро: 3 января 2020 года. Он совершил восхождение на гору с сыновьями Оскаром и Николаем, внуком Аркадием. (по материалам сайта konyukhov.ru) |
Выполнить три задания:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Решить задачу: