Диагностическая работа по русскому языку. 1 вариант
(1)Если вас когда-нибудь осчастливит судьба и вы в летнюю пору спуститесь к болотцу, а потом по узенькому мостку перейдете заросшую осокою и кувшинками речушку, то на опушке небольшого лесочка вы услышите неугомонное мелодичное журчание.
(2)Оно не бывает одинаковым. (3) На утренней зорьке, под ватниками тумана, звуки тише, мягче, более кроткие, чем солнечным жарким днем, когда вода, разбавленная небесной голубизной, становится лазурнее, прозрачнее, кажется звонче. (4) Проносится ветер по-над лесом — ручеек затихает, затаивается, словно прислушивается и разгадывает, куда он, озорной, полетит и когда вернется сызнова. (5)А когда ручейковую водную гладь трогают струйки дождя, ручейковую музыку не описать, до того она божественна в осеннюю непогодь. (6) Деревья роняют на водузолото листвы, и в журчании слышатся и грустные мелодии расставания с летом, и жизнерадостные песнопения о волшебной необходимости и зимнего отдыха перед буйством грядущей весны.
(7) Журчит на радость всем ручеек. (8)И, может быть, поэтому у него есть такое красивое имя - Журчеек.
(9) Сказочная песня природы в неповторимом исполнении этого ручейка вам запомнится на всю жизнь, как самое дорогое, от чего на душе бывает по-особенному светло и радостно. (ПоП. Дудочкину.)
В1. Замените слово грядущейв предложении 6 синонимом. Напишите этот синоним.
В2. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводной конструкции.
Журчит на радость всем ручеек. И,(1) может быть,(2) поэтому у него есть такое красивое имя - Журчеек. Сказочная песня природы в неповторимом исполнении этого ручейка вам запомнится на всю жизнь,(3) как самое дорогое,(4) от чего на душе бывает по-особенному светло и радостно.
В3. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, соединёнными сочинительной связью.
А когда ручейковую водную гладь трогают струйки дождя,(1) ручейковую музыку не описать,(2) до того она божественна в осеннюю непогодь. Деревья роняют на воду золото листвы,(3) и в журчании слышатся и грустные мелодии расставания с летом, (4)и жизнерадостные песнопения о волшебной необходимости и зимнего отдыха перед буйством грядущей весны.
В4. Замените словосочетание ручейковую музыку в предложении 5, построенное на основесогласования, синонимичным словосочетанием со связьюуправление.
В5. Выпишите грамматическую основу предложения 8.
В6.Какоесредство выразительности использовано в предложении?
(5)А когда ручейковую водную гладь трогают струйки дождя, ручейковую музыку не описать, до того она божественна в осеннюю непогодь.
В7. Среди предложений 4 – 6 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
В8. Среди предложений 1 – 4 найдите предложения с обособленными определениями. Напишите номера этих предложений.
В9. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Напишите ответ цифрой.
В10. Среди предложений 3 – 6 найдите предложение с параллельнымподчинением придаточных.
2 вариант
(1)Под навесом крыши нашего дома было ласточкино гнездо, слепленное из ила, принесенного в клювах с берега маленького копаного прудика. (2)Оно висело варежкой и, когда вылупились птенцы, стало потихонечку пищать. (3)Когда птенцы подросли, то один из них, самый, наверное, сильный и обжористый, стал высовываться из темного отверстия. (4)Он был головастенький, рот у него с желтым ободочком казался непомерно большим! (5)Голова окрасилась уже в черный цвет, а на грудке появился темно-коричневый фартучек. (6)Ростом он казался мне больше своих родителей, которые беспрестанно носили ему всяких козявок, а он беспрестанно их пожирал, оставляя братьев или сестер голодными.
(7)Шло время, и настал день, когда я увидел в небе над нашей крышей пять ласточек. (8)Они летали в розовеющем вечернем воздухе, и я заметил, что две из них летают резвее и легче, чем три остальные, которые казались чуточку больше размером. (9)Видимо, ласточки учили летать своих птенцов.
(10)Осенью ласточки исчезли, и дом наш как будто чего-то лишился. (ПоГ. Семенову.)
В1. Замените слово беспрестанно в предложении 6 синонимом. Напишите этот синоним.
В2. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Оно висело варежкой и,(1) когда вылупились птенцы,(2) стало потихонечку пищать. Когда птенцы подросли,(3) то один из них,(4) самый,(5) наверное,(6) сильный и обжористый,(7) стал высовываться из темного отверстия.
В3. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, соединёнными сочинительной связью.
Голова окрасилась уже в черный цвет,(1) а на грудке появился темно-коричневый фартучек. Ростом он казался мне больше своих родителей,(2) которые беспрестанно носили ему всяких козявок,(3) а он беспрестанно их пожирал,(4) оставляя братьев или сестер голодными.
В4. Замените словосочетание ласточкино гнездо в предложении 1, построенное на основесогласования, синонимичным словосочетанием со связьюуправление.
В5. Выпишите грамматическую основу предложения 9.
В6. Какое средство выразительности использовано в предложении?
(2)Оно висело варежкой и, когда вылупились птенцы, стало потихонечку пищать.
В7. Среди предложений 5 – 8 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
В8.Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В9. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Напишите ответ цифрой.
В10. Среди предложений 6 – 9 найдите предложение с последовательнымподчинением придаточных.