Дидактическая игра
« Приключения в лесу»
1вед. Рано утром в воскресенье решил Незнайка предложить своим друзьям, Знайке и Буратино, пойти прогуляться в лес, а заодно и грибов насобирать.
- Слушай, Незнайка, так мы же не собирались в поход, ничего не приготовили,- начал было Буратино.
-Да и родителей мы не предупредили,- поддержал его Знайка.
-Чего вы, так даже интереснее. Побудем взрослыми, самостоятельными.
-А может, поедем автобусом?- предложил Буратино.- Чего-то не очень хочется идти, да и страшновато: дороги не знаем,…
-А вдруг…
-Что там « вдруг», «вдруг»? Ну что с нами может случиться? Вот я точно знаю: ни-че-го! Пойдемте поскорее.
-Нет,- сказал Знайка,- я все-таки зайду домой, возьму компас, чего-нибудь перекусить.
-Точно, и воды не забудьте взять,- сказал Буратино.
-Только, чур. Чтобы в походе не было трудностей, мы распределим обязанности. У меня есть компас, я буду вас вести – значит, я проводник.
Бур. А я знаю, зачем ты распределяешь роли. Хочешь быть старшим? Строго на юг пойдем, по зеленой тропинке, которая приведет нас на Поле Чудес, где насобираем не только грибов, но и ягод.
Знайка. Не спеши, Буратино, сначала нужно разобраться, как туда идти. А сейчас по домам, берите все необходимое и собираемся.
2 вед. Договорились встретиться через час. А вы, ребята, внимательно наблюдали за нашими героями. Все ли они правильно сделали?
(Нет. Нельзя детям выходить без сопровождения взрослых в лес.
Обязательно нужно спросить разрешения у родителей, предупредить их, оставив записку.
Хорошо, что они пошли домой собрать необходимые вещи. Вот только неизвестно, что они с собой возьмут, ведь не договорились.
Молодец Знайка, что берет компас. Вот бы еще часы взяли.)
1вед. Молодцы , ребята. А теперь посмотрите на экран и прочитайте правила, которых должны придерживаться, отправляясь в поход или на прогулку.
( На мультимедийном экране высвечивается)
Знаешь ли ты , что…
-Нельзя выходить в лес , поле , горы без сопровождения взрослых;
-Нужно предупредить родных, сказать, куда вы уходите;
-Всегда имейте с собой нож, спички в сухом коробке и часы;
-Постарайтесь одеться в яркую одежду,
-Не уходите далеко от знакомого маршрута,
-Запаситесь водой, лекарствами.
1 вед. Даже и не предполагали наши маленькие герои, что на этом пути их ожидают опасные приключения.
2 вед. Шли три друга долго. Наконец впереди показался лес. И тут их ждало первое испытание: на узкой дорожке увидели они что-то маленькое, извивающееся.
2 вед. Замерли наши герои в страхе и не знают, что делать.
-Что делать? Что делать, ребята!- начал паниковать Буратино.
-Ой, не знаю, не знаю…- в страхе повторял Незнайка.
2 вед. Как хорошо, что рядом с ними был Знайка. Он знал, как вести себя при встрече со змеей. Знайка присмотрелся к животному и, облегченно вздохнув, сказал:
-Да не переживайте вы так, паникеры! Это просто- напросто уж!
1 вед. Ребята, а как узнать, кто перед вами - уж или змея?
(Угольно-черный с синеватым отливом, а затылок украшают два слившихся желтых или оранжевых пятна).
2 вед. Сейчас мы с вами проведем викторину.
-Могут ли змеи нападать на людей? (Нет)
-Куда обычно жалит змея? (стопа, кисти рук, пальцы)
- Правильно ли утверждение: « Место укуса нужно прижечь спичкой»? (Нет)
-Что нужно делать, если укусила змея? (высосать яд, вызвать «Скорую помощь»)
1 вед. Запомните, ребята, что нельзя вступать в контакт со змеей, прикасаться к ней, близко протягивать руку.
2 вед. И прежде чем нагнуться за грибом, пошуршите в траве палкой. Если там есть змея, она сама уползет.
1 вед. Итак, преодолев первое препятствие, мальчишки все-таки зашли в лес. Пройдя немного вглубь, они увидели на поляне группку грибов.
2 вед. Среди них выделялся самый крупный с ярко-оранжевой шляпкой и белыми точками на ней. Не гриб, а загляденье!
-Как вы думаете, ребята, что это такое? Что знаете о нем?
(Ядовитый, но при лечении некоторых онкологических заболеваний его можно применять в определенных дозах)
1 вед. И тут Незнайка, вспомнив свою тягу к стихосложению, сочинил такое:
Мы с друзьями в лес зашли,
Опят и маслят, груздей и белых
На полянке нашли.
2 вед. Взял он этот гриб уже чуть в корзинку не положил, а Знайка кричит:
-Ты что? Да это же ядовитый гриб- мухомор! Выбрасывай его, и пойдем дальше. Если есть плохой , то будет и съедобный. Собирайте только знакомые грибы и не вырывайте их с корнем.
-Да что ты меня вечно учишь!- с обидой крикнул Незнайка. - Все тебе не так!
-Ага, умник нашелся!- поддакивает Буратино.
-Да я же, как лучше хочу! Ваши жизни и здоровье берегу.
-Не нужно нас беречь! Сами справимся!- крикнул Буратино.
-Ах, так! Ну и идите себе, посмотрим, кто из нас прав!
-Это ты иди, иди себе, и нужен нам твой компас, сами выберемся и грибов хороших насобираем.
1 вед. Вот так из-за пустяка рассорились ребята, забыли обо всех правилах, которых должны придерживаться участники похода.
2 вед. Правильно ли сделали ребята? Нужно ли было ссориться?
(Нет. Нельзя никому отделяться от основной группы. Нельзя менять маршрут, « срезать углы»)
1 вед.
Клещи — маленькие, еле приметные, питающиеся кровью животных (в том числе человека) членистоногие и проходят в своем развитии несколько стадий. Самка откладывает яйца, откуда вылупляются личинки. Если им повезет прицепиться к какому-нибудь животному и напиться крови, то после линьки они станут нимфами, а затем, снова пройдя через линьку, превратятся во взрослых особей (имаго)
1 вед. Идут Незнайка и Буратино. Солнышко светит, птички поют. Настроение у наших друзей преотличное. Незнайка еще и подпрыгивает, стихи сочиняет:
Мусор не бросать,
Животных не пугать,
От медведей убегать,
А костры не разжигать.
2 вед. И тут Незнайка придумал:
- Буратино, давай разделимся, отойдем друг от друга на несколько метров и будем идти вперед, периодически перекрикиваясь.
- Точно, Незнайка! Так и грибов больше насобираем.
1 вед. На том и порешили. Идет Буратино, очарованный лесной природой, и наткнулся на ажурное кружево, сплетенное пауком.
2 вед. Засмотрелся на него наш герой, и любопытство взяло верх: своим длинным носом он тронул паучий домик. Рассердился непрошеному гостю паук и…
1 вед. Ребята, давайте придумаем концовку этой встречи.
(Паук спустился и попал Буратино на плечо. Испугался не только Буратино, но и сам паук. Это был самый безобидный паучок)
А может оказаться и ядовитым. Самым крупным пауком является СОЛПУГА (фаланга). Длина его тела – 5 см. Укус не ядовит, но на его месте развивается воспаление. Между прочим, солпуга – очень редкое животное. Она занесена в Красную книгу Украины.
Самым крупным пауком является тарантул. Длина тела достигает 35 см. Укус напоминает ужаление осы, вызывает местное воспаление, а иногда и общее отравление организма.
Но самым ядовитым считается каракурт. Наиболее опасна самка каракурта. Укусы могут приводить к общему тяжелому отравлению, иногда со смертельным исходом.
В 2007 году в Херсонской области от укусов пауков- каракуртов пострадало 17 человек)
2 вед Тем временем наш Незнайка, собирая грибы, почувствовал голод. Он посмотрел вокруг себя и увидел деревья, кустарники, ягоды.
-Чем бы мне поживиться? Вот какие-то ягодки красные, красивые. Интересно, что это за ягода? Сорву-ка я одну, попробую. А вообще-то нет, повременю, съем лучше еще один сухарик и пойду искать Буратино. Что-то его не слышно.
-Эге-ге!
1 вед. Но только эхо отвечает ему. А Незнайка и не переживал: еще день, солнышко светит. Шел он все время прямо. Подумаешь, так же легко и выберусь.
2 вед. А тут еще и грибы стали чаще попадаться. Наш герой, не зная названия всех грибов и радуясь удаче, собирал все подряд. Посмотрите, а ведь корзинка Незнайки действительно полна грибов.
Игра
-1 вед. Ребята, много грибов насобирал Незнайка? Молодец он? Трудолюбивый?
2 вед. А кто из вас ходил в лес грибы-ягоды собирать?
1 вед. Какие грибы вы знаете? (съедобные, ядовитые)
2 вед. А можете ли вы их определить по внешнему виду?
1 вед. Тогда помогите Незнайке. Если он правильно собрал все грибы, то мы их оставим в корзинке, отдадим ему, пусть несет домой.
2 вед. А если он ошибся и положил в кузовок еще и ядовитые, то их нужно выбрать.
(На картинках изображены разнообразные грибы. Дети выбирают съедобные и несъедобные грибы, называют их)
Незнайка. Спасибо вам, ребята, вы очень помогли мне. Теперь и я смогу отличить съедобный и несъедобный гриб. А вообще, конечно, лучше ходить в лес со взрослыми.
-Вот я поссорился со своими друзьями. Где они? Не заблудились ли? Пойду-ка я искать их.
2 вед. Ребята, правильно ли сделал Незнайка?
(Нет, нужно вернуться туда, где они расстались с Буратино)
1 вед. А что же наши друзья? Забылись все невзгоды, ссоры. Стал Буратино звать своих друзей, но никто ему не отвечал.
2 вед. С Незнайкой – та же история: ни Буратино, ни Знайку он не нашел.
БуратиноЧто же мне делать? Как найти друзей? А ну-ка, ребята, подскажите мне, как выйти из леса.
Предложения ребят:
-Вспомни, с какой стороны было солнце, когда вы заходили в лес. Если оно находилось справа, то теперь, когда будешь выходить, солнце должно быть слева.
-Поищи муравейник. Он всегда располагается с южной стороны деревьев.
-Крона деревьев пышнее с южной стороны.
-Если уж ты не нашел никаких ориентиров, постарайся влезть на высокое дерево, но сначала оцени свои силы.
2 вед. Залез Буратино на дерево, а слезть побоялся.
1 вед. Зато наш умный и рассудительный Знайка сразу же пошел по стрелке компаса к выходу из леса. Вот уже слышен собачий лай.
2 вед. Это обходит свои владения дедушка-лесник
1 вед. Знайка очень обрадовался встрече, рассказал о потерявшихся двух друзьях.
2 вед. А лесник, выслушав рассказ, предложил вызвать спасателей.
Входят спасатели
- Ребята, вам понравились приключения ребят?
Игра «Микрофон» (по желанию ребята высказываются, чем понравилось мероприятие)
1 спас. А сейчас мы проведем викторину.
Викторина
-Что нужно знать и делать, собираясь в поход? (идти со взрослыми, предупредить их, куда идете, взять только необходимое, одеться в яркую удобную форму)
- В какое время суток лучше всего отправляться за грибами? (рано утром)
-Что нужно сделать, если ты натер ногу в пути? Как облегчить боль? (приложить траву)
- Какие действия человека, заблудившегося в лесу? Мы с вами составим «Памятку» для таких людей.
(Не паниковать, собраться с мыслями, вспомнить все, что знаете из рассказов взрослых: как развести огонь, приготовить пищу, устроить ночлег, искать ориентиры).
-А как можно разжечь костер, если нет спичек? (увеличительное стекло, зеркало, ударить сильно 2-мя камешками)
-Вы остались без пищи. Что делать? (добыть охотой, рыболовством, собирательством. В лесу можно питаться плодами диких груш, яблонь, боярышника, рябины, малины, ежевики.
Можно употреблять листья крапивы, одуванчиков, подорожника, щавель, почки березы, липы.
В самом крайнем случае, присмотритесь, что едят птицы и животные.)
-Плоды какого кустарника богаты витамином С?
-Вы увидели гнездо птицы. Как поступить ?
-Какие растения можно использовать для лечения простуды? (мать-и-мачеха, чабрец, земляника)
-Какие деревья и кустарники растут в наших лесах?
-Какие ядовитые грибы и растения вы знаете?
( мухомор, бледная поганка; растения: белена черная(у нее желтые цветы с фиолетовыми прожилками, болиголов пятнистый( красно-бурые пятна у основания стебля), белладонна; ядовитые ягоды : красно-оранжевые мелкие горошинки ландышей, черные и красные ягоды купены обыкновенной)
Спасатели. Молодцы, ребята.
Памятка « Ты в экстремальной ситуации»
Для того, чтобы выжить в экстремальной ситуации, каждый человек должен помнить о необходимости правильного поведения.
Если ты... Помни…
Собранность
Самообладание
Анализ ситуации
Решительность
Уверенность в себе
-------------
Это твои помощники
Знай
1.Найти дорогу домой и сориентироваться тебе помогут:
Муравейники, деревья, ветки деревьев.
2.Тебе понадобится умение развести огонь.
3.Источником питьевой воды может быть снег, роса, родник.
4.Огонь и шум отпугивает диких животных.
5.При укусе змеи наложи жгут и удали яд из раны.
6.Твоя одежда и обувь должны защищать тебя от укусов насекомых.
7.Если ты заблудился, проанализируй, где было солнце, когда ты пришел в лес, вспомни все приметы на пути.
8.Никогда не ешьте незнакомые растения, ягоды, грибы.
9.Никогда не теряй надежду на спасение!
Советуем прочитатькниги
Э. Сетон –Томпсон «Маленькие дикари»
М.Верзилинг «Следами Робинзона»