Динамика личностного и интеллектуального развития субъектов образования по итогам мониторинга
с анализом результатов педагога-психолога ГБОУ ЛНР Пархоменковский УВК № 30
Мониторинг направлен на получение информации об уровне психического развития ребёнка, на выявление индивидуальных особенностей развития детей; разработка индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения для максимального раскрытия потенциала детской личности.
В содержание мониторинга входит:
- диагностика уровня развития психических процессов (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, речь, мелкая моторика и т.д.);
- диагностика эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность и т.д.);
- диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы;
- диагностика коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми);
- диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (далее - ПМПк) ОУ, согласно положению о ПМПк.
Диагностическая работа по выявлению уровня развития психических процессов воспитанников проводилась в 2 этапа:
- 1этап - сентябрь - октябрь 2023 года - стартовая;
- 2 этап - апрель - май -2024 года - итоговая диагностика.
Мониторинг охватил детей младшей разновозрастной группы и старшей разновозрастной группы.
По результатам диагностики составляется психологическое заключение, даются рекомендации родителям по коррекции определенных проблем.
По выявлению уровня познавательного развития детей использовала следующие методики: Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко «Экспресс – диагностика в детском саду», Л.А.Ясюкова «Готовность к школе», Р. Немова «Умение ориентироваться в окружающем мире, запас знаний, отношение к школе»; Н.И.Гуткина «Домик»; Модификация методики Истоминой «25 картинок»; Т.В. Чередникова «Составь квадрат»; Н.Я. Семаго, М.М. Семаго; Л.А. Ясюкова «Четвертый лишний»; Аналог тестам Бине-Симона и Векслера «Последовательные картинки»; /автор адаптации/Васищев А.А «Аналогии»; Н.И.Гуткина «Звуковые прятки»,«Да и нет»; О.М. Дьяченко «Эталоны»; А.Р.Лурия «Зашумленные картинки»; Н.Н. Павлова, Л.Т. Руденко «Коробка форм», «Матрешка 3-составная», « Разрезные картинки», «Цветные кубики», «Парные картинки», «Угадай, чего не стало?».
Главная цель диагностической работы состояла в отслеживании общего психического развития и его соответствие возрастной норме; определения группы детей с низким уровнем развития познавательных процессов для оказания им своевременной психолого-педагогической помощи.
Кроме того, исследовались особенности развития эмоционально-волевой сферы.
В сводной таблице 1 указано общее количество охваченных диагностической деятельностью в текущем учебном году:
По графическому отчету можно сделать вывод о том, что наблюдается положительная динамика повышения уровня интеллектуально-познавательного развития детей.
Таблица 1. Сравнительные данные результатов
Показатели | Начало 2023-2024 учебного года | Конец 2023- 2024 учебного года |
Высокий уровень | 42% | 55% |
Средний уровень | 25% | 35% |
Низкий уровень | 33% | 10 % |
Мониторинг коррекционно-развивающих занятий
Цель коррекционно-развивающегося мониторинга:
создание психологических условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Таблица 2.Виды работ педагога-психолога за 2023 - 2024 учебный год
№ п/п | Виды работ | Всего | |
К-во человек | Общее время | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Индивидуальное психологическое обследование | 50 | 73 |
2 | Групповое психологическое (скрининговое) обследование | 15 | 45 |
3 | Индивидуальные развивающие и коррекционные занятия | 15 | 18 |
4 | Групповые развивающие и коррекционные занятия | 236 | 180 |
Показателем эффективной проведённой работы является положительная динамика развития детей.
Кроме индивидуальной работы с детьми еженедельно проводились групповые фронтальные занятия в группах: В структуру каждого включаются ритуал приветствия, релаксация и релаксационные игры и упражнения, развивающие игры, прослушивание музыки, рефлексия и ритуал прощания. Результатом проведённой работы является положительная динамика развития дошкольников, повышение уровня самоконтроля, снижение агрессивности.
Нужно отметить, что деятельность имеет положительный результат.
Педагог-психолог ГБОУ ЛНР Пархоменковский УВК №30 Дорошенко Н.Н.