Дискуссия как условие развития аналитических способностей
школьников на уроках английского языка
Внастоящеевремявобучениииностранномуязыкувсреднейшколебольшуюпопулярностьприобретаетдискуссия.Этапедагогиче-скаятехнологиявполнеорганичнодополняетмногиеужеизвестныесред-стваорганизацииучебнойдеятельностишкольников. Дискуссия как пед-технологияпозволяетшкольникунетолькорасширитьзнанияпоино-странномуязыку,ноиполучитьопытуважительногогуманистическиориентированноговзаимодействия,требующегопроявитьосознанноеуправлениемышлением,рефлексивнымдействием,контролем,оценкойисамооценкой,проекциейипрогнозированиемразвитияситуацийдиалога.Дискуссияизначальноставитшкольникапередзадачейдействовать,осо-знанноипродуктивноиспользуяимеющиесязнанияиумения,вкомму-никативно-пластичнойивтожевремясложнойвсвоемпреобразованиииразвертыванииситуации.Вэтомпланедискуссияявляетсобойформуколлективногосотрудничества,включенностьвкотороеразвиваетспо-собностипониматьособенностипозициидругихшкольников(дискутан-тов),критическиучитыватьправодругогонавысказываниеиной,частонестандартнойточкизрения[1,с.208].Втожевремядискуссиястановится условием,котороеявляетсяважнымдляформированияспособностикизменениямприотстаиваниишкольникомзначимогосточкизрениясмысласодержаниязанимаемойимпозиции.Всеэтоспособствуетактив-ной,напряженноймыслительнойдеятельности,адекватноотвечаетпо-требностивзрослеющихшкольниковвсамореализации.Дискуссиясти-мулируетучащихсякиспользованиювкоммуникативнойдеятельностииобщении разнообразных речевых действий как инструментов выражениямыслейичувств,формируетспособностькорректногопримененияужеизвестныхиновыхлексическихединиц[2,с.36].
Впрограммепоиностранномуязыкудляобщеобразователь- ныхшколвкачествеоднойиззадачобозначеноформированиеууча- щихсяумениясвободноговорить,выражатьсвоисуждениянаино-странномязыке.Реализацияданнойзадачиозначает,чтоучительдол-женширокоиспользоватьвозможностидляразвитияушкольниковнаурокахиностранногоязыкаспособностикнеподготовленнойустнойречи.Приобретаемыйученикомуспешныйопытведениядискуссии,бесспорно, имеетбольшое значение для формированияположительноймотивации кзанятиямтакого видаивцелом кизучению иностранногоязыка[3,с.2].Опыторганизациидискуссийсредишкольниковпока- зывает,чтозакрепляющийсямотивдостиженийимеетбольшоезначе-ние для порождениясвободнойречивдиалоге, где совместнос другим(оппонентом,пропонентом,учителем-модератором)задаетсятребую- щаяпроясненияситуациянеопределенности.Корректноорганизован-наяипедагогическивывереннаяучителемаранжировкадискуссии(аонкорректируетиспользованиелексическихединиц,помогаетшкольникамвключитьновые)взначительноймереопределяетзаинте- ресованностьговорящегораскрытьсвоюточкузрения,еесмысл.
Однакомотивацияизнаниеязыканеединственноважныеусловиядляумениядискутировать.Большуюрольиграютаналитиче- скиеспособностиучастниковдиалога.Аналитическиеспособностиикритическоемышлениевцеломпозволяютпроводитьанализразлич- ныхжизненныхситуаций,явленийизадач.Подобныенавыкиважнынетольковпроцессеобученияговорениюнаиностранномязыке,ноивдальнейшейжизни.Развитиеаналитическихспособностейпозволяетучитьсямыслитьлогически,быстронаходитьважнуюинформациювматериалебольшогообъемаивыстраиватьлогическиецепочки.Подэтимугломзренияотчетливовыявляетсяразвивающийпотенциалдискуссиикак педагогическойтехнологии.
Учебныедискуссииявляютсяоднимизсамыхэффективных, по-настоящемудейственныхметодовразвитияаналитическихспособ- ностей,таккакданныйпроцессприадекватнойегоорганизациисо- стоитизнесколькихблоков,вкаждомизкоторыхиспользуютсяраз
личныеметодыработысинформацией,важныедляпоэтапногопосле- довательногорешениязадачиформированиякоммуникативнойкомпе-тентности[4,с.42].Проведениедискуссиивсредешкольниковтребу-етсоблюдениядвухосновныхусловий:во-первых,следуетучитывать,чтоучебнаядискуссияизначальноопираетсянапринципсамооргани-зацииучастниковвсовместнораспределенномвзаимодействии;во-вторых,исключительноважновсейпредварительнойработойучителяобеспечитьпониманиеученикамиценностиосознанногоотношениякучебнойдеятельностиврамкахтакого формата.
Дискутанты должны осознавать:
1.Тайминг,тоестьпонимать,чтоукаждогоучастникаестьопределенноеограниченноеколичествовременинапредоставлениеаргу-мента.Этокасаетсянетолькособственноговысказывания,ноивысказы-ваний оппонентов.Например, дискутантможетввежливой формедатьпонятьоппоненту,чтоеговремявышлоипорапередатьсловодругойстороне.
2.Тактиэтикет.Врамкахдискуссиисуществуютопределенныеправилавзаимодействия.Т.В.Лебедева выделяет несколько правил веде-нияспора.Входедискуссииоппонентынемогутприменятьметодырас-спроса в форме«жесткого допроса», проявлять неуважение, заискиваниеилифамильярностьвотношениисобеседника[5,с.54].Такиетребованиядействуютидлясовременныхдискуссийвусловияхучебногопроцесса.
Врамкахданногопроцессаотучениковожидаетсянепростооб-менмнениями,аполноценныйанализвысказыванийсвоихоппонентов.Здесьотучастниковтребуетсяпроявлениеаналитическихспособностей.Первое,чтопредстоитученикусделатьврамкахдискуссии,–этоопреде-лить темуразговора.Учительвначаледискуссииможетнепредоставитьформулировкутемывполноймере,адатьлишьнамекиилизацепки,что-быучащиесямоглиизподготовленныхподсказоксамостоятельновычле-нитьконкретнуютемуразговора.Таким образом школьники учатсяфор-мулироватьпроблемуисходяизэлементовинформации.Такжедоначаладискуссиинужноопределитьактуальностьпроблемы.Обучающийсядолженпонимать,почемуименноэтатемаподлежитобсуждениюикакэтопоможетразрешитьсоциальныепроблемыилипомочьемувдаль-нейшейжизни.Задачапедагогавданнойситуации– подобратьтемутак,чтобышкольникинасамомделебылизаинтересованывееобсуждении.Например,признакомствеслексическойсторонойтемы«Путешествия»можнообсудитьследующийаспект: «Начем путешествовать:насамоле-те,носкомфортом,илинаавтобусе,ноболеебюджетно»(“Whattotravelby:byplane,butwithcomfort,orbybus,butmorebudget-friendly”)(приусловии,чтоэтоученики10или11класса,которыевближайшиене-скольколетмогутстолкнутьсясподобнымипроблемами).
Послетого,какдискутантыпознакомилисьстемойдляобсужде-ния,необходиморазделитьсянагруппы.Нельзяделитькласснакомандыслучайно,грамотнеебудетразделитьколлективпореальномумнениюегоучастниковотносительнопроблемы.Распространеннаяошибка–разде-лениеучащихсянагруппы«вслепую»:строгопополам.Такоеделениеможетпривестиктому,чтонекоторыеучастникидискуссиипотеряютинтерескобсуждению,таккаконивынужденыотстаиватьпротивопо-ложнуюточкузрения.Еслиразделитьколлективнаоснованиидомини-рующегомненияотдельныхегоучастниковнепредставляетсявозмож-ным,сделатьэторекомендуетсявигровойформе.Например,ученикиназываютлюбоеслово,связанноестемойпутешествий.Затемодинизучениковдолженпронумероватьсловавалфавитномпорядке.Учащиеся,чьисловаоказалисьподчетныминомерамиформируютпервуюкоманду,поднечетными–вторую.
Следующийэтап–подготовкааргументов.Наэтоследуетотве-стиот15до30минутвзависимостиоттого,какимивременнымиресур-самирасполагаетучитель.Наданномэтапедискутантыбудутзаниматьсяоднимизважнейшихаспектованалитики,аименносинтезоминформа-ции. Задачаучениковздесь заключается ворганизацииинформацию,ко-торойони располагают в рамкахданнойтемы,вконкретныеаргументы.Крометого,участникамследуетнапомнить,чтоаргументынужнодопол-нятьконкретнымипримерами.Есливзятьвышеупомянутуютему(“Whattotravelby:byplane,butwithcomfort,orbybus,butmorebudget-friendly”),тоаргументациюследуетвыстраиватьследующимобразом.Аргумент:“Itisbettertotravelbybusbecauseitischeaper”.Подкрепление:“Youcansavemoneyforextrasouvenirsandshareemotionsfromyourtripwithrelativesandfriends”или “Youcan savemoney for extrafood and drinks soyoutry moretraditionaldishesandexploretheforeigncountry/city deeper”.Чтобыобуча-ющиесянаиболееэффективномоглиразвиватьсвоиспособностиксинте-зуинформации,можноразрешитьимдоначаладискуссиипользоватьсядополнительнымиресурсами(интернет,книгиипр.).Например,можнодать ссылкинаанглоязычныесайты дляпутешественников(https://ordi-narytraveler.com/blog,https: //theholidaze.com/pros-and-cons-of-traveling-by-bus/,https://traveltips.usatoday.com/advantages-air-travel-12486.html).Таккакразличныересурсыпредлагаютнеограниченноеколичествоинформации,ученикампридетсятщательноотбиратьинформациюистаратьсянайтиименното,чтоподойдетдлядостойнойаргументацииподаннойконкрет-нойтеме.Потерятьсявобъемеинформациинаинтернет-ресурсахдоволь-нолегко(ктомуже,наэтоможетуйтимноговремени),поэтомуучителюбудетполезноподготовитьнесколькопособийилисайтовдлясвоихуче-ников.Следуетзаранеепроверитьисточникинадостоверностьидопу-стимостьихиспользованиявшколе.Применениеанглоязычныхресурсов
такжеполезновусовершенствованиинавыковчтения.Участникидискус-сииучатсяискатьинформациювтекстенаиностранномязыкевсжатыесроки.
Выявлениепричинно-следственныхсвязей – это один из ключе-выхэлементовзанятиявформатедискуссииитребуетпроявленияанали-тическихспособностей.Чтобыподготовитькачественныйаргумент,необходимопроследитьсвязьмеждуявлением,егопричинойивозмож-нымирешениямиданнойпроблемы.Наиболееявноаналитическиеспо-собностипроявляютсявподбореаргументов,тесносвязанныхстемой.
Оченьважноподготовитьаргументы,ноестьиследующаязада-ча–грамотнопредставитьаргументы аудитории. Состав группы долженопределитьпорядокпредставленияаргументов(отсамыхслабыхксамымсильным). Какправило, одним из последних приводится самый сильныйаргумент.Напримеркоманда,котораявыступаетзапутешествиянасамо-лете,впервуюочередьможетсказатьотом,чтопривыборетакогосред-ствапередвиженияможновоспользоватьсяуслугамиDutyFree(необхо-димотакжеобъяснить,какиепреимуществаэтодаетпутешественникам).Следомможетидтиаргумент,указывающийнавозможностьиспользова-ния услугиTaxFree в аэропорту. Однимиз последнихможет быть пред-ставленастатистика,касающаясябезопасностипередвижениянасамолете(воздушныйтранспортсчитаетсяоднимизсамыхбезопасных).Этодела-етсядлятого,чтобымаксимальноэффективноубедитьсобеседникавслучае,еслиподконецдискуссииуоппонентанеосталосьаргументов.
Развитиеаналитическихспособностейикритическогомышлениявдискуссиинеразрывносвязаносметодомпробиошибок.Врамкахдис-куссииэтореализоватьпрощевсего.Накаждыйаргументдискутантсразужеполучаетобратнуюсвязь.Такимобразом,онможетсразупонять,насколькокачественениубедителенегоаргумент.Другиеучастникиспо-рамогутнайтилогическуюошибкувпостроенииаргументаиобъяснить,почемуданноевысказываниенасамомделенеукрепляетпозициикоман-ды. При этомученик должен моментально отреагировать на возражение,проанализировать свой аргумент идать комментарий, признавая ошибкуилиприводяновыеаргументывсвоюпользу.
Обязательнаячастьпроцессавзаимодействиявдискуссии–анализаргументовоппонента.Передученикамиставитсядовольносложнаязадача:наслухвоспринятьвысказываниепротивоположнойкоманды,оценитьегопригодностьивыявитьвнемпричинно-следственныесвязи.Ученикдолжен,посути,выполнятьтежедей-ствия,чтоиприсоставлениисобственныхаргументов.Осложняетсяэто недостатком времени и аудиоформатом высказываний. Кроме того,послевосприятияаргументовоппонентанужноответитьнавысказы-вание, подкрепляя своевозражениеновыми аргументами. Это развива-
ет скорость синтеза и обработки информации. К тому же, это помогает в развитиинавыкапоискаскрытых связей,чтоплодотворновлияетна развитие аналитического мышления в целом.
Еслидискуссияимеетприкладнойхарактер(например,«Каклучшезапоминатьслова:наслухилинаписьме»“Howtomemorizewordsbetter:orallyorinawrittenform”),учащиесясмогутпоупражнятьсявте-стированииполученнойновойинформациинапрактике.Здесьзадачашкольниковсостоитвадекватномвосприятиипредложенных решенийиготовности вместеихопробовать.Также ученик должен быть готов к то-му,чтооппонентбудетправ.Нотутречьидетне об аналитических спо-собностях, а, скорее, оготовности принять своепоражение.В рамках та-койтемыбудетуместно передначаломдискуссиидатьученикам практи-ческоезаданиеназапоминаниеслов:зачитатьнесколькоразсписокиз10словиспустяминутупопроситьпосчитать,сколькословонимогутвоспроизвести,ипредоставить10(других)словвписьменнойформе,спу-стяминутутакжепопроситьпосчитатьколичествозапомнившихсяслов.Ктомужеисходяизрезультатабудетпонятно,какнужноразделитьуча-щихсянакоманды.
Заключительнаячастьлюбойдискуссии–подведениеитогов.Врамкахэтогоблокаразвиваютсяспособностик дедуктивномуииндук-тивномуметодамполученияинформации.Приподведенииитогов участ-никидискуссиибудут приходитькумозаключениям именнотакимиспо-собами,возможно,даженеощущаяразницымеждуними.Наданномэта-пебудеттакжепродолжатьсяработанадмысленным(илиреальным)экс-периментом.Вэтомслучаеучащиесябудутпользоватьсяметодоминдук-ции,тоестьнаосноведаннойконкретнойситуацииделатьвыводыотом,какиезакономерностисуществуютвобщем.Именноэтизакономерностииможносчитатьдискуссионнымивыводами.
Важно,чтобыдискуссиянеоставалосьнеоконченной.Выво- ды,ккоторымпришлиобестороны,должныбытьозвучены.Ксожа- лению,временныерамкиакадемическогочасадалеконевсегдапозво- ляютполноценнообсудитьитогидискуссии.Сделатьэто,всеже,необходимо,таккак,еслишкольникипоокончанииурокаещенахо- дятсявсостоянииоживленногоспора,конфликтпозицийможетусу-губитьсяиперейтиизформатаучебнойдискуссиивобыденныерас- сужденияееучастников.Здоровыйинтересиазартвходедискуссииприветствуются,но учитель долженвсегдаконтролироватьпроцесс.
Вслучае,еслипрактическоеприменениеитоговдискуссиине-возможно,задачадискутантов–прийтикединомумнению,котороеустроилобыобестороны.Входедискуссиисторонымогутотойтиотиз-начальныхдвухальтернатив,представленныхучителем,инесколькови-доизменитьпозиции.Этоозначает,чтопроцессдискуссиибылмакси-мальноэффективнымвотношенииразвитияаналитическихспособно-
стей,таккакучастникиспорасмоглиглубжепроанализироватьисходныеданные и выстроить новые логические цепочки. Редкийслучай, когда поитогам дискуссии одна сторона принимает точку зрения второй. Это мо-жетпроизойтитолькоприусловии,чтотемадискуссииподразумеваеттолькоодинконкретныйответинепредполагаетздоровоесосуществова-ниенесколькихточек зрения.Если этовсе-таки произошло,значиттемадискуссиибылоподобрананекорректно.
Ещеодноидовольноважноевнашиднипреимуществотакогоформата,какучебнаядискуссия,–этовозможностьегопродуктивнойреализациивусловияхдистанционногообучения.Реализоватьобщениевгруппахдляподготовкиаргументовможночерезфункциюсозданияот-дельныхзаловсприменениемкомпьютеризированныхцифровыхтехно-логий.
Вцеломформатучебнойдискуссии–этоодинисамыхэф- фективныхметодовразвитиявсегоспектрааналитическихспособно- стей, критического мышления обучающихся, опыта их самореализации в совместно распределенном взаимодействии.
Литература
ГальсковаН.Д.,Гез,Н.И.Теорияобученияиностраннымязы- кам.Лингводидактикаиметодика/Н.Д.Гальскова,Н.И.Гез. М.: Издательский центр « Академия», 2015. 363 с.
Ковальчук М.А. Дискуссия как средство обучения иноязычному общению / М.А Ковальчук. М.: Высшая школа, 2008. 144 с.
КольцоваЕ.С.,ПротасоваЕ.И.Формированиемотивациинаурокеиностранногоязыкакакосновноеусловиеразвитияком- муникативнойкомпетенции[Электронныйресурс].–Режимдо- ступа:Формированиемотивациинаурокеиностранногоязыкакакосновноеусловиеразвитиякоммуникативнойкомпетенции(1sept.ru). (Дата обращения: 25.04.2021).
КонышеваА.В. Игровой метод в обучении иностранному языку /А.В.Конышева.СПб.:КАРО,2008.179с.
ЛебедеваТ.В.Культураспора.Н.Новгород:ННГАСУ,2011.С.75.