Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Иностранные языки
  3. Дискуссия как условие развития аналитических способностей школьников на уроках английского языка

Дискуссия как условие развития аналитических способностей школьников на уроках английского языка

Статья посвящена развитию аналитических способностей школьников на уроках английского языка посредством проведения дискуссий. Раскрывается роль учебных дискуссий в преподавании иностранных языков. Дискуссия – это современная педагогическая технология, позволяющая всесторонне воздействовать на обучающегося и развивать не только его коммуникативные способности, но и влиять на жизненные взгляды и позиции в быстро меняющемся современном обществе. Дискуссия является формой коллективного сотрудничества, положительно влияет на познавательную мотивацию. Констатируется, что достаточное знание языка не является единственным условием успешного участия в дискуссии.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Иностранные языки

Категория

Иностранные языки
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Дискуссия как условие развития аналитических способностей

школьников на уроках английского языка

Внастоящеевремявобучениииностранномуязыкувсреднейшколебольшуюпопулярностьприобретаетдискуссия.Этапедагогиче-скаятехнологиявполнеорганичнодополняетмногиеужеизвестныесред-стваорганизацииучебнойдеятельностишкольников. Дискуссия как пед-технологияпозволяетшкольникунетолькорасширитьзнанияпоино-странномуязыку,ноиполучитьопытуважительногогуманистическиориентированноговзаимодействия,требующегопроявитьосознанноеуправлениемышлением,рефлексивнымдействием,контролем,оценкойисамооценкой,проекциейипрогнозированиемразвитияситуацийдиалога.Дискуссияизначальноставитшкольникапередзадачейдействовать,осо-знанноипродуктивноиспользуяимеющиесязнанияиумения,вкомму-никативно-пластичнойивтожевремясложнойвсвоемпреобразованиииразвертыванииситуации.Вэтомпланедискуссияявляетсобойформуколлективногосотрудничества,включенностьвкотороеразвиваетспо-собностипониматьособенностипозициидругихшкольников(дискутан-тов),критическиучитыватьправодругогонавысказываниеиной,частонестандартнойточкизрения[1,с.208].Втожевремядискуссиястановится условием,котороеявляетсяважнымдляформированияспособностикизменениямприотстаиваниишкольникомзначимогосточкизрениясмысласодержаниязанимаемойимпозиции.Всеэтоспособствуетактив-ной,напряженноймыслительнойдеятельности,адекватноотвечаетпо-требностивзрослеющихшкольниковвсамореализации.Дискуссиясти-мулируетучащихсякиспользованиювкоммуникативнойдеятельностииобщении разнообразных речевых действий как инструментов выражениямыслейичувств,формируетспособностькорректногопримененияужеизвестныхиновыхлексическихединиц[2,с.36].

Впрограммепоиностранномуязыкудляобщеобразователь- ныхшколвкачествеоднойиззадачобозначеноформированиеууча- щихсяумениясвободноговорить,выражатьсвоисуждениянаино-странномязыке.Реализацияданнойзадачиозначает,чтоучительдол-женширокоиспользоватьвозможностидляразвитияушкольниковнаурокахиностранногоязыкаспособностикнеподготовленнойустнойречи.Приобретаемыйученикомуспешныйопытведениядискуссии,бесспорно, имеетбольшое значение для формированияположительноймотивации кзанятиямтакого видаивцелом кизучению иностранногоязыка[3,с.2].Опыторганизациидискуссийсредишкольниковпока- зывает,чтозакрепляющийсямотивдостиженийимеетбольшоезначе-ние для порождениясвободнойречивдиалоге, где совместнос другим(оппонентом,пропонентом,учителем-модератором)задаетсятребую- щаяпроясненияситуациянеопределенности.Корректноорганизован-наяипедагогическивывереннаяучителемаранжировкадискуссии(аонкорректируетиспользованиелексическихединиц,помогаетшкольникамвключитьновые)взначительноймереопределяетзаинте- ресованностьговорящегораскрытьсвоюточкузрения,еесмысл.

Однакомотивацияизнаниеязыканеединственноважныеусловиядляумениядискутировать.Большуюрольиграютаналитиче- скиеспособностиучастниковдиалога.Аналитическиеспособностиикритическоемышлениевцеломпозволяютпроводитьанализразлич- ныхжизненныхситуаций,явленийизадач.Подобныенавыкиважнынетольковпроцессеобученияговорениюнаиностранномязыке,ноивдальнейшейжизни.Развитиеаналитическихспособностейпозволяетучитьсямыслитьлогически,быстронаходитьважнуюинформациювматериалебольшогообъемаивыстраиватьлогическиецепочки.Подэтимугломзренияотчетливовыявляетсяразвивающийпотенциалдискуссиикак педагогическойтехнологии.

Учебныедискуссииявляютсяоднимизсамыхэффективных, по-настоящемудейственныхметодовразвитияаналитическихспособ- ностей,таккакданныйпроцессприадекватнойегоорганизациисо- стоитизнесколькихблоков,вкаждомизкоторыхиспользуютсяраз

личныеметодыработысинформацией,важныедляпоэтапногопосле- довательногорешениязадачиформированиякоммуникативнойкомпе-тентности[4,с.42].Проведениедискуссиивсредешкольниковтребу-етсоблюдениядвухосновныхусловий:во-первых,следуетучитывать,чтоучебнаядискуссияизначальноопираетсянапринципсамооргани-зацииучастниковвсовместнораспределенномвзаимодействии;во-вторых,исключительноважновсейпредварительнойработойучителяобеспечитьпониманиеученикамиценностиосознанногоотношениякучебнойдеятельностиврамкахтакого формата.

Дискутанты должны осознавать:

1.Тайминг,тоестьпонимать,чтоукаждогоучастникаестьопределенноеограниченноеколичествовременинапредоставлениеаргу-мента.Этокасаетсянетолькособственноговысказывания,ноивысказы-ваний оппонентов.Например, дискутантможетввежливой формедатьпонятьоппоненту,чтоеговремявышлоипорапередатьсловодругойстороне.

2.Тактиэтикет.Врамкахдискуссиисуществуютопределенныеправилавзаимодействия.Т.В.Лебедева выделяет несколько правил веде-нияспора.Входедискуссииоппонентынемогутприменятьметодырас-спроса в форме«жесткого допроса», проявлять неуважение, заискиваниеилифамильярностьвотношениисобеседника[5,с.54].Такиетребованиядействуютидлясовременныхдискуссийвусловияхучебногопроцесса.

Врамкахданногопроцессаотучениковожидаетсянепростооб-менмнениями,аполноценныйанализвысказыванийсвоихоппонентов.Здесьотучастниковтребуетсяпроявлениеаналитическихспособностей.Первое,чтопредстоитученикусделатьврамкахдискуссии,этоопреде-лить темуразговора.Учительвначаледискуссииможетнепредоставитьформулировкутемывполноймере,адатьлишьнамекиилизацепки,что-быучащиесямоглиизподготовленныхподсказоксамостоятельновычле-нитьконкретнуютемуразговора.Таким образом школьники учатсяфор-мулироватьпроблемуисходяизэлементовинформации.Такжедоначаладискуссиинужноопределитьактуальностьпроблемы.Обучающийсядолженпонимать,почемуименноэтатемаподлежитобсуждениюикакэтопоможетразрешитьсоциальныепроблемыилипомочьемувдаль-нейшейжизни.Задачапедагогавданнойситуации– подобратьтемутак,чтобышкольникинасамомделебылизаинтересованывееобсуждении.Например,признакомствеслексическойсторонойтемы«Путешествия»можнообсудитьследующийаспект: «Начем путешествовать:насамоле-те,носкомфортом,илинаавтобусе,ноболеебюджетно»(“Whattotravelby:byplane,butwithcomfort,orbybus,butmorebudget-friendly”)(приусловии,чтоэтоученики10или11класса,которыевближайшиене-скольколетмогутстолкнутьсясподобнымипроблемами).

Послетого,какдискутантыпознакомилисьстемойдляобсужде-ния,необходиморазделитьсянагруппы.Нельзяделитькласснакомандыслучайно,грамотнеебудетразделитьколлективпореальномумнениюегоучастниковотносительнопроблемы.Распространеннаяошибкаразде-лениеучащихсянагруппы«вслепую»:строгопополам.Такоеделениеможетпривестиктому,чтонекоторыеучастникидискуссиипотеряютинтерескобсуждению,таккаконивынужденыотстаиватьпротивопо-ложнуюточкузрения.Еслиразделитьколлективнаоснованиидомини-рующегомненияотдельныхегоучастниковнепредставляетсявозмож-ным,сделатьэторекомендуетсявигровойформе.Например,ученикиназываютлюбоеслово,связанноестемойпутешествий.Затемодинизучениковдолженпронумероватьсловавалфавитномпорядке.Учащиеся,чьисловаоказалисьподчетныминомерамиформируютпервуюкоманду,поднечетнымивторую.

Следующийэтапподготовкааргументов.Наэтоследуетотве-стиот15до30минутвзависимостиоттого,какимивременнымиресур-самирасполагаетучитель.Наданномэтапедискутантыбудутзаниматьсяоднимизважнейшихаспектованалитики,аименносинтезоминформа-ции. Задачаучениковздесь заключается ворганизацииинформацию,ко-торойони располагают в рамкахданнойтемы,вконкретныеаргументы.Крометого,участникамследуетнапомнить,чтоаргументынужнодопол-нятьконкретнымипримерами.Есливзятьвышеупомянутуютему(“Whattotravelby:byplane,butwithcomfort,orbybus,butmorebudget-friendly”),тоаргументациюследуетвыстраиватьследующимобразом.Аргумент:“Itisbettertotravelbybusbecauseitischeaper”.Подкрепление:“Youcansavemoneyforextrasouvenirsandshareemotionsfromyourtripwithrelativesandfriends”или “Youcan savemoney for extrafood and drinks soyoutry moretraditionaldishesandexploretheforeigncountry/city deeper”.Чтобыобуча-ющиесянаиболееэффективномоглиразвиватьсвоиспособностиксинте-зуинформации,можноразрешитьимдоначаладискуссиипользоватьсядополнительнымиресурсами(интернет,книгиипр.).Например,можнодать ссылкинаанглоязычныесайты дляпутешественников(https://ordi-narytraveler.com/blog,https: //theholidaze.com/pros-and-cons-of-traveling-by-bus/,https://traveltips.usatoday.com/advantages-air-travel-12486.html).Таккакразличныересурсыпредлагаютнеограниченноеколичествоинформации,ученикампридетсятщательноотбиратьинформациюистаратьсянайтиименното,чтоподойдетдлядостойнойаргументацииподаннойконкрет-нойтеме.Потерятьсявобъемеинформациинаинтернет-ресурсахдоволь-нолегкотомуже,наэтоможетуйтимноговремени),поэтомуучителюбудетполезноподготовитьнесколькопособийилисайтовдлясвоихуче-ников.Следуетзаранеепроверитьисточникинадостоверностьидопу-стимостьихиспользованиявшколе.Применениеанглоязычныхресурсов

такжеполезновусовершенствованиинавыковчтения.Участникидискус-сииучатсяискатьинформациювтекстенаиностранномязыкевсжатыесроки.

Выявлениепричинно-следственныхсвязей – это один из ключе-выхэлементовзанятиявформатедискуссииитребуетпроявленияанали-тическихспособностей.Чтобыподготовитькачественныйаргумент,необходимопроследитьсвязьмеждуявлением,егопричинойивозмож-нымирешениямиданнойпроблемы.Наиболееявноаналитическиеспо-собностипроявляютсявподбореаргументов,тесносвязанныхстемой.

Оченьважноподготовитьаргументы,ноестьиследующаязада-чаграмотнопредставитьаргументы аудитории. Состав группы долженопределитьпорядокпредставленияаргументов(отсамыхслабыхксамымсильным). Какправило, одним из последних приводится самый сильныйаргумент.Напримеркоманда,котораявыступаетзапутешествиянасамо-лете,впервуюочередьможетсказатьотом,чтопривыборетакогосред-ствапередвиженияможновоспользоватьсяуслугамиDutyFree(необхо-димотакжеобъяснить,какиепреимуществаэтодаетпутешественникам).Следомможетидтиаргумент,указывающийнавозможностьиспользова-ния услугиTaxFree в аэропорту. Однимиз последнихможет быть пред-ставленастатистика,касающаясябезопасностипередвижениянасамолете(воздушныйтранспортсчитаетсяоднимизсамыхбезопасных).Этодела-етсядлятого,чтобымаксимальноэффективноубедитьсобеседникавслучае,еслиподконецдискуссииуоппонентанеосталосьаргументов.

Развитиеаналитическихспособностейикритическогомышлениявдискуссиинеразрывносвязаносметодомпробиошибок.Врамкахдис-куссииэтореализоватьпрощевсего.Накаждыйаргументдискутантсразужеполучаетобратнуюсвязь.Такимобразом,онможетсразупонять,насколькокачественениубедителенегоаргумент.Другиеучастникиспо-рамогутнайтилогическуюошибкувпостроенииаргументаиобъяснить,почемуданноевысказываниенасамомделенеукрепляетпозициикоман-ды. При этомученик должен моментально отреагировать на возражение,проанализировать свой аргумент идать комментарий, признавая ошибкуилиприводяновыеаргументывсвоюпользу.

Обязательнаячастьпроцессавзаимодействиявдискуссии–анализаргументовоппонента.Передученикамиставитсядовольносложнаязадача:наслухвоспринятьвысказываниепротивоположнойкоманды,оценитьегопригодностьивыявитьвнемпричинно-следственныесвязи.Ученикдолжен,посути,выполнятьтежедей-ствия,чтоиприсоставлениисобственныхаргументов.Осложняетсяэто недостатком времени и аудиоформатом высказываний. Кроме того,послевосприятияаргументовоппонентанужноответитьнавысказы-вание, подкрепляя своевозражениеновыми аргументами. Это развива-

ет скорость синтеза и обработки информации. К тому же, это помогает в развитиинавыкапоискаскрытых связей,чтоплодотворновлияетна развитие аналитического мышления в целом.

Еслидискуссияимеетприкладнойхарактер(например,«Каклучшезапоминатьслова:наслухилинаписьме»“Howtomemorizewordsbetter:orallyorinawrittenform”),учащиесясмогутпоупражнятьсявте-стированииполученнойновойинформациинапрактике.Здесьзадачашкольниковсостоитвадекватномвосприятиипредложенных решенийиготовности вместеихопробовать.Также ученик должен быть готов к то-му,чтооппонентбудетправ.Нотутречьидетне об аналитических спо-собностях, а, скорее, оготовности принять своепоражение.В рамках та-койтемыбудетуместно передначаломдискуссиидатьученикам практи-ческоезаданиеназапоминаниеслов:зачитатьнесколькоразсписокиз10словиспустяминутупопроситьпосчитать,сколькословонимогутвоспроизвести,ипредоставить10(других)словвписьменнойформе,спу-стяминутутакжепопроситьпосчитатьколичествозапомнившихсяслов.Ктомужеисходяизрезультатабудетпонятно,какнужноразделитьуча-щихсянакоманды.

Заключительнаячастьлюбойдискуссииподведениеитогов.Врамкахэтогоблокаразвиваютсяспособностик дедуктивномуииндук-тивномуметодамполученияинформации.Приподведенииитогов участ-никидискуссиибудут приходитькумозаключениям именнотакимиспо-собами,возможно,даженеощущаяразницымеждуними.Наданномэта-пебудеттакжепродолжатьсяработанадмысленным(илиреальным)экс-периментом.Вэтомслучаеучащиесябудутпользоватьсяметодоминдук-ции,тоестьнаосноведаннойконкретнойситуацииделатьвыводыотом,какиезакономерностисуществуютвобщем.Именноэтизакономерностииможносчитатьдискуссионнымивыводами.

Важно,чтобыдискуссиянеоставалосьнеоконченной.Выво- ды,ккоторымпришлиобестороны,должныбытьозвучены.Ксожа- лению,временныерамкиакадемическогочасадалеконевсегдапозво- ляютполноценнообсудитьитогидискуссии.Сделатьэто,всеже,необходимо,таккак,еслишкольникипоокончанииурокаещенахо- дятсявсостоянииоживленногоспора,конфликтпозицийможетусу-губитьсяиперейтиизформатаучебнойдискуссиивобыденныерас- сужденияееучастников.Здоровыйинтересиазартвходедискуссииприветствуются,но учитель долженвсегдаконтролироватьпроцесс.

Вслучае,еслипрактическоеприменениеитоговдискуссиине-возможно,задачадискутантов–прийтикединомумнению,котороеустроилобыобестороны.Входедискуссиисторонымогутотойтиотиз-начальныхдвухальтернатив,представленныхучителем,инесколькови-доизменитьпозиции.Этоозначает,чтопроцессдискуссиибылмакси-мальноэффективнымвотношенииразвитияаналитическихспособно-

стей,таккакучастникиспорасмоглиглубжепроанализироватьисходныеданные и выстроить новые логические цепочки. Редкийслучай, когда поитогам дискуссии одна сторона принимает точку зрения второй. Это мо-жетпроизойтитолькоприусловии,чтотемадискуссииподразумеваеттолькоодинконкретныйответинепредполагаетздоровоесосуществова-ниенесколькихточек зрения.Если этовсе-таки произошло,значиттемадискуссиибылоподобрананекорректно.

Ещеодноидовольноважноевнашиднипреимуществотакогоформата,какучебнаядискуссия,–этовозможностьегопродуктивнойреализациивусловияхдистанционногообучения.Реализоватьобщениевгруппахдляподготовкиаргументовможночерезфункциюсозданияот-дельныхзаловсприменениемкомпьютеризированныхцифровыхтехно-логий.

Вцеломформатучебнойдискуссии–этоодинисамыхэф- фективныхметодовразвитиявсегоспектрааналитическихспособно- стей, критического мышления обучающихся, опыта их самореализации в совместно распределенном взаимодействии.

Литература

  1. ГальсковаН.Д.,Гез,Н.И.Теорияобученияиностраннымязы- кам.Лингводидактикаиметодика/Н.Д.Гальскова,Н.И.Гез. М.: Издательский центр « Академия», 2015. 363 с.

  2. Ковальчук М.А. Дискуссия как средство обучения иноязычному общению / М.А Ковальчук. М.: Высшая школа, 2008. 144 с.

  3. КольцоваЕ.С.,ПротасоваЕ.И.Формированиемотивациинаурокеиностранногоязыкакакосновноеусловиеразвитияком- муникативнойкомпетенции[Электронныйресурс].–Режимдо- ступа:Формированиемотивациинаурокеиностранногоязыкакакосновноеусловиеразвитиякоммуникативнойкомпетенции(1sept.ru). (Дата обращения: 25.04.2021).

  4. КонышеваА.В. Игровой метод в обучении иностранному языку /А.В.Конышева.СПб.:КАРО,2008.179с.

  5. ЛебедеваТ.В.Культураспора.Н.Новгород:ННГАСУ,2011.С.75.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Статья посвящена развитию аналитических способностей школьников на уроках английского языка посредством проведения дискуссий. Раскрывается роль учебных дискуссий в преподавании иностранных языков. Дискуссия – это современная педагогическая технология, позволяющая всесторонне воздействовать на обучающегося и развивать не только его коммуникативные способности, но и влиять на жизненные взгляды и позиции в быстро меняющемся современном обществе. Дискуссия является формой коллективного сотрудничества, положительно влияет на познавательную мотивацию. Констатируется, что достаточное знание языка не является единственным условием успешного участия в дискуссии.
0 ₽