Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена

Доклад

В данном докладе представлен опыт работы по развитию читательской грамотности на уроках математики. этот материал можно использовать для подготовки учащихся к ВПР и другим проверочным работам. Содержание доклада было представлено на августовской педагогической конференции в августе 2023г.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Математика

Категория

Математика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Формирование читательской грамотности на уроках математики»

Подготовила

Иванова Ольга Владимировна

учитель математики

Тучковской СОШ №3

Руза 2023г.

«Читать – это еще ничего не значит, что читать и

как понимать прочитанное – вот в чем главное»

К. Д. Ушинский

Формирование функционально грамотных людей-одна из важнейших задач современной школы. Функциональная грамотность-способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней. Как установили учёные, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Один из факторов - это навык чтения.Т. е. современный школьник должен уметь свободно ориентироваться в потоках информации, конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. И это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской грамотностью. Ведь, читательская грамотность-это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Работа с информацией является составной частью практически всех учебных предметов в условиях в реализации ФГОС. Под грамотностью мы понимаем не орфографию и не пунктуацию, не технику чтения, а способность понимать и интерпретировать текст, искать в нём информацию.

Один из первых и самых ключевых навыков функциональной грамотности в математике, как ранее было сказано – это читательская грамотность, т.е. смысловое чтение сложных текстов, из которых не всегда очевидно, что именно требуется в задаче. К сожалению, этой теме уделяется мало внимания, особенно в старших классах. Статистика проведения ЕГЭ говорит о том, что даже в очень простых задачах школьники допускают обидные ошибки, неправильно читая условия задачи и находя ответ не на тот вопрос, который предлагается в задаче.

Тексты, с которыми встречаются учащиеся на уроках математики - нехудожественные тексты.

Работы с текстом осуществляются в двух основных направлениях:

1) Работа с объяснительным текстом учебника.

Здесь в основу закладываются:

  • развитие умения работать с текстом (печатным, графическим и т.д.) в урочное время, при выполнении домашних заданий, подготовке к олимпиадам, конкурсам, итоговой аттестации,

  • чтение по абзацам, выделение главной мысли абзаца, составление тезисов, плана,

  • таблиц, схем, диаграмм, вопросов к тексту (вопросы изначально репродуктивного характера постепенно начинают усложняться);

  • «нестандартные» приемы работы с текстом – преобразование текста в кластеры,

  • составление кроссвордов, ребусов, игра «вопрос-ответ», «текст-формула», прием «объясни другу», составление опорных таблиц;

  • поиск информации в сети Интернет.

2) Работа с текстом при решении текстовых задач.

Текстовые задачи всегда относились к заданиям, наиболее сложным для овладения учащимися, поскольку требуют содержательного осмысления, поэтому для ее решения необходимо тщательное прочтение предлагаемого текста задачи. Чтобы чтение стало осмысленным, необходимо чтобы оно сопровождалось дополнительным заданием, например, выбором ключевых слов, формулировки вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные, поэтапным заполнением таблицы или схемы. Данные приёмы развивают в ученике навык работы с письменным текстом, учат анализировать данные, логически структурировать информацию, выбирать главное, а также повышают качество учебной деятельности в целом.

Какие же методы и приёмы необходимо использовать для формирования читательской грамотности на уроках математики?

Прежде всего это работа с текстом.

Как же научить детей эффективно читать тексты на уроках математики?

1) Работа с объяснительным текстом учебника.

1 этап – Работа до чтения

На этом этапе необходимо внутренне включить каждого учащегося в чтение. Большим «плюсом» в работе с текстом станет то, если учащимся не составит труда по заголовку (или по теме урока) рассказать о том, что сегодня будет изучаться.

В начале урока можно предложить ИГРУ «Найди!», в ходе которой учитель сообщает классу название главы и параграфа. Ученики должны быстро с помощью оглавления найти данный раздел учебника и зачитать. Над чем мы работаем?: развивается внимательность, быстрота реакции, ориентация в логическом изложении математического материала в учебнике.

Прием «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?» может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая «Верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему. В начале изучения темы «Углы» можно дать следующие утверждения

до

после

Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом

Угол – это геометрическая фигура

Угол состоит из двух пересекающихся прямых

Бывают углы острые и тупые

Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки

Равные углы – это те, у которых равны стороны

Биссектриса - это такой угол, у которого три стороны

Бывает прямой угол

Острый угол - это угол, который меньше прямого

После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и прошу учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

2 этап – Работа с текстом

Это само чтение. Тут необходимо подчеркнуть, что работа с учебником должна обязательно преследовать определенную цель, которую ученикам сначала сообщает учитель, а в последствии они сами начнут ставить перед собой цели чтения учебника, параграфа, главы. Основными целями чтения параграфа могут быть: знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста; понимание информации; запоминание; использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях; подтверждение изученного или того, что знали ранее, отыскание примеров, подтверждение научных фактов, работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами).

В зависимости от поставленной цели чтение параграфа организуется одним из способов (опережающие чтение, углубленное чтение, выборочное чтение, чтение-сканирование, чтение вслух, чтение про себя, чтение-изучение, выборочное чтение, просмотр).

Для лучшего понимания прочитанного текста учебника можно использовать методический прием – «Инсерт». Технически он достаточно прост. По мере чтения ставить карандашом знаки на полях текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы является устное обсуждение.

В целом работа с учебником математики может быть следующей:

  1. Найти название по оглавлению

  2. Прочитать содержание пункта параграфа

  3. Выделить все слова и выражения, выяснить их значение

  4. Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них

  5. Выделить основные понятия

  6. Выделить основные теоремы и правила

  7. Изучить определения понятий; теоремы

  8. Разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои

  9. Самостоятельно провести доказательство теоремы

  10. Составить рисунки, схемы, чертежи

  11. Ответить на вопросы в тексте

  12. Придумать и задать себе вопросы

Одним из способов записи прочитанного является конспектирование. Конспектирование математических текстов занятие довольно трудное. Под конспектированием учебника математики понимается перевод обычной записи в математическую запись (на формальном языке).

Еще один прием глубокого понимания текста – это переработка информации: краткой записи, рисунка, составление плана или алгоритма, кодирование информации в графических схемах…

3 этап – Работа после чтения

После чтения параграфа ученики должны обязательно высказать своё отношение, свои мысли о прочитанном, дать свою характеристику, привести свои примеры. Важно, чтоб ученики смогли сопоставить прочитанное с тем, что уже знали.

Текст учебника математики отличается от других учебников тем, что он насыщен формулировками теорем, правил, алгоритмов.

Формированию навыков смыслового чтения в очень большей степени способствует решение практико-ориентированных задач. С 2020 года в КИМ ОГЭ по математике были как раз и внесены такие задачи.

Научить учащегося приёмам работы с учебником, с книгой – это значит научить его учиться. Важно научить обучающегося самостоятельно работать с книгой, вырабатывать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала.

2) Работа с текстом при решении текстовых задач.

Текстовые задачи всегда относились к заданиям, наиболее сложным для овладения учащимися, поскольку, в отличие от конкретных заданий, решение которых выполняется по вполне определенному алгоритму, требуют содержательного осмысления.

У разных авторов определение задачи сформулировано по-разному, но все авторы сходятся в том, что решать задачу - это значит понять и рассказать, какие действия нужно выполнить над данными в ней числами, чтобы получить ответ.

Согласно этому определению, для полноценной работы над за­дачей ребенок должен:

  • уметь хорошо читать и понимать смысл прочитанного;

  • уметь анализировать текст задачи, выявляя его структуру и взаимоотношения между данными и искомым;

  • уметь правильно выбирать и выполнять арифметические дей­ствия (а, следовательно, и быть хорошо знакомым с ними);

  • уметь записывать решение задачи с помощью соответствую­щей математической символики.

Технологически при решении задачи ребенок как минимум дважды выполняет «перекодировку» словесно заданной ситуации в задаче — сначала переводя ее в краткую запись, рисунок или схе­му, для выявления связей между данными и искомым, а затем еще раз переводя выявленную зависимость на язык математических знаков и символов - запись решения.

Для эффективного выполнения такой «перекодировки» ребе­нок должен свободно владеть анализом предложенной словесной структуры.

Зачастую, успев прочитать задачу, ученики начинают выполнять какие-то арифметические действия с данными числами. Это становится причиной ошибок. Поэтому необходимо научить ученика не торопиться с выбором арифметического действия. Он должен понять, насколько важно внимательно читать текст задачи и может быть  не один раз.

Работа над задачей начинается с прочтения, понимания ее и выделения в ней структурных элементов, так как, ,именно невнимательно прочитанная задача, отсутствие анализа ее текста становятся причиной ошибок в процессе ее решения.

Процесс решения задачи - это переход от условия задачи к ответу на ее вопрос. Ознакомление с текстом задачи. Усвоение содержания текста.

Главная цель ученика на этом этапе - прочитать задачу и осознать ее текст, т. е. понять значение каждого слова и представить ту ситуацию, которая в ней дана; выделить условие и вопрос задачи, известные и неизвестные данные; установить связь между условием и вопросом задачи, между данными и искомым, т. е. провести анализ текста задачи, результатом которого является выбор арифметических действий для ее решения.

На этом этапе используют следующие приемы:

  • Представление той жизненной ситуации, которая описана в задаче.

  • Постановка специальных вопросов и поиск ответов на них— включает следующий «стандартный» набор вопросов, ответы на которые позволяют детально разобраться в содержании задачи: О чем говорится в задаче? Что известно в задаче? Что требуется найти в задаче? Что в задаче неизвестно? и др.

  • Переформулировка текста задачи— состоит в замене данного в задаче описания некоторой ситуации другим описанием, сохраняющим все отношения, связи, но более явно их выражающим.

  • Моделирование ситуации, описанной в задаче, с помощью реальных предметов, предметных моделей или графических моделей.

  1. Поиск решения задач.

Для поиска решения удобно использоватькраткую запись условия задачи, которая помогает устранить типичные ошибки, не дает возможности поверхностного прочтения текста задачи и возможности упустить соотношения между данными. Благодаря ей формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.

Графическая модель (чертеж, схема, таблица).

Иллюстрацию в виде чертежа целесообразно использовать при решении задач, в которых даны отношения значений величин (больше, меньше, столько же), а также при решении задач, связанных с движением. Чертеж наглядно иллюстрирует отношение значений величин, а в задачах на движение схематически изображает соответствующую ситуацию. Объясняя свои действия при составлении схемы, ученик привыкает описывать ход мысли словами, что яв­ляется базой для формирования умения анализировать задачу (а также развития словесно-логического мышления).

Приемы, используемые на этом этапе:

  • анализ задачи по тексту или по ее вспомогательной модели;

  • от вопроса задачи к данным (аналитический путь) или от данных к вопросу (синтетический путь);

  • комбинированный (анализ и синтез), анализ часто производят «про себя»;

  • разбиение задачи на смысловые части;

  • введение подходящих обозначений в том случае, когда данные (или искомые) в задаче не обозначены.

  1. Выполнение решения задачи.

Ученики   справляются с этим этапом достаточно хорошо. Если при разборе задачи и поиске решения использовался чертеж, то ошибок в записи решения бывает очень мало.  

      

  1. Проверка решения.

Этот способ проверки интересен тем, что является одним из средств повышения интереса к математике, способствует развитию познавательного интереса, умения отстаивать свою точку зрения.

  1. Формулировка ответа на вопрос задачи.

  1. Работа с решенной задачей. Преобразование задачи.

Видоизменяя условие задачи, дети глубже вникают во взаимосвязь между элементами задачи, учатся рассматривать условие задачи под углом зрения ее вопроса и наоборот.

Алгоритм для решения задач для учащихся 1 – 5 алгоритм выглядит так:

  1. Прочитай задачу. Убедись, что все слова тебе знакомы.

  2. Еще раз с карандашом внимательно прочитай задачу, найди в ней условие и вопрос.

3.  Подумай, что обозначает в задаче каждое число.

4.  Запиши кратко ее условие

5. Построй модель задачи: начерти к ней чертеж, схему или заполни таблицу.

6.  Повтори (проговори устно) задачу по краткой записи.

7.  Подумай, что тебе уже известно и что еще надо найти.

8.  Составь план решения задачи. Определи арифметическое(-ие) действие(-я).

9.  Запиши решение задачи.

10.  Перечитай вопрос.

11.  Запиши полный ответ.

Ученики 8 – 11 классов, имеют необходимость решать задачи не только арифметическим, но и алгебраическим способом (составляя и решая уравнение). Поэтому они, пришли к выводу, что для задач, которые возможно решить только алгебраическим способом им хотелось бы в алгоритм включить и три этапа математического моделирования.

Если ученик решает задачу не из учебника, то отдельно первым этапом решения (на уровне 1 и 2 пунктов алгоритма) идёт определение того, сможет ли он решить её арифметически. А учитывая структуру учебников старших классов, где задачи включены вторым или третьим уровнем освоения умения решать тот или иной тип уравнения, при решении задачи из них уже сразу можно пользоваться следующим алгоритмом:

  1. Читаем.

  2. Перечитываем с карандашом.

  3. Обсуждаем (задать себе вопрос о возможности составления уравнения).

Если геометрический материалрисунок.

  1. Делаем краткую запись («Пусть Х - …»)

  2. «Составим и решим уравнение»

  3. Перечитываем условие и записываем перевод Х в вопрос задачи.

  4. Записываем «Ответ».

  5. Делаем устную проверку

Для того чтобы научить учащихся правильно решать текстовые задачи помимо алгоритма, необходимо использовать разные виды текстов задач и приемы их решения.

  1. Постановка вопросов к условию.

Текст задачи задан на доске, дети ставят вопросы к данному условию. При использовании этого приема важно подвести детей к пони­манию того, что к одному и тому же условию иногда можно поста­вить несколько вопросов - и в зависимости от этого задача будет иметь различные решения.

  1. Постановка условия к вопросу.

  1. Выбор условия к задаче.

Дан вопрос и несколько условий задачи, дети выбирают нужное условие. Учитель дает верные и неверные условия. Данный прием формирует у ребенка гибкость мышления, учит анализировать взаимоотношения данных в соответствии с условием.

  1. Соотнесение текста и выражений.

Дан текст задачи и несколько выражений, необходимо выбрать нужное. К остальным выражениям дети подбирают вопросы.

  1. Соотнесение текста и решение задачи или обсуждение готовых решений.

Сразу после чтения задачи дети выбирают решение задачи, которое подходит к данному тексту. Затем они объясняют причины ошибок неверных решений.

  1. Выбор схемы к тексту задачи.

Дан текст задачи и несколько схем. Обсуждая каждую схему, дети приходят к верному выводу.

  1. Обозначение на схеме известных и неизвестных величин.

Учитель предлагает к данной задаче схему без чисел и вопросов, дети приходят к верному выводу.

  1. Построение схемы к задаче.

Совместное построение схемы к задаче. Учитель использует «ловушки», т.е. вводит детей в заблуждение.

  1. Изменение либо условия, либо вопроса задачи, так чтобы она соответствовала решению

Дети изменяют или текст задачи, или вопрос, чтобы это подходило к данному решению.

  1. Разная запись данных.

В большинстве задач необходимые данные записаны с помощью цифр. Увидев числа, многие учащиеся просто не читают текст, а сразу пытаются манипулировать числами. Вот поэтому полезно предлагать тексты задач, где необходимые данные фиксируются разными способами: с помощью цифр, букв, сказочных чисел, словом и т. д. В таком случае ученик будет вынужден внимательно читать задачу, находить связи между данными величинами и искомым.

При использовании таких задач видно, на что опирается ребенок при решении задачи: на числовые данные или на смысл задачи.

  1. Задачи с избытком и недостат­ком данных.

Работа с такими текстами является наиболее полезной с точки зрения обучения решению задач, поскольку именно такие тексты учат ребенка внимательно читать и анализировать задачу, целена­правленно устанавливать связи между данными и искомым для осознанного выбора действия.

Основная ценность работы с задачами с недостающими и с избыточными данными заключается в возможности получения большого количества вариантов их преобразования в полноценные решаемые задачи разного уровня трудности, что дает возможность каждому ученику действовать на доступном ему уровне.

  1. Тексты с парадоксальными данными.

Анализ этого текста позволяет на втором этапе (после того, как дети объяснили, почему задачу с такими данными решить нельзя) предложить учащимся изменить либо данные, либо условие задачи так, чтобы ее можно было решить. Этот прием в начальной школе является про­педевтикой подготовки к составлению обратных задач.

  1. Задачи в косвенной формулировке.

Решение таких задач требует сложной ориентировки в условии, которое прямо не определяет выбор действия. Анализируя такую задачу, ребенок должен сделать мысленное движение, противоположное реальному порядку описанных в условии действий или отношений.

Рассмотренные алгоритмы и приёмы работы с текстами задач обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и активизирует умственную деятельность учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету. Систематическая и планомерная работа в дальнейшем будет способствовать развитию навыка смыслового чтения в соответствии нового образовательного стандарта.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В данном докладе представлен опыт работы по развитию читательской грамотности на уроках математики. этот материал можно использовать для подготовки учащихся к ВПР и другим проверочным работам. Содержание доклада было представлено на августовской педагогической конференции в августе 2023г.
0 ₽