Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Математика
  3. Доклад "Интерактивные формы организации учебной деятельности младших школьников на уроках математики"

Доклад "Интерактивные формы организации учебной деятельности младших школьников на уроках математики"

Каждый обучающийся обладает индивидуальными особенностями познавательной деятельности, развивая которые позволяют создать ситуации успеха на каждом уроке. Поэтому необходимо рассматривать различные методы и приемы, направленные на активизацию познавательной деятельности обучающегося. В этой работе дается характеристика интерактивным методам и приемам, которые можно использовать на уроках математики.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Математика

Категория

Математика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Интерактивные формы организации учебной деятельности младших школьников на уроках математики

Сегодня важнейшей задачей образования в Россииявляется подготовка образованной, творческой личности. В связи с этим меняется роль учителя. Он перестает быть носителем знаний. В первую очередь учитель должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый овладел бы рядом способностей к качественным профессиональным действиям, самообучению, самоуправлению, адаптации, личностной готовности к будущему. Именно он создает среду, в которой становится возможной выработка каждым учеником на уровне развития его интеллектуальных и других способностей, определенных компетентностей, формирование личностных качеств, формирование умений самостоятельно принимать решения в условиях неопределенности, выработка умений разрабатывать многовариантные подходы к реализации плана действий, формирование навыков и приемов всестороннего анализа ситуаций.

Созданию такой среды и способствуют интерактивные формы организации учебной деятельности младших школьников, которые влияют на профессионализацию учащихся, способствуют их взрослению, формируют интерес и положительную мотивацию к обучению.

Кейс-технология

Кейс метод (от англ. саѕе studу-изучение ситуации-случай), известный в педагогикекак метод ситуативного обучения на конкретных примерах), позволяет приблизить процесс обучения к реальной практической деятельности учащихся. Суть метода довольно проста: для организации обучения используется описание конкретных ситуаций.Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только любые практические проблемы, но и актуализирует определенный комплекс знаний, которые необходимо усвоить при изучении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Например:

Задача. Семья решила в квартире застелить пол ковровым покрытием. В квартире 3 комнаты.1-4на5м, 2-4на 4, и 3-2на3. Сколько квадратных метров коврового покрытия необходимо для того, чтобы застелить пол?

Задача. Для здорового роста и развития ребенка младшего школьного возраста завтрак должен составлять 600 ккал. Составь себе меню для полноценного завтрака. Расчет ккал для 100 г продуктов.

Комплексные задачи :

Задача 1. Свои летние каникулы Максим, Аленка и Галинка проводили у бабушки. Дети решили помочь ей заготовить ягоды для консервации. Максим нарвал 2 корзины вишен по 5 кг, Аленка — 3 корзины черешен по 2 кг, а Галинка принесла 2 кг малины. Сколько всего кг ягод насобирали дети?

Задание 1. Бабушка решила приготовить компоты из этих ягод, взяв третью часть. Сколько ягод осталось у бабушки?

Задание 2. Из 10 кг ягод бабушка сварила варенье. 6 кг вишневого варенья она разложила в 3 одинаковые банки. Сколько таких банок нужно, чтобы разложить 4 кг варенья?

Задание 3. Из оставшихся ягод бабушка испекла пирог прямоугольной формы. Дети двумя разрезами разделили его на 4 части так, чтобы 2 из них были четырехугольной формы, а остальные — треугольной. Как они это сделали?

Сторителлинг

Сторителлинг-это способ передачи информации посредством рассказывания историй.

Например:

Предложите детям создать короткие поучительные истории о взаимоотношениях цифр. Например, на уроках, где ученики учатся складывать и вычитать, они могут рассказывать о том, как две цифры (например, 8 и 2) поссорились, и начались потери для обеих сторон (8-2=6). А потом цифры снова встретились и начали дружить (8+2=10).

Можно использовать истории. Предложите ученикам поразмышлять над вопросами: " О чем мечтает Х?", "Зачем существуют действия умножения и деления?", "Какими предметами могли бы быть треугольник, круг?».

Это (персонификация цифр, математических символов и элементов) поможет детям лучше запомнить конкретные примеры, формулы и способы решения задач. Кроме того, такие игры-истории помогают разрядить учебную атмосферу, дать передохнуть перед новой порцией информации. Дети учатся с мыслью о том, что наука — ближе, чем кажется. Ведь круг, например, будет ассоциироваться с тортом и историей, в которой он фигурировал.

«Перевернутое обучение»

Перевернутое обучение-это форма активного обучения, которая позволяет «перевернуть» привычный процесс обучения следующим образом: домашним заданием для учащихся является просмотр соответствующих видео фрагментов с учебным материалом следующего урока, ученики самостоятельно проходят теоретический материал, а в классе время используется на выполнение практических заданий.

Например при изучении таблицы умножения на 5 : просмотреть дома обучающее видео , изучить таблицу, а на уроке воспроизвести приобретенные знания через творческие задания, примеры, задачи.

Технология STEM

STEM-это аббревиатура от слов:

Наука (наука)

Technology (технологии)

Engineering (инженерия)

Математика (математика).

Это направление в образовании, при котором в учебных программах усиливается естественнонаучный компонент + инновационные технологии.

Например:

Проводить различные исследования:

Какова длина, ширина листа в тетради, учебника в см, дм, дюймах? Длина карандаша? Какой длины ручка? Как это измерить? Длина, ширина парты локтями?

Уже такие задания покажут самым маленьким ученикам, как работать с измерительными инструментами, как фиксировать, анализировать, применять информацию, сформируют представление о многомерности мира. Что для этого нужно? Набор инструментов самый простой-линейка, треугольник, транспортир.

И даже если ученики уже понимают, что такое длина, что такое ширина, какие существуют единицы измерения, им будет интересно почувствовать себя учеными, получающими информацию, применяя специальные инструменты, фиксирующие и систематизирующие полученные данные. Конечно, в дальнейшем задачи, технологии, инструментарий будут усложняться.

Технология квестов

Изначально название "квест" (англ. quest) использовалось в названии компьютерных игр, разработанных компанией Sierra On-Line: King's Quest, Space Quest, Police Quest. Позже квестом стали называть активные экстремальные и интеллектуальные игры.

Урок на свежем воздухе. Для этого нужно выйти на улицу (парк, школьный двор, или же поехать на какую-то экскурсию), где дети будут искать разнообразные подсказки и предметы, чтобы потом, собрав их, решить головоломку, найти клад или же ответить на вопросы.

- Урок в закрытом помещении. Принцип квеста-найти выход. Дети должны выполнить ряд тех или иных действий, чтобы найти ключ и спастись.

Например:

Каким образом можно проверить действие умножения действием деления? Как складывать цепи питания?

Цели:

*формирование предметных компетентностей: ознакомление учащихся с приемом проверки действия умножения действием деления; упражнять в составлении задач по представленному выражению; развивать критическое мышление; развивать умение устанавливать связи между растительным и животным миром , приводить примеры цепей питания и уметь составлять их; воспитывать бережное отношение к природе.

* формирование ключевых компетенций:

* умение учиться: развивать умение под руководством учителя определять цель работы и ее план выполнения, умение организовывать свое рабочее место;

* коммуникативной: развивать умение доказывать собственное мнение; учить детей общаться и формировать умение поддерживать дружеские отношения;

* социальная: развивать умение продуктивно работать в команде (парах, группах);

Ролевая игра "Гидрометеорологический центр», "математическая цепочка", каллиграфическая минутка. Задача-шутка, примеры...

Технология «цветные шляпы»

6 шляп Эдварда де Боно.

Метод "Шесть шляп" - это психологическая ролевая игра, смысл которой состоит в том, чтобы рассмотреть одну и ту же проблемную ситуацию с 6 независимых друг от друга точек зрения. Это позволяет сформировать наиболее полное представление о предмете дискуссии и на логическом и эмоциональном уровнях оценить преимущества и недостатки.

Шляпа определенного цвета предполагает включение соответствующего режима мышления, которому должен следовать ученик или команда в момент аргументации своей позиции в процессе дискуссионной игры.

Например:

Тема: меры времени. Определение времени. Решение задач.

Цель: формировать знания и выработать навыки определения времени по часам, умение решать задачи и выражения на определение времени; развивать

вычислительные навыки, внимание, аккуратность; воспитывать познавательный интерес, любовь к математике.

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Оборудование: шляпы де Боно, часы, таблица единиц измерения времени.

Методы: интерактивный метод "шесть мыслящих шляп де Боно".

Какие единицы измерения времени вы знаете? Как измеряли время в старину?

Белая шляпа:

-фокусировка внимания на информации (анализ известных фактов и цифр, а также оценка того, каких сведений не хватает и из каких источников их можно получить).

На сегодняшний день существуют такие единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, месяц (30 или 31 день), в феврале 28 суток, или 29, если год высокосный; год обычный составляет 365 суток, высокосный 366; век - это 100 лет. Люди в древности отмечали промежутки времени, связанные с природными явлениями: сезон кладки яиц, сезон выведения птенцов. Природа сама подсказывала, как поделить год на меньшие промежутки времени.В древности охотники определяли, как долго они находятся на охоте, считая количество ночей. Египтяне разделили день и ночь на часы. Солнечные часы для определения дневного времени были открыты в Древнем Египте более 5000 лет назад. Примерно в 1300 году нашей эры появились первые механические часы. В 1581 году итальянец Галилей создал маятниковые часы, которые точно измеряли время с помощью колышущегося маятника.

Что заставило людей ввести единую меру времени? Какими часами пользуются современные люди?

Красная шляпа:

-внимание к эмоциям, ощущениям и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки.

Людям трудно было понять друг друга. Современные люди пользуются более точными часами. В 1929 году были впервые использованы кварцевые генераторы, что позволило определить точность хода до 1 секунды на 3 года. В 1948 году изобретены атомные часы. Они настолько точны, что погрешность составила 1 секунду за 1,6 миллиона лет. Что заставило людей ввести единую меру времени? Какими часами пользуются современные люди?

Из этого делаю вывод, что человечество сделало большой шаг в поисках точности

измерение времени, а это свидетельствует о большой зависимости людей от времени.

1) 120 мес.+ 2 мес. = 122 месяца

2) 34 года 8 мес. - 9лет 9 мес. = 24 года 11 мес.

Каковы преимущества измерения времени сейчас по сравнению с измерением времени в древние времена?

Желтая шляпа:

-исследование возможных успехов, поиск преимуществ и оптимистичный прогноз рассматриваемого события / идеи / ситуации

Во-первых, в древности люди пользовались большими промежутками времени (сезон кладки яиц). Люди не знали, как определить, например, день рождения, а сейчас могут определить число, месяц, год, век, даже минуту с секундами.

Во-вторых, современные люди всей планеты имеют общие единицы измерения времени: секунда, минута. час, год, век. Этого не было в старину. Если один человек измерял время водными часами, то другой - песочным. Люди не были уверены, что встретятся, отсутствовала общая единица времени.

Современные люди имеют сверхточные часы, которые удобны и доступны каждому, даже школьнику. А в древности часы были большими, их трудно было носить, да и были они не у каждого. Пользоваться ими могли только специально обученные люди.

Отец - 40 лет

Сын-10 лет

Бабушка - 60 лет

Задача.

18 деталей слесарь изготавливает за 3 часа, а ученик - за 6 часов. За сколько часов могут изготовить такое же количество деталей слесарь и ученик, если будут работать вместе?

1) 18: 3 = 6 (дет.)- за 1 час слесарь

2) 18: 6 = 3 (дет.)- за 1 час ученик

3) 6 + 3 = 9 (дет.)- вместе слесарь и ученик за 1 час

4) 18: 9 = 2 (часа) -изготовят 18 деталей вместе

Ответ: за 2 часа

Объясните назначение единиц измерения времени.

Зеленая шляпа:

-поиск альтернатив, генерация идей, модификация уже имеющихся наработок

Минуты используют в школе, рабочий день измеряется в часах и минутах, достижения в спорте обозначают минутами, секундами и долей секунды, в расписании поездов и самолетов используют год, месяц, день, час и минуту. Термин "сутки" встречается в сообщениях синоптиков и в продолжительности полета в космос.

Продолжительность учебного года - 9 месяцев, каникул-3 месяца. Год расписан по месяцам и числам. Неделями в календарях, в прессе тоже обозначают год выпуска. При составлении биографии используют год рождения, число, месяц.

1) 2013-тысяча девятьсот восемьдесят два = 31ч

1500 + 31 = 1531ч = 15 веков 31 год

2) Богдан Хмельницкий жил в конце XV-начале XVI века;

Тарас Шевченко жил в XVIII веке;

Леся Украинка жила в конце XVIII - начале IX века.

Какие недостатки измерения времени существуют сегодня?

Черная шляпа:

-оценка ситуации с точки зрения наличия недостатков, рисков и угроз ее развития

В каждой части планеты часы показывают разное время. Например, если на юге часы показывают 12 часов, то на севере - 0 часов. Каждую минуту суток в разных точках земного шара происходит восход и закат солнца: где-то сейчас север, а где-то -юг.

Мир разделен на 24 часовых пояса. Если лететь на восток, то при пересечении каждого пояса нужно переставить часы на 1 час вперед, а ели лететь на запад - то на 1 час назад.

Если вы пересекаете линию смены даты, то необходимо изменить день в календаре. Двигаясь на запад, нужно прибавить 1 день, на восток - вычесть 1 день.

Что мы сегодня изучали на уроке?

Зачем нужно знать меры времени?

Синяя шляпа:

-управление процессом дискуссии, подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода в конкретных условиях.

Меры времени занимают важное место в жизни современного человека. Рабочий день расписан по минутам. Важно знать меры времени, чтобы определить дату исторического события, дня рождения.Нужно учиться ценить

время с детства, соблюдая режим дня. На уроке, если ты хорошо поработал, то использовал время с пользой для себя.

Можно сделать вывод, что знание мер времени для современного человека является необходимым условием. Люди разных профессий зависят от времени. Пользоваться часами умеет каждый школьник. А умение оперировать единицами времени поможет нам не только в быту, но и в нашей будущей профессии.

Технология «Боншо»

Это один из видов групповой работы. Главное условие: решение должно быть понято всем членам группы и зафиксировано с помощью маркера одного цвета на большом листе бумаги. По окончании работы лист с решением каждая группа вывешивает в специально отведенном месте.

Облако слов

Облако текста или облако слов — это визуализация частоты слов в тексте в виде взвешенного списка. С помощью облака слов можно визуализировать терминологию по определенной теме более наглядным образом. Это способствует быстрому запоминанию информации. Обычно облако слов используется для описания ключевых понятий на веб-сайтах или для представления неформатированного текста, оно чаще всего представляет собой отдельные слова, и важность каждого из них определяется размером шрифта или цветом.

Что такое цветное облако из слов?

Цветное облако из слов приковывает взгляд к объекту и заставляет нас сосредоточиться на материале. Облако содержит в себе как визуальную информацию (например, форма облака), так и смысловую нагрузку - сам текст.

Как создать "облако"?

Создать облако на основе небольших недавно изученных учебных текстов, и попросить учащихся вспомнить, о чем были эти тексты, и в каком именно контексте использовались слова; показать « облако», составленное из слов, взятых из незнакомого текста, и попросить догадаться о его содержании; превратить скучный текст в интересную головоломку и прочее.

Работа над «облаком»строится по определенным этапам: ввод понятия, определение ключевых слов по исходным параметрам, ассоциативным методом подбора образа, создание облака. В любой задаче должен быть смысл. Освоить сервисы по созданию "облаков слов" совсем не долго, но из чего сложить эти облака, что с ними делать дальше? Как эти облака помогут решать задачи учебного плана?

Зачем создавать облака слов?

Возможности использования облака слов в обучении связаны, например, с тем, что:

в облако можно записать тему урока, которую ученики должны определить;

попросить составить предложения по определенной теме, облако выступает в качестве опорного конспекта;

можно предложить детям прочитать в облаке главный вопрос, на который необходимо найти ответ на протяжении урока;

составить предложение или рассказ, используя как можно больше слов из облака;

создать словарное облако на основе небольших недавно изученных учебных текстов, и попросить учащихся вспомнить, о чем были эти тексты, и в каком именно контексте использовались слова;

показать облако, составленное из слов, взятых из незнакомого текста, и попросить догадаться о его содержании;

превратить скучный текст в интересную головоломку;

написать зашифрованную открытку другу;

сделать облачко подсказок к математическим диктантам, кроссвордам и т.д.;

повторить основные понятия изучаемой темы.

13 способов использовать облака слов:

1. Анализ текста (частота используемых слов в тексте,выделение ключевых слов, сравнение текстов с помощью облаков слов)

2.Визуализация текста (альтернатива диаграмме).

3.Использование облака слов при создании инфографики.

4.Представление обратной связи (ключевые слова урока, проекта, курса).

5.Мозговой штурм.

6.Представление информации о себе (каждый находит ключевые слова и создает свое облако).

7.Угадывание рассказа по облаку слов.

8.Представление отчета и результатов исследования.

9.Выявление и представление ожиданий, проведения простого опроса.

10.Работа с текстом (после прочтения текста каждый ученик фиксирует основную идею рассказа0.

11.Все идеи представляются в виде облака текста).

12.Украшение облаком статьи в блоге, презентации, плаката и так далее.

13.Обобщение и рефлексия.

14. Создание уникального подарка (представление истории или пожеланий в виде облака слов, которое может быть распечатано для открытки).

Следовательно, использование интерактивных технологий позволяет более активному и сознательному усвоению учащимися учебного материала, заинтересовывает детей предметом, позволяет выполнять задания самостоятельно. Учебный процесс происходит при условии постоянного, активного, позитивного взаимодействия учащихся.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Каждый обучающийся обладает индивидуальными особенностями познавательной деятельности, развивая которые позволяют создать ситуации успеха на каждом уроке. Поэтому необходимо рассматривать различные методы и приемы, направленные на активизацию познавательной деятельности обучающегося. В этой работе дается характеристика интерактивным методам и приемам, которые можно использовать на уроках математики.
0 ₽