Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Иностранные языки
  3. Доклад: «Профессиональная компетентность учителя иностранного языка в школе»

Доклад: «Профессиональная компетентность учителя иностранного языка в школе»

Доклад по теме «Профессиональная компетентность учителя иностранного языка в школе» Вопросы для обсуждения: 1. Что такое профессиональная компетентность? 2. Основные пути развития профессиональной компетентности педагога. 3. Этапы формирования профессиональной компетентности. 4. Основные показатели профессиональной компетентности учителя иностранного языка.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Иностранные языки

Категория

Иностранные языки
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Шешенина Марина Анатольевна

учитель английского языка МБОУ «СОШ№9»

г.Нефтеюганск

«Профессиональная компетентность учителя иностранного языка в школе»

Переход на новые стандарты поставил перед всеми субъектами образования серьезные задачи. В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура "ФГОС". И какие бы реформы не происходили в системе образования в итоге они так или иначе замыкаются на конкретном исполнителе - школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, т.к.  формирование личности ученика, признание ее важности, ценности и необходимости происходит под влиянием личности педагога. Для успешной реализации поставленных перед ним задач, он должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, т.е. с учетом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуацией в системе образования уметь:

  • выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса;

  • прогнозировать результаты;

  • создавать собственную концепцию, основу которой составляет вера в себя, в реальную возможность развития личности каждого школьника.

В современных условиях образования, радикально меняются функции педагога, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма, личностного роста.

Так что такое профессиональная компетентность?

В педагогической науке понятие профессиональная компетентность рассматривается как совокупность знаний, умений, определяющих результативность труда; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств.

Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения в первую очередь сформулировали требования к учителю, который становится не "транслятором знаний", не "урокодателем", а человеком, способным проектировать образовательную среду ребенка ,класса, школы, а это возможно в том случае, если учитель готов не только использовать имеющиеся педагогические технологии, но и выходить за рамки нормативной педагогики через совершенствование собственной деятельности ,стимулирования творческой деятельности учеников. Именно поэтому существенно меняется роль учителя: от транслятора знаний он должен переходить к проектированию индивидуального маршрута интеллектуального и личностного развития каждого школьника.

Профессионально-компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостьюповышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;

  2. Исследовательская, экспериментальная деятельность;

  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

  4. Различные формы педагогической поддержки;

  5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;

  6. Обобщение собственного педагогического опыта;

  7. Использование ИКТ.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;

  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимопостоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.

Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю.К. Бабанский, Б.Г. Ананьев, Т.И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

  • управленческий аспект: как учитель анализирует, планирует, организует, контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;

  • психологический аспект: как влияет личность учителя на учащихся, как педагог учитывает индивидуальные способности учащихся;

  • педагогический аспект: с помощью каких форм и методов учитель ведет обучение школьников.

Профессиональная компетентность учителя – это совокупность умений структурировать научные и практические знания для лучшего решения педагогических и воспитательных задач.

Основные показатели профессиональной компетентности учителя иностранного языка включают в себя необходимость умения развивать у учащихся коммуникативное и межличностное общение, компонентами которого являются лингвистическая, тематическая, социокультурная, учебно-познавательная компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает не только формирование таких личностных качеств как общительность, открытость во взаимодействии с другими людьми, но и развитие у учащихся практических умений, способности управлять своей учебной деятельностью. В своей педагогической деятельности стараюсь создать условия для проявления самостоятельности и творчества учащихся в решении коммуникативных задач, тем самым, позволяя учащимся увидеть свой рост, свои достижения.

Рефлексивная компетенция– характеристика реальных учебных возможностей ученика; способность определить учителем тип урока в соответствии с поставленными задачами и содержанием учебного материала, обосновать отбор его содержания и оптимальность выбранных методов и приемов обучения; т. е. умело соотнести теорию обучения с практикой, способностью проецировать полученные данные на индивидуальные возможности конкретной личности учащегося и конкретные условия обучения.

Успешность деятельности ученика на уроке иностранного языка будет зависеть от того, насколько у него заложена учителем мотивационная основа для обучения и самообучения.Информационно-технологическая компетенция учителя иностранного языка призвана в этом сыграть большую роль. Показатели этой компетенции- овладение компьютерной грамотностью с целью поиска и оперативной обработки необходимой информации, владение современными технологиями обучения.

Одним из инструментов компетенции самосовершенствования учителя иностранного языка является самоанализ урока. Именно он дает возможность формировать и развивать творческую сознательность, которая проявляется в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников.

Схема самоанализа урока:

  1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе. Связь его с предыдущими, опора на них. Как этот урок работает на последующие уроки.

  2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса. Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока. Была ли опора на диагностику общеучебных, специальных умений.

  3. Какие задачи я решаю на уроке, были ли они решены:
    а) Общеобразовательные
    б) Воспитательные
    в) Развивающие
    Какие задачи были главными, стержневыми и как при этом учитывались особенности класса и отдельных групп школьников.

  4. Рациональность выбранной структуры урока. Рациональность распределения времени для опроса, изучения нового материала, закрепления, разбора домашнего задания. Логическая связь между различными этапами урока.

  5. На каком содержании (понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли ясно и четко объект прочного усвоения, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?

  6. Какое сочетание форм и методов обучения выбрано для раскрытия главного материала.

  7. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся. В каких нормах, и какими методами он осуществлялся.

  8. Как использовался на уроке учебный кабинет и его возможности. Целесообразно ли использовались технические средства обучения, средства наглядности.

  9. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока.

  10. Как на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура общения учителя с классом.

  11. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки.

  12. Какие были продуманны запасные ходы для непредвиденных ситуаций. Были ли предусмотрены методические варианты проведения урока.

  1. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи. Если не удалось, то почему? Когда планируется выполнение нереализованных задач?

Для успешной работы на уроке компетентный учитель иностранного языка должен придерживаться требований к содержанию, методике и организации проведения урока.

Требования к содержанию урока:

  1. Научность.

  2. Воспитывающий и развивающий характер каждого урока.

  3. Осуществление связи с жизнью, теории с практикой.

  4. Содержание коллективных форм работы учащихся с групповыми и индивидуальными.

  5. Организация активной познавательной деятельности учащихся.

  6. Сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению новых знаний и умений применять их на практике.

  7. Оперативный контроль со стороны учителя за деятельностью класса в целом и отдельных учащихся.

Требования к методике проведения урока:

  1.  Применяемые на уроке методы и приемы обучения должны способствовать тому, чтобы урок был эмоциональным, вызывал интерес к учению, воспитывал потребность в знаниях

  2.  Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными.

  3.  Необходимы полный контакт по взаимодействию учителя и учащихся на уроке, педагогический такт.

  4.  Необходимо создание атмосферы доброжелательности и активного творческого труда.

  5.  Чередовать по возможности виды деятельности учащихся, сочетать разнообразные методы и приемы обучения.

  6.  Большую часть урока учащиеся должны активно работать над овладением знаниями и умениями.

  7.  Всем учебным процессом на уроке управляет учитель.

Организация современного урока:

первое – определение целей урока;
второе – уточнение типа урока;
третье – уточнение вида урока;
четвертое – выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями;
пятое – определение структуры урока, соответствующей целям и задачам, содержанию и методам обучения.

Цели урока:

цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний.

цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.

– воспитание патриотизма;
– воспитание интернационализма;
– воспитание гуманности;
– воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;
– воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
– воспитание дисциплинированности;
– воспитание эстетических взглядов.

цель развития предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся:

интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности.

Типы уроков:

первый тип – уроки изучения нового учебного материала;
второй тип – уроки совершенствования знаний, умений и навыков;
третий тип – уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
четвертый тип – комбинированные уроки;
пятый тип – уроки контрольные (уроки учета и оценки знаний и умений)

Виды уроков:

а) урок-лекция;
б) урок-беседа;
в) киноурок;
г) урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);
д) урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений);
е) ) урок практических работ;
з) урок-экскурсия, виртуальная экскурсия;
и) урок-семинар;
к) дидактическая игра;
л) анализ ситуаций;
м) устный опрос;
н) письменный опрос;
о) контрольная работа;
п) зачет.

Методы и приемы обучения:

В рамках теории развивающего обучения разработана система методов, построенная на основе принципа целеполагания (отражающего систему целей обучающего и обучаемого), принципа бинарности (отражающего характер взаимодействия деятельности учителя и учащегося) и принципа проблемности (отражающего наличие противоречия в учебном процессе и предмете). К таким методам относятся:

  1. Метод монологического изложения (монологический метод).

  2. Метод диалогического изложения (диалогический метод).

  3. Метод эвристической беседы (эвристический метод).

  4. Метод исследовательских заданий (исследовательский метод).

  5. Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод).

  6. Метод программированных исследований (программированный метод).

Структура урока:

Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока. Поскольку в основе структуры традиционного урока лежит цель деятельности только самого преподавателя (опросить, объяснить, закрепить и дать учащимся задание), то не возникает достаточных условий для реализации идей и принципов развивающего обучения. Главное – традиционная структура урока не дает преподавателю возможности применять разнообразные формы, методы и средства обучения.

Известно, что всякое формирование новых знаний идет на базе актуализации новых знаний и систематического применения усвоенных знаний в учебной деятельности.

Исходя из этого, можно использовать такую структуру урока:

  1. Актуализация прежних знаний.

  2. Формирование новых понятий и способов действия.

  3. Формирование умений и навыков.

Чтобы сделать учение привлекательным, нужно проводить уроки в интересной форме. А это достигается применением интересных средств обучения, созданных самим преподавателем в виде проблемных вопросов, кроссвордов, учебно-познавательных заданий, слайдовых презентаций, проектов.

Таким образом,компетентность учителя – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка),творчества(творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приемов, методов обучения) и искусства (актерство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Доклад по теме «Профессиональная компетентность учителя иностранного языка в школе» Вопросы для обсуждения: 1. Что такое профессиональная компетентность? 2. Основные пути развития профессиональной компетентности педагога. 3. Этапы формирования профессиональной компетентности. 4. Основные показатели профессиональной компетентности учителя иностранного языка.
0 ₽