Доклад
«Развитие речи в повседневной жизни детей раннего возраста».
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Речь не дается человеку от рождения, должно пройти время, чтобы ребенок заговорил. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь развивалась правильно и своевременно. От уровня овладения связанной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с другими людьми, общее интеллектуальное развитие ребенка.
В нашем ДОУ существует проблема по развитию речи, т.к. с каждым годом увеличивается количество детей с дефектами речи, малоговорящих детей . Решать эту проблему необходимо как можно раньше.
В своей работе я выделила несколько основных факторов успешного овладения ребенка речью.
Дети моей группы, третьего года жизни , нуждаются в общении. Они внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают общаться, задавая вопросы: «Как?», « Что это?», «Зачем?», «Где?» ,получают новые впечатления от услышанного. Я стараюсь создать для детей такие условия, при которых детям будет успешно общаться со взрослым и друг с другом. Обогащаю у детей активный и пассивный словарь, использую в своей речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия , предлоги. Для этого всегда внимательно и заинтересованно выслушиваю ребенка, вовлекаю его в разговор, много говорю сама., помогаю вступать в речевой контакт со старшими детьми, и со взрослыми.
Другой фактор успешного овладения речью – чтение мною стихотворений, народных песенок , потешек. В начале адаптационного периода при планировании тщательно подбирала материал по развитию речи. Повторяла знакомые детям произведения. И сейчас стараюсь ежедневно читать уже знакомые или новые произведения художественной литературы. Использование многочисленных произведениях (приговорушки, потешки, ладушки, стишки) помогают мне в общении с детьми в тот или иной отрезок времени , делают его более содержательным: при умывании, приеме пищи, во время игры, при подготовке ко сну, на прогулке, также и шуточные стихи. Устанавливается тесный контакт с детьми, поднимается их эмоциональное состояние.
Во время адаптации у нас хорошо проходила игра «Кто у нас хороший.» . На прогулке дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегают маленькие ножки (топ-топ-топ). Потешка «Ладушки, ладушки… » помогает мне завязать с малышами разговор о том, как они провели выходные или праздники, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала.
Когда беру куклу, баюкаю (вокруг меня собираются малыши, читаю стихотворение В. Берестова «Больная кукла»:
Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
Дети начинают петь песенку, используя не только выученные в группе, но и домашний репертуар.
Петь детям и с детьми желательно много и часто, не стесняясь своего исполнения. Музыкальный руководитель констатирует, что дети, с которыми работают поющие воспитатели, заметно отличаются от сверстников, чьи воспитатели не поют: они умеют слушать пение и игру на инструментах, без труда и с удовольствием подпевают взрослым.
Большое значение по воспитанию общих речевых навыков имеет работа на дыхание. Провожу дыхательную гимнастику в игровой форме . Это вызывает интерес детей и желание заниматься. Дыхательная гимнастика «Кораблик», «Шарик», «Перышко», «Мыльные пузыри», «Загони мяч в ворота». Для работы на речевым дыхание использую речевые подражания: голосам животных, бытовым предметам, звукам, издаваемым транспортом, слияние гласных.
Во время пальчиковых игр совершенствуется произношение стихотворного текста, происходит постановка правильного дыхания, развивается речевой слух. Детям нравятся пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
Понимание речи и активизация словаря детей происходит постоянно , в течении всего пребывания в детском саду : во время расширения ориентировки в ближайшем окружении, во время наблюдений, проведения культурно -гигеенических навыков, во время настольных игр, рассматривания альбомов. Слежу за тем, чтобы дети употребляли слова в самостоятельной речи.
Значительным является фактор создания речевой развивающей среды.
Организация игр-сюрпризов, цель которых порадовать, удивить ребенка – это часть работы по созданию в группе развивающей речевой среды. Многие игры помогают мне на достаточно длительное время занять одних детей, пока я работаю с другой подгруппой.
Известно, что для младших дошкольников эффективны занятия, которые целиком или частично проходят в форме игры. С помощью игровых приемов добиваюсь динамичности процесса обучения. Использую самые разнообразные игровые задания и упражнения, которые дети любого возраста готовы выполнять охотно и многократно. Например, чередование хоровых ответов с индивидуальными .Хоровых ответов должно быть достаточно много. Когда дети говорят хором, слежу, чтобы не переходили на крик.
Использую самые разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите, сделайте то-то и так-то. Эти задания не только оживляют занятия, предоставляя маленьким детям возможность подвигаться, сменить позу, но и позволяют мне выяснить, имеется ли данное слово, в пассивном словаре ребенка.
Работая с детьми, я пришла к выводу, что не все дети одинаково воспринимают речь воспитателя. У каждого ребенка существуют свои особенности развития речи, свои недостатки. Дети еще очень замкнуты, общаются неохотно, к тому же не со всеми взрослыми. Многим трудно еще сопровождать свои действия словами, например: рисовать и говорить о рисунках. Сложных предложений еще практически не существует. Дети не всегда воспринимают рассказ без иллюстрации, без показа предметов. Поэтому для успешного развития детей я использую картинки.
В моей группе дети очень любят театрализованные игры, в которых осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроением героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Знакомясь с цветом, формой и величиной, ребенок обогащает свой словарный запас, звуковой анализ речи, музыкальный слух и так далее. Для этого я делаю пособия, помогающие ребенку лучше ориентироваться, разбираться в предметах. Так, например, игра «Какого цвета». Я раздаю детям картинки с изображением различных предметов, фруктов, овощей (зеленый – огурец, красный – флажок, красный – клубника, желтый – лимон и так далее),затем я показываю квадрат какого-либо цвета и дети, у которых есть предмет такого цвета, поднимают свои картинки. Так, мы и знакомимся с цветом и закрепляем названия предметов и обогащаем словарный запас детей.
Хорошее воздействие оказывают игры с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, застегивание пуговиц. Игры с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, пластилин6ом, шнуровки. На примере простых упражнений на развитие общей моторики я стараюсь научить малыша выслушивать и запоминать задания , а затем выполнять их.
В заключении хочу сказать, что наша общая единая задача – воспитать всесторонне развитого здорового ребенка. В настоящее время во всем мире внимание привлечено к дошкольному детству. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного физического и духовного развития человеческого индивида и от того, какие педагогические и гигиенические условия создаются для этого раннего развития, во многом зависит будущее ребенка, зависит то, насколько он будет физически крепок и здоров, какими умственными способностями и нравственными качествами он будет обладать, когда станет взрослым человеком.