МуниципальноеавтономноеобщеобразовательноеучреждениеБелоярскогорайона
«Средняя общеобразовательная школа п. Лыхма»
(СОШп. Лыхма)
Дополнительная образовательная программапоознакомлениюдетейсродным краем
«Краеведческая азбука»длядетей5-7лет
Составитель:
Дашковская И.Н.
Воспитатель первой категории.
п. Лыхма,2023 г.
Паспортпрограммы | 2 | |
Раздел1. | Целевойраздел | 3 |
1. | Пояснительнаязаписка | 3 |
1.1. | Целиизадачиреализациипрограммы | 4 |
1.2. | Принципыработыпопрограмме | 4 |
1.3. | Планируемыерезультатыосвоенияпрограммы | 5 |
раздел2. | Содержательныйраздел | 6 |
2.1. | Особенностипрограммы | 7 |
2.2. | Педагогическиеусловияиособенностипримененияпрограммы | 7 |
Раздел3. | Организационныйраздел | 8 |
3.1. | Основныенаправленияпрограммы | 8 |
3.2. | Календарноепланированиеработывстаршей группе | 10 |
3.3. | Календарноепланированиеработывподготовительнойкшколе группе | 14 |
3.4. | Методикадиагностированиядетейстаршейгруппы | 19 |
3.5. | Методикадиагностированиядетейподготовительнойкшколе группы | 21 |
приложение | Диагностическиекартыпопрограмме |
Паспортпрограммы
Цель программы | формированиецелостнойкартинымирапосредствомознакомленияс роднымкраем |
Задачипрограммы | -Учитьчувствоватьипониматьприродуродногокрая,устанавливатьвзаимосвязьживойинеживойприроды ХМАО-Югры; -Формировать знания о коренном населении (ненцы, ханты, манси), ихобразежизни;отрадицияхифольклоресеверных народностей; -Воспитыватьлюбовькродномукраю,городу, вызыватьчувство гордостизанегоижеланиеузнатьновоеобихистории. |
Разработчики программы | Дашковская И.Н воспитатель |
срокиреализации программы | 2023-2025учебныйгод |
Участники программы | Воспитанники,воспитатели,родители,педагогиСОШп. Лыхма. |
Принципыреализации |
|
Ожидаемыерезультаты |
родномупоселку, родномукраю, и родной стране. |
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводнойзвездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать —всё.
Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именноэто необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края являетсякраеведческаяработа.
Краеведение — это своеобразный «родительский сундучок». Этосовокупностьнаследства, оставленного нам предками. Этоживая легенда и бабушкины рассказы,обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратныесвершенияотцовидедов.Этоопытхозяйственногоосвоениякраяиеговековаякультура.
Этото самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению вжизни,аи беречь,какзеницуока,развивая ираспространяяеесреди потомков.
Краеведение — это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это —сокровищенавека,залогнашегосуверенитетавглазах другихнародов.
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что впоследнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественноезначениеистановитсязадачейгосударственнойважности.Государственнаяпрограмма
«Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» определилаосновные путипатриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на«поддержаниеобщественной иэкономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов».Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольномвозрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувствапатриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудитьсянаблаго родного края,беречь иумножатьегобогатство.
Поскольку патриотизм воспитывать нужно с раннего детства, в нашем дошкольномучреждении ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своейсоциокультурнойсреды —местныеисторико-культурные,национальные,
географические,климатическиеособенностирегиона.
Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе являетсяприобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой вданный момент мы проживаем. Данный аспект недостаточно исследован и описан внаучно-методической литературе, поэтому возникла проблема интеграции национально-региональногокомпонентавобразовательныйпроцесс.Анализпрограммвоспитания,
образованияиразвитиядетейдошкольноговозраставусловияхдетскогосадапоказал,чтов них практически не затрагиваются проблемы нравственно-патриотического воспитания:существуютпробелыценностныхориентацийнаосознаниеудетейпринадлежностик
своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим роднымкраем,неуделенодолжноговниманиенационально-региональномукомпоненту.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине,воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где онродилсяиживет;развивать умениевидетьипониматькрасотуокружающейжизни;
желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. С этой цельюбыла разработана авторская программа «Краеведческая азбука» с введением отдельных иинтегрированных занятий с учетом национально-регионального компонента. Такимобразом, данная программа позволит учитывать потребности многонациональногонаселения нашей страны, построить педагогический процесс с учетом социально-экономических,климатическихи иныхусловий.
Направленность программы: приобщение подрастающего поколения к истокамкультурытой местности,накоторойвданныймоментонипроживают,знакомствос
бытом,традициямикоренныхнародовСевера.
Новизна и актуальность: система подачи программных задач, методов, средств познакомствудетейдошкольноговозрастассевернымкраем,отработанасучетом
возрастных особенностей и методических требований в режимных моментах, вненепосредственнообразовательной деятельности.
Даннаяпрограммаимеетнетолькобольшоезначениевобластиразвития
дошкольного учреждения поселка, округа, но и исключительно важна для воспитаниянового (молодого, современного) поколения северян, для которых Верхнеказымский,Белоярский,ХМАО-Югра–малаяродина,это – уникальнаячастьсевераРоссии.
Программа,всоответствиисвозрастнымиособенностямииспособностямиквосприятиюучебногоматериала,рассчитананастаршихдошкольников.
Цель: формирование целостной картины мира посредством ознакомления с роднымкраем.
Учитьчувствоватьипониматьприродуродногокрая,устанавливатьвзаимосвязьживойинеживойприродыХМАО-Югры;
Формировать знания о коренном населении (ненцы, ханты, манси), их образе жизни; отрадицияхи фольклоресеверныхнародностей;
Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него ижелание узнать новоеоб ихистории.
Восновуразработкисодержанияитехнологииознакомлениядетейсроднымкраембылиположены следующиепринципы:
Принципэнциклопедичности.
Краеведческий(региональный)принцип.
Принципинтеграции.
Культурологическийпринцип –приобщениедетейкистокамкультуры.
Тематическийпринцип–делениематериаланаосновныетемы.
Принципнаглядности.
Особаярольвпрограммеотводитсяинтеграциикраеведческогосодержаниявразличныевидыдетскойдеятельностиичерезразличныеспособыеё организации.
Кконцугодадетимогут | |||
Блоки | старшаягруппа | подготовительнаяк школегруппа | |
мирприроды | I | Наблюдатьзарастениями, | Знатьнескольковидовтравянистых |
Царство | участвоватьвпосильномтруде | растений,иметьпредставлениео | |
растений | поуходузаними;нерватьине | способахихвегетативного | |
ломатьрастения;знать3-4 | размножения; | ||
дерева,некоторыегрибыи | Отличатьдикиеикультурныерастения, | ||
ягодыродногокрая,несколько | растенияСевераиЮга.Бережно | ||
комнатныхрастений;правильно | относитьсяк природеродного края. | ||
взаимодействоватьс | Узнаватьиназыватьрастениятундрыи | ||
окружающиммиром. | лесотундры. | ||
II | Знатьиназыватьдомашнихи | Знатьиназыватьдикихидомашних | |
Царство | дикихживотных,иметь | животных,некоторыхптиц,насекомых, | |
животных | представлениеожизнидиких | земноводных.Иметьпредставлениео |
животныхвприродных | жизнидикихживотныхвразных | |
условиях;уметьнаблюдатьза | природныхусловиях(лето-зима,Север- | |
животными,птицами,рыбками, | Юг).Делатьвыводы,какчеловекможет | |
насекомыми;участвоватьв | беречьприроду.Узнаватьиназывать | |
посильномтрудепо уходуза | птициживотныхродногокрая. | |
рыбками;бережноотноситьсяк | ||
живымсуществам,невредить | ||
им.Иметьпредставлениеоб | ||
олене. | ||
III | Называтьразныепредметы, | Иметьпредставлениеопереходеводы |
Неживая | которыеихокружаютв | изтвёрдогосостояниявжидкоеи |
природа | помещениях,научастке,на | наоборот.Знатьсезонныеявления у |
улице;знатьихназначение, | севернойприродыиуметь | |
называтьпризнаки,доступные | устанавливатьихсвязьссостоянием | |
дляобследованияивосприятия. | погоды.Осмысливатьцелостности:лес, | |
Проявлятьинтерескпредметам | улица,озеро,болото,север. | |
иявлениям, которые они не | ||
имеютвозможностивидеть. | ||
Иметьпредставлениеоб | ||
особенностяхсеверного | ||
климата. |
Мирчеловека | IV Человек | Рассказыватьосвоейсемье,семейномбыте,традициях;уметьрассказыватьосвоемродномпоселке;очеловекетруда,еголичностныхиделовыхкачествах,трудовыхдействиях;рассказыватьожелании приобрести в будущемопределеннуюпрофессию.Имеетэлементарныепредставления обобразе жизниибытекоренныхнародовСевера;оразличныхвидахтранспорта,обэлементарных правилахдорожногодвижения. | Знатьназваниястран,главныйгороднашейстраныМоскву,символыгосударств,уметьрассказатьосвоёмродномпоселке,городе,округе,очеловекетруда,трудовыхдействиях.Иметьпредставлениеопрофессияхнефтяник, газовик. Называть коренныхжителейХМАО-Югрыииметьпредставленияобихжизниибыте(одежда,жилище,труд).Знатьнескольковидовтранспорта,элементарныеправилаДД. |
Содержательныйраздел
В программе заложены возможности формирования у воспитанников общеучебныхуменийинавыков,универсальныхспособовдеятельностииключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны спреемственностьюцелейобразованияприпереходеотоднойвозрастнойгруппыкдругой,логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развитиявоспитанников.
Программасоставленасучетоммежпредметныхсвязейпообластям:
Познавательноеразвитие.Проводятсянаблюдения,экскурсии,целевыепрогулки,беседы,игры.
Социально- коммуникативное развитие, где используются дидактические, сюжетно-ролевыеигры;проводятсяэкскурсии, посещениемузеев.
Художественно- эстетическое развитие, где используются произведения живописи оприроде по сезонам, изготавливаются различные изделия в соответствии с тематикойзанятий.Проводятсявыставкидетскоготворчества,мастер–классы;используются
музыкальные произведения в соответствии с тематикой занятия; проводятся праздники (втомчислеи фольклорные), музыкальныеигры.
Речевое развитие, где используются произведения познавательной направленности(сказки,стихи,сказания,легенды);рассматриваниеиллюстраций,картинок.
Физическое развитие, где проводятся подвижные игры, развлечения, спортивныепраздники,досуги.
Содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельностидетейдошкольноговозраста.Онпозволяет уженасамомраннемэтапедошкольного
детства начать формирование у детей целостного представления о регионе,климатических условиях,коренномнаселениииокружающемнасмиреприроды.
Кпедагогическимусловиямпримененияпрограммыотнесеноследующее:
Программареализуетсявтечениедвух лет(встаршейиподготовительнойгруппе);
реализуетсявненепосредственнообразовательнойдеятельности(врежимныхмоментах);
предусматриваетсяширокоеиспользованиеметодовразвитияпознавательнойактивностиитворческого воображения;
впедагогическомпроцессеширокоиспользуетсяИКТ;
предполагаетсясозданиевгруппахбогатойпредметно-развивающейсреды-уголкакраеведения;
использованиеминимузея«Север».
3.1.Основныенаправленияпрограммы
Блоки | старшаягруппа | подготовительная к школегруппа | |
Мирприроды | I | Датьпервоначальныепредставления | Расширятьи уточнять |
Царство | оприроде,особенностях | представленияорастительном | |
растений | растительногомираСевера. | миреСевера(деревья, | |
Познакомитьснекоторыми | кустарники,травянистые | ||
растениями.Учитьсравниватьельи | растения,растениялеса,лесные | ||
сосну,выделятьглавныеразличия, | ягоды,грибы, мох). | ||
делатьпростейшиеумозаключения; | |||
учитьотличатьхвойныедеревьяот | |||
лиственных. | |||
II | Познакомитьснекоторыми | Познакомитьс«Краснойкнигой». | |
Царство | животными,живущиминаСевере;с | Расширятьзнанияоживотном | |
животных | ихприспособленностьюк | миреСевера, уточнять | |
климатическимусловиям,зависящим | особенностиихприспособленияк | ||
отособенностейсевернойприроды. | суровымклиматическим | ||
Учитьустанавливатьзависимостии | условиям.Формировать | ||
закономерностивприроде | представлениеозимующихи | ||
перелётныхптицах.Закреплять | |||
умениенаходитьи узнавать | |||
зимующихптиц:воробья,синицу, | |||
снегиряидр. | |||
III | Датьпредставлениеобособенностях | Познакомитьсприродным | |
Неживая | имногообразииприродныхявлений | богатством–нефть,откудаона | |
природа | Севера;осезонныхизменениях | берётся,какеедобывают. | |
природы.Учитьразличатьиназывать | Расширятьпредставленияоб | ||
состояниепогоды.Учитьсоздаватьи | особенностяхклимата, | ||
осмысливатьцелостности:болото, | природныхусловийСевера. | ||
лес, улица. | Наблюдатьсдетьмиявления | ||
природы.Расширять | |||
представленияоцелостности(лес, | |||
болото, озеро и др.), | |||
Мирчеловека | IV Человек | Продолжать воспитывать любовь кродному краю; знакомить снекоторыминазваниямиулиц,рассказатьосамыхкрасивыхместахродногопоселка,другихего достопримечательностях.Познакомить детей с народностью –ханты,сихжилищем;с жизньюи бытомсеверныхдетей,национальнымикуклами«Акань», «Нухуко». | Продолжать формироватьинтереск«малой Родине»,кродномупоселку,району,округу,кегодостопримечательностям. Расширять представления олюдях разныхпрофессий. Познакомить с людьми такихпрофессий как нефтяник, газовик.Продолжать знакомить с жизньюибытомкоренногонаселения. |
Тема | Программноесодержание | Оснащениепед.процесса | ||
Сентябрь |
живет?»
| Выяснить, какими новымивпечатлениямиобогатилисьдетизалето. Способствоватьинтеллектуальному развитию,расширениюкругозора. Формировать положительноеотношение к окружающему миру.Обратить внимание нарастительность,насекомых,которыхможновстретитьна участке. Познакомить детей с приметамиосени. Создать копилку «Подаркиосени». Закрепитьпредставлениядетейобосеннем лесе. Учить сравнивать ель исосну,выделятьглавныеразличия, делатьпростейшиеумозаключения | 1.Выставка«Подаркилета»,альбомы, фотографии. 3. Яркая коробочка;разноцветные листья,семена,картинкисвидомосени. | |
Октябрь |
Верхнеказымский»
| Напомнитьдетям,чтовпоселкемного улиц, каждая улица имеет своеназвание;предложитьимвспомнить,какназываютсяулицы,накоторыхживутдети(домашнийадрес). Познакомитьдетейсроднымпоселком,вызватьунихчувствовосхищенияегокрасотой,воспитыватьлюбовькродномупоселку. Вспомнить с детьми, где и когда онифотографировались. Вызвать эмоциональный отклик.Поднятьэмоциональныйнастройдетей. |
Альбом с фотографиямидетейнаулицахпоселка.
песеноБелоярском,ХМАО-Югре. |
Ноябрь |
| Рассмотретьэкспонатымини-музея.Дать детям представление о севернойприродеижизнилюдейнаСевере. Познакомитьдетейснародностьюхантыиманси,сихжилищем.Обогатитьсловарь:ханты,манси,чум. Познакомитьссевернымиорнаментами. Познакомитьссказкамисеверныхнародов. Вызвать эмоциональныйоткликдетей. Учитьизображатьнаполоскебумагипростейшие элементы северногоорнамента. |
4. Альбом «Северныеузоры», д/и «Подберипару», полоска белойбумаги,карандаши на каждогоребенка. | |
Декабрь |
Верхнеказымский3.Рассмотреть «Тучан» 4.Рисование«Мойтучан» | Познакомитьдетейснекоторымипрофессиями,существующимивнашемгороде ипоселке. Знакомствосжизньюибытомсеверныхнародов,сиходеждой;национальнымикуклами«Акань», «Нухуко». Познакомитьдетейснациональнойсумочкойхантыйскихженщин «Тучан». Вызватьудетейжеланиеукрасить свой«тучан».Познакомитьсприемомукрашения– тычки. |
|
Январь |
«Умка»4.Аппликация«Умкаловит рыбу | Познакомитьдетейсживотными,живущими на Севере. Обогатить речьновымисловами. Систематизироватьполученныезнанияоназванияхсеверныхживотных. Познакомитьстем,какживутичемпитаютсябелыемедведи. Развиватьудетейтворческую самостоятельность,вызыватьжеланиефантазировать. |
изображением животных,живущих на Севере; клейальбом«Познаюмир».
ножницы, клей,силуэтмедведя. |
Февраль | 1 Составлениеколлажа«Болото»
«Зима»
«Айога» | Дать представление о природеСевера, особенностях раcтительногомира. Уточнитьизакрепитьнакопленныедетьми представления о живой инеживойприроде. ПознакомитьдетейсосказкойнародовСевера. |
явленийприроды, животных Севера и Юга,дид.материал.
Севера»В.В.Винокурова | |
Март |
«Путешествие наСевер».
«Северныенапевы»
| Беседапосодержанию. Закрепить знания о том, где и какживутбелыемедведи.Рассмотретьиллюстрации, провести беседу опрочитанном. Познакомитьдетейссевернымимелодиями. Выучитьигрусеверных народов. |
Юкагирская народнаясказка.
| |
Апрель |
| Познакомить с профессией лаборант.Воспитывать уважение и интерес ктрудувзрослых. Закрепление знаний о некоторыхпрофессиях,существующихвнашемгороде. Знакомство с профессиональнымидействиями и с предметами –помощниками в труде. Закреплять ирасширять представления детей опрофессиональнойдеятельности людей. | 2.Тематическийальбом «Все работы хороши»Книга «У каждого делазапахособый»Д.Родари. |
Май |
| Расширитьизакрепить представлениедетейопонятииулица,начать формировать понятие город;повторить правила поведения наулице. Знать название улицы, гдерасположендетскийсад, свой домашнийадрес. Провестииндивидуальныебеседысподгруппамидетейотом, что приближаетсяпраздник9Мая,знаюли они, чтоэто запраздник. Обратить внимание детей напразднично украшенный поселок.Напомнить,чтоэтопраздниквсегонарода. Вызвать у них чувствогордостизасвойнарод. |
дорожныезнаки.
домов, людей, машин, клей,листватмана.
изображениемпраздника«9Мая» |
Календарныйпланработывподготовительнойк школегруппе
Тема | Программноесодержание | Оснащениепед. Процесса | |
Сентябрь |
«Разноцветнаяземля»
«Российскийкрай» |
| 1. Репродукции сизображениемприроды России,города и деревни,макетфлагаРоссии,книгаСладкова «Разноцветнаяземля» 3. Природныйматериал: шишки,листья,ягоды,кусочкикоры деревьев,пластилин,клей. |
Октябрь | 1.Занятие«Седаяземля - тундра»2.Занятие «ДетиСевера»
ния«МынаСевреживем» |
Севера, с климатическимиособенностями; дать знания омужественныхлюдяхоленеводах.
детьмисеверныхнародов.
|
людейнаСевере;книгаСладкова «Разноцветнаяземля»
|
Ноябрь |
«Неразлучныедрузья – капелька нефти ипузырекгаза» 4.Чтениесеверныхнародныхсказок. |
нефтяник,газовик.
|
«Сказкинародов Севера» |
Декабрь | 1.«Богатства Севера»2.«ЖивотныеСевера»
животных и растенийСевера»
«ПутешествиенаСевер» |
|
добывающихеё;буровые вышки;нефтяные качалки;нефтепроводы; животных и птиц,обитающихнаСевере.
животных и птиц,обитающихнаСевере;(коллажа«Царство животных Севера»)3.Книга«1000загадок» 4. Альбом;иллюстрации сизображениемприродыСевера, жителей,их жизни и быта. |
Январь |
Шесталова«Северноесияние» |
жилищалюдейразныхвременинародов, что от природныхусловий зависит материалпостройкиитип жилища.
|
избы,северногочума.
животныхирастений Севера(игрушки). |
Февраль |
|
достопримечательностямиродного поселка, с местамиотдыхаегожителей.
предметы(дома),которыевидели наэкскурсии. | 1.Рисунки,с изображением старогои нового домов; серияоткрыток оБелоярском; материалдля ИЗО деятельности(цветные карандаши,краски,бумага.) 2Дома,нарисованныена листе бумаги,краски, кисточки,ножницы на каждогоребенка;макеты деревьев,машин. 4.Листыбумаги,ИЗОсредствапо выбору детей (краски,карандаши, фломастеры,ит.д.) |
Март |
| 1. Систематизировать знаниядетей о родномокруге; датьзнания о том, что такое герб,объяснитьсимволикугерба. 4. Продолжить знакомить детей сподвижными играми народовСевера,осваиватьправила. | 1. Серия открыток свидами округа;открытки,иллюстрации сизображением разныхгербов; репродукциякартиныВ.Васнецова «Богатыри»; изображение древнихвоинов и рыцарей вметаллических доспехах. |
Апрель |
«Мой родной край»
( можно пригласитьдетей соседнейгруппы)
|
берется, как её добывают; ктотакие нефтяники; люди какихпрофессийживутвнашемгороде;история происхождения поселка,города,егоназвания.
| 1.Глобус,указка,макет флага России,иллюстрации сизображением народовСевера,нефтяников, добычу нефти; нефть встеклянной посуде,окрашенная вода встекляннойпосуде, блюдце с водой,стаканчик с нефтью,пипетка и тряпочка накаждогоребёнка, набор различныхпредметов (спички,парафин,мыло, баночка с бензином,стекло,апельсинит.д.) 3. КнигаВ.Винокуровой «Северныенародные сказки» |
Май |
«Родной край»
| 1.Закрепитьзнанияородномкрае, полученные детьми втеченииучебногогода. 4. Познакомить с приметаминародов Севера с ихнациональнымиособенностями. | 1.2рабочихстолика,вазочки с вареньем (4-6 шт. на каждый стол),чайные ложки, гербокруга, разрезанный нанесколько частей (2комплекта), набороткрыток с видамиродногогородаи других городов; призыдлянаграждения. |
Мирприроды
Длявыполнениязаданияпотребуютсякарточкисизображениемдеревьев(2-3 вида).
Воспитателькладетпередребенкомкарточкиипроситназватьизображенныенаних
деревья. После этого показываетребенку карточки с изображением листьев, и хвоинок ипросит егосказать скакого они дерева.
Для выполнения задания понадобятся 2-3 комнатных растения и 4-5 карточек сизображениемцветов.Сначалавоспитательрасставляетнастолекомнатныерастенияираскладывает карточки. После этого он просит найти и назвать растение и цветы понеполномуописанию.
Для выполнения задания потребуются карточки с изображением деревьев, растущих наСевере (2-3 вида). Воспитатель раскладывает перед ребенком карточки и просит ребенканазватьизображенныенанихдеревья.
Длявыполнениязаданиянеобходимасхемастроениярастения.Положитьсхемупередребенкомипопроситьегопоказать,гденаходитсякорень,стебель,ветка,лист.
Для выполнения задания понадобятся два набора карточек. В первом наборе – двекарточки (одна с изображением леса, другая – с изображением подворья), во втором – 5-6карточек с изображением домашних и диких животных. Воспитатель кладет передкарточки вразброс и просит его разложить их так, как он считает нужным. В результатераскладкеуребенкадолжно получитьсядвегруппы карточек(домашниеидикие
животные).
Для выполнения задания понадобится набор карточек с изображением животных,живущих на Севере (2-3 вида). Воспитатель раскладывает перед ребенком карточки ипроситназвать изображенныхнанихживотных.
Для выполнения задания необходимы 5-6 картинок с изображением диких, домашнихживотных и их детенышей. Воспитатель кладет перед ребенком картинки вразброс ипроситопределитьукогокакой детеныш.
Длявыполнениязаданияпотребуютсякартинкисизображениемчетырехвременгода.
Воспитателькладетпередребенкомкартинкивразбросипроситразложитьихв
определеннойпоследовательности(чтозачемследует),назватькакоевремягодананихизображено,какоесейчасвремя года.
Для выполнения задания потребуются иллюстрации на которых изображены состояниепогоды: дождь, снег, качающиеся деревья, яркое солнце. Воспитатель называет состояниепогоды и просит показать ребенка соответствующую карточку (ветрено, дождливо,солнечнои т.д.)
Воспитательпроситрассказатьребенка:
-Чтотыделаешь утром?(днем,вечером,ночью)
-Сначалабываетдень,потом…
Какоесейчасвремягода,какоевремягоданаступитпослеосени,зимы,весны?
Для выполнения задания необходимы картинки с изображением леса, улицы, озера,болота, северной природы. Воспитательпоказывает ребенкукартинки по очереди ипроситназвать, что наней изображено.
Для выполнения задания понадобятся иллюстрации с изображением природы Севера иЮга. Перед ребенком воспитатель выкладывает иллюстрации и просит определить, гдеизображенЮг, агдеСевер.Рассказать, чемСевер отличается отЮга.
Длявыполнениязаданиявоспитательспрашиваетребенка:
–Скажи,кактебязовут?Назовисвоюфамилию.Сколько тебелет?
–Назовисвойдомашнийадрес.
–Какзовуттвоюмаму,папу(поименииотчеству)? Утебяестьсестра,брат.Какихзовут?
–Какназываетсяпоселок,вкоторомтыживешь?
–Расскажиотом,где находитсянашпоселокнаСевереилинаЮге?
Для выполнения задания понадобится коллекция тканей,картинки с изображениемпосуды (3-4 вида), мебели (3-4 вида). Воспитатель кладет перед ребенком ткань, картинкивразброс и просит разделить их на два комплекта и объяснить, почему он, таким образом,ихразложил.Воспитатель спрашивает:
-Изчегосделанстул?(стол,вилка,ложкаит.д.)
Для выполнения задания потребуется набор карточек с изображениями всех видовтранспорта (легковая и грузовая машины, автобус, подъёмный кран, поезд, самолет,вертолет,корабльи др.)
Воспитатель раскладывает перед ребенком все карточки и просит показать легковуюмашину, грузовую машину, подъёмный кран, автобус и т. д. Объяснить, для чего онислужат. Затем просит разложить все картинки на три комплекта (наземный, воздушный,водныйтранспорт).
Для выполнения задания потребуется картинка с изображение перекрестка, светофора ипешеходного перехода. Воспитатель кладет перед ребенком картинку и просит рассказать,что изображено на картинке. Что обозначает красный (желтый, зеленый) цвет светофора?Длячегонужен пешеходный переход?
Для выполнения задания необходимы 5-6 иллюстраций с изображением различныхпрофессий. Перед ребенком выкладывают карточки и просят сказать, кто изображен накарточке,икакиепредметы необходимы емудля работы.
Воспитатель просит рассказать ребенка, кто такие ханты? Где ион живут? Чемзанимаются?
Мирприроды
Длявыполнениязаданияпотребуютсякарточкисизображениемдеревьев(4-5 видов).
Воспитателькладетпередребенкомкарточкиипроситназватьизображенныенаних
деревья. После этого показываетребенку карточки с изображением листьев, и хвоинок ипроситегосказать скакого они дерева.
Для выполнения задания потребуются карточки с изображением растений, растущих наСевере (5-6 видов). Воспитатель раскладывает перед ребенком карточки и просит ребенканазватьизображенныенанихдеревья.
Длявыполнениязаданияпонадобятсякарточки(5-6)сизображениемдомашних и
дикихживотных.Воспитателькладетпередкарточкивразбросипроситегоразделитьихна две группы так, как он считает нужным. В результате раскладке у ребенка должнополучитьсядвегруппы карточек (домашниеидикиеживотные).
Воспитатель просит рассказать ребенка о том, какие животные обитают на Юге, какиенаСевере. Могутлионипоменяться местами? Почему?
Длявыполнениязаданияпонадобитсянаборкарточексизображениемживотных,
живущих на Севере (5-6 видов). Воспитатель раскладывает перед ребенком карточки ипроситназвать изображенныхнанихживотных.
Для выполнения задания необходимы 5-6 картинок с изображением диких, домашнихживотных и их детенышей. Воспитатель кладет перед ребенком картинки вразброс ипроситопределитьукогокакой детеныш
Для выполнения задания потребуются четыре большие картинки с изображениемвремен года, по 2 маленькие карточки с изображением дождя, снега, луж, проталин,цветов, листьев разного цвета. Воспитатель раскладывает перед ребенком карточкивразброс и просит его положить маленькие карточки под большими и объяснить, почемуонтакимобразомихразложил.
Воспитательпроситрассказатьребенка:
-Чтотыделаешь утром?(днем,вечером,ночью)
-Сначалабываетдень,потом…
Осень,азатемнаступает…
Для выполнения задания необходимы картинки с изображением леса, улицы, озера,болота, северной природы. Воспитательпоказывает ребенкукартинки по очереди ипроситназвать, что наней изображено.
Для выполнения задания понадобитсякарта округа, страны. Воспитательраскладываеткартыпередребенком.Проситребенканазвать,чтоэто?Послеэтогопроситребенкапоказатьнакартеместонахождениесвоегогорода, столицы.
Длявыполнениязаданиявоспитательспрашиваетребенка:
–Какназываетсянашастрана?
–Какназываетсянашокруг?
–Назовистолицунашегогосударства.
–Какиесимволыстраны(округа)тызнаешь?
Для выполнения задания воспитатель раскладывает перед ребенком символы страны иродногогорода
–Покажисимволынашейстраны.
Покажисимволынашегоокруга.
Длявыполнениязаданиявоспитательспрашиваетребенка:
какиепланетысолнечнойсистемытызнаешь?
Для выполнения задания необходимы 5-6 иллюстраций с изображением различныхпрофессий. Перед ребенком выкладывают карточки и просят сказать, кто изображен накарточке,чемон занимаетсяи какиепредметынеобходимы емудля работы.
Для выполнения задания понадобится картинка, изображающая нефтяника и газовика.Воспитатель показывает ребенку картинку и спрашивает, кто на ней изображен и чем онзанимается?
Для выполнения задания понадобится картинка с изображением коренных народовСевера. Воспитатель показывает детям картинку, и просит ребенка рассказать, что онзнаетокоренныхнародахсевера(ктоони,какуюодеждуносят,какназываетсяих
жилище,чемонизанимаются).
Для выполнения задания потребуется набор карточек с изображением всех видовтранспорта (легковая и грузовая машины, автобус, подъемный кран, поезд, самолет,вертолет, корабль и др.) Воспитательраскладывает перед ребенком все карточки и проситназватьтранспорти рассказать длячегоон служит.
Длявыполнениязаданияпотребуетсякартинкасизображениеперекрестка,светофораи пешеходного перехода. Воспитатель кладет перед ребенком картинку и проситрассказать, что изображено на картинке. Что обозначает красный (желтый, зеленый) цветсветофора?Длячегонужен пешеходныйпереход?
Мирприроды.Ребенокназывает:4-5видовтравянистыхрастений,умеетопределять их по листьям; знает 5-6 видов северных растений и животных; 5-6 дикихидомашних животных и их детенышей, имеет конкретное представление об их жизни вразныхприродныхусловиях.
Устанавливает связи между природными явлениями и временами года. Имеет конкретноепредставлениеосменечастейсуток,распорядкедня.Осмысливаетцелостности:лес,болото,улица, озеро, север.
Мир человека. Называет свою страну, столицу, округ. Знает карту и умеет показать на нейстолицуРоссии,роднойпоселок,город.Знаетназваниягосударственныхсимволов.Определяетсимволысвоейстраны, своегоокруга,города.
Знает 5-6 названий профессий, так же о профессиях нефтяник, газовик, конкретизируетих трудовые действия. Имеет представления о жизни и быте коренных народов Севера(одежда,жилище,труд).Знает видытранспорта,элементарныеправилаПДД.
Мир природы.Ребенок имеет представление о травянистыхрастений,умеет определяетпо листьям (2-3 вида).Знает 2-3 вида диких и домашних животных и их детенышей,называетразличие условийихжизни,2-3 видасеверных растенийиживотных.
Называетвременагода,нопутаетихпоследовательность.Знаетнекоторыесезонныеявления природы, пытается устанавливает связи между ними и временами года. Называетчастисуток,нопутаетпоследовательность.Осмысливаетцелостности:лес, улица.
Мирчеловека.Спомощьюподсказкиназываетсвоюстрану,столицу,некоторыесимволыгосударства.Имеетпредставлениеосвоемгороде.Знает2-3названияпрофессий, их трудовые действия; узнаёт на картинкепрофессии нефтяник, газовик.Называет коренных жителей Севера, имеет некоторые представления об их жизни и быте.С помощью подсказки называет виды транспорта, некоторые элементарные правила ПДД.Знаеткарту, глобус. С помощью взрослого может определить местоположение своейстраны,столицы, родногогорода.
Мир природы. Ребенок называетрастения, но не классифицирует их. Знает, что естьдикиеидомашниеживотные,нозатрудняетсявихклассификации,путаетназваниядетенышей, не может назвать различие условийих жизни; не имеет представления осеверных растенияхиживотных.
Называеттолькоданное времена года. Неможетустановитьсвязьсезонногоявленияприродыивременигода.Затрудняетсявназываниичастейсутокилиназываетоднунаугад.Неимеет представления оцелостностях.
Мир человека.Даже с помощью подсказки не может называть свою страну, столицугосударства. О своем городе может назвать только его название. Знает 2-3 названияпрофессий,нозатрудняетсявопределенииихтрудовыхдействий;неимеетпредставленияопрофессии нефтяник, газовик. Не может назвать коренных жителей Севера. Знает чтотакое транспорт, но не определяет к какому виду он относится. Не знает элементарныеправилаПДД.Неможет показатькарту, глобус.
Диагностические карты по программе «Краеведческая азбука»Критериидостижениядетей(старшаягруппа)
№ | Фамилия имяребенка | Мирприроды | Мирчеловека | итог | ||||||||||||||||||||||||
Живаяприрода | Неживаяприрода | Ясам | Рукотворный мир | Общество | Н. г. | К.г . | ||||||||||||||||||||||
Различаетполистьям икоренескольковидовлиств.ихвойных деревьев(2-3) | Знаетназваниякомнат.растений(2-3) | Знаетрастения,растущиена Севере(2-3) | Имеетпредставлениеостроениицветка(корень,стебель,лист,цветок) | Знаетобусловияхжизнидикихидомашнихживотных | Знаетжив-ых,живущихна Севере(2-3) | Имеетпредставлениеодетенышахдикихидомашнихживотных | Имеетконкретныепредставленияосезонныхизмененияхприроды | Различаетиназываетсостояниепогоды | Стремитсяупорядочитьпредставленияобокружающеммире(распорядокдня,сменачастейсуток,временгода) | Создаетиосмысливаетцелостности(лес,озеро,болото) | ИмеетэлементарныепредставленияотомчемСеверотЮгаотличается | Знаетимя,фамилию,возраст | Знаетдомашнийадрес | Можетрассказатьосвоейсемье(родителях,другихчленах ) | Знаетназваниесвоегогорода. | Знаетородномкрае(живетнаСевере); | Выделяетсущ–епризнакипредметов,группируяпоматериалу,назначению | Различаеттранспортныесредства(водный,наземный,воздушный) | Знаетправилаповеденияпешеходов,назначениесигналовсветофора | Знаетнескольковидовпоф-ий;имеетпредставлениеобихтруд.действиях. | Знаетонародности«ханты»,имеетпредставлениеобихжизни ибыте | |||||||
1 | ||||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Критериидостижениядетей(подготовительнаякшколегруппа)
№ | Фамилияимя ребенка | Мирприроды | Мирчеловека | итог | |||||||||||||||||||||
Живаяприрода | Неживая природа | Н.г | К.г | ||||||||||||||||||||||
Называетрастения,умеетопределятьих полистьям(4-5) | Знаетрастения,растущиенаСевере(5,6) | Знаетиназываетдикихидомашнихживотных (5-6) | Знаетобусловияхжизнидикихживотныхвразныхприродных | Знаетжив-ых,живущихна Севере(5- | Имеетпредставлениеодетенышахдикихидомашних животных | Имеетконкретныепредставленияосезонныхявленияхприроды | Имеетпредставленияобокружающеммире(распорядокдня,сменачастей | Определяетцелостности(лес,озеро,болото) | Знаеткартуиумеетпоказатьнанейстолицу,роднойгород | Знаетназваниестраны | Знаетназваниеокруга | Называетглавныйгород-Москва | Называетсимволыгосударства | ПоказываетсимволыРоссии | Показываетсимволыродногогорода | Называетпланетысолнечнойсистемы | Знаетпрофессии(5-6).Имеет представлениеотрудовыхдействиях) | Имеетпредставлениеопрофессияхнефтяникаигазовика | Имеетпредставлениеожизниибытекоренных народов Севера (одежда,жилище, труд) | Знаетвидытранспорта(5-6) | Знаетоэлементарныеправиладорожногодвижения |
1 | |||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||
7 |
1