Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования г. Нижневартовска
«Центр детского творчества»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«3 D - моделирование»
технической направленности
Возраст обучающихся 8-13 лет
Срок реализации программы - краткосрочная
Автор - составитель:
Гришина В.А.
педагог дополнительного образования,
год разработки программы – 2023 г.
Нижневартовск, 2023 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (краткосрочная), технической направленности «3D - моделирование», разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; Правил ПФДО, утвержденных приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 20.08.2018г № 1142, (п.75); СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28.09.2020 года №28; Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года"; муниципальных правовых актов.
В современном мире человека информация играет огромную роль. Даже поверхностный анализ человеческой деятельности позволяет с полной уверенностью утверждать: наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая. Созданные и редактированные изображения с помощью компьютеров, называют компьютерной графикой.
Компьютерная графика очень актуальна в настоящий момент и пользуется большой популярностью у учащихся. Умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ученика.
Таким образом, сказанное позволяет говорить о целесообразности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «3D - моделирование», направленной на формирование устойчивого интереса к компьютерной графике.
В доступной игровой форме ребята смогут войти в безграничный мир компьютера и познакомиться с основами моделирования. Занятия развивают воображение и чувство композиции, мелкую моторику, умение выполнять 3D - моделирование на компьютере, умение придумывать, а также навык работы в команде.
Программа предполагает знакомство обучающихся с основами моделирования, создание моделей в программе Blender. Дети в ходе занятий разрабатывают различные модели, как самостоятельно руками так и на компьютере.
Для реализации программы имеются все необходимые ресурсы: кадровые, программно-методические, научно-методические, финансовые ресурсы, материально-технические, временные, информационные.
Цель программы – развитие творческих способностей детей через занятия по компьютерной графике в программе Blender.
Задачи:
Знакомство с основами программы.
Мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие памяти, внимания, а также логического мышления и пространственного воображения, формирование умения работать командой.
Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Для решения поставленных задач активно применяются современные педагогические технологии: личностно-ориентированного, проектного, развивающего, игрового обучения, коллективного взаимодействия, апробация компьютерных технологий.
Программа построена на деятельностно - ориентированных, и культурно ориентированных принципах.
Содержание программы включает знакомство с основами создания моделирования, основам программы Blender. Готовые модели в дальнейшем используется на занятиях в виде демонстрационного материала, размещается на сайте учреждения как возможность обучающихся продемонстрировать свои творческие способности, практические навыки, замотивировать своих сверстников к данному виду деятельности.
Программа рассчитана на обучающихся 8-13 лет.
Всего по программе 16 часов. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу в группах по 10 человек.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Вводное занятие. Знакомство с программой. | 1 | 3 | 4 |
2 | Навигация и основы работы в Blender | 1 | 3 | 4 |
3 | Виды в моделирования | 1 | 3 | 4 |
4 | Понятие и настройка референса | 1 | 3 | 4 |
Итого | 4 | 12 | 16 |
Содержание программы
Тема 1. Знакомство с программой.
Теория:Навигация и основа программы.
Практика:рисование простых фигур.
Тема 2. Навигация и основы работы в Blender
Теория:Знакомство с инструментами.
Практика: Рисование моделей с применением различных инструментов в программе.
Тема 3. Виды в моделирования
Теория:Создание моделей с применением сложных эффектов
Практика: Создание моделей с применением сложных инструментов. Создание моделей из бумаги.
Тема 4. Понятие и настройка референса.
Теория:Текстуры
Практика:создание моделей. Проработка концепции и референсов
Предполагаемые результаты:
Личностные:
Овладение основами иллюстрации.
Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные:
Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Предметные:
Умение работать над созданием иллюстрации.
Знать правила основ иллюстрации.
Мониторинг результатов освоенияпрограммы
Мониторинг результатов освоения программы содержит:
Сроки проверки | Цель | Форма проведения контроля |
Начальный или входной мониторинг | Определение уровня развития обучающихся, их творческих способностей | Беседа |
Текущий мониторинг | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала, готовности обучающихся к восприятию нового материала | Педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа |
Итоговый мониторинг | Определение изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей, результатов обучения | Презентация творческих работ. |
Этапы педагогического контроля
Сроки проверки | Форма проведения контроля |
На каждом занятие по текущей теме. | Устный опрос, наблюдение. |
В конце изученной темы. | Тесты, контрольные вопросы. |
В конце программы | Презентация творческих работ. |
Опросник «Уровень сформированности знаний, умений и навыков обучающихся по образовательной программе».
Начальная аттестация
Как называется программа, в которой мы работаем на уроках
Что мы можем сделать с помощью программыBLENDER?
С помощью какого инструмента мы можем сделать скульптинг?
Что такое бумагопластика?
Что мы можем сделать с помощью бумагопластики?
Для чего необходимо уметь определять направление волокон в бумаге?
Высокий уровень - обучающийся дает правильные ответы на все вопросы.
Средний уровень – обучающийся дает правильные ответы не менее чем на 4 вопроса.
Низкий уровень – обучающийся дает правильные ответы менее чем на 4 вопроса.
Итоговая аттестация
Как поменять цвет на фигуре?
Где находятся простые фигуры ?
Как сделать анимацию?
Как сохранить готовую работу?
Виды моделирования?
Как пользоваться с текстурами?
Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение:
Оборудованные учебные кабинеты согласно требованиям для занятия (столы, стулья, доска).
Специализированное оборудование (компьютеры, планшеты).
Учебно-методическое обеспечение:
На занятиях используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Используются следующие типы занятий: комбинированные; занятия формирования новых знаний; занятия практического применения новых ЗУН.
Для формирования знаний, умений и навыков, а так же творческих способностей учащихся используются следующие педагогические технологии:
-личностно ориентированные (отношения «педагог – ученик» на основе сотрудничества и т.д.);
-здоровьесберегающие (динамические паузы, релаксационные упражнения);
-игровые (дидактические игры).
Реализация данных технологий позволяет проводить:
- определение творческих возможностей детей через результаты, выраженные в их действиях, которые можно оценить;
- текущий контроль, т. е. проверка уровня усвоения материала учащимися и
сформированных умений и навыков на репродуктивном уровне;
- периодический контроль, который проводится после освоения определённой темы;
- самостоятельную работу учащихся в виде творческих и итоговых работ;
- целеполагание, взаимообучение;
- анализ выполнения работ учащихся с помощью преподавателя;
- самоанализ творческой деятельности на занятиях.
Используются следующие формы занятий:
- беседы;
- обобщения и систематизации изученного.
Для начальной и итоговой диагностики применяются следующие методики:
Уровень сформированности специальных способностей обучающихся.
Г.А. Карпова «Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников».
Л.Г. Жедунова «Психологическая атмосфера в коллективе».
О.И. Мотков «Сферы интересов учащихся».
Дидактический материал
Наглядные пособия, памятки.
Использование справочной литературы (художественная литература, энциклопедии, книги, словари).
Кадровое обеспечение-педагог дополнительного образования, образование которого соответствует профилю программы.
Список литературы
Калмыкова Н. В. Макетирование из бумаги и картона: Учебное пособие/ Н. В. Калмыкова, И. А. Максимова - М: Книжный дом "Университет", 2018. – 80 с.: ил
Кронистера Д. Blender Basics 4-rd edition [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://b3d.mezon.ru/index.php/Blender_Basics_4-rd_edition (дата обращения: 18.05.2019).
Наши руки не для скуки. Игрушки. Забавные, ужасные. М.: Росмэн, 1997г. - 64 с
Основы Blender 2.7+ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://blender3d.com.ua/blender-basics/ (дата обращения: 18.05.2019).
Слаква А. Инструменты моделирования в Blender [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://blender3d.com.ua/modeling-tools-book/ (дата обращения: 06.04.2019).
Уроки по Blender [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://blender3d.com.ua (дата обращения: 06.04.2019).
3D-печать с помощью Blender [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://blender3d.com.ua/3d-printing-with-blender
Календарный учебный график
1 года обучения (группа 1)
№ п/п | Сроки Проведения занятия | Модуль, Тема занятия | Форма проведения занятия | Количество часов | Форма контроля | Место проведения | ||
всего | теория | практика | ||||||
неделя | ||||||||
1. | 1-4 | Вводное занятие. Знакомство с программой. | Беседа | 4 | 1 | 3 | беседа | Общеобразовательные учреждения города |
Стартовая диагностика | ||||||||
2. | 5-8 | Навигация и основы работы в Blender | Беседы, Практические занятия | 4 | 1 | 3 | Наблюдение, беседа | Общеобразовательные учреждения города |
3. | 9-12 | Виды в моделировании | Беседы, Практические занятия | 4 | 1 | 3 | Наблюдение, беседа | Общеобразовательные учреждения города |
4. | 13-16 | Понятие и настройка референса | Беседы, Практические занятия | 4 | 1 | 3 | Викторина, выставка | Общеобразовательные учреждения города |
Итоговая диагностика | ||||||||
16 | 4 | 12 |