Комплексосновных характеристикпрограммы3
Пояснительнаязаписка3
Направленность(профиль) программы3
Актуальностьпрограммы3
Отличительныеособенностипрограммы3
Педагогическаяцелесообразность4
Адресатпрограммы4
Объемпрограммы4
Формыобучения4
Методы обучения4
Типзанятия4
Формыпроведениязанятий4
Срокосвоенияпрограммы4
Режимзанятий4
Цельи задачи программы4
Цельпрограммы4
Задачипрограммы4
Содержаниепрограммы5
Учебный(тематический) план5
Содержаниеучебно-тематического плана6
Планируемырезультаты10
Комплексорганизационно -педагогических условий11
Календарныйучебный график11
Условияреализации программы12
Формыаттестации12
Оценочныематериалы12
Методическиематериалы13
Списоклитературы13
Основная13
Дополнительная13
Дополнительнаяобщеобразовательнаяобщеразвивающаяпрограмма«Русское слово» разработана на основе и с учетом Федерального закона «Об образованиив Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (последняя редакция); Приказа МинистерствапросвещенияРоссийскойфедерации№629от27.07.2022«Обутверждениипорядкаорганизациииосуществленияобразовательнойдеятельностиподополнительнымобщеобразовательнымпрограммам»; Письма Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 «Онаправленииинформации»;ПисьмаМинистерстваобразованияинаукиРФот29марта2016г. №ВК-641/09"Онаправленииметодическихрекомендаций";ПисьмаМинистерстваобразованияинаукиСамарскойобласти№МО-16-09-01/826-ТУот03.09.2015;ПисьмаМинобрнаукиСамарскойобласти№МО/1141-ТУот12.09.2022г.«ОнаправленииМетодическихрекомендацийпоразработкедополнительныхобщеобразовательныхобщеразвивающихпрограмм»; Приказа министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 г. №262-од«ОбутвержденииПравилперсонифицированногофинансированиядополнительногообразованиядетейвСамарскойобластинаосновесертификатаперсонифицированногофинансированиядополнительногообразованиядетей,обучающихсяподополнительнымобщеобразовательнымпрограммам»;ПриказаДепартаментаобразованияадминистрациигородскогоокругаТольяттиот18.11.2019года№443-пк/3.2"ОбутвержденииправилПерсонифицированногофинансированиядополнительногообразованиядетейвгородскомокругеТольяттинаосновесертификатаперсонифицированногофинансированиядополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательнымпрограммам", а также с учетом многолетнего педагогического опыта вобласти социально - гуманитарной направленности.
1.1. Направленностьпрограммы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Русское слово» имеет социально-гуманитарную направленность и создана для приобретения и закрепления школьниками знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, литературы, тем самым обеспечивая единство развития, воспитания и обучения.
1.2. Актуальностьпрограммы
Актуальностьпрограммызаключаетсявтом,чтоонанацеленанарешениезадач,определенныхвСтратегииразвитиявоспитаниявРоссийскойФедерациинапериоддо2025годаот 29 мая 2015 г. № 996-р г., а именно: Приоритетной задачей Российской Федерации в сферевоспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российскиетрадиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способнойреализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданиюизащите Родины.
Подготовкадетейкшколезанимаетособоеместовсистемеобразования.ЭтоУспешное овладение знаниями в общеобразовательной школе невозможно без интереса детей к учёбе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит дополнительная общеразвивающая программа «Русское слово», являющаяся закономерным продолжением урока, его дополнением. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по программе.
Программа позволяет показать обучающимся как увлекателен, разнообразен, исчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики дети могут увидеть “волшебство знакомых слов”, понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Развитие речи создаёт условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения.
1.3.Отличительныеособенностипрограммы
Программаразработанасучётомсовременныхтенденцийвобразованиипопринципублочно-модульногоосвоенияматериала,чтомаксимальноотвечаетзапросусоциумана возможность выстраивания ребёнком индивидуальной образовательной траектории и имеет 3 модуля.Программасоответствует«базовому»уровнюсложности.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для VII класса. Работа по программе строится на основе комплексного анализа текста, при этом дидактическийматериалпозволяетформироватьу обучающихсясистемунравственныхи духовных ценностей;
Своеобразие программы «Русское слово» заключается вважности создания условий для формирования у школьников общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного их интеллектуального развития.
1.5.Адресатпрограммы
Даннаяпрограммапредназначенадляучащихсявозрастаот13 до14 лет.
1.6. Объемпрограммы
Объемучебноговремени,предусмотренныйучебнымпланомобразовательногоучреждениянареализациюпрограммы«Русское слово»составляет:
Количествочасоввгод–30
Общееколичествочасов–30
1.7.Формыобучения
Формаобученияпопрограмме«Русское слово» – очная
1.8.Методыобучения
Методыорганизацииобразовательногопроцессаобученияпоисточникуполучениязнаний:
словесные(беседа, объяснения, анализ текста);
наглядные(показ текстов, наблюдение, работа по образцу);
практический(тренировочные упражнения, составление текстов, самостоятельные работы).
1.9.Типзанятия
Основнымитипамизанятийпопрограмме«Русское слово»являются:
комбинированный;
теоретический;
практический;
тренировочный
1.10.Формыпроведениязанятий
Программой«Русское слово»предусмотреныследующиеформыпроведения занятий:
лекции;
викторина;
анализ и просмотр текстов;
игра-путешествие;
наблюдение;
практическоезанятие.
1.11.Срокосвоенияпрограммы
Исходяизсодержанияпрограммы«Родное русское слово»предусмотрены следующиесрокиосвоенияпрограммыобучения:
34 недели вгод;
9 месяцев вгод;
Всего 1 год.
1.12.Режимзанятий
Занятияпопрограмме«Русское слово»проходятпериодичностью 1 день в неделю, 4 занятие вмесяц.Продолжительностьодногозанятиясоставляет40минут.
Цельпрограммы
Цельпрограммы«Русское слово»:
усилитьмотивациюребёнкакпознаниюрусскогоязыка;
создатьусловиядляформированияорфографическихуменийинавыковучащихся;
развитькругозори мышление;
формироватькоммуникативныекомпетенцииучащихся.
Задачипрограммы
Образовательные
Предметные результаты.
вызватьинтерескрусскомуязыку,кегозаконам,кразличнымязыковым явлениям, к слову;
закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях; углубить знания учащихся по данному разделу лингвистики;
освоение учащимися лингвистических знаний из области фонологии, морфемики, графики,лексикографии.
Развивающие
развиватьпознавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
развиватьсамостоятельностьпри работе над заданием;
формироватьумение работы с источником знаний;
способствовать развитию воображения, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать;
развиватьумениевысказыватьсвоюточкузрения.
Воспитательные
повышать интерескизучению языка через внедрениеигровыхи занимательных форм обучения, использование проектной и исследовательской технологий;
формировать ценностное отношениекрусскомуязыкуинароду,егосоздавшему;
воспитыватьчувствогордостииуваженияксамобытнойязыковойкультуре России; бережное отношение к слову через изучение его истории.
Учебный(тематический)план
№ | Модуль | Теория | Практика | Всего |
1 | Слово как грамматическая категория | 8 | 9 | 17 |
2 | Средства художественной выразительности | 3 | 5 | 8 |
3 | Фигуры речи | 2 | 3 | 5 |
ИТОГО | 13 | 17 | 30 |
Учебно-тематическийплан.
Модуль «Слово как грамматическая категория» | |||||
Раздел,тема | Теория | Практика | Всего | ||
1 | Диагностическаяработа «Чтоязнаюочастях речи». | 1 | |||
2 | Морфологиякакучение очастяхречи. | 1 | |||
3 | Система частей речив русскомязыке.Омонимия разных частей речи. | 1 | |||
4 | Практикум«Самостоятельныечастиречивзагадках,пословицахипоговорках». | 1 | |||
5 | Экспресс-исследованиепогруппам(примерныетемы «Частиречив рассказах Чехова», «Части речи в сказках Пушкина». | 1 | |||
6 | Диагностическаяработа «Чтоязнаюочастях речи». | 1 | |||
7 | Грамматические признаки склоняемых частей речи: существительных, прилагательных,числительных,местоимений | 1 | |||
8 | Разрядыприлагательных | 1 | |||
9 | Практическая работа «Правописание сложных существительных и прилагательных», | 1 | |||
10 | Склонение числительных. | 1 | |||
11 | Разряды местоимений. | 1 | |||
12 | Грамматическиепризнакиглагола,причастиядеепричастия | 1 | |||
13 | Категориясостояния,предикативы. | 1 | |||
14 | Практикум «Спрягаемые – разноспрягаемые», «Употребление деепричастных оборотов, «Категория состояния, предикативы в текстах». | 1 | |||
15 | Фразеологизмысослужебнымичастями речи.Служебныечастиречиво фразеологизмах и междометиях. | 1 | |||
16 | Практическаяработа«Правописаниепроизводныхпредлогов,союзов,частиц». | 1 | |||
17 | Диагностическаяработа«Словокакграмматическая категория» | 1 | |||
Итого | 8 | 9 | 17 | ||
Модуль « Средства художественной выразительности» | |||||
№ | Раздел,тема | Теория | Практика | Всего | |
1 | Средства художественной выразительности: эпитет, сравнения, метафора, метонимия. | 1 | |||
2 | Упражнение на различение метафор и сравнений. | 1 | |||
3 | Средства художественной выразительности: синекдоха, олицетворение, гипербола, литота. | 1 | |||
4 | Средства художественной выразительности: ирония,аллегория, иносказание, перифраза | 1 | |||
5 | Практикум по определению тропов в текстах. | 1 |
6 | Практикум по анализу стихотворений. | 1 | |||
7 | Творческая работа «Сочиняем сказку в стиле Андерсена, используя олицетворения».Презентация сказок. | 1 | |||
8 | Диагностическаяработа«Средства художественной выразительности в русском языке». | 1 | |||
Итого | 3 | 5 | 8 | ||
Модуль «Фигуры речи» | |||||
№ | Раздел,тема | Теория | Практика | Всего | |
1 | Стилистические фигуры. Антитеза, оксюморон, градация. | 1 | |||
2 | Риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение, инверсия. | 1 | |||
3 | Практикум по определению стилистических фигур речи. | 1 | |||
4 | Экспресс-исследование «Фигуры речи в текстах любимых поэтов и писателей» (по группам). | 1 | |||
5 | Диагностическаяработа«Фигурыречиврусскомязыке». | 1 | |||
Итого | 2 | 3 | 5 |
3.2. Содержание учебно-тематического плана
1. Модуль «Слово как грамматическая категория».
Цель модуля – формирование у обучающихся знаний и умений в области морфологии и употребления частей речи русского языка.
формироватьумениеобучающихсясознательноиспользоватьвречевойпрактикечасти речирусского языка в соответствии с их грамматическими признаками;
формироватьу обучающихся навыки культурной и выразительной речи на основе нормсовременного русского литературного языка;
развиватьумениеделатьморфологическийразборслов;
совершенствоватьнавыкифункциональногочтения.
Обучающийсябудетзнать:
омонимию разных частей речи; основныепризнакичастейречи;
служебныеисамостоятельныечастиречи; разряды прилагательных и местоимений; склоняемые и несклоняемые части речи;
Обучающийсябудетуметь:
различатьчастиречи;
делатьморфологическийразборразличныхчастейречи;
составлятьмини-тексты,используямеждометияифразеологизмы;
различатькатегориюсостоянияикраткиеприлагательныеилинаречиями.
Содержание модуля«Слово как грамматическая категория».
Тема1.Вводноезанятие.Системачастейречиврусском языке.
Теория. Морфологиякакучениеочастяхречи.Системачастейречиврусскомязыке. Омонимия разных частей речи.
Практика.Вводныйинструктажпотехникебезопасностииправиламповедения.
Практикум«Самостоятельныечастиречивзагадках,пословицахипоговорках».
Экспресс-исследованиепогруппам(примерныетемы «Частиречив рассказах Чехова», «Части речи в сказках Пушкина»и др.).
Входнаядиагностика.Диагностическаяработа «Чтоязнаюочастяхречи».
Теория. Грамматические признаки склоняемых частей речи: существительных, прилагательных,числительных,местоимений.Разрядыприлагательных.Склонение числительных. Разряды местоимений.
Практика. Практическая работа «Правописание сложных существительных и прилагательных».
Теория.Грамматическиепризнакиглагола,причастиядеепричастия.Категориясостояния,предикативы.
Практика. Практикум «Спрягаемые – разноспрягаемые», «Употребление деепричастных оборотов, «Категория состояния, предикативы в текстах».
Теория.Фразеологизмысослужебнымичастямиречи.Служебныечастиречиво
фразеологизмах и междометиях.
Практика.Практическаяработа«Правописаниепроизводныхпредлогов,союзов,частиц».
Подведение итогов модуля. Диагностическая работа «Слово какграмматическаякатегория».
2.Модуль«Средства художественной выразительности.
Цель модуля – формирование у обучающихся знаний и умений из области употребления языковых средств художественной выразительности.
формироватьумениеиспользоватьсредствахудожественнойвыразительностив своей речи;
формироватьумениевидетьсредствахудожественнойвыразительности втексте;
формироватьу обучающихсянавыкикультурнойивыразительнойречинаоснове норм современного русского литературного языка.
Обучающийсябудетзнать:
средствахудожественнойвыразительности:эпитет,сравнение,метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, литота, ирония,аллегория, иносказание, перифраза;
Обучающийсябудетуметь:
использоватьэпитет,сравнениеиолицетворениевсвоихписьменныхтекстах.
Содержание модуля «Средства художественной выразительности».
Тема 1. Средства художественной выразительности.
Теория. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнения, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, литота, ирония,аллегория, иносказание, перифраза.
Практика. Практикум по определению тропов в текстах. Упражнение на различение метафор и сравнений. Творческая работа «Сочиняем сказку в стиле Андерсена, используя олицетворения». Презентация сказок.
Подведение итогов модуля. Диагностическая работа «Средства художественной выразительности в русском языке».
3.Модуль «Фигуры речи».
Цельмодуля–формированиеуобучающихсязнанийиуменийв областиупотребления фигур речи.
формироватьумениеиспользоватьстилистическиефигурывсвоейречи;
формироватьумениевидетьфигурыречивтексте;
формироватьу обучающихсянавыкикультурнойивыразительнойречинаоснове норм современного русского литературного языка.
Обучающийсябудетзнать:
чтотакоефигурыречи;
антитеза,оксюморон,градация,риторическоевосклицание,риторическийвопрос, риторическое обращение, инверсия;
Обучающийсябудетуметь:
использоватьантитезу,риторическийвопрос,риторическоеобращениевсвоих письменных текстах;
находитьвтекстахразличныестилистическиефигуры:антитезу,оксюморон, градацию, риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое
обращение,инверсию;
определять роль стилистических фигур в тексте;
определятьвхудожественныхтекстах эпитеты,сравнения,метафору,метонимию, синекдоху, олицетворение, гиперболу, литоту, иронию,аллегорию, иносказание, перифразу;
отличатьсравненияотметафор;
определятьрольсредствавыразительностивтексте.
Содержание модуля «Фигуры речи».
Тема1.Фигурыречи.
Теория. Стилистические фигуры. Антитеза, оксюморон, градация,риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение, инверсия.
Практика. Практикум по определению стилистических фигур речи. Экспресс-исследование «Фигуры речи в текстах любимых поэтов и писателей» (по группам).
Подведениеитоговмодуля.Диагностическаяработа«Фигурыречиврусскомязыке».
Личностные
Уучащегосябудутсформированы:
мотивацияк изучению русского языка
любовь и уважение к языку и культуре
познавательныйинтереск чтению, письму, написанию собственных текстов
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Учащийсянаучится:
определятьцель своей деятельности
находитьответына поставленные вопросы
представлятьинформациюо собственном опыте
уметьобосновывать свою точку зрения
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Учащийсябудет:
знать омонимию разных частей речи
иметьпредставлениео частях речи
применять знания на практике
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
1.Для успешной реализации программы необходимы:
Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 12-15 человек. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями.
Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение.
Рабочие столы и стулья должны соответствовать ростовым нормам.
Компьютер, проектор.
2.Формы аттестации
Врезультатеосвоенияпрограммыпроисходитразвитиеличностныхкачеств,общекультурныхиспециальныхзнаний,уменийинавыков,расширениеопытатворческойдеятельности.Контрольилипроверкарезультатовобученияявляетсяобязательнымкомпонентомпроцессаобучения:контрольимеетобразовательную,воспитательнуюиразвивающуюфункции.
Кромезнаний,уменийинавыков,содержаниемпроверкидостиженийявляетсясоциальноеи общепсихологическое развитие обучающихся, поскольку реализация программы не толькоформируетзнания,ноивоспитываетиразвивает.Содержаниемконтроляявляетсятакже
сформированность мотивов учения и деятельности, такие социальные качества, как чувствоответственности,моральныенормыиповедение(наблюдение,диагностическиеметодики).
Формыпромежуточной аттестации: творческая работа, презентация, проект.
Контрольусвоенныхзнанийинавыковосуществляетсявкаждоммодулевовремяпроведения контрольно-проверочных мероприятий. На усмотрение педагога контроль можеттакжеосуществлятьсяпокаждойтемемодуля.
3. Оценочные материалы
Учащийся на контрольно-проверочном мероприятии оценивается одной из следующих оценок: «зачтено» и «не зачтено».
Критерии выставления оценки «зачтено»:
Оценки «зачтено» заслуживает учащийся, показавший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умеющий свободно выполнять задания, предусмотренные программой.
Оценка «зачтено» выставляется учащимся, показавшим полное знание учебного материала, успешно выполняющим предусмотренные в программе задания, демонстрирующие систематический характер знаний по предмету.
Оценкой «зачтено» оцениваются учащиеся, показавшие знание основного учебного материала в минимально необходимом объеме, справляющихся с выполнением заданий, предусмотренных программой, но допустившим погрешности при выполнении контрольных заданий, не носящие принципиального характера, когда установлено, что учащийся обладает необходимыми знаниями для последующего устранения указанных погрешностей под руководством педагога.
Критерии выставления оценки «не зачтено»:
Оценка «не зачтено» выставляется учащимся, показавшим пробелы в знаниях основного учебного материала, допускающим принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Такой оценки заслуживают результаты учащихся, носящие несистематизированный, отрывочный, поверхностный характер.
4. Методические материалы
Методическоеобеспечение: разработки викторин, текстов, кроссвордов.
Дидактическоеобеспечение: учебные пособия, сайты .
Виды методической продукции: методическоепособие,методическаяразработка,методическая инструкция.
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог можетиспользоватьнаглядные пособияследующих видов:
схематический или символический (оформленные стенды, таблицы,схемы)
звуковой(аудиозаписи,радиопередачи);
смешанный(телепередачи,видеозаписи,учебныекинофильмыит.д.);
дидактическиепособия(карточки,рабочиететради,раздаточныйматериал,вопросыизаданиядляустногоилиписьменногоопроса,тесты,практическиезадания,упражненияидр.)
Список литературы
Основная литература
Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова. М.:«Дрофа», 2010.
Русская словесность. От слова к словесности. 6 кл.: учебное пособие / Р.И.Альбеткова. – М.: Дрофа, 2016.
Русская словесность. От слова к словесности. 6 кл.: рабочая тетрадь / Р.И.Альбеткова. – М.: Дрофа, 2016.
Ахманова, О.С. Словарь омонимов русского языка / О.С.Ахманова.- М.: Рус. яз., 1986с.- 448с.
Баранов, М.Т. Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся / М.Т.Баранов, Т.А.Костяеева, А.В.Прудникова. - М.: Просвещение, 1989. – 288с.
Большой орфографический словарь русского языка: Ок. 106 000 слов / Под ред. С.Г.Бархударова. – М.: Оникс 21 век: Мир и образование, 2003. -528с.
Булыко, А.Н. Современный школьный словарь иностранных слов / А.Н.Булыко. – М.: Мартин,2005. - 624с.
Быстрова, Е.А.Учебный фразеологический словарь / Е.А.Быстрова; А.П.Окунева; Н.М.Шанский. – М.: АСТ,1998. – 304с.
Глинкина, Л.А. Этимологические тайны русской орфографии: Словарь-справочник: ок.6000 слов / Л.А.Глинкина. – 2-е изд.,испр.,доп. – М.:АСТ, Астрель, 2006. -381с.
Граник, Г.Г. Секреты русской орфографии. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994. – 224с.
Грушников, П. А.Орфографический словарик: Учеб. изд. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 80с.
Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: Современное написание / В.И.Даль. – М.: АСТ, Астрель, 2003с.- 757с.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова; Рос. академия наук. Институт рус. яз. им. В.Виноградова.- М.: «ИТИ Технологии», 2003. – 944с.
Орфографический словарь русского языка: около 100 000 слов / Ред. В.В.Лопатин. - М.: Рус.яз., 1992. - 416с.
Орфографический словарь русского языка для учащихся: 40 000 слов. – М: Лад Ком, 2011. - 448с.
Словарь синонимов русского языка: 2000слов, ок. 800 синонимических рядов / Л.П.Алекторова, Л.А.Введенская, В.И.Зимин. – М.: АСТ, Астрель, 2005. – 333с.
Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А.Н.Тихонов. – М.: Цитадель-трейд, Спб.: Виктория плюс, 2005. - 576с.
Толковый словарь школьника: Энциклопедия для детей / ред.М.Аксенова, А. Голосовская, Ю.Антонова. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель,2007. -280с.: ил.
Ушаков, Д. Н. Современный орфографический словарь русского языка / Д.Н.Ушаков. – М.: РИПОЛ, Классик, 2010.- 509с.
Дополнительная литература
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства просвещения Российской федерации № 629 от 27.07.2022 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р)
Письмо Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций"
Письмо Министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015 № МО-16-09- 01/826-ТУ
Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 г. № 262-од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам».