Управление общего образования администрации
Ртищевского муниципального района Саратовской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТЕМПОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РТИЩЕВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
(МОУ " Темповская СОШ Ртищевского района Саратовской области")
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения от «___» _____________ 2023г. протокол №___ | СОГЛАСОВАНА заместитель директора по ВР __________ «___» ____________ 2023г. | УТВЕРЖДЕНА приказом по МОУ «Темповская СОШ Ртищевского района Саратовской области» от «___» ____________ 2023г. №____ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Сделай сам»
Возраст обучающихся 15 – 18 лет
Срок реализации: 1 год
Темп 2023 г.
Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сделай сам» имеет творческо-художественную направленность, является модифицированной.
Программа разработана в соответствии с:
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепции развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. 1726-р;
Национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. № 10);
Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573);
Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Письма Минобрнауки РФ от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ» (для сетевых программ);
Правил ПФДО (Приказ «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области» от 21.05.2019г. №1077, п.51.);
Устава ОУ, «Положения о дополнительной общеразвивающей программе ОУ» или т.п.
С глубокой древности человек, изготовлял и изготовляет различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ это то, что дарит земля, и что исходит от самой природы: камень, глина, солома, дерево. Художественная обработка древесины занимает особое место среди различных видов трудовой деятельности человека. Различные виды обработки дерева дошли до нас с древних времен, из Египта и Греции. Особая связь человека и дерева сложилась на Руси. Долгими зимними вечерами, когда прекращались сельскохозяйственные работы, русские люди брали в руки куски дерева и занимались различными видами деревообработки и резьбы, украшали свой быт. Прошли века, но и в настоящее время дерево имеет широкое применение в быту и в технике. Особенности строения этого природного материала позволяют широко применять его, начиная от силовых конструкций в строительстве до основы самых затейливых узоров и орнаментов, выходящих из-под руки резчика по дереву. Предлагаемая программа направлена:
на возрождение и развитие различных промыслов по художественной обработке дерева;
на воспитание всесторонне развитой творческой личности, умеющей ставить перед собой практические задачи и решать их на техническом и технологическом уровне, доводя изделие до совершенного вида с художественной точки зрения;
на профессиональную ориентацию учащихся, направленную на выбор своего будущего, связанного с обучением и работой на производствах, связанных с различными видами обработки дерева.
Новизна и актуальность
Новизна программы состоит в том, что она основывается не на каком-либо одном виде обработки древесины, а направлена на комплексное изучение различных техник и технологий: начиная от простейших, таких как выпиливание, до изготовления сложных деталей изделий на токарном станке по дереву. При этом, осваивая принципы изготовления крупных изделий, учащийся имеет возможность одновременно отрабатывать навыки и технологии, применяемые при изготовлении миниатюрных изделий. Так, делая модель автомобиля, танка, например «Формула-1, учащийся одновременно может осваивать работу на токарном станке при вытачивании колёс и других деталей имеющих цилиндрическую форму. При этом достигается минимальный расход материалов и возможность обойтись без применения опасных для учащегося инструментов.
Актуальность предлагаемой программы состоит в том, что она позволяет раскрыть таланты учащихся, развить их физические и духовные возможности, научить молодых людей творчески мыслить, не отрываясь при этом от реальности, ограниченной применяемыми технологиями, инструментами и материалами. Также программа предусматривает доведение своих изделий до совершенства, превращение их в произведения искусства.
Педагогическая целесообразность
Художественная обработка дерева занимает особое место среди технических кружков в системе дополнительного образования учащихся. Данное направление накладывается на общеобразовательную область "Технология". С одной стороны, учащиеся связаны с различными видами техники: ручной инструмент, измерительный инструмент, работа с чертежами, работа на станочном оборудовании и т.д. С другой стороны, это прикладной вид деятельности. Наконец, это в прямом смысле слова вид художественного творчества, т.к. на любом этапе, в первую очередь, ставится задача сделать не просто пригодный для использования предмет, но и отвечающий эстетическим критериям. Здесь особую роль играет материал, из которого будет изготовлено будущее изделие. Именно древесина, как исходный материал, придает будущему изделию неповторимый вид. Даже один и тот же мастер, используя один и тот же чертеж и рисунок, не способен изготовить две совершенно одинаковые вещи. Мастер должен учитывать свойства материала, плотность дерева, расположение слоев, цвет, оттенок, рисунок и другие свойства заготовки, которые позволяют зачастую совершенно по-новому раскрыть авторский замысел.
Объем программы: программа рассчитана на один года обучения.
На реализацию курса отводится 1 час в неделю (34 часов в год),
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей школьного возраста. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 40 минут.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории обработки материалов через практическое выполнение с использованием имеющихся инструментов и оборудования.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕДЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа «Сделай сам» основана на применении таких видов обработки дерева, как выпиливание и выжигание, имеющие многовековые традиции в разных культурах и у разных народов. Программа творческой технической мастерской по обработке дерева ставит перед собой следующие основные цели:
воспитание любви к труду;
углубленное развитие определенных навыков и способностей, связанных с обработкой дерева;
освоение профессиональных приемов обработки дерева;
формирование художественного вкуса;
развитие ребенка в целом, как гармоничной личности;
воспитание творческой личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и грамотно решать их;
становление способности творчески перерабатывать накопленный опыт с целью создания собственного уникального стиля в обработке дерева.
Основой, позволяющей поддерживать длительный интерес учащихся к работе кружка и дающей возможность проводить качественное обучение, является нацеленность творческой мастерской на "конечный продукт".
Таковым "конечным продуктом" является поделка из дерева, которая не только должна вызывать у учащегося чувство эстетического удовлетворения, но и применяться в быту. Она должна иметь прикладное назначение или служить для украшения интерьера. По мере приобретения знаний и опыта учащимся, перед ним ставятся новые, более сложные задачи, требующие усилия, необходимого для дальнейшего развития ребенка. Каждое изготовленное в мастерской изделие подвергается обсуждению внутри коллектива, наиболее интересные вещи выставляются на районные выставки и конкурсы. Последнее обстоятельство, связанное со сравнением результатов работы как внутри коллектива, так и за его пределами, требует от учащегося максимума самоотдачи. В программе большое внимание уделяется психофизиологическому развитию детей. Подобраны такие технологии изготовления изделий, которые развивают память, внимательность, сообразительность, а так же координацию движений, мелкую ручную моторику, усидчивость, упорство в достижении цели. Этому способствует большое количество работ связанных с рисованием, черчением, оформлением и отделкой и т.д. Большое внимание уделяется формированию у обучающихся той системы ценностей, реализация которых обеспечивает взаимное развитие общества и отдельной личности. Программа оптимально сочетает традиции и новации, в ней обеспечено соединение обучения и воспитания.
Система занятий создает условия для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки и склонности, а также реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы. Программа рассчитана на обучение детей, имеющих интерес к обработке дерева, начиная с 15-18 лет. К этому возрасту они уже имеют набор простейших навыков и знаний, необходимых для проведения работ, без которых невозможно изготовление моделей. Разница в навыках и знаниях выявляется на этапе изготовления первых простейших изделий и компенсируется индивидуальным подходом к обучающимся. Недостаток знаний компенсируется упрощением ставящихся перед обучаемым задач; наоборот, перед более подготовленными ставятся более сложные задачи при изготовлении одного и того же изделия. В процессе обучения происходит развитие навыков ручной работы. Вырабатывается глазомер, координация движений и ловкость. Развивается память и наблюдательность, объёмное мышление. В группах неизбежно происходит дифференциация учащихся по "успеваемости". Отставание или резкое опережение в освоении программы часто служит источником ослабления интереса ребёнка к деятельности мастерской. Основой поддержания интереса к практической работе мастерской является постановка перед каждым учащимся сложных лично для него, но вполне решаемых конкретных задач. Для успешного освоения программы и в связи с работами с различным ручным инструментом и деревообрабатывающим оборудованием, а так же из-за количества посадочных мест, которые можно расположить в кабинете, рекомендуется следующий численный состав групп: 10-15 человек
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностными результатами освоения учащимися являются:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
Метапредметными результатами освоения курса являются:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательной и трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
Предметными результатами освоения учащимися курса являются:
Ученик научиться:
- получит набор навыков работы с различными видами древесины, инструментами и станками;
- с различным видам художественной обработки древесины;
- ознакомиться с различными видами изделий из древесины;
- научиться комплексному использованию различных техник обработки древесины в одном изделии;
- выпиливать по чертежам изделия с учетом их индивидуальных особенностей;
- скреплять детали разными способами;
- художественно оформить свое творчество выжиганием, росписью , фанеровкой, мозаикой, лаком.
- проводить экономические расчёты;
- установить «цену изделия» с учётом спроса и предложения.
Ученик получит возможность:
- приобрести опыт участия в выставках и конкурсах;
- рациональное использовать учебную и дополнительную техническую и технологическую информацию для проектирования и создания объектов труда;
- оценка технологических свойств древесины и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
- распознавание видов , назначения древесины, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства
- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, выставка. Основной вид занятий - практический. Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый исследовательский.
Педагогические приёмы:
формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
свободного выбора.
Формы контроля
Во время обучения проводится контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждую работу, которую создают учащиеся показывает его творческие возможности, а также уровень программного материала определяется по конечным результатам выполненных практических работ.
Критерии контроля качества выполненных изделий по всемразделам:
Удовлетворительное качество работы в соответствии ее художественным требованиям.
Четкое соблюдение алгоритма работы по технологической карте.
Художественная выразительность и оригинальность работ.
Культура поведения и общения.
Соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.
В качестве итоговой аттестации работы учащихся секции могут быть использованы результаты:
коллективного обсуждения изготовленных обучаемыми изделий;
открытые уроки и мастер классы;
участие в районных и городских выставках и конкурсах;
результаты регулярного тестирования, проводимого педагогом.
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ КУРСА
Раздел 1. Выжигание
Теория: Выжигание как разновидности декоративного искусства. Программа, содержание работы и задачи кружка. Внутренний распорядок, выбор органов самоуправления, распределение рабочих мест.
Тема 1.1Вводное занятие. Выжигание как разновидности декоративного искусства. Программа, содержание работы и задачи кружка. Внутренний распорядок, выбор органов самоуправления, распределение рабочих мест.
Тема 1.2. Техника безопасности при работе с выжигательным прибором. Подготовка основы из фанеры для выжигания.
Практическая работа: Приемы работе с выжигательным прибором и его насадками. Работа над выбранным объектом труда: выпиливание по вешнему контуру.
Работа над выбранным объектом труда: шлифование, перенос рисунка на заготовку.
Технико-технологические сведения:
подбор материала;
- составление рисунка;
- перенос ее на заготовку;
- отделка изделия;
- безопасность труда при работе с выжигательным прибором.
Тема 1.3. Работа с выжигательным прибором по контуру.
Практическая работа: Приемы выжигания по контуру.
Технико-технологические сведения:
- выжигание линиями и пунктир - линиями;
- выжигание по разметкам;
Тема 1.4.Работа с выжигательным прибором по контуру.
Практическая работа: Приемы выжигания по контуру.
Технико-технологические сведения:
- выжигание линиями и пунктир - линиями;
- выжигание по разметкам;
Тема 1.5. Работа с выжигательным прибором по внутреннему контуру.
Практическая работа: Приемы выжигания по внутреннему контуру.
Технико-технологические сведения:
- выжигание линиями и контр - линиями, фигурными насадками ;
- выжигание по разметкам;
Тема 1.6. Работа с выжигательным прибором по внутреннему контуру.
Практическая работа: Приемы выжигания по внутреннему контуру.
Технико-технологические сведения:
- выжигание линиями и контр - линиями, фигурными насадками;
- выжигание контрастное;
Тема 1.7. Работа с выжигательным прибором по внутреннему контуру.
Практическая работа: Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей, лакирование.
Технико-технологические сведения:
- отделочные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Раздел 2. Выпиливание лобзиком
Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления)
Тема 2.1. Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины.
Лобзик, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика.
Выпиливание по внешнему контуру. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру.
Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей.
Практические работы.
Подготовка и перевод рисунка на основу.
Тема 2.2. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру.
Практическая работа: Приемы выпиливания по внешнему контуру. Инструменты для создания отверстий, приемы работы. Работа над выбранным объектом труда: выпиливание по вешнему контуру.
Работа над выбранным объектом труда: шлифование, подгонка и склеивание.
Технико-технологические сведения:
подбор материала;
- составление технического рисунка;
- перенос ее на заготовку;
- отделка изделия;
- безопасность труда при выпиливании.
Тема 2.3. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру.
Практическая работа: Приемы выпиливания по внешнему контуру. Инструменты для создания отверстий, приемы работы. Выпиливание по внешнему контуру. Отделка шлифованием, подгонка.
Технико-технологические сведения:
- отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
Тема 2.4. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру.
Практическая работа: Приемы выпиливания по внешнему контуру. Инструменты для создания отверстий, приемы работы. Выпиливание по внешнему контуру.
Технико-технологические сведения:
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 2.5. Выпиливание электро-лобзиком по внешнему контуру. Изготовление фигуры животного, птицы.
Практическая работа: Изготовление фигуры животного, птицы.
Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление технического рисунка;
- перенос ее на заготовку;
- способы выполнения выпиливания;
- отделка изделия;
- безопасность труда при выпиливании.
Тема 2.6. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру.
Практическая работа: Приемы выпиливания по внутреннему контуру. Инструменты для создания отверстий, приемы работы. Выпиливание по внутреннему контуру. Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей, лакирование.
Технико-технологические сведения:
- отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 2.7. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру.
Практическая работа: Приемы выпиливания по внутреннему контуру. Инструменты для создания отверстий, приемы работы. Выпиливание по внутреннему контуру. Отделка шлифованием, подгонка.
Технико-технологические сведения:
- отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
Тема 2.8 Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру.
Практическая работа: Приемы выпиливания по внутреннему контуру. Инструменты для создания отверстий, приемы работы. Выпиливание по внутреннему контуру. Подгонка и склеивание деталей, лакирование.
Технико-технологические сведения:
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 2.9. Выпиливание электро-лобзиком по внутреннему контуру. Изготовление разделочной доски.
Практическая работа: Изготовление разделочной доски.
Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- способы выполнения выпиливания;
- отделка изделия;
- безопасность труда при выпиливании.
Раздел 3. Мозаика
Тема 3 Виды мозаики по дереву
Теория: Из глубины веков. Основные виды мозаики по дереву Технико-технологические сведения:
- виды резьбы;
- отличительные черты;
- особенности композиции орнаментов;
- подготовка изделия к резьбе;
- приемы и способы выполнения мозаичных наборов;
- отделка изделия;
- требования к качеству работ;
- безопасность труда.
Тема3.1. Материал
Теория: Материал, текстура древесины. Цвет и блеск древесины
Тема3.2 Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ
Теория: Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ. Рабочее место.
Тема 3.3. Приемы выполнения мозаики
Теория: Технология выполнения мозаики. Подготовка рисунка для мозаичного набора, Изготовление деталей. Фигурный набор шпона. Технико-технологические сведения:
- принципы творческой переработки природных форм в орнаментные мотивы и сюжетные композиции;
- своеобразие трактовки форм растений, фигур птиц и животных выполняемых в технике резьбы и мозаики по дереву;
- зарисовки растений, птиц, животных;
- понятие о колорите;
- цветовой круг;
- цвета в композиции;
- однотонная и многоцветная композиция.
Практическая работа: Выполнение мозаики типа паркета. Орнамент
Тема 3.4. Наклеивание мозаичного набора на основу
Теория: технология наклеивания мозаичного набора на основу
Практическая работа: Подготовка основы. Прессование. Приготовление и нанесение клея.
Тема 3.5. Отделка мозаичного набора
Теория: технология отделки мозаичного набора Технико-технологические сведения:
- материалы, инструменты, приспособления;
- технология отделки изделия;
- качество мозаичных работ;
- безопасность труда.
Практическая работа: отделка мозаичного набора.
Раздел 4. Резьба по дереву
Тема 4.1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Теория: Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Технико-технологические сведения:
- правила поведения в мастерских;
- основные направления работы;
Тема 4.2. Виды резьбы
Теория: технология выполнения плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы.
- виды резьбы по дереву;
- их характерные особенности и разновидности;
- правила безопасности труда при работе режущими инструментами.
Тема 4.3. Материал
Теория: технология подготовки материала, Выбор материала Технико-технологические сведения:
- декоративные свойства дерева;
- клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий;
- отделочные материалы и отделка;
- способы предупреждения и устранения дефектов.
Тема 4.4. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.
Теория: Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.
Тема 4.5. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. Технико-технологические сведения:
- виды ручного инструмента;
- требования к нему;
- технология изготовления;
- подготовка к работе.
Практическая работа: Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.
-Изготовление ножа-косяка;
- одностороннего прокола;
- двухстороннего прокола;
- подготовка к работе.
Тема 4.6. Геометрическая резьба по дереву.
Теория: технология выполнения геометрической резьбы по дереву. Технико-технологические сведения:
- история возникновения и развития;
- особенности;
- элементы геометрической резьбы;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа: Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
Подготовка к резьбе. Резьба прямых двухгранных выемок. Резьба трехгранных выемок. Выполнение скобчатых порезок (лунок) Технико-технологические сведения:
- с прямыми и кривыми сторонами;
- со сторонами разной длины;
- с миндалевидными углублениями;
- морщинистая резьба;
- безопасность труда при резьбе.
Тема 4.7. Контурная резьба
Теория Технология выполнения контурной резьбы Технико-технологические сведения:
- своеобразие резьбы;
- особенности композиции орнаментов;
- подготовка изделия к резьбе.
Практическая работа: Выполнение орнамента.
Тема 4.8. Отделка и реставрация резных изделий
Практическая работа: Отделка и реставрация резных изделий. Технико-технологические сведения:
- отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 4.9. Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. Практическая работа Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе.
Тема 4.10 Итоговая аттестация.
Выставка работ, их обсуждение. Выставка детского творчества
Раздел 5. Гравирование
Тема 5.1: Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественного гравирования по металлу и искусственных материалов.
Теория: Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественного гравирования по металлу и искусственных материалов.
Технико-технологические сведения:
- правила поведения в мастерских;
- основные направления работы с набором для обработки и гравирования материалов.
Теория: 5.2 Виды гравирования на металле.
Теория: технология выполнения плоскорельефной, прорезной и точечной гравировкой.
- виды гравирования по металлу,
- их характерные особенности и разновидности;
- правила безопасности труда при работе электро-режущими инструментами.
Практическая работа: Освоение приемов выполнения гравирование по металлу.
Подготовка металла. Нанесение рисунка. Технико-технологические сведения:
Теория: 5.3 Виды гравирования на искусственных материалах.
Теория: технология выполнения плоскорельефной, прорезной и точечной гравировкой.
- виды гравирования на искусственных материалах.
- их характерные особенности и разновидности;
- правила безопасности труда при работе электро-режущими инструментами.
Практическая работа: Освоение приемов выполнения гравирование на искусственных материалах.
Подготовка металла. Нанесение рисунка. Технико-технологические сведения:
Блок №2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы»
Календарный учебный график
Выжигание.
№ |
| Количество часов | ||
п/п | Разделы | всего | в том числе | |
|
| теория | практика | |
. | Раздел 1 Выжигание | |||
1.1 | Выжигание как разновидности декоративного искусства. Техника безопасности при работе с выжигательным прибором. | 2 | 1 | 1 |
1.2 | Работа с выжигательным прибором по контуру. Выжигание по контуру. Работа с выжигательным прибором по внутреннему контуру. | 3 | 1 | 2 |
1.3 | Выжигание, выполнение задания по образцу. Работа по отделке шлифованием, лакирование. | 3 | 1 | 2 |
Всего | 8 ч. | 3 ч. | 5 ч. |
Выпиливание лобзиком
№ п.п | Темы занятий | Всего | Теория | Практика |
Раздел 2. Выпиливание лобзиком | ||||
2.1 | Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. Приемы выпиливания по внешнему контуру Выпиливание электро-лобзиком по внешнему контуру. Изготовление фигуры животного, птицы. | 5 | 1 1 | 1 1 1 |
2.2 | Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. Приемы выпиливания по внутреннему контуру. Выпиливание электро-лобзиком по внутреннему контуру. Изготовление разделочной доски. | 4 | 1 1 | 1 1 |
Итого | 9 ч | 4 ч | 5ч |
Мозаика
№ п.п | Темы занятий | Всего | Теория | Практика |
Раздел 3. Мозаика | ||||
\2.1 | Материал. Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ. Приемы выполнения мозаики Наклеивание мозаичного набора на основу. Отделка мозаичного набора. | 5 | 1 1 | 1 1 1 |
Итого | 5 ч | 2 ч | 3ч |
Резьба по дереву.
№ темы | Темы занятий | Количество часов | Теоретические занятия. (кол.часов) | Практические занятия. (кол.часов) |
Раздел 4. Резьба по дереву | 10 ч | |||
4.1. | Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. | 1 | ||
4.2 | Виды резьбы | 1 | ||
4.3. | Материал. | 1 | ||
4.4. | Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.. | 1 | ||
4.5 | Изготовление инструмента для резьбы по дереву. | 1 | ||
4.6 | Геометрическая резьба по дереву | 1 | ||
4.7 | Контурная резьба. | 1 | ||
4.8 | Отделка и реставрация резных изделий.. | 1 | ||
4.9 | Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. | 1 | ||
4.10 | Итоговая аттестация. | 1 | ||
Итого | 10 часов | 5 ч | 5 ч |
Гравирование
№ п.п | Темы занятий | Всего | Теория | Практика |
Раздел 5. Гравирование | ||||
5.1 | . Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность. Виды гравирования на металле. Виды гравирования на искусственных материалах. | 3 | 1 | 1 1 |
Итого | 3 ч | 1 ч | 2 ч |
Планируемые результаты
Планируемые результаты выполнения программы.
В результате изучения программы учащиеся должны знать:
1. Смысл технологических понятий: текстильные материалы, поделочные материалы, выжигание по дереву, моделирование из бумаги, гравировка по стеклу, резьба по дереву.
2. Виды и свойства древесины.
3. Виды традиционных народных промыслов.
В результате изучения программы учащиеся должны уметь:
1.Выполнять виды рукоделия с текстильными и поделочными материалами: изготавливать различные модели, выжигать по дереву, гравировать по стеклу.
2.Выбирать виды различного материала (бумаги, дерева, стекла), инструментов и приспособлений для определенных изделий.
3. Строить чертежи простых изделий.
4. Выполнять разметку изделия.
5. Определять и исправлять дефекты изделий.
6. Проводить влажно-тепловую обработку изделий.
7.Проектировать изделие с использованием поделочных материалов.
8. Соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм.
Работа кружка способствует:
- Развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию его воли и характера;
- Помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;
- Умению использовать специфику цветовой гаммы в дизайне моделирования;
- Формирование понятия о роли и месте декоративно-прикладного творчества в жизни;
- Обучению практических навыков художественно-творческой деятельности;
- Умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
- Созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в учебном кабинете. Оборудование учебного помещения: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов. Технических средства обучения (компьютер, принтер)
Материалы, необходимые для занятий: бумага, древесина, стекло,
фурнитура, ножницы, клей, краски, карандаши, линейки, циркуль, копировальная бумага, выжигатель, гравер и другие материалы.
Методическое обеспечение
В ходе реализации программы используются разработки
игр, бесед, экскурсий, конкурсов; дидактический и лекционный материалы.
Формы аттестации
За знаниями, умениями и навыками, полученными в ходе изучения учебной программы кружка необходимо осуществлять контроль как в конце года, так и после изучения каждого отдельного раздела. Необходимо оценивать у учащихся умение ставить и решать познавательные и практические задачи, умение выполнять самостоятельно практическую работу и её анализировать. Проверка может быть в устной форме (индивидуальный, групповой опрос), в виде зачетных практических работ, промежуточных просмотров после выполнения 2-3 работ, в виде итоговых выставочных работ и выполнения творческих проектов, а так же возможно проведение деловой (ролевой) игры.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся | Планируемые результаты | Формы контроля (измерители) | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
1 | Выжигание Выжигание как разновидности декоративного искусства. Техника безопасности при работе с выжигательным прибором. | 2 | Знакомство с правилами поведения в школьной мастерской и техникой безопасности при работе с основными инструментами. Подготовка и перевод рисунка на основу. Работа над выбранным объектом труда: выжигание по вешнему контуру. Работа над выбранным объектом труда: шлифование | Узнают о сфере применения древесины; породы древесины, их характерные признаки и свойства. | Научатся распознавать лиственные и хвойные породы древесины по внешним признакам: цвету и текстуре | Адекватная мотивация учебной деятельности. | Беседа. Устный опрос. Практическая работа. Самооценка. Проблемные ситуации. |
2 | Работа с выжигательным прибором по контуру. Выжигание по контуру. Работа с выжигательным прибором по внутреннему контуру. | 3 | Подготовка основы для выжигание перевод рисунка на основу. Выжигание по внутреннему контуру. Шлифование, лакирование. | узнают о пороках древесины, узнают о видах древесных материалов и их свойства. | Умение определять пороки древесины. | Воспитание и развитие системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности. | Беседа. Устный опрос. Изготовление деталей. Самооценка. Проблемные ситуации. |
3 | Выжигание, выполнение задания по образцу. Работа по отделке шлифованием, лакирование. | 3 | Подготовка основы для выжигания. Выжигание элементов рисунка. Оформление рамки. | Узнают: критерии выбора инструмента, оборудования и Материалов выполнения проектируемого изделия. | Уметь: провести анализ выбора инструмента, оборудования и материалов. Определить их функции, найти преимущества и недостатки | адекватная мотивация учебной деятельности. | Беседа. Устный опрос. Практическая работа. Самооценка. Проблемные ситуации. |
4 | Выпиливание лобзиком Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. Приемы выпиливания по внешнему контуру Выпиливание электро-лобзиком по внешнему контуру. Изготовление фигуры животного, птицы. | 5 | Выполнение чертежа или эскиза деталей. Подготовка рисунка и перевод его на основу для выпиливания и выжигания. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. Выжигание рисунка. Сборочные операции, склеивание деталей. | Знание основные части токарного станка | Умение организовывать рабочее место, устанавливать деталь, выполнять простейшие упражнения на станке. | Адекватная мотивация учебной деятельности. | Беседа. Устный опрос. Изготовление деталей. Самооценка. Проблемные ситуации. |
5 | Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. Приемы выпиливания по внутреннему контуру. . Выпиливание электро-лобзиком по внутреннему контуру. Изготовление разделочной доски. | 4 | Работа над эскизом творческого изделия. Выполнение рабочих чертежей. Исполнение изделия в материале. Шлифование, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка. Оформление изделия. Лакирование, подготовка таблички. | Знание и приёмы выпиливание лобзиком | Умение подготавливать рабочее место и соблюдать правила безопасной работы. | Адекватная мотивация учебной деятельности | Беседа. Устный опрос. Изготовление деталей. Самооценка. Проблемные ситуации. |
6 | Мозаика Материал. Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ. Приемы выполнения мозаики Наклеивание мозаичного набора на основу. Отделка мозаичного набора. | 5 | Работа над выбранным объектом труда | Знание алгоритма выполнения проекта. | Умение проводить и анализировать исследования задачи проекта. | Адекватная мотивация учебной деятельности. | Изготовление деталей |
7 | Резьба по дереву Охрана труда при производстве изделий из дерева. Виды резьбы. Материал. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву. Изготовление инструмента для резьбы по дереву. Геометрическая резьба по дереву. Контурная резьба. Отделка и реставрация резных изделий. Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. Итоговая аттестация. | 10 | Выполнение чертежа или эскиза деталей. Подготовка рисунка и перевод его на основу для выпиливания и выжигания. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. Выжигание рисунка. Сборочные операции, склеивание деталей. | Знание основные части токарного станка | Умение организовывать рабочее место, устанавливать деталь, выполнять простейшие упражнения на станке. | Адекватная мотивация учебной деятельности. | Беседа. Устный опрос. Изготовление деталей. Самооценка. Проблемные ситуации. |
Гравирование Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность. Виды гравирования на металле. Виды гравирования на искусственных материалах. | 3 | Работа над эскизом творческого изделия. Выполнение рабочих чертежей. Исполнение изделия в материале. Шлифование, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка. Оформление изделия. Лакирование, подготовка таблички. | Знание и приёмы выпиливание лобзиком | Умение подготавливать рабочее место и соблюдать правила безопасной работы. | Адекватная мотивация учебной деятельности | Беседа. Устный опрос. Изготовление деталей. Самооценка. Проблемные ситуации. |
Список литературы
Резьба по дереву
Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах – М., Просвещение, 1979.
Двойникова Е.С., Лялин И.В. Художественная резьба по дереву – М., Высшая школа, 1972 .
Званцев М.Н. Нижегородская резьба – М., 1969.
Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву - М.,1974.
Левин Л.М. Резьба по дереву. КОИЗ. – М., 1966.
Хворостов А.С. Древесные узоры. – М., Советская Россия, 1976.
Журавлева Л., Васеленко В. Резное и расписное дерево. – изд. Советская Россия, 1985.
Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева. – М. Просвещение, 1987 .
Рыженко В.И., Яценко В.А. Работы резьбы по дереву.- ЗАО «АСТВ» 1999.
Мольнар А.А. Резьба по дереву. – спектр сезам – маркетинг Москва –
1998 г.
Выжигание.
для педагога:
1. Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей школ, кружков / В. А. Барадулин. Б. И. Коромыслов и др.; под ред. В. А. Барадулий М.: Просвещение, 1979.
2.Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву.— М.: Лесная промышленность, 1981.
3.Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами: Пособие учителей / Сост. А. М. Гукасова.— М.: Просвещение, 1981.
4.Прозоровский Н. И. Технология отделки столярных изделий: Учебник для профтехучилищ.—М.: Высшая школа, 1978.
5.Хворостов А. С. Чеканка, инкрустация, резьба по дереву. — М., 1977
6.Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе
для учащихся:
1.Прекрасное — своими руками / Сост. С. С. Газарян.—- М.: Детская литература 1980.
2.Преторов П. Е. КБ спортивных самоделок.— М.: Физкультура и спорт, 1978.
3.Реинке К., Лютьен Л.. Мус И. Постройка яхт.— Л.: Судостроение, 1982.
4.Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея /Под ред. И. Я. Богуславской. — Л., 1981.
5. Жегалова С. К. и др. Пряник, прялка и птица Сирин. —М., 1983.
6.Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. — 4-е изд. — М., 1983.
7.Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. — М„ 1981.'
8.Попова О. С., Каплан Н, И. Русские художественные промыслы. — М., 1984.
9.Супрун Л. Я. Резьба и роспись по дереву.—М.,1983
10. Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева. — М., 1987.
11. Семенцов Ю.А. Резьба по дереву. Минск. Современное слово, 2002
12. Рыженков В.И. Выпиливание лобзиком. М.,ТРАСТ ПРЕСС,1999
Гравировка.
Литература для детей:
1.Лихонин А.С. Ковка и чеканка. – Нижний Новгород: «Времена», 2008. – 224 с., илл
2.Мухин В.В. Искусство Русской финифти. – СПБ.: Издательство «Грифон», 2009 . – 208 с.: ил.
3.Новиков В.П. и др. Современные художественные изделия из металла. – СПБ.: Машиностроение. Ленингр. Отд-ние, 2010. – 231 с.: ил.
4.Простаков С.В. Ювелирное дело. Начальное профессиональное образование.- 2-е изд., пер. и доп. – Ростов на Дону: «Феникс», 2004. – 352 с.
Литература для педагога:
1.Соколов М.В. Художественная обработка металла: Азы филиграни: учебное пособие. – М.: «Гуманитарный издательский центр Владос», 2009. – 144с, 8с. ил: ил.
2.Электронное учебное пособие: Новиков В.П. Почти все о ювелирных изделиях. –СПБ.: «Континент», 2007. – 408 с.
3.Мэтьюс Гленис Лесли. Эмали. Эмалирование. Эмальеры. Пер. с англ. – Омск: Издательский дом «Делал – Пресс», 2007. – 212 с., с ил.