Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Творчество
  3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сделай сам»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сделай сам»

0 подписчиков
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сделай сам» имеет творческо-художественную направленность, является модифицированной. Новизна программы состоит в том, что она основывается не на каком-либо одном виде обработки древесины, а направлена на комплексное изучение различных техник и технологий: начиная от простейших, таких как выпиливание, до изготовления сложных деталей изделий на токарном станке по дереву.

Предметы

Творчество

Категория

Творчество
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Управление общего образования администрации

Ртищевского муниципального района Саратовской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТЕМПОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

РТИЩЕВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

(МОУ " Темповская СОШ Ртищевского района Саратовской области")

РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения

от «___» _____________ 2023г.

протокол №___

СОГЛАСОВАНА

заместитель директора по ВР

__________

«___» ____________ 2023г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом по МОУ «Темповская СОШ Ртищевского района

Саратовской области»

от «___» ____________ 2023г.

№____

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа

«Сделай сам»

Возраст обучающихся 15 – 18 лет

Срок реализации: 1 год

Темп 2023 г.

Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сделай сам» имеет творческо-художественную направленность, является модифицированной.

Программа разработана в соответствии с:

  • Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Концепции развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. 1726-р;

  • Национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. № 10);

  • Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573);

  • Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

  • Письма Минобрнауки РФ от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ» (для сетевых программ);

  • Правил ПФДО (Приказ «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области» от 21.05.2019г. №1077, п.51.);

  • Устава ОУ, «Положения о дополнительной общеразвивающей программе ОУ» или т.п.

С глубокой древности человек, изготовлял и изготовляет различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ это то, что дарит земля, и что исходит от самой природы: камень, глина, солома, дерево. Художественная обработка древесины занимает особое место среди различных видов трудовой деятельности человека. Различные виды обработки дерева дошли до нас с древних времен, из Египта и Греции. Особая связь человека и дерева сложилась на Руси. Долгими зимними вечерами, когда прекращались сельскохозяйственные работы, русские люди брали в руки куски дерева и занимались различными видами деревообработки и резьбы, украшали свой быт. Прошли века, но и в настоящее время дерево имеет широкое применение в быту и в технике. Особенности строения этого природного материала позволяют широко применять его, начиная от силовых конструкций в строительстве до основы самых затейливых узоров и орнаментов, выходящих из-под руки резчика по дереву. Предлагаемая программа направлена:

на возрождение и развитие различных промыслов по художественной обработке дерева;

на воспитание всесторонне развитой творческой личности, умеющей ставить перед собой практические задачи и решать их на техническом и технологическом уровне, доводя изделие до совершенного вида с художественной точки зрения;

на профессиональную ориентацию учащихся, направленную на выбор своего будущего, связанного с обучением и работой на производствах, связанных с различными видами обработки дерева.

Новизна и актуальность

Новизна программы состоит в том, что она основывается не на каком-либо одном виде обработки древесины, а направлена на комплексное изучение различных техник и технологий: начиная от простейших, таких как выпиливание, до изготовления сложных деталей изделий на токарном станке по дереву. При этом, осваивая принципы изготовления крупных изделий, учащийся имеет возможность одновременно отрабатывать навыки и технологии, применяемые при изготовлении миниатюрных изделий. Так, делая модель автомобиля, танка, например «Формула-1, учащийся одновременно может осваивать работу на токарном станке при вытачивании колёс и других деталей имеющих цилиндрическую форму. При этом достигается минимальный расход материалов и возможность обойтись без применения опасных для учащегося инструментов.

Актуальность предлагаемой программы состоит в том, что она позволяет раскрыть таланты учащихся, развить их физические и духовные возможности, научить молодых людей творчески мыслить, не отрываясь при этом от реальности, ограниченной применяемыми технологиями, инструментами и материалами. Также программа предусматривает доведение своих изделий до совершенства, превращение их в произведения искусства.

Педагогическая целесообразность

Художественная обработка дерева занимает особое место среди технических кружков в системе дополнительного образования учащихся. Данное направление накладывается на общеобразовательную область "Технология". С одной стороны, учащиеся связаны с различными видами техники: ручной инструмент, измерительный инструмент, работа с чертежами, работа на станочном оборудовании и т.д. С другой стороны, это прикладной вид деятельности. Наконец, это в прямом смысле слова вид художественного творчества, т.к. на любом этапе, в первую очередь, ставится задача сделать не просто пригодный для использования предмет, но и отвечающий эстетическим критериям. Здесь особую роль играет материал, из которого будет изготовлено будущее изделие. Именно древесина, как исходный материал, придает будущему изделию неповторимый вид. Даже один и тот же мастер, используя один и тот же чертеж и рисунок, не способен изготовить две совершенно одинаковые вещи. Мастер должен учитывать свойства материала, плотность дерева, расположение слоев, цвет, оттенок, рисунок и другие свойства заготовки, которые позволяют зачастую совершенно по-новому раскрыть авторский замысел.

Объем программы: программа рассчитана на один года обучения.

На реализацию курса отводится 1 час в неделю (34 часов в год),
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей школьного возраста. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 40 минут.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории обработки материалов через практическое выполнение с использованием имеющихся инструментов и оборудования.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕДЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Программа «Сделай сам» основана на применении таких видов обработки дерева, как выпиливание и выжигание, имеющие многовековые традиции в разных культурах и у разных народов. Программа творческой технической мастерской по обработке дерева ставит перед собой следующие основные цели:

воспитание любви к труду;

углубленное развитие определенных навыков и способностей, связанных с обработкой дерева;

освоение профессиональных приемов обработки дерева;

формирование художественного вкуса;

развитие ребенка в целом, как гармоничной личности;

воспитание творческой личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и грамотно решать их;

становление способности творчески перерабатывать накопленный опыт с целью создания собственного уникального стиля в обработке дерева.

Основой, позволяющей поддерживать длительный интерес учащихся к работе кружка и дающей возможность проводить качественное обучение, является нацеленность творческой мастерской на "конечный продукт".

Таковым "конечным продуктом" является поделка из дерева, которая не только должна вызывать у учащегося чувство эстетического удовлетворения, но и применяться в быту. Она должна иметь прикладное назначение или служить для украшения интерьера. По мере приобретения знаний и опыта учащимся, перед ним ставятся новые, более сложные задачи, требующие усилия, необходимого для дальнейшего развития ребенка. Каждое изготовленное в мастерской изделие подвергается обсуждению внутри коллектива, наиболее интересные вещи выставляются на районные выставки и конкурсы. Последнее обстоятельство, связанное со сравнением результатов работы как внутри коллектива, так и за его пределами, требует от учащегося максимума самоотдачи. В программе большое внимание уделяется психофизиологическому развитию детей. Подобраны такие технологии изготовления изделий, которые развивают память, внимательность, сообразительность, а так же координацию движений, мелкую ручную моторику, усидчивость, упорство в достижении цели. Этому способствует большое количество работ связанных с рисованием, черчением, оформлением и отделкой и т.д. Большое внимание уделяется формированию у обучающихся той системы ценностей, реализация которых обеспечивает взаимное развитие общества и отдельной личности. Программа оптимально сочетает традиции и новации, в ней обеспечено соединение обучения и воспитания.

Система занятий создает условия для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки и склонности, а также реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы. Программа рассчитана на обучение детей, имеющих интерес к обработке дерева, начиная с 15-18 лет. К этому возрасту они уже имеют набор простейших навыков и знаний, необходимых для проведения работ, без которых невозможно изготовление моделей. Разница в навыках и знаниях выявляется на этапе изготовления первых простейших изделий и компенсируется индивидуальным подходом к обучающимся. Недостаток знаний компенсируется упрощением ставящихся перед обучаемым задач; наоборот, перед более подготовленными ставятся более сложные задачи при изготовлении одного и того же изделия. В процессе обучения происходит развитие навыков ручной работы. Вырабатывается глазомер, координация движений и ловкость. Развивается память и наблюдательность, объёмное мышление. В группах неизбежно происходит дифференциация учащихся по "успеваемости". Отставание или резкое опережение в освоении программы часто служит источником ослабления интереса ребёнка к деятельности мастерской. Основой поддержания интереса к практической работе мастерской является постановка перед каждым учащимся сложных лично для него, но вполне решаемых конкретных задач. Для успешного освоения программы и в связи с работами с различным ручным инструментом и деревообрабатывающим оборудованием, а так же из-за количества посадочных мест, которые можно расположить в кабинете, рекомендуется следующий численный состав групп: 10-15 человек

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностными результатами освоения учащимися являются:

- формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности, обучающихся к саморазвитию и са­мообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию; овладение элементами организации умственного и фи­зического труда;

- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций буду­щей социализации и стратификации;

- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовле­творения перспективных потребностей;

- формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового кол­лектива;

Метапредметными результатами освоения курса являются:
- самостоятельное определение цели своего обучения, по­становка и формулировка для себя новых задач в учёбе и по­знавательной деятельности;

- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предпола­гающих стандартного применения одного из них; поиск но­вых решений возникшей технической или организационной проблемы;

- выявление потребностей, проектирование и создание объ­ектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

- организация учебного сотрудничества и совместной дея­тельности с учителем и сверстниками; согласование и ко­ординация совместной познавательно-трудовой деятельно­сти с другими её участниками; объективное оценивание вкла­да своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика резуль­татов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выпол­няемых технологических процессах;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательной и ­трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологиче­ской культурой производства;

- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требова­ниям и принципам;

Предметными результатами освоения учащимися курса являются:

Ученик научиться:

- получит набор навыков работы с различными видами древесины, инструментами и станками;

- с различным видам художественной обработки древесины;

- ознакомиться с различными видами изделий из древесины;

- научиться комплексному использованию различных техник обработки древесины в одном изделии;

- выпиливать по чертежам изделия с учетом их индивидуальных особенностей;

- скреплять детали разными способами;

- художественно оформить свое творчество выжиганием, росписью , фанеровкой, мозаикой, лаком.

- проводить экономические расчёты;

- установить «цену изделия» с учётом спроса и предложения.

Ученик получит возможность:

- приобрести опыт участия в выставках и конкурсах;

- рациональное использовать учебную и дополнительную техническую и технологическую информацию для проектирования и создания объектов труда;

- оценка технологических свойств древесины и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

- владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;

- распознавание видов , назначения древесины, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства

- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, выставка. Основной вид занятий - практический. Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый исследовательский.

Педагогические приёмы:

формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;

свободного выбора.

Формы контроля

Во время обучения проводится контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждую работу, которую создают учащиеся показывает его творческие возможности, а также уровень программного материала определяется по конечным результатам выполненных практических работ.

Критерии контроля качества выполненных изделий по всемразделам:

  1. Удовлетворительное качество работы в соответствии ее художественным требованиям.

  1. Четкое соблюдение алгоритма работы по технологической карте.

  2. Художественная выразительность и оригинальность работ.

  3. Культура поведения и общения.

  4. Соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.

В качестве итоговой аттестации работы учащихся секции могут быть использованы результаты:

коллективного обсуждения изготовленных обучаемыми изделий;

открытые уроки и мастер классы;

участие в районных и городских выставках и конкурсах;

результаты регулярного тестирования, проводимого педагогом.

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ КУРСА

Раздел 1. Выжигание

Теория: Выжигание как разновидности декоративного искусства. Программа, содержание работы и задачи кружка. Внутренний распорядок, выбор органов самоуправления, распределение рабочих мест.

Тема 1.1Вводное занятие. Выжигание как разновидности декоративного искусства. Программа, содержание работы и задачи кружка. Внутренний распорядок, выбор органов самоуправления, распределение рабочих мест.

Тема 1.2. Техника безопасности при работе с выжигательным прибором. Подготовка основы из фанеры для выжигания.

Практическая работа: Приемы работе с выжигательным прибором и его насадками. Работа над выбранным объектом труда: выпиливание по вешнему контуру.

Работа над выбранным объектом труда: шлифование, перенос рисунка на заготовку.

Технико-технологические сведения:

подбор материала;

- составление рисунка;

- перенос ее на заготовку;

- отделка изделия;

- безопасность труда при работе с выжигательным прибором.

Тема 1.3. Работа с выжигательным прибором по контуру.

Практическая работа: Приемы выжигания по контуру.

Технико-технологические сведения:

- выжигание линиями и пунктир - линиями;

- выжигание по разметкам;

Тема 1.4.Работа с выжигательным прибором по контуру.

Практическая работа: Приемы выжигания по контуру.

Технико-технологические сведения:

- выжигание линиями и пунктир - линиями;

- выжигание по разметкам;

Тема 1.5. Работа с выжигательным прибором по внутреннему контуру.

Практическая работа: Приемы выжигания по внутреннему контуру.

Технико-технологические сведения:

- выжигание линиями и контр - линиями, фигурными насадками ;

- выжигание по разметкам;

Тема 1.6. Работа с выжигательным прибором по внутреннему контуру.

Практическая работа: Приемы выжигания по внутреннему контуру.

Технико-технологические сведения:

- выжигание линиями и контр - линиями, фигурными насадками;

- выжигание контрастное;

Тема 1.7. Работа с выжигательным прибором по внутреннему контуру.

Практическая работа: Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей, лакирование.

Технико-технологические сведения:

- отделочные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Раздел 2. Выпиливание лобзиком

Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления)

Тема 2.1. Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины.

Лобзик, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика.

Выпиливание по внешнему контуру. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру.

Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей.

Практические работы.

Подготовка и перевод рисунка на основу.

Тема 2.2. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру.

Практическая работа: Приемы выпиливания по внешнему контуру. Инструменты для создания отверстий, приемы работы. Работа над выбранным объектом труда: выпиливание по вешнему контуру.

Работа над выбранным объектом труда: шлифование, подгонка и склеивание.

Технико-технологические сведения:

подбор материала;

- составление технического рисунка;

- перенос ее на заготовку;

- отделка изделия;

- безопасность труда при выпиливании.

Тема 2.3. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру.

Практическая работа: Приемы выпиливания по внешнему контуру. Инструменты для создания отверстий, приемы работы. Выпиливание по внешнему контуру. Отделка шлифованием, подгонка.

Технико-технологические сведения:

- отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

Тема 2.4. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру.

Практическая работа: Приемы выпиливания по внешнему контуру. Инструменты для создания отверстий, приемы работы. Выпиливание по внешнему контуру.

Технико-технологические сведения:

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Тема 2.5. Выпиливание электро-лобзиком по внешнему контуру. Изготовление фигуры животного, птицы.

Практическая работа: Изготовление фигуры животного, птицы.

Технико-технологические сведения:

- подбор материала;

- составление технического рисунка;

- перенос ее на заготовку;

- способы выполнения выпиливания;

- отделка изделия;

- безопасность труда при выпиливании.

Тема 2.6. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру.

Практическая работа: Приемы выпиливания по внутреннему контуру. Инструменты для создания отверстий, приемы работы. Выпиливание по внутреннему контуру. Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей, лакирование.

Технико-технологические сведения:

- отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Тема 2.7. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру.

Практическая работа: Приемы выпиливания по внутреннему контуру. Инструменты для создания отверстий, приемы работы. Выпиливание по внутреннему контуру. Отделка шлифованием, подгонка.

Технико-технологические сведения:

- отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

Тема 2.8 Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру.

Практическая работа: Приемы выпиливания по внутреннему контуру. Инструменты для создания отверстий, приемы работы. Выпиливание по внутреннему контуру. Подгонка и склеивание деталей, лакирование.

Технико-технологические сведения:

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Тема 2.9. Выпиливание электро-лобзиком по внутреннему контуру. Изготовление разделочной доски.

Практическая работа: Изготовление разделочной доски.

Технико-технологические сведения:

- подбор материала;

- составление резной композиции;

- перенос ее на заготовку;

- способы выполнения выпиливания;

- отделка изделия;

- безопасность труда при выпиливании.

Раздел 3. Мозаика

Тема 3 Виды мозаики по дереву

Теория: Из глубины веков. Основные виды мозаики по дереву Технико-технологические сведения:

- виды резьбы;

- отличительные черты;

- особенности композиции орнаментов;

- подготовка изделия к резьбе;

- приемы и способы выполнения мозаичных наборов;

- отделка изделия;

- требования к качеству работ;

- безопасность труда.

Тема3.1. Материал

Теория: Материал, текстура древесины. Цвет и блеск древесины

Тема3.2 Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ

Теория: Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ. Рабочее место.

Тема 3.3. Приемы выполнения мозаики

Теория: Технология выполнения мозаики. Подготовка рисунка для мозаичного набора, Изготовление деталей. Фигурный набор шпона. Технико-технологические сведения:

- принципы творческой переработки природных форм в орнаментные мотивы и сюжетные композиции;

- своеобразие трактовки форм растений, фигур птиц и животных выполняемых в технике резьбы и мозаики по дереву;

- зарисовки растений, птиц, животных;

- понятие о колорите;

- цветовой круг;

- цвета в композиции;

- однотонная и многоцветная композиция.

Практическая работа: Выполнение мозаики типа паркета. Орнамент

Тема 3.4. Наклеивание мозаичного набора на основу

Теория: технология наклеивания мозаичного набора на основу

Практическая работа: Подготовка основы. Прессование. Приготовление и нанесение клея.

Тема 3.5. Отделка мозаичного набора

Теория: технология отделки мозаичного набора Технико-технологические сведения:

- материалы, инструменты, приспособления;

- технология отделки изделия;

- качество мозаичных работ;

- безопасность труда.

Практическая работа: отделка мозаичного набора.

Раздел 4. Резьба по дереву

Тема 4.1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

Теория: Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

Технико-технологические сведения:

- правила поведения в мастерских;

- основные направления работы;

Тема 4.2. Виды резьбы

Теория: технология выполнения плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы.

- виды резьбы по дереву;

- их характерные особенности и разновидности;

- правила безопасности труда при работе режущими инструментами.

Тема 4.3. Материал

Теория: технология подготовки материала, Выбор материала Технико-технологические сведения:

- декоративные свойства дерева;

- клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий;

- отделочные материалы и отделка;

- способы предупреждения и устранения дефектов.

Тема 4.4. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.

Теория: Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.

Тема 4.5. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. Технико-технологические сведения:

- виды ручного инструмента;

- требования к нему;

- технология изготовления;

- подготовка к работе.

Практическая работа: Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.

-Изготовление ножа-косяка;

- одностороннего прокола;

- двухстороннего прокола;

- подготовка к работе.

Тема 4.6. Геометрическая резьба по дереву.

Теория: технология выполнения геометрической резьбы по дереву. Технико-технологические сведения:

- история возникновения и развития;

- особенности;

- элементы геометрической резьбы;

- способы выполнения резьбы;

- безопасность труда при резьбе.

Практическая работа: Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.

Подготовка к резьбе. Резьба прямых двухгранных выемок. Резьба трехгранных выемок. Выполнение скобчатых порезок (лунок) Технико-технологические сведения:

- с прямыми и кривыми сторонами;

- со сторонами разной длины;

- с миндалевидными углублениями;

- морщинистая резьба;

- безопасность труда при резьбе.

Тема 4.7. Контурная резьба

Теория Технология выполнения контурной резьбы Технико-технологические сведения:

- своеобразие резьбы;

- особенности композиции орнаментов;

- подготовка изделия к резьбе.

Практическая работа: Выполнение орнамента.

Тема 4.8. Отделка и реставрация резных изделий

Практическая работа: Отделка и реставрация резных изделий. Технико-технологические сведения:

- отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Тема 4.9. Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. Практическая работа Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой Технико-технологические сведения:

- подбор материала;

- составление резной композиции;

- перенос ее на заготовку;

- способы выполнения резьбы;

- отделка изделия;

- безопасность труда при резьбе.

Тема 4.10 Итоговая аттестация.

Выставка работ, их обсуждение. Выставка детского творчества

Раздел 5. Гравирование

Тема 5.1: Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественного гравирования по металлу и искусственных материалов.

Теория: Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественного гравирования по металлу и искусственных материалов.

Технико-технологические сведения:

- правила поведения в мастерских;

- основные направления работы с набором для обработки и гравирования материалов.

Теория: 5.2 Виды гравирования на металле.

Теория: технология выполнения плоскорельефной, прорезной и точечной гравировкой.

- виды гравирования по металлу,

- их характерные особенности и разновидности;

- правила безопасности труда при работе электро-режущими инструментами.

Практическая работа: Освоение приемов выполнения гравирование по металлу.

Подготовка металла. Нанесение рисунка. Технико-технологические сведения:

Теория: 5.3 Виды гравирования на искусственных материалах.

Теория: технология выполнения плоскорельефной, прорезной и точечной гравировкой.

- виды гравирования на искусственных материалах.

- их характерные особенности и разновидности;

- правила безопасности труда при работе электро-режущими инструментами.

Практическая работа: Освоение приемов выполнения гравирование на искусственных материалах.

Подготовка металла. Нанесение рисунка. Технико-технологические сведения:

Блок №2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы»

Календарный учебный график

Выжигание.

 

Количество часов

п/п

Разделы

всего

в том числе

 

 

теория

практика

.

Раздел 1 Выжигание

1.1

Выжигание как разновидности декоративного искусства. Техника безопасности при работе с выжигательным прибором.

2

1

1

1.2

Работа с выжигательным прибором по контуру.

Выжигание по контуру.

Работа с выжигательным прибором по внутреннему контуру.

3

1

2

1.3

Выжигание, выполнение задания по образцу.

Работа по отделке шлифованием, лакирование.

3

1

2

Всего

8 ч.

3 ч.

5 ч.

Выпиливание лобзиком

№ п.п

Темы занятий

Всего

Теория

Практика

Раздел 2. Выпиливание лобзиком

2.1

Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины.

Выпиливание лобзиком по внешнему контуру.

Приемы выпиливания по внешнему контуру

Выпиливание электро-лобзиком по внешнему контуру.

Изготовление фигуры животного, птицы.

5

1

1

1

1

1

2.2

Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру.

Приемы выпиливания по внутреннему контуру.

Выпиливание электро-лобзиком по внутреннему контуру.

Изготовление разделочной доски.

4

1

1

1

1

Итого

9 ч

4 ч

Мозаика

№ п.п

Темы занятий

Всего

Теория

Практика

Раздел 3. Мозаика

\2.1

Материал.

Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ.

Приемы выполнения мозаики

Наклеивание мозаичного набора на основу.

Отделка мозаичного набора.

5

1

1

1

1

1

Итого

5 ч

2 ч

Резьба по дереву.

№ темы

Темы занятий

Количество часов

Теоретические

занятия. (кол.часов)

Практические

занятия.

(кол.часов)

Раздел 4. Резьба по дереву

10 ч

4.1.

Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.




1

4.2

Виды резьбы

1

4.3.

Материал.

1

4.4.

Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву..

1

4.5

Изготовление инструмента для резьбы по дереву.

1

4.6

Геометрическая резьба по дереву

1

4.7

Контурная резьба.

1

4.8

Отделка и реставрация резных изделий..

1

4.9

Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой.

1

4.10

Итоговая аттестация.

1

Итого

10 часов

5 ч

5 ч

Гравирование

№ п.п

Темы занятий

Всего

Теория

Практика

Раздел 5. Гравирование

5.1

. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность.

Виды гравирования на металле.

Виды гравирования на искусственных материалах.

3

1

1

1

Итого

3 ч

1 ч

2 ч

Планируемые результаты

Планируемые результаты выполнения программы.

В результате изучения программы учащиеся должны знать:

1. Смысл технологических понятий: текстильные материалы, поделочные материалы, выжигание по дереву, моделирование из бумаги, гравировка по стеклу, резьба по дереву.

2. Виды и свойства древесины.

3. Виды традиционных народных промыслов.

В результате изучения программы учащиеся должны уметь:

1.Выполнять виды рукоделия с текстильными и поделочными материалами: изготавливать различные модели, выжигать по дереву, гравировать по стеклу.

2.Выбирать виды различного материала (бумаги, дерева, стекла), инструментов и приспособлений для определенных изделий.

3. Строить чертежи простых изделий.

4. Выполнять разметку изделия.

5. Определять и исправлять дефекты изделий.

6. Проводить влажно-тепловую обработку изделий.

7.Проектировать изделие с использованием поделочных материалов.

8. Соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм.


Работа кружка способствует:

- Развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию его воли и характера;

- Помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;

- Умению использовать специфику цветовой гаммы в дизайне моделирования;

- Формирование понятия о роли и месте декоративно-прикладного творчества в жизни;

- Обучению практических навыков художественно-творческой деятельности;

- Умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

- Созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.


Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение программы

Занятия проводятся в учебном кабинете. Оборудование учебного помещения: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов. Технических средства обучения (компьютер, принтер)

Материалы, необходимые для занятий: бумага, древесина, стекло,

фурнитура, ножницы, клей, краски, карандаши, линейки, циркуль, копировальная бумага, выжигатель, гравер и другие материалы.


Методическое обеспечение

В ходе реализации программы используются разработки

игр, бесед, экскурсий, конкурсов; дидактический и лекционный материалы.

Формы аттестации

За знаниями, умениями и навыками, полученными в ходе изучения учебной программы кружка необходимо осуществлять контроль как в конце года, так и после изучения каждого отдельного раздела. Необходимо оценивать у учащихся умение ставить и решать познавательные и практические задачи, умение выполнять самостоятельно практическую работу и её анализировать. Проверка может быть в устной форме (индивидуальный, групповой опрос), в виде зачетных практических работ, промежуточных просмотров после выполнения 2-3 работ, в виде итоговых выставочных работ и выполнения творческих проектов, а так же возможно проведение деловой (ролевой) игры.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

Формы контроля

(измерители)

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Выжигание

Выжигание как разновидности декоративного искусства.

Техника безопасности при работе с выжигательным прибором.

2

Знакомство с правилами поведения в школьной мастерской и техникой безопасности при работе с основными инструментами.

Подготовка и перевод рисунка на основу.

Работа над выбранным объектом труда: выжигание по вешнему контуру.

Работа над выбранным объектом труда: шлифование

Узнают о сфере применения древесины; породы древесины, их характерные признаки и свойства.

Научатся распознавать лиственные и хвойные породы древесины по внешним признакам: цвету и текстуре

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Беседа. Устный опрос. Практическая работа.

Самооценка. Проблемные ситуации.

2

Работа с выжигательным прибором по контуру.

Выжигание по контуру.

Работа с выжигательным прибором по внутреннему контуру.

3

Shape1

Подготовка основы для выжигание перевод рисунка на основу.

Выжигание по внутреннему контуру. Шлифование, лакирование.

узнают о пороках древесины, узнают о видах древесных материалов и их свойства.

Умение определять пороки древесины.

Воспитание и развитие системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной

деятельности.

Беседа. Устный опрос. Изготовление деталей.

Самооценка. Проблемные ситуации.

3

Выжигание, выполнение задания по образцу.

Работа по отделке шлифованием, лакирование.

3

Подготовка основы для выжигания. Выжигание элементов рисунка. Оформление рамки.

Узнают: критерии выбора инструмента, оборудования и Материалов выполнения проектируемого

изделия.

Уметь: провести анализ выбора инструмента, оборудования и материалов. Определить их функции, найти преимущества и недостатки

адекватная мотивация учебной деятельности.

Беседа. Устный опрос. Практическая работа.

Самооценка. Проблемные ситуации.

4

Выпиливание лобзиком

Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины.

Выпиливание лобзиком по внешнему контуру.

Приемы выпиливания по внешнему контуру

Выпиливание электро-лобзиком по внешнему контуру. Изготовление фигуры животного, птицы.

5

Выполнение чертежа или эскиза деталей. Подготовка рисунка и перевод его на основу для выпиливания и выжигания. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. Выжигание рисунка. Сборочные операции, склеивание деталей.

Знание основные части токарного

станка

Умение организовывать рабочее место, устанавливать деталь, выполнять простейшие упражнения на станке.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Беседа. Устный опрос. Изготовление деталей.

Самооценка. Проблемные ситуации.

5

Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру.

Приемы выпиливания по внутреннему контуру.

.

Выпиливание электро-лобзиком по внутреннему контуру. Изготовление разделочной доски.

4

Работа над эскизом творческого изделия. Выполнение рабочих чертежей. Исполнение изделия в материале. Шлифование, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка.

Оформление

изделия.

Лакирование, подготовка таблички.

Знание и приёмы выпиливание лобзиком

Умение подготавливать рабочее место и соблюдать правила безопасной работы.

Адекватная мотивация учебной деятельности

Беседа. Устный опрос. Изготовление деталей.

Самооценка. Проблемные ситуации.

6

Мозаика

Материал.

Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ.

Приемы выполнения мозаики

Наклеивание мозаичного набора на основу.

Отделка мозаичного набора.

5

Работа над выбранным объектом труда

Знание алгоритма выполнения проекта.

Умение проводить и анализировать исследования задачи проекта.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Изготовление деталей

7

Резьба по дереву

Охрана труда при производстве изделий из дерева.

Виды резьбы.

Материал.

Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.

Изготовление инструмента для резьбы по дереву.

Геометрическая резьба по дереву.

Контурная резьба.

Отделка и реставрация резных изделий.

Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой.

Итоговая аттестация.

10

Выполнение чертежа или эскиза деталей. Подготовка рисунка и перевод его на основу для выпиливания и выжигания. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. Выжигание рисунка. Сборочные операции, склеивание деталей.

Знание основные части токарного

станка

Умение организовывать рабочее место, устанавливать деталь, выполнять простейшие упражнения на станке.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Беседа. Устный опрос. Изготовление деталей.

Самооценка. Проблемные ситуации.

Гравирование

Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность.

Виды гравирования на металле.

Виды гравирования на искусственных материалах.

3

Работа над эскизом творческого изделия. Выполнение рабочих чертежей. Исполнение изделия в материале. Шлифование, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка.

Оформление

изделия.

Лакирование, подготовка таблички.

Знание и приёмы выпиливание лобзиком

Умение подготавливать рабочее место и соблюдать правила безопасной работы.

Адекватная мотивация учебной деятельности

Беседа. Устный опрос. Изготовление деталей.

Самооценка. Проблемные ситуации.

Список литературы

Резьба по дереву

  1. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах – М., Просвещение, 1979.

  2. Двойникова Е.С., Лялин И.В. Художественная резьба по дереву – М., Высшая школа, 1972 .

  3. Званцев М.Н. Нижегородская резьба – М., 1969.

  4. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву - М.,1974.

  5. Левин Л.М. Резьба по дереву. КОИЗ. – М., 1966.

  6. Хворостов А.С. Древесные узоры. – М., Советская Россия, 1976.

  7. Журавлева Л., Васеленко В. Резное и расписное дерево. – изд. Советская Россия, 1985.

  8. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева. – М. Просвещение, 1987 .

  9. Рыженко В.И., Яценко В.А. Работы резьбы по дереву.- ЗАО «АСТВ» 1999.

  10. Мольнар А.А. Резьба по дереву. – спектр сезам – маркетинг Москва –

1998 г.

Выжигание.

для педагога:

1. Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей школ, кружков / В. А. Барадулин. Б. И. Коромыслов и др.; под ред. В. А. Барадулий М.: Просвещение, 1979.

2.Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву.— М.: Лесная промышленность, 1981.

3.Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами: Пособие учителей / Сост. А. М. Гукасова.—  М.: Просвещение, 1981.

4.Прозоровский Н. И. Технология отделки столярных изделий: Учебник для профтехучилищ.—М.: Высшая школа, 1978.

5.Хворостов А. С. Чеканка, инкрустация, резьба по дереву. — М., 1977

6.Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе

для учащихся:

1.Прекрасное — своими руками / Сост. С. С. Газарян.—- М.: Детская литература 1980.

2.Преторов П. Е. КБ спортивных самоделок.— М.: Физкультура и спорт, 1978.

3.Реинке К., Лютьен Л.. Мус И. Постройка яхт.— Л.: Судостроение, 1982.

4.Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея /Под ред. И. Я. Богуславской. — Л., 1981.

5. Жегалова С. К. и др. Пряник, прялка и птица Сирин. —М., 1983.

6.Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. — 4-е изд. — М., 1983.

7.Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. — М„ 1981.'

8.Попова О. С., Каплан Н, И. Русские художественные промыслы. — М., 1984.

9.Супрун Л. Я. Резьба и роспись по дереву.—М.,1983

10.  Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева. — М., 1987.

11.  Семенцов Ю.А. Резьба по дереву. Минск. Современное слово, 2002

12.  Рыженков В.И. Выпиливание лобзиком. М.,ТРАСТ ПРЕСС,1999 

Гравировка.

Литература для детей:

1.Лихонин А.С. Ковка и чеканка. – Нижний Новгород: «Времена», 2008. – 224 с., илл

2.Мухин В.В. Искусство Русской финифти. – СПБ.: Издательство «Грифон», 2009 . – 208 с.: ил.

3.Новиков В.П. и др. Современные художественные изделия из металла. – СПБ.: Машиностроение. Ленингр. Отд-ние, 2010. – 231 с.: ил.

4.Простаков С.В. Ювелирное дело. Начальное профессиональное образование.- 2-е изд., пер. и доп. – Ростов на Дону: «Феникс», 2004. – 352 с.

Литература для педагога:

1.Соколов М.В. Художественная обработка металла: Азы филиграни: учебное пособие. – М.: «Гуманитарный издательский центр Владос», 2009. – 144с, 8с. ил: ил.

2.Электронное учебное пособие: Новиков В.П. Почти все о ювелирных изделиях. –СПБ.: «Континент», 2007. – 408 с.

3.Мэтьюс Гленис Лесли. Эмали. Эмалирование. Эмальеры. Пер. с англ. – Омск: Издательский дом «Делал – Пресс», 2007. – 212 с., с ил.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сделай сам» имеет творческо-художественную направленность, является модифицированной. Новизна программы состоит в том, что она основывается не на каком-либо одном виде обработки древесины, а направлена на комплексное изучение различных техник и технологий: начиная от простейших, таких как выпиливание, до изготовления сложных деталей изделий на токарном станке по дереву.
0 ₽