Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Северный центр внешкольной работы»
Северного района Оренбургской области
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № ____________ от _____________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБУДО «Северный ЦВР» _________________ Т.Ю. Кочеткова Приказ № _________ от___________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Мастерская чудес»
Возраст обучающихся:7-17 лет
Срок реализации:1 год
Уровень программы:стартовый
Разработчик программы:
Педагог дополнительного образования
Кочеткова Татьяна Юрьевна
с.Северное, 2023 г.
Содержание
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ3
1.1. Пояснительная записка3
1.2. Цель и задачи программы5
1.3. Планируемые результаты освоения программы6
1.4. Учебно-тематический план7
1.5. Содержание учебно-тематического плана10
3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ14
3.1. Календарный учебный график14
3.2. Формы аттестации/контроля23
3.3. Оценочные материалы23
3.4. Методическое обеспечение программы23
3.5. Условия реализации программы24
3.6. Воспитательный компонент24
4. Список литературы27
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская чудес»
разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Локальные акты образовательной организации:
Устав образовательной организации МБУ ДО "Северный ЦВР";
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО "Северный ЦВР";
Положение о порядке проведения входного, текущего контроля, итогового контроля освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в МБУ ДО "Северный ЦВР";
Положение о реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме МБУ ДО "Северный ЦВР";
Договор о сетевой форме реализации дополнительных общеразвивающих программ.
Положение о порядке зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Направленность (профиль): художественная
Актуальность программы:
Актуальность данной программы состоит в том, что она, является комплексной по набору техник работы, это помогает овладеть основами разнообразной творческой деятельности, а также дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя мир декоративно-прикладного творчества.
Программа «Мастерская чуде» дает возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Воспитанники фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Данная программа направлена на развитие творческих способностей - процесс, который проходит все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Изучение отдельных видов прикладного творчества привело к построению программы «Мастерская чудес». Структура программы разработана с учетом возрастной психологии детей и их интересов.
Отличительные особенности программы:
Данная программа охватывает различные виды техник декоративно-прикладного творчества, знакомя обучающихся с многогранным миром творчества и искусства.
Новизна программы:
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных природных материалов.
Адресат программы:
Программа предназначена для обучения детей (подростков) в возрасте 7-17 лет.
В этом возрасте у детей появляется стремление выделиться, обратить на себя внимание. Девочки стараются красиво выглядеть, дарить подарки «не так как у всех». Стремление выглядеть и поступать неординарно вызывает у детей желание изготовления собственных изделий. Это вызывает у окружающих чувство восхищения, а у самого ребенка чувство гордости и самовыражения. У детей формируется волевое поведение, целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. Также в данном возрасте дети склонны к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы.
Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Общественно полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, создает возможность реализации своей индивидуальности. Поэтому в данной возрастной категории детей целесообразно привлекать к такой деятельности как помощь в оформлении праздников
Уровень освоения программы:стартовый (ознакомительный)
Наполняемость группы: 15 человек
Объем программы: 105 часов
Срок освоения программы:1 год
Режим занятий: з раза в неделю по 1 часу
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса:Занятия проводятся в различных формах: практическое занятие, беседа, выставка, мастер-класс, презентация, консультация, наблюдение, открытое занятие и т.д.
Цель программы: развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.
Задачи программы:
Образовательные:
• Ознакомление с видами прикладного творчества, основанного на различных видах материала;
• Познакомить учащихся с основными приемами и навыками декоративного творчества.
• Научить детей правильно строить свою речь, излагать свои творческие замыслы, идеи.
Развивающие:
• развитие творческих способностей, всестороннее развитие обучающихся;
• формирование и развитие культуры труда, воображения, наблюдательности, мышления, художественного вкуса;
• формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;
• развитие образного и логического мышления;
• развивать творческое мышление, творческую активность, кругозор, эстетический вкус, моторику рук, внимание
Воспитательные:
• Воспитание трудолюбия, аккуратности, бережное отношение к природе, целеустремленности, правильно оценивать работу своих товарищей
Предметные образовательные результаты:
• развитие интереса к предмету, включение в познавательную деятельность
• приобретение определенных знаний, умений, навыков, освоенных учащимися в ходе изучения предмета
• уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека
• понимать образную сущность искусства
• выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка
• создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве
• создавать средствами бумагопластики и природного материала выразительные образы природы, человека, животного.
Метапредметные результаты:
• усвоение учащимися способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и навыков;
• развитие мотивации, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности.
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.
• решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
• учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
• адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
• навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Личностные результаты:
• готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, общественной активной личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, которые представлены следующими компонентами: мотивационно-целостными (самореализация, саморазвитие, самосовершенствование); когнитивными (знания, рефлексия деятельности); операциональными (умения, навыки); эмоционально- волевыми (самооценка, эмоциональное отношение к достижению);
• учебно – познавательного интерес к Декоративно-прикладному искусству;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
• навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
• ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
• способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
• заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности, и формы промежуточной аттестации обучающихся. (ФЗ №273,ст.2,п.22).
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации и контроля | ||
теория | практика | всего | |||
I. | Раздел «Работа с природными материалами» | 3 | 11 | 14 | |
1.1 | Вводное занятие. Сбор природных материалов | 2 | - | 2 | Беседа. |
1.2 | Аппликация из листьев и семян. | - | 5 | 5 | Мини-выставка работ. |
1.3 | Украшение аппликацией из листьев и семян предметов быта. | - | 3 | 3 | Анализ выполненных работ. |
1.4 | Индивидуальная проектная работа. | 1 | 3 | 4 | Проект-защита |
II. | Раздел «Лепка из солёного теста» | 1 | 9 | 10 | |
2.1 | Азбука солёного теста. | 1 | 1 | 2 | Опрос. |
2.2 | Поэтапное выполнение изделия. Лепка совместной композиции по мотивам сказок | - | 2 | 2 | Анализ практической работы. |
2.3 | Натюрморт. Картина. | - | 3 | 3 | Выставка работ. |
2.4 | Скульптура. | - | 3 | 3 | Анализ творческой работы. |
III. | Раздел «Работа с бумагой и картоном» | 2 | 18 | 20 | |
3.1 | Свойства бумаги и картона. Техническое моделирование. Соединение деталей. Работа по чертежу. | 1 | 1 | 2 | Техническое моделирование. |
3.2 | Выполнение аппликаций. | - | 4 | 4 | Индивидуальная работа. |
3.3 | Техника «Вытынанки». «Красота зимнего окна». | - | 2 | 2 | Конкурсная работа |
3.4 | Папье-маше. Оригинальные техники рисования. Оформление окрашиванием. | - | 2 | 2 | Анализ практической работы. |
3.5 | Техника «Квиллинг». Выполнение коллажа | - | 3 | 3 | Практическая творческая работа |
3.6 | Техника «Торцевание». Выполнение | 1 | 3 | 4 | Практическая творческая работа |
3.7 | Плетение из газетных трубочек. Панно (корзиночки, коробочки) | - | 3 | 3 | Практическая творческая работа |
IV. | Раздел «Работа с нитками» | 3 | 11 | 14 | |
4.1. | Техника «Ниткография (Квилинг)». Аппликация из ниток | 1 | 2 | 3 | Практическая творческая работа |
4.2. | Техника «Стринг АРТ» | 1 | 3 | 4 | Практическая творческая работа |
4.3. | Техника «Изонить» | 1 | 2 | 3 | Практическая творческая работа |
4.4 | Поделки их ниток | - | 4 | 4 | Практическая творческая работа |
V | Раздел «Лепка» | 2 | 9 | 11 | |
5.1 | Виды и свойства пластилина. Выполнение изделий простых объемных форм. В зоопарке весело! Лепка животных. | 1 | 2 | 3 | Практическое занятие, Анализ творческих работ. |
5.2 | Чудеса своими руками (творческая работа ребёнка) | - | 3 | 3 | Анализ практических работ. |
5.3 | Техника «Пластелинография» | 1 | 2 | 3 | Пластилиновая сказка. Защита проекта. |
5.4 | Техника «Жгутовая аппликация» | - | 2 | 2 | Анализ практических работ. |
VI | Раздел «Работа с окрашенным зерном» | 1 | 6 | 7 | |
6.1. | Знакомство с материалами, процессом изготовления. Окрашивание зерна. Выкладывание цветов из зерна. Оформление картины | 1 | 2 | 3 | Анализ работ. |
6.2. | Творческий проект | - | 4 | 4 | Композиция. Оформление картины |
VII | Раздел «Поделки из бросового материала» | 2 | 12 | 14 | |
7.1. | Свойства бросового материала. Изготовление творческих изделий из бросового материала. | 1 | 1 | 2 | Беседа « Из чего мастерить …?» |
7.2. | Декоративное оформление изделия окрашиванием. | - | 2 | 2 | Анализ творческих работ. |
7.3. | Батик | 1 | 3 | 4 | Анализ творческих работ. |
7.4. | Мозаика из пластиковых крышек | - | 2 | 2 | Творческая работа |
7.5. | Аппликация из карандашной стружки | - | 2 | 2 | Творческая работа |
7.6. | Коллективный проект | - | 2 | 2 | Анализ творческих работ. |
VIII. | Раздел «Поделки из всего на свете» | 1 | 9 | 10 | |
8.1 | Свойства яичной скорлупы, её обработка, приёмы работы со скорлупой. | 1 | 1 | 2 | Игра «Угадай-ка». |
8.2 | Декоративно-прикладное творчество «Русская зима». | - | 2 | 2 | Конкурс |
8.3 | Разновидности пуговиц. Поделка из пуговиц. | - | 2 | 2 | Выставка работ |
8.4 | Мини- аквариум. (композиция в стеклянной банке). | - | 2 | 2 | Анализ творческой работы. |
8.5 | Декупаж из бутылок (салфеток, ткани) | - | 2 | 2 | Анализ творческой работы |
IX. | Раздел «Топиарий» | 1 | 2 | 3 | Выставка-конкурс |
9.1 | Топиарий – «дерево счастья». История изделия, традиции, техники исполнения. | 1 | - | 1 | Беседа |
9.2 | Изготовление топиариев в выбранной учащимися технике (цветочный декор, «денежное дерево», «летящая чашка» или др.). | - | 2 | 2 | Анализ практических работ. Оформление |
Итоговое занятие. Творческий проект. | 0 | 2 | 2 | Выявление уровня знаний по пройденным темам. Подведение итогов | |
Итого: | 16 | 89 | 105 |
Раздел 1: Работа с природными материалами (14ч.)Вводное занятие.
Теория: (3 ч.) Правила безопасной работы с природными материалами. Значение работы с природными материалами. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.
Практические работы. (11 ч.) Сбор различных природных материалов. Освоение правил просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок. Аппликация из листьев, игрушки из шишек, поделки из желудей, коллаж из природных материалов. Изготовление плоскостных, рельефных, объемных изделий из природных материалов по эскизам и сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шипах; сборка изделия.
Раздел 2. Лепка из солёного теста (10 ч. )
Теория: (1 ч.) Рецепт подготовки солёного теста. Азбука солёного теста. Приготовление теста, покраска, свойства. Фон, подготовка основы. Поэтапное выполнение изделия. Правила безопасной работы с солёным тестом. Гигиена труда.
Практические работы: (9ч.)Лепка фигур животных, картин, натюрморта, игрушечной «еды», растений, головоломок.
Раздел 3: Работа с бумагой и картоном. (20 ч.)
Теория: (2 ч.) Знакомство с бумагой: виды, свойства. Виды работ с бумагой: оригами, аппликация, обрывная аппликация, мозаика, коллаж квилинг. Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия. Изготовление изделий из бумаги.
Практические работы: (18 ч.) Выполнение творческих работ с бумагой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашиванием.
Раздел 4: Работа с нитками (14ч.)
Теория: (3ч.)
Практика: (11ч.)
Раздел 5:Лепка (11 ч.)
Теория: (2 ч.) Виды и свойства пластилина. Техники работы с пластилином. Пластилинография, торцевание, жгутики, лепка изделий.
Практическая работа: (9 ч.) Лепка фигур животных, сценки из жизни и сказок, цветы весны- аппликация.
Раздел 6:Работа с окрашенным зерном (7 ч.)
Теория: (1 ч.) Ознакомиться с различными видами аппликации. Ознакомиться с техникой окрашивания семян. Изучить технику создания аппликации из зерен. Назначение: подарок, украшение интерьера. Разные народы по-разному украшали свои жилища. Из истории возникновения аппликации известно, что она широко использовалась в народном творчестве. И сегодня – это искусство радует своей самобытностью и красотой.Аппликации из природного материала, отличное средство, помогающие в познании окружающего мира для детей. Работы из зерен и семян, отличное средство для развития мелкой моторики рук, фантазии и образного мышления.
Практическая работа: (6 ч.) Материалы для работы: рисовые зерна окрашенные в красный, зеленый, белый, розовый; пшено окрашенное в зеленый, красный цвет; перловая крупа окрашенная в коричневый желтый цвета; Ячневая крупа окрашенная в зеленый цвет; картон для фона аппликации; клей ПВА, кисточка; простой карандаш, черная ручка или фломастер. Композиция Выкладывание цветов из зерна.
Раздел 7:Поделки из бросового материала (14 ч.)
Теория: (2 ч.) Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Правила безопасной работы. Свойства бросового материала.
Практические работы: (12ч.)Изготовление творческих изделий из бросового материала. Декоративное оформление изделия окрашиванием.
Раздел 8: Поделки из всего на свете. (10 ч.)
Теория:(1 ч.)Свойства яичной скорлупы, её обработка, приёмы работы со скорлупой. Правила безопасной работы. Работа по эскизу. Использование всей цветовой гаммы. Разновидности пуговиц. Размеры, цвета ленточек. Прищепки. Цветная проволока. Техника безопасности. Декупаж.Декор бутылки (декупаж, роспись) Игрушки из спичечных коробков. Мини-сад за стеклом (композиция в стеклянной бутылке). Аквариум. Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы формообразования деталей изделия.
Практические работы: (9 ч.) Изготовление творческих изделий из яичной скорлупы, пуговиц, ленточек, прищепок, цветной проволоки, из старого подноса. Декоративное оформление изделия окрашиванием.
Примечание. Содержание данного раздела является вариативным. Оно может меняться в зависимости от желания детей или их родителей освоить тот или иной вид современного декоративно-прикладного искусства (утверждение содержания будет производиться каждый год с учетом результатов опроса учащихся и их родителей).
Раздел 10: Топиарии (3 ч.)
Теория: (1 ч.) Топиарий – «дерево счастья». История изделия, традиции, техники исполнения.
Практическая работа: (2 ч.) Изготовление топиариев в выбранной учащимися технике (цветочный декор, «денежное дерево», «летящая чашка» или др.).
Итоговое занятие (2 ч.)
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ по номинациям. (Желательно отметить всех учащихся по какой- либо номинации). Организуется фотосессия учащихся с выполненными работами.
Практическая работа: Подготовка самостоятельного творческого проекта. Оформление выставки.
Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы, содержащая комплекс основных характеристик образования и определяющая даты начала и окончания учебных периодов/этапов, количество учебных недель или дней, сроки контрольных процедур, организованных выездов, экспедиций и т.д.
Количество учебных недель: 35
Количество учебных дней: 105
Время проведения занятий: с 14:00 до 14:45 (понедельник, вторник, четверг)
Сроки учебных периодов: 1 полугодие – 15.09.2023 – 30.12.2023г.
2 полугодие – 09.01.2024 – 31.05.2024г.
Каникулярный период: 31.12.2023 – 08.01.2024г.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля | Дата проведения занятия | Причины изменения даты | |
планируемая | фактическая | ||||||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. Знакомство с программой | 1 | Теоритическое занятие | ||||
2 | Сбор и подготовка природных материалов. | 1 | Комплексное занятие | беседа | |||
3 | Аппликация из листьев и семян | 1 | Практическое занятие | наблюдение | |||
4 | Аппликация из листьев и семян | 1 | Практическое занятие | наблюдение | |||
5 | Аппликация из листьев и семян | 1 | Практическое занятие | наблюдение | |||
6 | Аппликация из листьев и семян | 1 | Практическое занятие | наблюдение | |||
7 | Аппликация из листьев и семян | 1 | Практическое занятие | Мини-выставка работ |
8 | Украшение аппликацией из листьев и семян предметов была. История. Традиции. | 1 | Практическое занятие | наблюдение | |||
9 | Украшение аппликацией из листьев и семян предметов была. История. Традиции. | 1 | Практическое занятие | наблюдение | |||
10 | Украшение аппликацией из листьев и семян предметов была. История. Традиции. | 1 | Практическое занятие | Анализ выполненных работ | |||
11 | Индивидуальная проектная работа. Планирование | 1 | Комплексное занятие | наблюдение | |||
12 | Индивидуальная проектная работа. Выполнение | 1 | Практическое занятие | наблюдение | |||
13 | Индивидуальная проектная работа. Выполнение | 1 | Практическое занятие | Анализ выполненных работ | |||
14 | Индивидуальная проектная работа. Защита проекта | 1 | Практическое занятие | Проект-защита | |||
15 | Азбука слоёного теста | 1 | Теоретическое занятие | ||||
16 | Азбука слоёного теста | 1 | Комплексное занятие | опрос | |||
17 | Поэтапное выполнение изделия. Лепка совместной композиции по мотивам сказок | 1 | Практическое занятие | наблюдение | |||
18 | Поэтапное выполнение изделия. Лепка совместной композиции по мотивам сказок | 1 | Практическое занятие | Анализ выполненных работ | |||
19 | Натюрморт. Картина из слоеного теста | 1 | Практическое занятие | наблюдение | |||
20 | Натюрморт. Картина из слоеного теста | 1 | Практическое занятие | наблюдение | |||
21 | Натюрморт. Картина из слоеного теста | 1 | Практическое занятие | Выставка работ | |||
22 | Скульптура из слоеного теста | 1 | Практическое занятие | наблюдение | |||
23 | Скульптура из слоеного теста | 1 | Практическое занятие | наблюдение | |||
24 | Скульптура из слоеного теста | 1 | Практическое занятие | Анализ выполненных работ | |||
25 | Свойства бумаги и картона. Техническое моделирование | 1 | Теоретическое занятие | Беседа | |||
26 | Свойства бумаги и картона. Работа по чертежу. Соединение деталей. | 1 | Комплексное занятие | Техническое моделирование | |||
27 | Выполнение аппликаций | 1 | Практическое занятие | наблюдение | |||
28 | Выполнение аппликаций | 1 | Практическое занятие | наблюдение | |||
29 | Выполнение аппликаций | 1 | Практическое занятие | наблюдение | |||
30 | Выполнение аппликаций | 1 | Практическое занятие | Индивидуальные работы | |||
31 | Техника «Вытынанки». Красоты зимнего окна» | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||
32 | Техника «Вытынанки». Красоты зимнего окна» | 1 | Практическое занятие | Участие в конкурсе | |||
33 | Папье-маше. Оригинальные техники рисования. Оформление окрашиванием. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||
34 | Папье-маше. Оригинальные техники рисования. Оформление окрашиванием. | 1 | Практическое занятие | Анализ выполненных работ | |||
35 | Техника «Квиллинг». | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||
36 | Техника «Квиллинг». Выполнение коллажа | 1 | Практическое занятие | Творческая работа | |||
37 | Техника «Квиллинг». Выполнение коллажа | 1 | Практическое занятие | Анализ выполненных работ |
38 | Техника «Торцевание» | 1 | Теоретическое занятие | ||||
39 | Техника «Торцевание» Выполнение аппликации. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||
40 | Техника «Торцевание» Выполнение коллажа | 1 | Практическое занятие | Творческая работа | |||
41 | Техника «Торцевание» Выполнение коллажа | 1 | Практическое занятие | Анализ выполненных работ | |||
42 | Плетение из газетных трубочек. Техника выполнения, подготовка материала | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||
43 | Плетение из газетных трубочек. Панно (корзиночки, коробочки) | 1 | Практическое занятие | Творческая работа | |||
44 | Плетение из газетных трубочек. Панно (корзиночки, коробочки) | 1 | Практическое занятие | Анализ выполненных работ | |||
45 | Техника «Ниткография (квиллинг)» | 1 | Теоретическое занятие | Наблюдение | |||
46 | Техника «Ниткография (квиллинг)» Аппликация из ниток» | 1 | Комплексное занятие | Творческая работа | |||
47 | Техника «Ниткография (квиллинг)» Аппликация из ниток» | 1 | Практическое занятие | Анализ выполненных работ | |||
48 | Техника «Стринг АРТ» | 1 | Теоретическое занятие | Наблюдение | |||
49 | Техника «Стринг АРТ». Выполнение панно | 1 | Комплексное занятие | Творческая работа | |||
50 | Техника «Стринг АРТ». Выполнение панно | 1 | Практическое занятие | Творческая работа | |||
51 | Техника «Стринг АРТ». Выполнение панно | 1 | Практическое занятие | Анализ выполненных работ | |||
52 | Техника «Изонить» | 1 | Теоретическое занятие | Наблюдение | |||
53 | Техника «Изонить» Выполнение творческой работы | 1 | Комплексное занятие | Творческая работа | |||
54 | Техника «Изонить» Выполнение творческой работы | 1 | Практическое занятие | Анализ выполненных работ | |||
55 | Поделки из ниток. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||
56 | Поделки из ниток. | 1 | Практическое занятие | Наблюдение | |||
57 | Поделки из ниток. | 1 | Практическое занятие | Творческая работа | |||
58 | Поделки из ниток. | 1 | Практическое занятие | Анализ выполненных работ | |||
59 | Виды пластилина. Выполнение изделий простых объемных форм. | 1 | Теоретическое занятие | Наблюдение | |||
60 | Виды пластилина. Выполнение изделий простых объемных форм. В зоопарке весело! Лепка животных. | 1 | Практическое занятие | Творческая работа | |||
61 | Виды пластилина. Выполнение изделий простых объемных форм. В зоопарке весело! Лепка животных. | 1 | Практическое занятие | Анализ выполненных работ | |||
62 | Чудеса своими руками (творческая работа ребенка) | 1 | Практическое занятие | Наблюдение | |||
63 | Чудеса своими руками (творческая работа ребенка) | 1 | Практическое занятие | Творческая работа | |||
64 | Чудеса своими руками (творческая работа ребенка) | 1 | Практическое занятие | Анализ выполненных работ | |||
65 | Техника «Пластелинография» | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||
66 | Техника «Пластелинография» | 1 | Практическое занятие | Творческая работа | |||
67 | Техника «Пластелинография» | 1 | Практическое занятие | Анализ выполненных работ |
68 | Техника «Жгутовая аппликация» | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||
69 | Техника «Жгутовая аппликация» | 1 | Практическое занятие | Творческая работа | |||
70 | Работа с окрашенным зерном. Процесс подготовки материалов. Выкладывание цветов из зерна. Оформление картины. | 1 | Теоретическое занятие | Наблюдение | |||
71 | Работа с окрашенным зерном. Процесс подготовки материалов. Выкладывание цветов из зерна. Оформление картины. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||
72 | Работа с окрашенным зерном. Процесс подготовки материалов. Выкладывание цветов из зерна. Оформление картины. | 1 | Практическое занятие | Творческая работа | |||
73 | Творческий проект | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||
74 | Творческий проект | 1 | Практическое занятие | Наблюдение | |||
75 | Творческий проект | 1 | Практическое занятие | Наблюдение | |||
76 | Творческий проект | 1 | Практическое занятие | Защита проекта | |||
77 | Поделки из бросового материала. Свойства бросового материала. Изготовление творческих изделий из бросового материала | 1 | Теоретическое занятие | Наблюдение | |||
78 | Поделки из бросового материала. Свойства бросового материала. Изготовление творческих изделий из бросового материала | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||
79 | Поделки из бросового материала. Декоративное оформление изделия окрашиванием. | 1 | Практическое занятие | Наблюдение | |||
80 | Поделки из бросового материала. Декоративное оформление изделия окрашиванием. | 1 | Практическое занятие | Творческая работа | |||
81 | Поделки из бросового материала. Техника «Батик» | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||
82 | Поделки из бросового материала. Техника «Батик» | 1 | Практическое занятие | Наблюдение | |||
83 | Поделки из бросового материала. Техника «Батик» | 1 | Практическое занятие | Творческая работа | |||
84 | Поделки из бросового материала. Техника «Батик» | 1 | Практическое занятие | Анализ выполненных работ | |||
85 | Поделки из бросового материала. Мозаика из пластиковых крышек. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||
86 | Поделки из бросового материала. Мозаика из пластиковых крышек. | 1 | Практическое занятие | Творческая работа | |||
87 | Аппликация из карандашной стружки | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||
88 | Аппликация из карандашной стружки | 1 | Практическое занятие | Творческая работа | |||
89 | Поделки из бросового материала. Коллективный проект. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||
90 | Поделки из бросового материала. Коллективный проект. | 1 | Практическое занятие | Коллективный проект | |||
91 | Свойства яичной скорлупы, ее обработка, приемы работы со скорлупой. | 1 | Комплексное занятие | наблюдение | |||
92 | Свойства яичной скорлупы, ее обработка, приемы работы со скорлупой. | 1 | Практическое занятие | Творческая работа | |||
93 | Декоративно прикладное творчество «День победы» | 1 | Практическое занятие | Творческая работа |
94 | Декоративно прикладное творчество «День победы» | 1 | Практическое занятие | Участие в конкурсе | |||
95 | Разновидности пуговиц. Поделки из пуговиц. | 1 | Практическое занятие | наблюдение | |||
96 | Разновидности пуговиц. Поделки из пуговиц. | 1 | Практическое занятие | Творческая работа | |||
97 | Мини-аквариум. (композиция в стеклянной банке) | 1 | Практическое занятие | наблюдение | |||
98 | Мини-аквариум. (композиция в стеклянной банке) | 1 | Практическое занятие | Творческая работа | |||
99 | Декупаж из бутылок (салфеток, ткани) | 1 | Практическое занятие | наблюдение | |||
100 | Декупаж из бутылок (салфеток, ткани) | 1 | Практическое занятие | Творческая работа | |||
101 | Топиарий – «дерево счастья». История изделия. Традиции, техники исполнения. | 1 | Теоретическое занятие | ||||
102 | Изготовление топиариев в выбранной учащимся технике (цветочный декор, «Денежное дерево», «летящая чашка» или др.) | 1 | Практическое занятие | наблюдение | |||
103 | Изготовление топиариев в выбранной учащимся технике (цветочный декор, «Денежное дерево», «летящая чашка» или др.) | 1 | Практическое занятие | Творческая работа | |||
104 | Итоговое занятие. Творческий проект | 1 | Практическое занятие | Творческий проект | |||
105 | Итоговое занятие. Творческий проект | 1 | Практическое занятие | Творческий проект |
Формы аттестации/контроля для выявления предметных и метапредметных результатов:
творческая работа
творческий проект
фестиваль
конкурс
отчетные выставки
Формы аттестации/контроля формы для выявления личностных качеств:
Наблюдение
Беседа
Портфолио
Особенности организацииаттестации/контроля:
В начале обучения входной мониторинг/контроль не требуется
Творческие работы обучающихся подготовленные для участия в районных мероприятиях:
- Фестиваль народного творчества "Обильный край благословенный"
- Фестиваль детского творчества "Русская зима"
- Фестиваль детского творчества "Зажги свою звезду"
- Смотр детских объединений художественной направленности"
Методические материалы:
Методики и технологии:
При обучении по данной программе используются следующие методы:
• объяснительно-иллюстративный;
• репродуктивный;
• частично-поисковый;
• проектный;
• исследовательский.
Краткое описание работы с методическими материалами:
Объяснительно-иллюстративный метод - это объяснение нового материала, основывается на демонстрации учебно-наглядного материала. При помощи него учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.
Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения учащимися навыков и умений и обогащения знаний.
Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы учащихся.
Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности учащихся, решении конкретных задач.
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:
наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 15 человек и отвечающего правилам СанПин;
наличие ученических столов и стульев, соответствующих возрастным особенностям обучающихся;
шкафы стеллажи для оборудования, а также разрабатываемых и готовых прототипов проекта;
наличие необходимого оборудования согласно списку;
наличие учебно-методической базы: качественные иллюстрированные определители животных и растений, научная и справочная литература, наглядный материал, раздаточный материал, методическая литература.
Материально-техническое обеспечение программы:
Наименование | Количество | Область применения |
Проектор | 1 шт. | Используется для показа исторических данных и техники выполнения |
Творческие наборы | по количеству обучающихся | Используются при выполнении творчески работ |
Информационное обеспечение программы:
Наименование | Ссылка | Область применения |
Группа художественно-технологической направленности «Творим вместе» (ВКонтакте) | https://vk.com/tvorim_vmeste_zvr | Используется для подборки творческих практических работ |
Кадровое обеспечение программы:
Для реализации программы требуется педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Цель воспитательной работы
Создание условий для развития, саморазвития и самореализации личности обучающихся через творческую деятельность Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.
Задачи воспитательной работы
• воспитание трудолюбия, аккуратности,
• бережное отношение к природе,
• целеустремленности, правильно оценивать работу своих товарищей.
Приоритетные направления воспитательной деятельности
гражданско-патриотическое воспитание, воспитание положительного отношения к труду и творчеству, экологическое воспитание
Формы воспитательной работы
беседа, дискуссия, экскурсия, викторина, ярмарка, фестиваль, акция,
Методы воспитательной работы
беседа, дискуссия, пример, поручение, создание воспитывающих ситуаций, игра, поощрение, наблюдение, анкетирование, анализ результатов деятельности,
Планируемые результаты воспитательной работы
• готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, общественной активной личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, которые представлены следующими компонентами: мотивационно-целостными (самореализация, саморазвитие, самосовершенствование); когнитивными (знания, рефлексия деятельности); операциональными (умения, навыки); эмоционально- волевыми (самооценка, эмоциональное отношение к достижению);
• учебно – познавательного интерес к Декоративно-прикладному искусству;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
• навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
• ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
• способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
• заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название мероприятия | Задачи | Форма проведения | Сроки проведения |
1 | Онлайн фото-выставка «Краски осени» | Развивать навыки передачи красоты природы, через фотографии | Дистант. | сентябрь |
2 | Конкурс творческих работ «Пластилиновые сказки» | Прививать любовь к сказкам, через создание творческих работ. | Дистант. | Ноябрь |
3 | Акция по природоохранной деятельности «Птицеград» | Прививать любовь к птицам. Учить заботиться о птицах, изготавливая скворечники и кормушки | Очно-дистант. | Ноябрь |
4 | Ежегодный районный фестиваль детского творчества «Русская зима» | Развивать навыки передачи красоты природы, через творческие работы | Дистант. | Декабрь |
5 | Муниципальный (отборочный) этап Международного фестиваля «Детство без границ» | Развитие чувства прекрасного, детской фантазии, восприятия цветовой гаммы. | Очно-дистант. | Январь |
6 | Творческий конкурс «Модели военной техники» | Развивать навык начального моделирования. | Очный | Февраль |
7 | Фестиваль народного творчества "Обильный край благословенный" | Прививать любовь к народному творчеству. | Очный | Март |
8 | Конкурс художественного и декоративно прикладного творчества «Любимой маме» | Прививать чувства любви и заботы о ближних. | Дистант | Март |
9 | Ежегодная районная выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества «Звездная дорожка» | Воспитывать чувство гордости за достижения великих русских людей. | Дистант | Апрель |
10 | Конкурс декоративно-прикладного творчества «Светлая пасха» | Познакомить обучающихся с историей празднования Светлой Пасхи. | Дистант | Апрель |
11 | Фестиваль детского творчества "Зажги свою звезду" | Развивать творческие способности, посредством участия в фестивале. | Очно | Май |
12 | Смотр детских объединений художественной направленности" | Развитие навыков публичного выступления (защита проекта, творческой работы) | Очно | по графику |
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ст.2, п.9, п. 14; ст.12, п.5; ст.33, п.2; ст.75, п.2, п.4).
Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л. Н. Буйлова // Молодой учёный. — 2015. — №15. — С. 567-572.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41.
Образовательно-методический комплекс в дополнительном образовании детей [Текст] : метод. пособие / Д. Ш. Багаутдинова, Т. В. Кондикова, И. А. Костева ; под общ. ред. И. А. Костевой. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. – 36 с.
Азбука эффективных форм внеурочной деятельности [Текст] : слов.-справ. / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. –72 с.
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. – М.: «Аким», 1995 г.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. - СПб: «Литера», 1997г.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. СПб: «Кристалл», 2002 г.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. – СПб: «Химия», 1995 г
Букин М., Букина С. Квиллинг. Практикум для начинающих. – М.: Феникс, 2013 г. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1992 г.
Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. - М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2002 г.
Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - СПб: Детство-Пресс, 2007.
Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007
Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций, М.: Айрис Пресс, 2004 г
Зайцев А. Учение о цвете и живописи. - М.: Академия развития, 1985.
Миловский А. Песнь Жар-птицы. - М.: Искусство, 1987.
Москва. Просвещение. 1991г
Некрылова А. Круглый год. - М.: Просвещение, 1991.
Николаенко Н. Икебана. - М.: «Кладезь»1988
Задворная Т. Аранжировка цветов. - М.: Искусство, 1994.
Новикова Е. Вдохновение. - М.: Искусство, 1994.
Программы. Культура быта. - М.: Просвещение, 1986
Пропп В. Русские аграрные праздники. - М.: Просвещение,1963.
Саркисова Л. Искусство букета. - М.: Искусство, 1970.
Субботина Т. Все хотят быть счастливыми. - М.: Просвещение, 1991.
Черней Е. Цветы и фантазия. - М.: Искусство, 1987.
Юдин Г. Птица Сирин и всадник на белом коне. - М.: Детская литература, 1991
Информация для карточки в Навигаторе
Полное название: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творим вместе»
Публичное название: ДООП "Творим вместе"
Краткое описание:
В ходе реализации программы, обучающиеся осваивают различные техники изготовления изделий из разнообразных природных материалов.