Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Подготовка к ГИА
  3. Элективный курс по русскому языку "Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ"

Элективный курс по русскому языку "Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ"

Элективный курс по русскому языку «Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ» предназначен для учащихся 10-11 классов. Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Подготовка к ГИА

Категория

Подготовка к ГИА
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Элективный курс по русскому языку

"Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ"

Пояснительная записка

Элективный курс по русскому языку «Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ» предназначен для учащихся 10-11 классов.

Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.

Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (часть С) по русскому языку в 11 классе. А также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.

Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.

Программа элективного курса предназначена для обучающихся 10-11 класса и рассчитана на 34 часа.

Цель: создание условий для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; развитие речемыслительного потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.

Цели элективного курса:

- гуманитарное развитие учащихся;

- развитие творческих способностей личности;

- овладение учащимися свободной письменной речью;

- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку

Задачи : развитие коммуникативной компетенции обучающихся;

  • формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;

  • овладение нормами русского литературного языка;

  • обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • развивать умение выявлять, осмыслять и интерпретировать содержащуюся в исходном тексте смысловую информацию;

  • формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное отношение к содержанию исходного текста;

  • обучение работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ;

  • воспитание способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова.

Задачи элективного курса:

  • - помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению  задания С на ЕГЭ:

  • - совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

  • - формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

  • - совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

  • - совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

  • - формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Программа включает:

  • - пояснительную записку;

  • - содержание программы;

  • - технологию организации учебного процесса;

  • - формы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценки;

  • - требования к результатам освоения элективного курса;

  • - список литературы;

  • - электронные приложения (тематическое планирование, критерии оценки сочинения-рассуждения,  методические разработки уроков, дидактический материал)

Содержание программы

  Модуль1. Теоретический аппарат курса.

  1. Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе»

Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.

  1. Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений

  2. Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.

  3. Комментарий  основной проблемы текста. Виды  и категории проблем, рассматриваемых  авторами в исходных текстах.

  4. Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции

  1. Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.

  2. Заключительная часть сочинения.

Модуль 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.

1. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля

2. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля

3. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля

4. Экспертная оценка  творческих работ.

Методическая часть

Прогнозируемый  результат

Программа элективного курса предусматривает  обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

Ожидаемые результаты. учащиеся должны знать:

  • теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;

уметь применять такие коммуникативные умения как умение:

  • интерпретировать содержание исходного текста;

  • последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;

  • выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;

  • создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения части С;

  • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

владеть:

  • коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.

Формы изучения курса:  групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.

Содержание программы

Введение (2 ч.) Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Языковые нормы (1 ч.) Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.

Текст (3 ч.) Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи (2 ч.) Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами.

Функциональные стили речи (2 ч.) Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работа с текстами.

Изобразительно-выразительные средства языка (3 ч.) Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Работа с текстами.

Коммуникативная компетенция (21 ч.) Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Работа с текстами.

Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами.

Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.

Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами. Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники аргументации. Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами.

Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.

Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических норм . Работа с текстами.

учебно-тематический план элективного курса «Соч.-рассуждение в формате ЕГЭ».

п/п

 Тематика курса

кол-во часов

теоретич. часть

практич.часть

 1

Введение

2

2

-

 2

Языковые нормы

1

1

-

 3

Текст

3

2

1

 4

Функционально-смысловые типы речи

2

1

1

 5

Функциональные стили речи

2

1

1

 6

Изобразительно-выразительные средства языка

3

2

1

 7

Коммуникативная компетенция.

21

8

13

Всего в 11 классе

34

17

17

Методическое обеспечение программы.

Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений обучающий получал в результате практической деятельности.. Практические занятия - работа с текстами, со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка,

Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

  1. Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение части 3 (С). М.: Экзамен,2008.

  2. Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С) М: Экзамен, 2011.

  3. Е.С. Симакова. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение». М.: АСТ Астрель, 2008.

  4. И.П. Цыбулько ЕГЭ Русский язык. Выполнение заданий А, В, С. Актив-тренинг. М: Национальное образование, 2011.

  5. Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.

  6. Т.Н. Сокольницкая Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007.

  7. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2007.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ элективного курса 

«Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ»

п/п

Тема занятия (34 часа)

К-во час.

I

Введение

2

1

Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.

1

2

Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

1

2

Языковые нормы

1

3

Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.

1

3

Текст (3 ч.)

3

4

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте.

1

5

Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте.

1

6

Основная и дополнительная информация микротекста.

1

4

Функционально-смысловые типы речи

2

7

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.

1

8

 Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами.

1

5

Функциональные стили речи

2

9

Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи

1

10

 Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работас текстами.

1

6

Изобразительно-выразительные средства языка

3

11

Речь. Языковые средства выразительности.

1

12

Тропы, их характеристика.

1

13

Стилистические фигуры. Работа с текстами.

1

7

Коммуникативная компетенция

21

14

Виды информации в тексте. Информационная обработка текста.

1

15

Употребление языковых средств. Работа с текстами.

1

16

Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами.

1

17

Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способывыявления проблемы.

1

18

Типовые конструкции для формулирования проблемы.Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.

1

19

 Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте.

1

20

 Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь.

1

21

Типовые конструкции для комментирования проблемы.Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.

1

22

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.

1

23

Средства выражения позиции автора.. Автор и рассказчик.

1

24

Типовые конструкции для выражения авторской позиции.Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.

1

25

Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность».

1

26

Структура аргумента. Источники аргументации.

1

27

Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами.

1

28

Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста.

1

29

Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

1

30

Основные средства связи между предложениями в тексте.

1

31

Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.

1

32

Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка.

1

33

Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами

1

34

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку.

1

ИТОГО:

34 ч.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Элективный курс по русскому языку «Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ» предназначен для учащихся 10-11 классов. Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.
0 ₽