Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
города Минеральные Воды
Программа
элективного курса
«Великие люди Германии»
Программа рассчитана на полгода обучения.
Курс «Великие люди Германии»ориентирован на учеников 9 классов (15-16 лет), 1 час в неделю.
Автор программы: Дибижева Рита Владимировна
г. Минеральные Воды
Пояснительная записка
Цели курса:
социокультурное развитие школьников,
развитие творческого потенциала школьников на основе введения их в мир музыки, литературы, живописи, изобретений Германии,
интеграция с предметами художественно- эстетического, естественно-научного цикла.
Курс несет культурообразующую функцию, обеспечивающую развитие
культуры средствами образования.
Проблема:
Немецкая культура - мировое наследие в сегодняшней действительности.
Основные идеи курса:
воспитание человека в духе уважения к инокультуре,еёроли в мировой культуре,
освоение общечеловеческих духовно-нравственных ценностей,
управление личностным развитием учащихся.
Задачи курса:
Духовно-нравственное и эстетическое обогащение личности ученика
Развитие умений читать на немецком языке.
Развитие речевых способностей.
Умение переводить отрывки на русский язык.
Умение выражать свое мнение.
Умение находить необходимую литературу для сообщений.
Умение давать характеристику жизни и творчеству людей искусства Германии.
Развитие умений писать сочинения, эссе, аннотации.
Развитие умений участвовать в дискуссии.
Содержание курса реализуется на основе следующих методов:
Художественно-педагогическая литература.
Наглядная иллюстрация, музыкальные записи.
Проблемно-поисковый.
Коллективное осмысление.
Коммуникативно-ориентированный.
Принципы, лежащие в основе успешного преподавания данного курса:
Принцип доступности.
Принцип культуросообразности.
Основу составляет общечеловеческие ценности, а отношение к ребенку определяется исходя из его понимания как свободной, целостной личности.
Принцип личностного подхода к учащемуся.
Принцип ценностно-смысловой направленности образования.
Принцип природосообразности.
Воспитание в соответствии с возрастными особенностями.
Аспекты программы:
1.Содержательный.
Включение исторических, культурных, литературоведческих элементов, реалий, традиций. Восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры.
2.Деятельный аспект.
Данный курс предполагает сочетание деятельности обучения на немецком языке с другими видами деятельности: учебной, эстетической, познавательной. К ним относятся:
работа с литературой, поиск нужной информации в Интернет, прослушивание аудиокассет, просмотр видеокассет, телепередач, подготовка презентаций, изготовление стенгазет, иллюстраций, использование в работе анкетирования, интервью, эссе, сочинений, подготовка и проведение внеклассных мероприятий.
3.Языковый аспект включает перечень лексических единиц и словосочетаний, необходимых при чтении текстов. Для реализации
программы рекомендуется использовать личностно-
ориентированные технологии, блоковую подачу материала,
обучение на деятельной основе, что означает:
а) чтение художественной литературы с анализом отдельных аутентичных отрывков;
б) просмотр видеофильмов, репродукций художников; в), письменное оформление заметок интерактивных лекций; г), перевод отрывков на русский язык; д). поисковая работа с литературой;
е) высказывание своего мнения, подготовка презентаций, докладов; ж), выполнение письменных работ в виде аннотаций, эссе;
з) чтение, декламация, драматизация, подготовка и участие в викторинах, конкурсах, выполнение рисунков.
Формы работы:
индивидуальная, парная, групповая.
Принципы отбора материала.
Доступность.
Степень сложности литературных отрывков определена уровнем обучения учащихся.
Учащимся предлагается список дополнительной литературы для чтения.
Научность.
Изучаемые писатели, поэты, художники, музыканты признаны в мировой культуре.
Аутентичность.
Учащиеся работают с художественными неадаптированными произведениями, статьями из немецких газет, видиофильмами, материалами Интернет.
Гражданская значимость, духовно-нравственное содержание. Знания материала помогают включиться в диалог культур, способствуют реализации творчески и коммуникативно-ориентированного обучения.
Критериями успешного освоения курса, сформированности социокультурных умений является приобретение следующих компетенций: КОММУНИКАТИВНОЙ:
понимание содержания аутентичных текстов;
осознание взаимосвязи исторических процессов и их отражение литературе, искусстве, музыке;
-обмен мнениями, собственное высказывание своего мнеия к событиям.
КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ:
составление викторин, загадок, кроссвордов;
сбор, систематизация материала;
подготовка выступлений по биографической тематике;
использование справочников, словарей, энциклопедий, Интернет;
участие в драматизации литературных произведений.СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ:
формирование эстетического вкуса;
формирование мышления;
-формирование отношения к литературе, музыке, живописи как к познавательным источникам культурного наследия мира.
Учебно-тематический план
№ ' | Название.темы занятий | Часы | Формы контроля |
1 | Людвиг ван Бетховен | 1 | Аннотация |
2 | Франц Шуберт | 1 | Эссе |
3 | О детских годах Вильгельма Фридемана Баха (сына И.С.Баха | 1 | Аннотация |
4 | Братья Гримм | 1 | Инсценировка сказки |
Гете. «Фауст» | 1 | Дискуссия | |
6 | Шиллер. «Разбойники» | 1 | Дискуссия |
7 | Генрих и Томас Манн | 1 | Круглый стол |
8 | Карл Мария фон Вебер | 1 | Эссе |
9 | Кете Кольвиц | 1 | Дискуссия |
10 | Адольф Монцель | 1 | Дискуссия |
11 | Альбрехт Дюрер | 1 | Эссе |
12 | Ганс Гольбейн | 1 | Аннотация |
13 | Иоганн Кеплер | 1 | Дискуссия |
14 | Готфрид Вильгельм Лейбниц | 1 | Аннотация |
15 | Роберт Кох | 1 | Эссе |
16 | Юстус фон Либиг | 1 | Аннотация |
17 | Макс Планк | 1 | Аннотация |
18 | Альберт Эйнштейн | 1 | Дискуссия |
Литература
Учебное пособие «Немецкий язык. 9-11 класс Ж.Л. Витлин, Р.Л. Златогорская
Интернет ресурсы
https://znanio.ru/media/prezentatsiya-velikie-lyudi-germanii-2833163
https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/nemetskiy-yazyk/library/2012/03/05/velikie-lyudi-germanii