Развитие эмоционального интеллекта дошкольников.
Игры для детей младшего дошкольного возраста.
«Лисичка подслушивает» (для детей 3-4 лет).
Про Таню (горе — радость)
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик (горе).
«Тише, Танечка, не плачь —
Не утонет в речке мяч!»
Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).
Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.
Упражнения на развитие чувств и эмоций детей, на развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста:
• Сладкая конфета
• Горькое лекарство
• Кислый лимон
• Грязная бумажка
• Красивая игрушка
Игра «Волшебный стул»
Цель: Развитие навыков взаимодействия, достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции.
Ход игры: Один из детей садится в центр на «волшебный стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
Старичок» (для детей 3-4 лет).
Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной).
Ход: прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.
«Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи, да бух-бух!
Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь,
Да трюх-трюх!
Раз, увидев паучка,
Страшно испугался
Но, схватившись за бока,
Громко рассмеялся:
Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо, да гуль-гуль!
Ги-ги-ги, да га-га-га,
Го-го-го, да буль-буль!
А увидев стрекозу,
Страшно рассердился,
Но от смеха на траву
Так и повалился:
Гы-гы-гы, да гу-гу-гу,
Го-го-го, да бах-бах,
Ой, ребята! Не могу!
Ой, ребята! Ах, ах!
«Лисичка подслушивает» (для детей 3-4 лет).
Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).
Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.
«Под дождиком»
Цели:- учить детей выражать эмоции радости и грусти.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
-учить имитировать простейшие движения.
- развивать ориентировку в пространстве.
-развивать мелкую моторику рук.
Оборудование и материалы: большой зонт, аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.
Ход этюда.
Дети начинают бегать под «дождиком», подставлять ладошки под его «капли». Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу – настоящий ливень! Взрослый открывает зонт и зовет детей, предлагая спрятаться от дождя. Педагог под зонтом с радостью встречает детей, имитирует движения - как будто вытирает им носики, ручки, стряхивает капли дождя с одежды, приглашая делать то же самое и детей.
Затем педагог предлагает детям самим побыть «дождиком». Он просит их сделать капельки из синей бумаги( разорвать синюю бумагу на мелкие кусочки, скатать их в маленькие шарики), а затем подбросить их вверх. Педагог показывает, как можно бросать капельки на себя или на другого ребенка.
«Капельки»
Цели: - учить детей выражать эмоции радости и грусти.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
- развивать ориентировку в пространстве.
Оборудование: аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.
Ход этюда.
Дети делают «капельки», подбрасывают их, стараясь «намочить» как можно больше окружающих.
Потом взрослый обращает внимание детей на то, что дождь закончился, выглянуло солнце и можно погулять, побегать по полянке.
Игры для детей среднего дошкольного возраста.
«Вкусные конфеты» (для детей 4-5 лет).
Цель: передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).
Ход: у девочки в руках воображаемая коробка с конфетами.
Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.
«Жадный пёс» (для детей 4-5 лет).
Цель: через мимику и жесты передавать черты характера (жадность).
Ход: Педагог читает стихотворение В. Квитко.
«Жадный пёс дрова принёс,
Воды наносил, тесто замесил,
Пирогов напёк, спрятал в уголок,
И съел сам – гам, гам, гам!»
Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении.
«Копилка добрых дел»
Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.
«Выбрасываем злость»
Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее.
«Ласковые имена»
Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Сереженька, Богданчик, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.
«Встаньте те, кто…»
Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.
Ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто ...
- любит бегать,
- радуется хорошей погоде,
- имеет младшую сестру,
- любит дарить цветы и т.д.
«Волшебные средства понимания»
Вводная беседа.
Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.
- Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?
- Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека).
- Почему эти средства понимания мы можем назвать "волшебными"?
- Можем ли мы с вами применять эти "волшебные" средства, когда?
«Лица»
Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.
Руководитель вывешивает на доске различные картинки, маски:
-радость, - удивление, - интерес,
- гнев, злость, -страх, - стыд,
- презрение, -отвращение.
Игры для детей старшего дошкольного возраста.
«Прогулка» (для детей 5-6 лет).
Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, удовольствие, удивление).
Ход: Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам.
«Битва» (для детей 6-7 лет).
Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, гордость, страх). Развитие творческого воображения.
Ход: Один ребёнок изображает Ивана-царевича, второй-
- Змея – Горыныча (голова и кисти рук - это головы Змея). Идёт сражение. Иван- царевич одерживает победу Змей – повержен.
Этюд на проявление эмоций.
Раннее утро. Мышки спят. Покажите, как они подложили под щёчку ладошки, глаза закрыли и мирно посапывают.
Пора, мышки, просыпаться! Открыли они глазки, а на улице дождь. Я буду читать стихотворение, а вы показывайте все эмоции и жесты мышек.
Сначала они удивились,
потом глубоко возмутились.
Обиделись, но не на всех.
С обидой они отвернулись,
Как мышь на крупу, все надулись.
И вдруг опечалились все.
Поникли печальные плечи,
в глазах опечаленный вечер.
И слёзы вот-вот побегут.
Но тут лучик солнца украдкой
По щёчке скользнул нежно-гладкой.
И всё засветилось вокруг.
От радости все улыбнулись.
Как будто от сна все очнулись.
Запрыгали и закричали: Ура! Ура!
Ребята, назовите какие эмоции, вы показали мимикой и жестом? (удивление, обида, печаль, радость).
Как вы понимаете, такое выражение «Как мышь на крупу, все надулись»? (это значит обидеться без причины). Представьте, что мышка обиделась на крупу, которую ест. Это глупо, правда? Так и вы иногда обижаетесь, а сами не знаете на что.
Игра «Доброе животное»
Цель: Развитие эмпатии, творческого воображения; создание положительных эмоций.
Материал: Листы белой бумаги, краски или фломастеры, медаль-смайлик на каждого ребенка. Тихая спокойная музыка.
Ход игры: Детям дается задание – «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите каким-нибудь волшебным средством понимания». Дети расходятся по разным углам, каждый к своему месту. Рисование проводится под тихую, спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами. Затем рисунки выставляются, и каждый ребенок рассказывает о своем добром животном. Всем детям вручается картонная медаль-смайлик.
Игра «Разноцветный букет»
Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.
Ход игры: Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов.
Игра «Я радуюсь, когда…»
Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Петя должен будет поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда…»
Петя рассказывает, когда он радуется, а затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»
Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.
Упражнение «Зеркало»
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»
После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Некоторые дети изображают подобие улыбки. На них необходимо обратить особое внимание.
Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.
Игра «Рассмеши принцессу- несмеяну»
Педагог рассказывает историю о принцессе, которая всегда была печальна. Никому никогда не удавалось вызвать на ее лице улыбку. Детям предлагается ответить на вопрос: «Как я могу рассмешить принцессу?». После небольшой паузы ребята подходят к стеллажу с миниатюрами и выбирают фигурки для своей истории. Затем каждый из них с помощью своих персонажей рассказывает смешную историю, проигрывая ее в песочнице. В конце педагог подводит итоги, выбирая наиболее смешной рассказ. При этом он благодарит ребят за то, что принцесса наконец-то улыбнулась.
«Страшный зверь» (для детей 5-6 лет).
Цель: через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный).
Ход: Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту.
«Прямо в комнатную дверь,
Проникает хищный зверь!
У него торчат клыки
И усы топорщатся-
У него горят зрачки-
Испугаться хочется!
Может это львица?
Может выть волчица?
Глупый мальчик крикнул:
- Рысь!!
Храбрый мальчик крикнул:
- Брысь!»
К 20
4. «Волшебное колечко» (для детей 6-7 лет).
Цель: через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой, справедливый). Развивать творческое воображение.
Ход: Злой волшебник, с помощью заколдованного колечка,
Превращает хорошего мальчика в плохого. Мальчик всех обижает, дразнит, всё ломает. Наконец, устав, он засыпает. Добрый волшебник предлагает спасти мальчика, снять кольцо. Все дети тихо подходят и снимают колечко.
Мальчик просыпается. Он снова ласковый, просит у всех прощения. Всем весело.
Консультация для родителей: зачем развивать эмоциональный интеллект?
«Научите своего ребенка дружить с эмоциями.
Это умение не раз пригодиться ему в жизни!» Елена Ульева
Большая часть нынешних образовательных и воспитательных методик направлена на развитие рационального мышления ребёнка и на повышение уровня его интеллекта. Родители учат детей чтению, способности логически мыслить и рассуждать, заботятся о его физическом здоровье. Но, вопреки расхожему мнению, важнейшую роль в становлении личности и социализации ребёнка играет именно эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект помогает приспосабливаться к разным жизненным условиям, справляться со стрессовыми ситуациями, достигать карьерных высот и преодолевать трудности. Социализация ребенка в школе, его мотивация к учёбе, желание контактировать с людьми и исследовать внешний мир напрямую зависят от эмоционального климата внутри семьи.
Для ребенка самые близкие люди, от которых он ожидает помощи, – это его родители. Однако поддерживать другого – непростое дело, требующее деликатности, навыков обращения с чужими чувствами.
1. Признайте важность переживаний ребенка
Возможно, потеря любимого плюшевого мишки кажется вам мелкой неприятностью. А для ребенка это был его лучший друг, и предложение просто заменить его на нового вызовет обиду или негодование.
Постарайтесь не реагировать на проблему ребенка словами «это не страшно», «ничего особенного не случилось», «это не повод для слез».
Ребенок переживает такие слова как отрицание важности происходящего и обесценивание своих чувств. Раз он плачет – значит в его глазах случившееся слез заслуживает.
2. Дайте ребенку выплакаться
Когда плачет близкий человек, а тем более ребенок, часто нам бывает трудно это выносить. И тогда наша первая реакция – сделать что-то, чтобы притушить масштаб его чувств. Однако это облегчает ситуацию скорее для самих родителей.
Психика ребенка справляется с потерями так же, как и психика взрослого, – на первой стадии ему необходимо погоревать. Обнимите его и дайте выплакаться. Слезы скоро высохнут сами, а ребенок получит опыт здорового проживания потерь и обид, сможет в дальнейшем запрашивать поддержку близких и рассчитывать на вас в трудные моменты жизни.
3. Выслушайте ребенка
Не торопитесь предлагать ребенку варианты решения проблемы или исправлять ситуацию. Сначала дайте ему выговориться, используя технику активного слушания: задавайте уточняющие вопросы. Проверяйте, правильно ли вы поняли суть проблемы. И самое главное – дайте ребенку понять, что его чувства уместны и имеют право на существование. Например, вы можете сказать так: «Я вижу, что ты очень злишься/опечален/встревожен, и могу тебя понять. Это действительно возмутительно/грустно/страшно, когда происходит то, что случилось с тобой».
4. Избегайте фразы «все будет хорошо»
Эту фразу часто произносят, желая поддержать другого человека. Но, сказав это, вы даете ребенку обещание, которое не можете выполнить. Вы не знаете, как все будет, и не можете знать – ведь вы не управляете Вселенной. Таким образом, произнеся эту фразу, вы берете на себя ответственность, которую не сможете нести, и рискуете в будущем показаться ребенку обманщиком: ведь вы обещали, что все наладится. Вместо этого вы можете выразить свое намерение сделать все, что в ваших силах, для улучшения ситуации.
5. Осознавайте свои чувства и регулируйте их силу
Часто родители принимают происходящее с детьми очень близко к сердцу. Это вполне понятно – как не переживать, если твой малыш, например, болен. И разве можно не гневаться, если над сыном кто-то издевается?
Но ваша реакция не должна по силе перекрывать реакцию ребенка. Обращаясь за поддержкой, он надеется получить защиту и опереться на вас. Чтобы дать ему опору, вы сами должны оставаться стабильными и относительно спокойными. Особенно это касается ситуации, если ребенок заболел. Рыдающая у постели мама лишь вызовет у него чувство вины и усугубит его и без того сложное положение.
Если вы чувствуете, что вас переполняют эмоции, поищите возможность снять эмоциональное напряжение, а затем продолжить общение с ребенком.
6. Помогите ребенку выразить его чувства
Ситуации, в которых ребенок обращается к вам за поддержкой, как правило, и для него связаны с сильными эмоциями. Это может быть горе по умершему домашнему питомцу, гнев на обидчиков, страх или стыд.
Для того, чтобы помочь ребенку выразить чувства, придумайте специальный ритуал. Если речь идет о потере, можно провести символическую церемонию прощания: записать на листочке послание для потерянной игрушки или питомца, привязать к ниточке воздушного шара и отправить в небо. Чувства по отношению к обидчикам можно выразить с помощью письма или рисунка, а затем разорвать его или сжечь.
7. Старайтесь не принимать происходящее на свой счет
Что испытывает родитель, если у его ребенка проблемы в школе? Например, если произошел конфликт с учителем или ребенок подрался с одноклассником?
Бывает, что наиболее яркие эмоции в такой ситуации – стыд и гнев на ребенка за то, что тот поставил родителя в неудобное положение. Мы стыдимся так, как будто это мы сами подрались, получили двойку или ярлык «неудачника» в классе. Тогда и наша реакция направлена, в первую очередь, на заботу о себе, а не о ребенке. Не разбираясь в причинах произошедшего, мы наказываем его или же даем советы, как себя вести, чтобы больше в такие истории не попадать. В этот момент за кадром могут остаться детские переживания.
Напомните себе о том, что это не вы, а ваш ребенок оказался в неудобной ситуации, и он нуждается сейчас в принятии и поддержке. Отложите воспитание «на потом» и вернитесь к этому вопросу, когда переживания улягутся.
8. Выберите степень вмешательства в ситуацию
Не торопитесь бежать в школу или к родителям соседского мальчика, чтобы защитить своего ребенка и решить проблемы за него. Ему важно учиться реагировать на вызовы окружающего мира, защищаться и отстаивать свои интересы.
Если его проблема на уровне сверстников, она не угрожает жизни и здоровью, и он еще не перепробовал все возможные варианты – дайте ему шанс разобраться самому. Если не получается – попробуйте обратиться к психологу, чтобы ребенок с его помощью смог научиться новым способам поведения в сложных ситуациях. Если же у него проблемы, например, с учителем – тогда вмешательство родителя уместно, а может даже необходимо, так как в этом случае конфликт происходит на уровне «взрослый-ребенок», и расстановка сил не равна.
9. Спросите, как вы можете помочь ребенку
Если вы не уверены, какой именно помощи хочет от вас ребенок, и он уже достаточно взрослый, чтобы осознавать свои потребности, спросите его: «Чем я могу тебе помочь, какой бы ты помощи хотел от меня?». Особенно актуален этот совет в том случае, если вы – родитель подростка. Они часто остро реагируют, когда родители в качестве помощи дают советы, как и что надо делать. Выбрав такой способ реакции, вы рискуете вызвать лишь раздражение в ответ.
10. Поищите вместе пути выхода из ситуации
Иногда проблема ребенка может быть решена с помощью изменения его поведения или отношений с окружающими. Например, если его дразнят за излишнюю стеснительность, или он переживает из-за трудностей в учебе. В таких случаях вы можете помочь ребенку найти способы выхода из ситуации, которая его травмирует. В зависимости от возраста ребенка вы можете использовать для поиска ресурсов сочинение исцеляющей сказки или истории.
В современном мире умение понимать свои и чужие эмоции — необходимость. Эмоциональный интеллект — это основа будущих побед и успехов вашего ребенка.
Проблемная ситуация.
Дети младшего дошкольного возраста приносили с собой игрушки в детский сад. Естественно, никто из них не желал ими делиться, из-за чего в группе часто случались конфликты. Перед педагогом встал вопрос: как разрешить данный конфликт?
Были выбраны следующие способы:
Обсудить со всеми детьми правила пользования чужими игрушками в группе детского сада: — «Хочешь поиграть — попроси», обращаться с просьбой; — «Давай договоримся» — можно играть в совместную игру, играть по очереди в течение обозначенного времени (например, пока течет песок в песочных часах либо педагог берет на себя обязанность отслеживать время); — «Если я не хочу играть в свою игрушку, я могу ее положить в «волшебный короб» «Если игрушку мне не дали, я погрущу и найду себе другое занятие», умение пережить отказ (если хозяин игрушки не разрешил поиграть). Педагогу важно помнить, что необходимо некоторое время, чтобы эти договоренности стали для детей внутренними установками. Также не менее важно, чтобы воспитатель в возникающих ситуациях напоминал детям об этих правилах, обязательно поддерживал ребенка, например, в случае переживания отказа или в ситуации, когда получилось выполнить правило, хотя это было и непросто. Правил не должно быть много. Их можно нарисовать и разместить на видном месте в группе, обращая на них внимание ребенка в каждом случае.
Проиграть различные конфликтные ситуации в ролевой форме, игре-драматизации и т.д.
Разместить в группе «волшебный» короб — хранитель домашних игрушек, придумать про него сказку. Таким образом педагог, применяя данные стратегии, знакомит детей с различными способами разрешения конфликта, помогает отстаивать свои границы и обучает, что нельзя брать без разрешения.