Эссе «Я-педагог»
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
Василий Ключевский
Профессия педагога - самая ответственная и благородная, самая гуманная и творческая. Трудом педагога создается величайшая ценность на земле - человек. Все начинается с педагога… Именно он стоит у порога самостоятельной жизни каждого человека. Своим примером, словом и делом он открывает перед детьми прошлое, настоящее, будущее человечества.
С самого детства я мечтала стать педагогом. Помогала своим младшим брату и сестре с уроками, учила, подсказывала. Постоянно играла с ними в школу, где была в роли учителя, а они моими учениками. Будучи ученицей, я с уважением и восхищением смотрела на своих учителей. Именно тогда уже я поняла, что когда вырасту буду учителем.
Прошло время, и мои мечты стали реальностью. Я поступила в педагогический колледж. По началу мне всё давалось тяжело, я очень боялась практики, думала, что не справлюсь. Но было безумно интересно попробовать себя в новой роли, в роли педагога. Когда на 3 курсе мы вышли на практику, чувство напряжения, волнения и даже страха не отпускало… Но когда я провела уже несколько уроков, увидела детские улыбки и горящие глаза, готовые узнать что-то новое, убедилась, что не ошиблась в выборе своей профессии. Современный ребёнок уже не такой, какими были его сверстники несколько десятилетий назад, его трудно чем-то удивить. Поэтому постоянно приходится искать и придумывать новое, изобретать необычные пути подачи материала, находить индивидуальный подход к каждому ребёнку.
И на 4 курсе я уже пошла работать в школу. Учиться и работать одновременно нелегко, но возможность работать по специальности позволяет сразу применять полученные знания на практике. Именно тогда я взяла свой 1 класс. Первые уроки, первое родительское собрание. Я очень переживала и волновалась: а вдруг меня не воспримут дети? Или их родители? Так как я ещё была студенткой. Но всё прошло хорошо, и я ни капельки не жалею о том, что на 4 курсе пошла работать, ведь тем самым я уже начала нарабатывать свой опыт.
Дети – самая большая ценность на Земле! Благодаря ребятам мне некогда скучать, потому что в моей жизни всегда масса чего - то нового и интересного. Уже в сентябре 2022 года я пришла работать в ГАОУ КК «Новолеушковскую школу-интернат с профессиональным обучением». В этой школе учатся особенные дети, и к каждому нужно найти свой подход. Сначала я очень боялась не справиться. Ведь дети сложные, у каждого свой характер. Но я преодолела все трудности, которые у меня возникли, благодаря своим коллегам и наставнику, которые мне всегда и во всём помогают. И сейчас ребята мои уже в 4 классе. Мы учим стихи, участвуем в различных мероприятиях, делаем подделки, вместе рисуем. Они всегда со мной делятся своими достижениями и неудачами, и я их в любом случае поддерживаю.
Быть учителем-значит проживать вместе со своими учениками интересную, увлекательную жизнь. Вместе расти, узнавать что-то новое. Заряжаться самой и заряжать своих учеников особой энергией.
У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую он старается привить ребенку. Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нем желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу.
Мне близки по душе слова А. Дистерверг:«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». Я считаю, что нет глупых детей. Просто к каждому ребёнку нужно найти свой подход. Терпение учителя и индивидуальный подход с элементами игры, могут помочь ребёнку преодолеть все трудности.
Важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании. Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям. Применяю динамические паузы, физкультминутки для глаз, развития мелкой моторики рук; организую музыкальные, танцевальные физминутки; стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке; слежу за своевременностью смены видов деятельности; выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.
Вернусь к своему выбору: почему именно учитель? Выбор профессии педагога связан с моим интересом к образованию и саморазвитию. В современном обществе требования к образовательным программам и методикам постоянно меняются. Хороший педагог должен быть в курсе современных тенденций для того, чтобы его труд стал более эффективным.
Кроме того, я верю, что профессия педагога является одной из самых важных. Учителя влияют на развитие молодого поколения, формируют его ценности, мнения и навыки. Я чувствую себя ответственной за то, чтобы внести свой вклад в развитие общества через обучение и воспитание будущих поколений. Учителя несут большую ответственность- выпустить из школы сформировавшегося человека не только с определённой базой знаний, но обогащённого внутренней духовно-нравственной культурой.
В своей работе я придерживаюсь слов великого писателя Л. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.»