ФИЛОСОФИЯ ДЕТСТВА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Музыкальное образование детей дошкольного возраста в контексте современных концепций детства
Что мы знаем о детстве?
В силу широкой распространенности данного понятия каждый из нас уверен, что знает о детстве все, легко может объяснить это явление и его значение в жизни взрослого человека. Но именно за простым с обывательской точки зрения пониманием детства скрывается непознанность и необъяснимость этого феномена. Как справедливо отмечает Я. Корчак: «Мы детей не знаем... Мы не умеем объяснить даже те противоречия в детском организме, которые бросаются в глаза: с одной стороны, жизнеспособность клеток, с другой − уязвимость. С одной стороны, возбудимость, выносливость, сила; с другой − хрупкость, неуравновешенность, утомляемость. И ни врач, ни воспитатель не знают, является ли ребенок существом «неутомимым» или хронически усталым» .
Наука предпринимает многочисленные попытки изучить и объяснить детство с различных точек зрения: философской, культурологической и педагогической, этнографической, социологической, экологической. Каждая из этих наук имеет свой уникальный багаж знания о детстве, который в перспективе обязательно будет обобщен и позволит приблизиться к пониманию данного феномена в развитии человечества.
А знаете ли вы, что детство как самостоятельное понятие обосновалось только к началу XVIII в.? Предшествующий ему XVII в понимал детство как период незрелости, своеобразное отклонение от нормы, под которой мыслилась взрослость. Ребенок, начавший ходить в школу и приступивший к обучению, закономерно считался взрослым.
В истории существовали разные типы отношения взрослых к детству: первобытный инфантицид; восприятие детей как материал, пригодный для любых взрослых преобразований детской природы; преувеличение роли правильно организованного воспитания в эпоху Просвещения; социализация ребенка − из «верхов» и «низов» общества XIX в.; помощь и поддержка детства при сохранении индивидуальности ребенка во второй половине − конце XX в.
Почему так важно знать современные концепции самоценности детства и какова их роль в решении задач музыкального воспитания и развития ребенка-дошкольника?
Постижение смысла феномена детства и его самоценности, т. е. понимание того, ради чего каждому человеку дано детство, − важнейшая задача для педагога. Ее решение позволяет обрести смысл и индивидуальный стиль профессионально-педагогической деятельности, определить приоритетные задачи воспитания и развития дошкольника, в том числе задачи музыкального воспитания и развития, ценностные основания педагогического взаимодействия с ребенком.
Анализ авторских концепций детства поможет педагогу:
определиться в понимании феномена детства и его самоценности, т.е. ответить на вопрос: ради чего каждому человеку дается детство?
выбрать наиболее привлекательную интерпретацию детства и в соответствии с ней оформить смысл и стиль предстоящей или реальной профессионально-педагогической деятельности, т.е. ответить на вопросы: зачем я педагог и для чего я в жизни ребенка? Что для меня и моих воспитанников станет удовлетворительным результатом профессиональной деятельности и каким образом его достичь?
обозначить приоритетность задач музыкального воспитания и развития ребенка, т. е. получить ответы на вопросы: в чем заключается смысл общения ребенка с музыкой, каковы результаты этого общения и в чем они будут выражаться?
Какие современные концепции детства будут рассмотрены и почему?
Постараемся рассмотреть существующие сегодня в психолого-педагогической науке и объясняющие феномен детства фундаментальные авторские концепции, рождение которых произошло в недавно завершившемся XX в. Необходимо отметить, что таких концепций несколько.
Приведем их тезисное изложение.
Концепция Д. Б. Эльконина рассматривает природу детства в контексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменений детства. Рассматривая детство в качестве социально-психологического явления в жизнедеятельности человека, ученый определяет его как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей. Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культурой. Овладеть духовными и практическими способами человеческих отношений к миру ребенок может только с помощью взрослых и во взаимосвязи с ними.
Таким образом, ценность феномена детства, по мнению Д. Б. Эльконина, заключается в присвоении богатств родовой культуры, и в ходе этого присвоения осуществляется развитие человека.
Концепция Д. И. Фельдштейна рассматривает детство как особое явление социального мира, которое ученый определяет функционально, содержательно и сущностно.
Функционально: детство − объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения к воспроизводству будущего общества.
Содержательно: детство − это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и другими детьми.
Сущностно: детство представляет собой особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.
Блестящее отражение данная концепция находит в концепции III. А. Амоиашвили. Автор определяет детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией − это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия доброжелательности, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое, облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им.
Я говорю о том, что рождение любого ребенка не есть случайность. Люди, окружающие его, нуждались в нем. Может быть, в нем нуждалось и целое поколение, целое общество, даже прошлые и будущие поколения. Человек нужен человеку, и люди рождаются друг для друга. Человек есть подспорье для другого человека. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека. Вот он и рождается со своей миссией».
В концепции В.Т. Кудрявцева уникальность человеческого детства заключается в особом месте детства в социокультурной системе. Именно детство, по мнению ученого, определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Следуя утверждению В.И. Вернадского, определяющего детство как «планетное явление», исследователь рассматривает детство как «макрокосмологию». Ценность детства, по мнению В.Т. Кудрявцева, заключается в развивающей взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры. Отсюда можно вывести две взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок, − культуроосвоение и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, поддерживающий и обогащающий уникальный опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства.
Идею понимания детства ради становления детской субкультуры разделяют и разрабатывают исследователи В. В. Абраменкова, М. С. Каган, Р. М. Чумичева и другие. Рассматривая природу культуры детства, М. С. Каган определяет ее как состоящую из двух слоев. Один из них − сама субкультура детства: среда, окружение, культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка. Второй − проявление детской субкультуры, т.е. формы собственной деятельности ребенка. В связи с этим детская субкультура в широком смысле − это все, что создано человеческим обществом для детей и детьми. В более узком − это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.
Содержанием детской субкультуры, по мнению В.В. Абраменковой, становятся: игры, фольклор, детский правовой кодекс, юмор, магия и мифотворчество, религиозные представления, философствование, словотворчество, эстетические представления детей.
Таким образом, детство − это целый мир, в котором наиболее остро, ярко и «по-справедливому», «по-правдивому» (Р.М. Чумичева) функционируют нормы, правила, законы, ценности, которые дети демонстрируют взрослым посредством знаков, символов, слов, эмоционально-речевых восклицаний, воспоминаний и переживаний прошлого и настоящего, размышлений, надежд и чувств.
В концепции новой психологии детства А.Б. Орлова мир детства и мир взрослости это совершенно равноправные части, аспекты мира человека. Еще Я. Корчак писал: «Играю ли я или говорю с ребенком − переплелись две одинаково зрелые минуты моей и его жизни...» .
Мир детства, по мнению А.Б. Орлова, обладает своим собственным содержанием, представляющим несомненную ценность для мира взрослости: концентрированной, интегрированной, гармонизированной субъектностью (сущностью), т.е. духовностью и нравственностью. Мир детства, заключает автор, это разомкнутый в человечество и вечно обновляющийся мир природы.
Концепция развития субъективности человека, выдвинутая В.И. Слободчиковым и Е.И. Исаевым, позволяет определить самоценность детства, заключающуюся в:
становлении человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных функциональных органов;
развитии субъектных средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей;
оформлении личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и другим людям.
Ряд авторов, разделяя данный подход (Н.Н. Авдеева, М.В. Корепанова, Е.О. Смирнова и др.), рассматривают самоценность детства в контексте оформления ребенком образа «Я». Исходя из этого, детство определяется как период сотворения ребенком своего «Я», смысл которого заключен в становлении личной, самостоятельной и самобытной системы связей, отношений прежде всего ребенка со своим внутренним миром. Он ищет свой образ «Я» в этом мире, делает «допуск» ко всему, что его окружает, самостоятельно ищет способ строить отношения с миром и предъявляет себя в нем.
В концепции Я. Корчака детство − это долгие, важные годы в жизни человека. У автора мы найдем очень образные определения понятия детства, например: «Ребенок − существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. <...> Ребенок строит себя − его все больше и больше; глубже врастает в жизнь» .
«Ребенок − это пергамент, сплошь покрытый иероглифами, лишь часть которых ты сумеешь прочесть, а некоторые сможешь стереть или только перечеркнуть и вложить свое содержание.
Ребенок и беспредельность.
Ребенок и вечность.
Ребенок − пылинка в пространстве.
Ребенок − момент во времени...».
«Ребенок − это сто масок, сто ролей способного актера. Наивный и хитрый, покорный и надменный, кроткий и мстительный, благовоспитанный и шаловливый, он умеет так до поры до времени затаиться, так замкнуться в себе, что вводит нас в заблуждение и использует в своих целях.
В области инстинктов ему недостает лишь одного, вернее, он есть, только пока еще рассеянный, как бы туман эротических предчувствий.
В области чувств превосходит нас силой, ибо не отработано торможение.
В области интеллекта по меньшей мере равен нам, недостает лишь опыта.
Оттого так часто человек зрелый бывает ребенком, а ребенок − взрослым.
Вся же остальная разница в том, что ребенок не зарабатывает деньги и, будучи на содержании, вынужден подчиняться».
Концепция В.В.Зеньковского, опубликованная в 1924 г., и сегодня выглядит современно и привлекательно. «Основная наша ошибка в отношении детей, − пишет автор, − заключается в том, что мы считаем детскую душу решительно и во всем схожей с нашей, исходим из мысли, что в детской душе имеют место те же психические движения, что и у нас, только еще неразвитые, слабые. Детская душа с этой точки зрения − это душа взрослых в миниатюре, это ранняя стадия в ее развитии» . Такой подход ученый определяет как биологический в понимании детства, не позволяющий раскрыть его своеобразие и задачи. В.В. Зеньковский утверждает, что «...мы не потому играем, что мы дети, но для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства, не уводя от реальности, они ослабевают прямое с ней взаимодействие путем введения в игру работы фантазии» . Основная функция фантазии, воображения заключается в обслуживании эмоциональной сферы ребенка в соответствии с «законом двойного выражения чувства», открытого В.В. Зеньковским. Вникнем в этот закон: «Всякое чувство ищет своего выражения как в телесной, так и в психической сфере; оба эти выражения чувства взаимно незаменимы и неустранимы, так что подавление одного из них влечет за собой ослабление чувства вообще. <...>. Под психическим же выражением чувства следует разуметь ту психическую работу, которая непосредственно примыкает к переживанию чувства и смысл которой заключается в том, чтобы сделать более ясным содержание чувства и закрепить его в системе душевной жизни. Это осуществляется благодаря образам, которые всплывают в сознании и которые служат средством психического выражения чувства. Чувства, которые не могут найти для себя «удачного» психического выражения в образе, остаются как бы неосознанными и незакрепленными − как бы проходя сквозь душу и не оставляя в ней никакого следа». Отсюда вполне очевиден вывод о том, что психическим корнем игры детей становится эмоциональная сфера, а сама игра служит целям телесного и психического выражения чувства. Итак, данная авторская концепция детства позволяет получить еще один ответ на вопрос: ради чего каждому из нас дано детство? Ради фантазии, а работа фантазии – ради игры, а игра − ради выражения нашей эмоциональной жизни, раскрытия и осознания чувства, а чувство – ради души, в которой отражается истинный смысл нашего бытия, человеческого существования.
Каким образом, исходя из концепций, определяются задачи музыкального воспитания и развития дошкольников?
Ответ на этот вопрос вы найдете в таблице 1.
Каким образом понимание самоценности детства отражается в подходах к развитию ребенка дошкольного возраста?
Таблица 1. Самоценность детства и задачи музыкального воспитания и развития дошкольников
Понимание самоценности детства в авторских концепциях | Задачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста |
1.Детство как период присвоения богатств родовой культуры (Д. Б. Эльконин) | По Н.А.Ветлугиной: воспитание любви и интереса к музыке; обогащение музыкальных впечатлений детей; знакомство детей с простейшими музыкальными понятиями, развитие навыков музыкальной деятельности; развитие музыкальных способностей дошкольников; содействие в возникновении и первоначальном проявлении музыкального вкуса, формирование у ребенка оценочного отношения к музыкальным произведениям; развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности |
По О. П. Радыновой: развитие музыкальных и творческих способностей детей с помощью различных видов музыкальной деятельности; формирование начала музыкальной культуры; формирование общей духовной культуры | |
По Ю.Б.Алиеву: формирование индивидуальной музыкальной культуры ребенка; приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности как условия музыкального самовоспитания и самообразования; развитие музыкальных способностей дошкольников; совершенствование эмоциональной сферы ребенка | |
По А.Н. Зиминой: развитие музыкальности ребенка; обучение детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам; воспитание способности воспринимать, чувствовать и понимать музыку; развитие художественно-творческих способностей | |
Понимание самоценности детства в авторских концепциях | Задачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста |
По Е.А. Дубровской: развитие всех видов музыкальной деятельности детей дошкольного возраста | |
2. Детство как период становления социальных отношений и опыта взаимодействия с окружающим миром (Д.И. Фельдштейн, Ш.А. Амонашвили). 3. Детство как период культуроосвоения и культуросозидания, результатом которого будет явление детской субкультуры (Т.В. Кудрявцев, А.Б. Орлов и др.) | По Юн-Руар Бьеркволли: становление человека с музой в душе; осознание собственной личности и овладение искусством жизни через музыку; становление опыта общения через овладение языком музыки с раннего детства и его дальнейшее совершенствование; достижение биокультурной и экологической целостности, в которой счастливо живет человек в процессе музыкальной деятельности, особенно пения; создание ощущения сопричастности с окружающим миром через музыкальные произведения, особенно спонтанные песни, подводящие ребенка к более естественному и простому познанию окружающей действительности |
4. Детство ради выражения, осознания и закрепления чувства (В.В. Зеньковский) | По Н.А. Бергер: накопление ребенком положит ельного эмоционального опыта посредством общения с музыкой; психологическая разрядка и психоэмоциональная комфортность существования дошкольника посредством музыкальных видов деятельности; эстетическое воспитание личности ребенка |
По А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской: становление ребенка как субъекта музыкальной деятельности путем решения задач, для чего необходимо: помочь ребенку понять смысл художественных образов, доступных по содержанию, т.е. научить его общаться с искусством; помочь ребенку выражать понятно для окружающих свои эмоции и чувства, используя различные средства художественной выразительности | |
Понимание самоценности детства в авторских концепциях | Задачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста |
По Р.М. Чумичевой, А.В. Шумаковой: развитие музыкально-эстетического сопереживания как основы музыкально-эмоциональной культуры старших дошкольников. Для этого нужно: раскрыть детям виды и значение эмоций в жизни человека, средствах их выражения в музыке; воспитывать у детей основы музыкально-эмоциональной культуры; учить детей вживаться в музыкальный образ, проникать и осмысливать его эмоциональное содержание; развивать у детей музыкальный интонационно-речевой опыт, умение пользоваться эмоционально-образным словарем; развивать у детей способы познания как своего эмоционального состояния, так и состояния другого человека средствами музыки; познакомить детей со способами выражения сопереживания другому человеку в музыке |
Проблема целостного развития ребенка дошкольного возраста
Трудно спорить с постулатом о том, что ребенок развивается как цельный феномен. Невозможно представить себе, что в определенные часы или годы происходит развитие какого-либо конкретного психического процесса. Еще нелепее выглядит предположение о том, что, например, в педагогическом процессе детского сада утром осуществляется только физическое, а вечером – интеллектуальное развитие дошкольника.
Однако и психолого-педагогическая наука, и педагогическая практика по сей день не дают однозначного ответа на вопросы:
как понимать целостность человека, каковы ее составляющие, что образует «ядро» этой целостности?
как объяснить проблему целостности развития?
как проектировать педагогический процесс, чтобы он был направлен на развитие ребенка как целостности и на целостность его развития?
Объясним свою точку зрения на эти вопросы. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что возвращаться к этому материалу, возможно, придется в процессе чтения других разделов книги, поскольку излагаемые мысли являются выражением авторских мировоззренческих идей, взглядов, философско-педагогической позиции, т.е. методологическим подходом к рассмотрению проблемы музыкального развития и воспитания ребенка дошкольного возраста.
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
В качестве преамбулы обратим ваше внимание на три ремарки. Во-первых, целостность – это внутреннее единство, непротиворечивость, гармония как внутри самого объекта (в нашем случае – человека), так и во взаимодействии его с окружающим миром. Многие ученые придерживаются точки зрения, что целостность – это синтез качеств, характеризующих высший уровень развития.
Во-вторых, в психологии существует несколько теорий, объясняющих феномен целостности человека. К наиболее значимым из них относятся: теория Б.Г. Ананьева о человеке как индивиде, личности, субъекте деятельности, индивидуальности; теория С.Л. Рубинштейна о человеке как субъекте жизни, развиваемая его последователями К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинским .
В педагогических исследованиях вы сможете встретить разное трактование целостности развития ребенка:
целостность как гармоничное сочетание всех сторон развития – физического, умственного, нравственного, эстетического (В.И. Логинова, А.П. Усова, С. Г. Козлова);
целостность как сочетание биологического, социального и культурного начала в человеке (Б.Г. Ананьев, М.С. Каган, Р.М. Чумичева);
целостность как интеграция желаний (потребностей, мотивов), чувств, разума (познавательных процессов), характера, способностей человека (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев).
В-третьих, продуктивность нашего дальнейшего разговора возможна только при ориентации в общем смысловом поле или пространстве.
В связи с этим развитие мы рассматриваем в педагогическом смысле и понимаем его как целенаправленный процесс создания специальных педагогических условий, содействующий внутренним изменениям человека.
Специально организованное развитие ребенка – это воспитание, обучение и образование. Принимая разные точки зрения на соотношения данных педагогических категорий, мы определяем образование как процесс, интегрирующий в себе и воспитание, и обучение.
Раскроем некоторые вопросы, объясняющие сущность целостности развития ребенка дошкольного возраста.
1. Почему, характеризуя проблему целостности развития ребенка, мы выбираем гуманитарный подход?
Гуманитарный подход – совокупность культуроориентированных и человекоориентированных взглядов. Идеи гуманитаризации есть идеи культурной обусловленности развития человека. Гуманитарный подход с точки зрения педагогики это подход, понимающий и изучающий ребенка как субъекта, интегрирующегося в человеческую культуру и одновременно обогащающего ее.
В чем преимущества (сила) гуманитарного подхода?
Мы можем рассматривать самого ребенка как сложную открытую систему, для которой характерна нелинейность развития. Это означает многовариантные и альтернативные пути развития каждого конкретного дошкольника, его права на индивидуальный темп и качество становления. В этом подходе важную роль начинают играть познание и помощь в развитии уникальности, единичности, целостности растущего человека – его психофизики, природы, культуры, опыта, интересов, отношений.
Мы имеем возможность рассматривать педагогические проблемы в культурологическом контексте, а ведь музыка – такая важная составляющая человеческой культуры. Этот подход позволяет объединить и педагогический процесс музыкального развития ребенка и само музыкальное искусство.
Таким образом, гуманитарный подход в условиях музыкального воспитания – это принятие идеи о том, что ребенок развивается, накапливая музыкальный опыт, музыкальные впечатления и одновременно активно преобразует музыкальную культуру, внося в нее элементы своей субкультуры; становится субъектом разных видов музыкальной деятельности.
2. Как рассматривается феномен ребенка в рамках гуманитарного подхода?
Гуманитарная методология определяет в качестве предмета изучения проявления единичного, уникального, личностного.
Гуманитарный подход по своей природе контекстен, что допускает многообразие рассмотрения одной и той же проблемы и многообразие вариантов ее решения в зависимости от ценностей и смыслов общественной и индивидуальной культуры.
Контекст – наличие определенной ситуации, окружения, системы условий, определяющей смысл и значение того или иного явления.
Это значит, что при определении стратегии музыкального развития ребенка важно учитывать многообразие факторов его жизни как целостности: пусть и небольшой, но уже имеющийся музыкальный опыт, детскую субкультуру, культуру ближайших взрослых, «время и песни времени». Иными словами, педагогический процесс в отношении каждого ребенка может рассматриваться как индивидуальная помощь в его развитии.
3. Как рассматривается специально организуемый процесс развития ребенка в рамках гуманитарного подхода?
Педагогический процесс в данном случае обретает особый, гуманитарный, культурный смысл и становится направленным на оказание ребенку содействия и поддержки в его открытиях мира, культурного пространства, самого себя.
Феномен целенаправленного развития или образования ребенка приобретает новое качественное своеобразие. Это уже не просто процесс трансляции, передачи ребенку культуры в форме знаний и умений, а собственно погружение в культуру, которая становится открытой для обогащения каждым субъектом.
4. Почему в рамках гуманитарного подхода развитие и образование ребенка связаны с культурой?
Гуманитарный подход позволяет рассматривать образование как часть культуры. Образование человека в этом случае становится частью его индивидуальной культуры. В общефилософском смысле речь может идти о рассмотрении процессов взаимодействия ребенка с окружающей социальной и предметной средой, т. е. либо о процессах социализации – включении дошкольника в мир людей, либо о процессах культурации – включении дошкольника в мир вещей, созданных людьми, в мир взаимоотношений людей по поводу создания и пользования этими вещами, в свой собственный мир по поводу взаимоотношения с этими вещами и этими людьми.
С точки зрения философии культуры образование выступает одновременно:
ценностью культуры и индивида;
ограниченной рамками содержания (дошкольное, общее, профессиональное) частью культуры;
способом трансляции культурных ценностей от человека к человеку, способом культурации личности.
Это значит, что ребенок, включенный в педагогический процесс, становится частью общечеловеческой культуры, образуя с ней единое целое и сохраняя при этом свою индивидуальность.
5. Почему гуманитарный подход служит основой человекоориентированного образования?
Гуманитарный подход – методологическая основа педагогики, ориентированной на человека. Реализация данного подхода на практике предполагает рассмотрение:
ребенка как субъекта культурного саморазвития;
педагога как посредника между ребенком и культурой, способного поддержать индивидуальное самоопределение личности в ценностях культуры;
педагогического процесса как культурного процесса, успешность протекания которого определяется личными смыслами его субъектов, их диалогом и сотрудничеством.
Это значит, что, являясь равноправными субъектами, ребенок и педагог образуют целостность, совместно переживая ситуации развития или ситуации событийности.
6. Почему проблема целостности связана с проблемами существования ребенка в культуре?
Все проблемы, связанные с изучением человека, обязательно затрагивают сферу культуры. Культура образует мир только человеческого. Она выступает на первый план и при анализе человеческого мира, человеческой действительности, и при анализе социальной жизни людей в этом мире, и в конкретном бытии конкретного человека, в его самосознании. Это те условия и та сфера бытия, в которой человек может проявить себя в полной мере своих возможностей.
Культура (от лат. culture – обработка, возделывание) – «особая форма жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы и созидания духовных ценностей» .
Музыка, как часть культуры, отражает историю и культуру человеческих чувств и переживаний в звуковых образах.
Культура – это «специфически человеческий способ бытия» (М.С. Каган), она определяет направленность и содержание активности людей, их отношения к самим себе и окружающему миру. Противоречие культурной реальности заключается в том, что понять феномен культуры можно только через призму феномена личности, в то же время, являясь общечеловеческой ценностью, способом бытия, культура позволяет ребенку занять равноправное место в мире людей, в социуме. Уникальность феномена культуры заключается в том, что она является полем реализации любым человеком своих возможностей, сферой свободного самовыражения.
Иными словами, сам человек, и что особенно ценно для нас, ребенок-дошкольник – это мир культуры, а культура – это мир людей, что и есть целостность.
Таким образом, культура есть среда целостного развития ребенка.
7. Почему процесс целостного становления и развития ребенка возможен в том случае, если ребенок становится субъектом?
Культура – это процесс, под влиянием которого изменяется человеческий мир и сам человек. Саморазвитие и самоопределение отдельного человека в мире культуры – основное условие существования культуры. Поэтому, сознательно или бессознательно, человек выступает ее субъектом, «носителем культурного миропорядка» (М.С. Каган).
Как культура человечества складывается из продуктов деятельности отдельных индивидов, так и культура личности являет собой синтез определенного инварианта, присущего социуму данного пространства и времени, и вариативного, единичного, обусловленного природными качествами и личным опытом, собственно отличающего одного человека от другого, делая его уникальным.
Культура личности выступает одновременно как выражение внутреннего мира человека и внешних проявлений в результатах деятельности, которая направлена на преобразование как внутреннего, так и внешнего миров. Культура отдельного человека являет собой совокупность знаний, чувств, желаний, а также способность существовать в мире других личностей, уважая и не ущемляя их интересы, оценивать себя относительно других людей. Именно культура личности определяет дальнейшее прогрессивное или регрессивное развитие культуры.
Основным признаком субъекта деятельности выступает свобода. Именно свобода выбора цели, способа и средств действия делает человека уникальным, неповторимым, отличным от всех других субъектов.
Важнейшими признаками субъекта деятельности являются системность и целостность. В становлении человека субъектом деятельности проявляется его личностная активность, возникает собственное отношение к деятельности, создается свой «стиль» ее осуществления. Личности, как субъекту деятельности, свойственны и такие особые индивидуальные способности, как способность к прогнозированию и конструированию своей деятельности.
Правомерно возникает вопрос – можно ли рассматривать ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и субъекта культуры?
Исследования второй половины XX в. утвердительно ответили на этот вопрос. Петербургская научная школа, возглавляемая А.М. Леушиной и В. И. Логиновой, внесла существенный вклад в решение данной проблемы. Доказано, что ребенок в дошкольном возрасте, при определенных педагогических условиях, становится субъектом детских видов деятельности (игровой, трудовой, художественной). Проявления ребенка как субъекта деятельности связаны:
с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации;
с процессами эмоционально-положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе .
Ребенок-дошкольник является субъектом преимущественно игровой деятельности. Каким образом связано данное положение с проблемой музыкального развития детей? Можно выбрать два направления размышлений.
1. Не связаны ли в онтогенезе игра и музыкально-художественная деятельность?
2. Какими могут быть технологии организации детской музыкальной деятельности?
Позиция субъекта деятельности, культуры становится своего рода ядром целостности, обеспечивая интеграцию ребенка с миром и возможность творить этот мир. Поэтому создание условий ребенку как субъекту музыкальной культуры и музыкальной деятельности можно рассматривать в качестве ведущего фактора, обеспечивающего целостность его развития в культуре.
Следующая группа вопросов связана с тем, что же означает целостность процесса развития дошкольника?
На процесс развития ребенка, несомненно, влияют:
его личностные возможности и способности;
качество социального, культурного и жизненного опыта;
социокультурные условия жизненной среды и среды дошкольного учреждения;
специально создаваемые условия деятельности и взаимодействия.
В контексте гуманитарно-ориентированных школ и концепций, изучающих психологию развития личности, процесс развития может быть представлен как целостное единство протекания трех взаимосвязанных, но самостоятельных процессов:
становления как созревания и роста какого-либо качества;
преобразования как его саморазвития;
формирования (образования) как оформления и совершенствования личностного качества под влиянием социокультурных условий.
«Проблема... состоит в том, чтобы выработать общий принцип, объемлющий все три грани этой категории, способный воспроизвести ход развития... в самой живой реальности бытия человека» .
Целостное развитие ребенка как процесс становления. Собственно процесс развития представляет собой проходящие в определенной последовательности этапы, периоды, стадии, т.е. естественное, или возрастное развитие человека в течение жизни. Развитие может рассматриваться как становление под влиянием социальных факторов и в этом случае означать целенаправленное использование разнообразных способов и средств деятельности, преследующих решение разных задач развития.
Приводимые выше обоснования позволяют понимать становление как нелинейный, индивидуальный и многовариантный процесс.
Такой подход к становлению ребенка в музыкальной культуре:
предопределяет затруднения в выделении единой шкалы оценки развития разных детей;
затрудняет определение четкой последовательности этапов линейного развития ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности;
ставит проблему определения особого рода педагогических условий развития ребенка в музыкальной культуре.
Целостное развитие ребенка как процесс саморазвития. Важное место в психологии развития личности занимает рассмотрение проблемы саморазвития, т. е. процесса развития человеком самого себя.
При включении механизмов саморазвития развитие приобретает для человека особый смысл и особую ценность, а регуляция этого процесса становится зависимой от того, насколько значимо для ценностно-смысловой организации личности развитие: либо это средство, позволяющее достичь какой-либо цели, либо самоцель, либо смысл жизни. Сопровождающими и взаимосвязанными с процессом саморазвития становятся самореализация, самопостижение, самоактуализация и т.д.
Конечно, в подлинном смысле человек начинает осознанно развивать самого себя только по мере взросления. Однако уже в дошкольном возрасте важны и возможны самопроявления ребенка, его самовыражение.
Развитие не происходит без активности самого ребенка, без включения механизмов субъектности.
Известная детерминационная связь между внешне имеющимися условиями деятельности и характером развития внутренних процессов личности в данном случае приобретает особое значение. Педагогический аспект проблемы будет заключаться в специальной организации детской музыкальной деятельности, позволяющей ребенку стать ее субъектом.
Целостное развитие ребенка как процесс формирования (образования). Формирование (образование) означает новообразования в структуре личности смыслов, ценностей, отношений и может рассматриваться как:
развитие под влиянием специальных педагогических условий и технологий;
обретение и совершенствование музыкальной культуры ребенка (культуры отношений и деятельности в музыке), т.е. «образовывание» субъекта;
процесс образования, в результате которого происходит накопление музыкального опыта, музыкальной культуры.
Смысл рассмотрения развития ребенка как формирования (образования) связан:
с рождением новых личностных новообразований в условиях музыкального воспитания и развития;
с развитием ребенка как субъекта музыкальной деятельности, с накоплением им музыкального опыта;
с пониманием педагогического процесса как специально задаваемой системы условий, способствующих детскому развитию.
Таким образом, целостное развитие ребенка в педагогическом процессе рассматривается как интеграция процессов становления, саморазвития и формирования (образования). В реальности эти процессы образуют единый процесс музыкального развития, который выражается:
в многообразных, многовариантных, индивидуальных проявлениях;
в накоплении ценностного отношения, интереса к музыке;
в накоплении опыта субъекта деятельности и поведения в музыкальной культуре;
в создании системы специальных педагогических условий, обеспечивающих становление, саморазвитие и образование дошкольника.
Итак, мы рассмотрели одну из составляющих теоретических основ музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста – философию детства.
Детство, уникальный этап в жизни человека, является предметом исследования практически всех гуманитарных наук. Обзор существующих в современном научном пространстве концепций понимания детства позволит вам сориентироваться в разных точках зрения, обрести собственную позицию по данному вопросу.
Широкое философско-педагогическое понимание детства и достаточно локальные задачи музыкального воспитания и развития ребенка по сути являются аспектами единой проблематики. Педагогу важно понять, что выбор тех или иных приоритетных задач не бывает случайным и обусловлен разными концептуальными идеями.
Первый параграф главы показал вам целевые ориентиры, которых мы будем придерживаться на страницах пособия. Ориентиры эти связаны с признанием ребенка в период дошкольного детства как уникальной целостности, субъекта разных видов деятельности.
Теоретическое обоснование данного подхода дается во втором параграфе, в котором проблема целостного развития ребенка дошкольного возраста освещена с философско-психолого-педагогических позиций.
Выбор гуманитарной методологической позиции позволил получить ответы на очень важные вопросы:
как мы будем рассматривать феномен ребенка;
почему главным приоритетом педагогического процесса становится человекоориентированность;
как понимать процесс развития дошкольника;
почему ведущим условием целостного развития становится освоение ребенком позиции субъекта деятельности;
почему вопросы музыкального развития и воспитания детей нельзя рассматривать изолированно от общей линии целостного развития ребенка.
Содержание данного раздела позволяет нам перейти к рассмотрению педагогических основ проблемы музыкального воспитания и развития детей.