Проект с детьми подготовительной группы «Азбука финансовой грамотности»
Тип проекта: информационный
Продолжительность: долгосрочный- 1 год
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
Проблема: недостаточная информированность детей о финансах.
Актуальность:
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста –
сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее
интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни. Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку»).
Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если
слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они
окажутся бесполезными. Отсюда правило: финансового поведения формируются последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок неграмотным человеком.
В дошкольном возрасте основы финансовой прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он сможет приобрести доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности. Дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.
Все это делает актуальной проблему формирования элементарных
экономических представлений и формирования финансовой грамотности,
начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт
в элементарных экономических отношениях.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей подготовительной группы.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
• раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
•сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
• подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
• заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
• научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
• обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
трудиться, работать и зарабатывать деньги, доходы;
покупать, тратить, расходовать, транжирить;
откладывать, копить, сберегать;
одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
планировать, экономить.
• способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово экономических отношений между людьми в обществе;
• подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
Развивающие:
•развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;
•развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
•развивать способности развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления;
• развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и
воображение.
Воспитательные:
• активизировать коммуникативную деятельность детей;
• стимулировать интерес к изучению мира финансов;
• сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
• способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
• обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.
Предполагаемый результат:
-разбираются в значении основных экономических и финансовых понятий;
-чётко осознают, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;
-знают, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
-понимают, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно; -осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).
-освоят начальные навыки обращения с деньгами, осознают необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
-научатся принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Будут понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
-освоят начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;
-заложат нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.