Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Литература
  3. Формирование читательской грамотности.

Формирование читательской грамотности.

Читательская грамотность-это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые мы , как читатели получаем из текста помогают расширить наши знания и возможности в жизни. Продуманная и целенаправленная работа над формированием читательской грамотности позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально - нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

МБОУ «Многопрофильный лицей №10» ЕМР РТ,

г.Елабуга

Читательская грамотность

Выполнила

учитель начальных классов

Гараева Розалиия Мазхаровна

Задания на формирование читательской грамотности.

Shape1

Говорящаякора

Однажды в старом русском городе Великом Новгороде люди нашли листок с каракулями и очень удивились. На нём какой-то мальчик учился писать буквы. А когда ему надоело, нарисовалчеловечка,потомзагадочногозверясострымиушами,высунутымязыкомизакрученным хвостом. И подписал: «Зверь».

Но люди не этому удивились, их сам листок удивил. Он был какой-то жёлтый, неровный и вообще не бумажный. Это был кусок берёзовой коры–берёсты!«ПоклонотОнфимакДаниле»– написалмальчикнакоре.Выможетеспросить:

зачемОнфимнакореписатьучился–унегочто,

бумаги не было? Да, не было. Потому что жил этот новгородский мальчик примерно 700 лет тому назад! Бумагу, такую, как сейчас, ещё не изобрели.

Бумага, которая была тогда в Великом Новгороде, называлась пергамент. Её делали из кожи, и она была очень дорогая. У простого мальчика Онфима кожаной бумаги, конечно, не было. На пергаменте только власти города писали разные приказы и указы. Да ещё год за годом записывалинапергаментеважныесобытия: войны, засухи, наводнения, приход нового князя. Такие записи называются летописями1, а их авторы – летописцами. Летописи – вещь очень ценная, их хранятстолетиями,понимизучаютисторию. И самые древние летописи – новгородские.

Но люди, нашедшие кусочек коры с каракулями мальчика, обрадовались ему не меньше,чемновойлетописи.Ониобнимались, поздравлялидругдруга.

Рис.2

Что же это за люди? Археологи. Они изучают прошлое,но непо книгам, апоостаткампредметов,которыеосталисьотжизнилюдейисохранились вземле. Для этого они ведут раскопки. Там, где люди живут, слой земли каждыйгоднарастает.Образуетсятакназываемыйкультурныйслой,вкоторомсохраняютсяследыжизничеловека.Сэтимкультурнымслоемиработают археологи. Найдут, например, стеклянную бусину из ожерелья древней модницы и начинают думать, здесь её сделали или из-за границы доставили?Еслиопределят,изкакойстраныпривезли,значит,сэтойстраной город торговал. Так по крупицам археологи узнают, как люди раньше жили, чем занимались, как одевались, то есть пишут историю и подтверждают её своими находками.

И вот приехали археологи в Великий Новгород и принялись за работу. Узнали,гдепроходилидревние улицы,как стоялидомажителей. Узнали, что Великий Новгород был благоустроен, а на улицах были деревянные мостовые, чтобы люди не шлёпали по грязи. Почва в Новгороде очень сырая, и поэтому попавшие в неё предметы не разрушаются, как в других местах.

МногоразныхнаходоксделалиархеологивНовгороде,ивдругвглубоких слоях наткнулись на листки берёсты с надписями и рисунками (берестяные грамоты). Для историков всего мира это было потрясением. Они считали, что простой народ в Древней Руси был неграмотным, что грамоту знали только князья да священники. А тут выяснилось, что население древнего Новгорода было поголовно грамотным и люди переписывалисьдругсдругом.Наберёсте–записиопокупках,шутки,загадки,просьбыкновгородцамижителямдругихгородов:«ПришлимневоПсков…»,

«Асолинепокупай…»

Всего археологи нашли в Великом Новгороде больше тысячиберестяных грамот одиннадцатого-пятнадцатого веков! Это был город грамотеев!

ПокнигеР. Алдониной

Задания на знание:

  1. Очёмвосновномрассказываетсявэтомтексте?Обвединомервыбранного ответа.

    1. Отом,чтожителидревнегоНовгородаумелиписать.

    2. Отом,каксоздавалисьдревнерусские летописи.

    3. Оберестяныхграмотах,которыенаписалмальчикОнфим.

    4. Отом,кто такиеархеологи.

Верный ответ: О том, что жители древнего Новгорода умели писать.

  1. Чтотакоеберестянаяграмота?

Верный ответ: Это березовая кора с надписями или рисунками.

Это письма на коре.

Это записи на коре берёзы.

  1. Почему древние новгородцы использовали для личных писем берёзовую кору, а не пергамент?

Верный ответ: Потому что пергамент был дорогой.

Задания на применение:

  1. ВкакомвекежилмальчикОнфим?Посчитайизапишиответ.

Верный ответ:в 13 или 14 веке.

  1. Какучёныеузналиимямальчика,которыйрисовалнаберёсте?

Верный ответ: «Поклон от Онфима к Даниле» – написал мальчик на коре.

Имя мальчика люди прочитали на коре.

Учёные расшифровали запись на берёсте.

  1. Какиетекстыизприведённыхнижеписалинадревнихпергаментах?Обведидваверных ответа.

    1. распоряжениякнязя

    2. приглашениявгости

    3. записиогородскихпожарах

    4. письмокупцадомой

Верный ответ:1) распоряжения князя

3) записи о городских пожарах

Задания на рассуждение( интерпретировать и оценивать):

  1. Почему археологи стали искать древнерусскую переписку именно в Великом Новгороде? Приведи не менее двух причин.

Верный ответ: в ответе есть указание на любые две причины из следующих:

1) Великий Новгород – это древний город.

2) Почва в Великом Новгороде очень сырая, и поэтому попавшие в неё предметы не разрушаются, как в других местах.

3) Самые древние летописи именно новгородские.

4) В Великом Новгороде значительный культурный слой.

5) Великий Новгород – это торговый город, княжеский.

  1. Как можно объяснить выражение «по крупицам» в предложении «Так, по крупицам, археологи узнают, как люди раньше жили, чем занимались»? Обведи номер выбранного ответа.

    1. помаленькимпредметам

    2. понемногу,почуть-чуть

    3. быстро,с лёгкостью

    4. покрупе,сохранившимсяприпасам

Верный ответ:2) понемногу, по чуть-чуть

Задания на рассуждение с гипотезой:

  1. Прочитай данный ниже отрывок из сообщения ученика о письменности в Древней Руси.Что внёмнужно исправить? Подчеркниошибки втекстеи запиши ниже исправленные предложения.

«Книги и письменность появились на Руси ещё в 10-11 веке. Но грамоту знали только священники и знатные горожане. Простой народ сотни лет был неграмотным».

Верный ответ: в исправленном тексте должно быть указание на то, что грамотой владели не только священники и знатные горожане, но и простой народ.

  1. Почти все древнерусские берестяные грамоты найдены в Великом Новгороде. Катя сделала вывод: «Значит, в других городах обычные жители писать и читать не умели». Миша не согласился: «Нет, по некоторым новгородским грамотам понятно, что грамотные люди были и в других древнерусских городах».

С кем из ребят ты согласишься? Отметь знаком  один ответ и обоснуй его.

  • сКатей

  • с Мишей

Верный ответ: прав Миша, так как есть указание на то, что археологами были найдены берестяные грамоты с перепиской новгородцев с жителями других городов Древней Руси.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Читательская грамотность-это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые мы , как читатели получаем из текста помогают расширить наши знания и возможности в жизни. Продуманная и целенаправленная работа над формированием читательской грамотности позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально - нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
0 ₽