Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Формирование читательской грамотности.

Формирование читательской грамотности.

Читательская грамотность-это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые мы , как читатели получаем из текста помогают расширить наши знания и возможности в жизни. Продуманная и целенаправленная работа над формированием читательской грамотности позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально - нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

МБОУ «Многопрофильный лицей №10» ЕМР РТ,

г.Елабуга

Читательская грамотность

Выполнила

учитель начальных классов

Гараева Розалиия Мазхаровна

Задания на формирование читательской грамотности.

Shape1

Говорящаякора

Однажды в старом русском городе Великом Новгороде люди нашли листок с каракулями и очень удивились. На нём какой-то мальчик учился писать буквы. А когда ему надоело, нарисовалчеловечка,потомзагадочногозверясострымиушами,высунутымязыкомизакрученным хвостом. И подписал: «Зверь».

Но люди не этому удивились, их сам листок удивил. Он был какой-то жёлтый, неровный и вообще не бумажный. Это был кусок берёзовой коры–берёсты!«ПоклонотОнфимакДаниле»– написалмальчикнакоре.Выможетеспросить:

зачемОнфимнакореписатьучился–унегочто,

бумаги не было? Да, не было. Потому что жил этот новгородский мальчик примерно 700 лет тому назад! Бумагу, такую, как сейчас, ещё не изобрели.

Бумага, которая была тогда в Великом Новгороде, называлась пергамент. Её делали из кожи, и она была очень дорогая. У простого мальчика Онфима кожаной бумаги, конечно, не было. На пергаменте только власти города писали разные приказы и указы. Да ещё год за годом записывалинапергаментеважныесобытия: войны, засухи, наводнения, приход нового князя. Такие записи называются летописями1, а их авторы – летописцами. Летописи – вещь очень ценная, их хранятстолетиями,понимизучаютисторию. И самые древние летописи – новгородские.

Но люди, нашедшие кусочек коры с каракулями мальчика, обрадовались ему не меньше,чемновойлетописи.Ониобнимались, поздравлялидругдруга.

Рис.2

Что же это за люди? Археологи. Они изучают прошлое,но непо книгам, апоостаткампредметов,которыеосталисьотжизнилюдейисохранились вземле. Для этого они ведут раскопки. Там, где люди живут, слой земли каждыйгоднарастает.Образуетсятакназываемыйкультурныйслой,вкоторомсохраняютсяследыжизничеловека.Сэтимкультурнымслоемиработают археологи. Найдут, например, стеклянную бусину из ожерелья древней модницы и начинают думать, здесь её сделали или из-за границы доставили?Еслиопределят,изкакойстраныпривезли,значит,сэтойстраной город торговал. Так по крупицам археологи узнают, как люди раньше жили, чем занимались, как одевались, то есть пишут историю и подтверждают её своими находками.

И вот приехали археологи в Великий Новгород и принялись за работу. Узнали,гдепроходилидревние улицы,как стоялидомажителей. Узнали, что Великий Новгород был благоустроен, а на улицах были деревянные мостовые, чтобы люди не шлёпали по грязи. Почва в Новгороде очень сырая, и поэтому попавшие в неё предметы не разрушаются, как в других местах.

МногоразныхнаходоксделалиархеологивНовгороде,ивдругвглубоких слоях наткнулись на листки берёсты с надписями и рисунками (берестяные грамоты). Для историков всего мира это было потрясением. Они считали, что простой народ в Древней Руси был неграмотным, что грамоту знали только князья да священники. А тут выяснилось, что население древнего Новгорода было поголовно грамотным и люди переписывалисьдругсдругом.Наберёсте–записиопокупках,шутки,загадки,просьбыкновгородцамижителямдругихгородов:«ПришлимневоПсков…»,

«Асолинепокупай…»

Всего археологи нашли в Великом Новгороде больше тысячиберестяных грамот одиннадцатого-пятнадцатого веков! Это был город грамотеев!

ПокнигеР. Алдониной

Задания на знание:

  1. Очёмвосновномрассказываетсявэтомтексте?Обвединомервыбранного ответа.

    1. Отом,чтожителидревнегоНовгородаумелиписать.

    2. Отом,каксоздавалисьдревнерусские летописи.

    3. Оберестяныхграмотах,которыенаписалмальчикОнфим.

    4. Отом,кто такиеархеологи.

Верный ответ: О том, что жители древнего Новгорода умели писать.

  1. Чтотакоеберестянаяграмота?

Верный ответ: Это березовая кора с надписями или рисунками.

Это письма на коре.

Это записи на коре берёзы.

  1. Почему древние новгородцы использовали для личных писем берёзовую кору, а не пергамент?

Верный ответ: Потому что пергамент был дорогой.

Задания на применение:

  1. ВкакомвекежилмальчикОнфим?Посчитайизапишиответ.

Верный ответ:в 13 или 14 веке.

  1. Какучёныеузналиимямальчика,которыйрисовалнаберёсте?

Верный ответ: «Поклон от Онфима к Даниле» – написал мальчик на коре.

Имя мальчика люди прочитали на коре.

Учёные расшифровали запись на берёсте.

  1. Какиетекстыизприведённыхнижеписалинадревнихпергаментах?Обведидваверных ответа.

    1. распоряжениякнязя

    2. приглашениявгости

    3. записиогородскихпожарах

    4. письмокупцадомой

Верный ответ:1) распоряжения князя

3) записи о городских пожарах

Задания на рассуждение( интерпретировать и оценивать):

  1. Почему археологи стали искать древнерусскую переписку именно в Великом Новгороде? Приведи не менее двух причин.

Верный ответ: в ответе есть указание на любые две причины из следующих:

1) Великий Новгород – это древний город.

2) Почва в Великом Новгороде очень сырая, и поэтому попавшие в неё предметы не разрушаются, как в других местах.

3) Самые древние летописи именно новгородские.

4) В Великом Новгороде значительный культурный слой.

5) Великий Новгород – это торговый город, княжеский.

  1. Как можно объяснить выражение «по крупицам» в предложении «Так, по крупицам, археологи узнают, как люди раньше жили, чем занимались»? Обведи номер выбранного ответа.

    1. помаленькимпредметам

    2. понемногу,почуть-чуть

    3. быстро,с лёгкостью

    4. покрупе,сохранившимсяприпасам

Верный ответ:2) понемногу, по чуть-чуть

Задания на рассуждение с гипотезой:

  1. Прочитай данный ниже отрывок из сообщения ученика о письменности в Древней Руси.Что внёмнужно исправить? Подчеркниошибки втекстеи запиши ниже исправленные предложения.

«Книги и письменность появились на Руси ещё в 10-11 веке. Но грамоту знали только священники и знатные горожане. Простой народ сотни лет был неграмотным».

Верный ответ: в исправленном тексте должно быть указание на то, что грамотой владели не только священники и знатные горожане, но и простой народ.

  1. Почти все древнерусские берестяные грамоты найдены в Великом Новгороде. Катя сделала вывод: «Значит, в других городах обычные жители писать и читать не умели». Миша не согласился: «Нет, по некоторым новгородским грамотам понятно, что грамотные люди были и в других древнерусских городах».

С кем из ребят ты согласишься? Отметь знаком  один ответ и обоснуй его.

  • сКатей

  • с Мишей

Верный ответ: прав Миша, так как есть указание на то, что археологами были найдены берестяные грамоты с перепиской новгородцев с жителями других городов Древней Руси.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Читательская грамотность-это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые мы , как читатели получаем из текста помогают расширить наши знания и возможности в жизни. Продуманная и целенаправленная работа над формированием читательской грамотности позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально - нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
0 ₽