Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2072»
Представление опыта по теме:
Формирование читательской грамотности младших школьников через технологию развития критического мышления
(доклад)
Никишина Анна Ивановна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
ГБОУ «Школа № 2072» г. Москвы
2024
Содержание
Введение ……………………………………………………………......... | 3 |
Приемы технологии критического мышления как средство формирования читательской грамотности младших школьников…. | 4 |
Практическое применение приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения и окружающего мира для формирования читательской грамотности младших школьников…………………………………………………. | 7 |
Заключение ……………………………………………………………. | 22 |
Список литературы …………………………………………………… | 23 |
Введение
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. С каждым годом информации становится все больше, поэтому главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного.
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.
Актуальность работы
Каждые три года проводится Международное тестирование PISA, которое оценивает функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Главное отличие программы PISA от других тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века. PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения.
Международное исследование функциональной грамотности PISA относит к компонентам функциональной грамотности (а, значит, к самым важным умениям школьников) читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность – то есть способность применять знания из этих областей в реальной жизни; а также глобальные компетенции, финансовую грамотность для школьников, их креативное и критическое мышление.
Практическая значимость
Для того чтобы школьники умели применять свои знания на практике, в различных жизненных ситуациях, педагоги должны включать в уроки задания, направленные на развитие функциональной грамотности и ключевых компетенций.
Одним из компонентов функциональной грамотности является читательская грамотность.
Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач.
На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста. Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения.
Цель данной работы: показать возможность формирования читательской грамотности младших школьников через использование приемов технологии критического мышления на уроках литературного чтения и окружающего мира.
Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:
- выбрать приемы технологии развития критического мышления для младших школьников;
- раскрыть сущность данных приемов;
- показать практическое применение приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.
Приемы технологии критического мышления как средство формирования читательской грамотности младших школьников
В исследованиях PISA читательская грамотность - «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
У читателя должны быть сформированы две группы умений:
1.Умения, основанные на тексте: находить информацию в тексте и формулировать простые выводы, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения.
2.Умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.
Использование приемов технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать необходимые читательские умения у младших школьников.
Технология развития критического мышления предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
I стадия – Вызов, во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
II стадия – Осмысление содержания, в ходе которой происходит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа направленная, осмысленная. Идёт работа с информацией: поиск ответов на вопросы поставленных в начале урока; учащиеся получают возможность связать информацию с уже имеющимися знаниями.
III стадия – Рефлексия, в ходе которой происходит обобщение и присвоение информации, вырабатывается собственное отношение к изучаемому материалу, информация творчески перерабатывается.
В данной работе подробно остановимся на таких приемах развития критического мышления, как «Чтение с остановками», «Дерево предсказаний», «Зигзаг», «Инсерт», «Кластер», «Карусель», «Т-таблица»
«Чтение с остановками»
В механизме восприятия текста существует явление антиципации, т.е. предвосхищения, догадки, заглядывания вперед. Почему мы все увлеченно читаем детективы? Потому что детектив оставляет читателю возможность предвосхищения дальнейшего развития действия и ответа на вопрос, кто главный герой событий? Это достигается благодаря некоторой недосказанности, которая и будит в читателе воображение и желание дочитать произведение до конца.
Чтобы наши ученики читали текст учебника как захватывающий детектив, достаточно применять на уроках прием «Чтение с остановками» Данный прием предусматривает такой способ работы с текстом, при котором в процессе чтения делаются остановки для осмысления и прочитанного и установления связей с уже известными фактами, а также прогнозирования содержания последующих частей.
Чтение с остановками – прием организации чтения с использованием различных типов вопросов. Этот прием работает на стадии осмысления содержания, как при самостоятельном чтении, так и при чтении текста вслух.
При использовании данного приема должны соблюдаться следующие условия:
- текст не должен быть знаком учащимся;
- учитель заранее делит текст на части, части по объему могут быть разными, но смысловое содержание каждого отрывка должно быть единым;
- учитель заранее готовит вопросы к каждой части текста.
Вопросы могут быть: простыми; уточняющими; интерпретационными; творческими; оценочными; практическими.
При разработке урока прием «чтение с остановками» дополняется другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.
План урока с использованием приема «чтение с остановками»:
1.Вызов. Обсуждение заголовка рассказа, прогнозирование его содержания.
2.Осмысление содержания. Чтение текста по частям с обсуждением прочитанного и прогнозированием развития сюжета. Обязателен вопрос «Что будет дальше и почему?»
3.Рефлексия. Текст опять представляет единое целое.
«Дерево предсказаний»
Дерево предсказаний» - прием помогает развивать образное мышление, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
«Зигзаг»
Прием используется при работе с текстами. Текст изучается всеми учениками. Учащиеся делятся на группы. Количество участников группы совпадает с количеством вопросов к данному тексту. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу для более подробного его изучения. Вернувшись в рабочие группы, эксперты представляют варианты ответов на свои вопросы.
«Инсерт»
«Инсерт» - маркировка текста значками по мере его чтения:
«˅» - уже знал;
«+» - новое;
«-» - думал иначе;
«?» - не понял, есть вопросы или хочу узнать об этом больше.
Во время чтения учащиеся делают на полях пометки, а после этого заполняют таблицу. В таблицу заносят сведения из текста.
Этот прием используется на стадии осмысления. Для заполнения таблицы учащимся надо будет снова вернуться к тексту. Таким образом, будет обеспечено вдумчивое, внимательное чтение.
«Кластер»
Кластер — это графическая форма изображения информации, при которой выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.
«Карусель»
Одним из приемов технологии развития критического мышления является «Карусель».
Учитель формирует столько комплектов карточек с заданиями, сколько групп будет создано в классе. Количественный состав каждой группы определяется количеством ключевых вопросов темы и соответственно карточек с заданиями: если вопросов 4, то и учеников в каждой группе по 4 человека и т.п.
Группы получают карточки с заданиями и распределяют их между собой. Учащиеся выполняют предложенные задания не целиком, а частично. По сигналу учителя каждый ученик передает свой лист с заданием соседу слева, по часовой стрелке. Таким образом, происходит обмен заданиями внутри группы. Получив от соседа лист с новым заданием, ученик изучает уже сделанные записи и дополняет их, выполняя следующую часть общего задания. Если он обнаруживает ошибку в записях соседа, то исправляет ее.
Для того чтобы учащимся было понятно, какую часть задания необходимо выполнить самому, а какую оставить соседу, в карточке прописана инструкция для индивидуальной работы.
У каждого члена группы свой цвет чернил, которым он делает записи. Листы с заданиями передаются в группах по кругу до тех пор, пока не вернутся к своим хозяевам.
На следующем этапе группы обсуждают полученные результаты.
«Т-таблица»
«Т-таблица» используется на уроках, чтобы научить учащихся сравнивать разные объекты, выделяя как общие для этих объектов, так и отличительные их свойства. Рисунок подсказывает нам, почему таблица имеет такое своеобразное название: она похожа на перевернутую букву «Т».
Общее | ||
Отличное | Отличное | |
Практическое применение приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения и окружающего мира для формирования читательской грамотности младших школьников
Урок литературного чтения в 4 классе «Школа России»
Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».
Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с рассказом Д.Мамина-Сибиряка «Приемыш».
Задачи урока:
- формировать навык работы с текстом: отбирать материал на тему, по плану в соответствии с идеей, типом речи, используя языковые средства рассказа;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе текста в учебнике); определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Используемые приемы: (приемы можно использовать по выбору учителя, опираясь на уровень готовности класса работать с текстом)
ассоциации, прогнозирование, цепочка ключевых слов, чтение с остановками, диаграмма Венна, двухчастный (двойной) дневник, «Тонкие и толстые вопросы», восстановить последовательность эпизодов рассказа, «Создание обложки», придумать продолжение рассказа, синквейн.
Ход урока.
Стадия Вызова (до чтения)
Предлагаю детям назвать АССОЦИАЦИИ к слову «Приемыш»
Вместе с детьми выясняем значение слова «Приемыш».
Приходим к выводу, что «Приемыш» – это сирота, которого взяли на попечение чужие люди.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ. Ясно одно, что приемыша кто-то приютил и взял к себе в дом (грустный, трагичный, обнадеживающий, вселяющий надежду на счастливое будущее)
Чтобы спрогнозировать сюжет, предлагаю ЦЕПОЧКУ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ. Данная цепочка слов помогает подвести детей чуть ближе к реальному сюжету рассказа.
Сторож, избушка, лебедь, собака, встреча, стая лебедей, тоска, прощание.
Стадия осмысления.
Теперь ребята готовы перейти ко второй стадии урока, к Стадии осмысления. Здесь очень эффективен такой прием, как ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ нового текста.
- Прочитайте первое предложение. Это всегда сильная позиция текста. Какая она?
- Чем интересен первый абзац?
Чи тая первое предложение, а затем и первый абзац, дети понимают, что мы попадаем в лес, в теплый уголок, где можно обсушиться и обогреться, где ты чувствуешь себя желанным гостем. У детей создается доброе позитивное настроение при прочтении первых строк рассказа.
И так до конца читается рассказ с остановками, анализом текста и прогнозированием его частей.
После прочтения рассказа для составления характеристики героев можно использовать ДИАГРАММУ ВЕННА.
ПРИЕМ «ДВУХЧАСТНЫЙ (ДВОЙНОЙ) ДНЕВНИК.
Двухчастный (двойной) дневник – это простой и эффективный приём работы с текстом.
Рекомендации по использованию:
1. Обучающимся предложить разделить тетрадный лист пополам.
2. Слева ученик записывает цитаты автора, которые произвели на него впечатление, озадачили его.
3. Справа дети записываются комментарии, свои мысли, переживания, соответствующие данной цитате.
Данный прием даёт возможность исследовать содержание текста, увязать его с личным опытом и выразить своё отношение к прочитанному.
Цитаты | Комментарии |
Одному? Я тут князь князем живу. Все у меня есть… И птица всякая, и рыба, и трава. | |
Улетит, ежели крылья не подрежешь. А как же можно увечить Божью птицу? Пусть живет… | |
Мой-то Приемыш сначала сторонился от других лебедей… Те гогочут по-своему, зовут его, он – домой… | |
Ну а потом, вижу, мой Приемыш затосковал… | |
Пустить – улетит за стадом и пропадет… | |
Нет, сам ушел… Вот как мне обидно это!. |
ПРИЕМ «ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ»
«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся после прочтения текста. «Тонкий» вопрос предполагает (репродуктивный) однозначный ответ, а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления, рассуждений, поиска и анализа информации.
Текст, рассматриваемый с точки зрения «тонких и толстых» вопросов, легче запоминается и воспроизводится. Чтение становится вдумчивым, осознанным. Здесь можно организовать работу в группах, где ребята задают друг другу вопросы и отвечают на них.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Кто такой Тарас? Чем он занимался? Где он жил? Как относился Тарас к природе? Как звали собаку? | Почему Тарас приютил лебедя? Почему, вы думаете, Тарас не подрезал лебедю крылья? Согласны ли вы с поступком Тараса? Объясните, почему лебедь улетел? |
Можно предложить ребятам восстановить последовательность эпизодов в рассказе.
… Появление лебедя у старика Тараса.
… Встреча Приёмыша со стаей лебедей.
… Прощание с домом и добрым Тарасом.
… Дорога по лесу к избушке сторожа.
… Тоска лебедя по товарищам.
… Приёмыш и собака Соболько.
Данный прием позволяет активизировать мыслительную деятельность, вспоминая сюжет и композицию рассказа.
Д .Мамин-Сибиряк
Приемыш
О ч ень важно подвести детей к главной мысли рассказа: Приёмыш – дикая птица, лебедь. Невозможно дикую птицу держать без воли. Даже спасенная, выкормленная человеком птица будет тосковать по вольной жизни. Рассказ учит детей многим нравственным урокам, в особенности относиться с любовью, состраданием и жалостью ко всему живому.
Стадия рефлексии.
ПРИЕМ «СОЗДАНИЕ ОБЛОЖКИ»
- Придумайте свою обложку, учитывая те вопросы, которые обсуждались на этом уроке.
«ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ»
Верные и неверные утверждения | Ответы |
Приемыш - осиротевший лебеденок, которого подобрал и вырастил Тарас. | + |
Соболько - собака Тараса, стережет дом хозяина. | + |
Соболько и Приемыш не дружат, не ладят друг с другом. | -- |
Тарас насильственно удерживает лебедя у себя. | -- |
Тарас очень переживает о судьбе Приемыша, ведь тот не приспособлен к дальним перелетам. | + |
Рассказ учит любить природу, беречь ее, защищать всех ее обитателей. | + |
Можно предложить придумать продолжение рассказа.
- Представьте, что могло произойти с Приемышем дальше?
Случилось ли так, как думал Тарас, или умная и сильная птица благополучно добралась до места зимовки?
Тарас
Добрый, старый.
Ухаживает, наблюдает, заботится.
Переживает о судьбе Приемыша.
Доброе сердце.
Лебедь
Ученый, гордый.
Плавает, играет, тоскует.
Лебедь должен жить на свободе.
Гордая птица.
СИНКВЕЙН
Урок литературного чтения в 4 классе «Школа России»
Тема: А.П.Чехов «Мальчики»
Цель: создать условия для знакомства с рассказом А.П.Чехова «Мальчики», используя приемы технологии развития критического мышления.
Используемые приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, дерево предсказаний, синквейн.
Ход урока.
Стадия вызова. Следует обратиться к личному опыту, который поможет подготовить обучающихся к личному восприятию.
- Были ли в вашей жизни моменты, когда вы мечтали о путешествии?
- Вспомните, какие чувства вы в этот момент испытывали?
- А можно ли солгать ради своей выгоды?
- Кому это может навредить?
Прогнозирование по названию.
- Рассказ называется «Мальчики». Как вы думаете, о ком и о чем будет идти речь в рассказе?
Прогноз повышает интерес к чтению у младших школьников. Если было предложено несколько вариантов сюжета, то обучающимся захочется узнать, кто же из них прав.
Стадия осмысления содержания.
Чтение первого отрывка до слов «Господи, боже мой, да прогоните эту собаку! Это наказание!»
ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА
- В чем необычность ситуации?
- Попробуйте описать Володю. Кем был Володя? Как вы определили?
- Как встретила Володю семья? Почему?
- С кем приехал Володя? Почему семья сразу не заметила гостя?
- Как вы думаете, почему у Чечевицына нет имени?
- Предположите, что будет дальше и почему?
(Ответ на последний вопрос надо запомнить и автора ответа тоже, чтобы позже проверить правильность предположений)
Чтение второго отрывка до слов «…мысли у мальчиков были общие»
ВТОРАЯ ОСТАНОВКА
- Почему Володин отец постоянно неправильно произносил фамилию гостя?
- Опишите Чечевицына. Чем он отличался от Володи?
- Что странного в поведении Володи заметили сестры?
- А.П.Чехов сказал в одном из своих рассказов: «Ох уж это вдруг».
- Предположите, что будет дальше, какие общие мысли были у мальчиков?
На этой стадии используется прием «Дерево предсказаний».
На доске рисуется силуэт дерева.
Ствол дерева — это вопрос «Что будет дальше? Какие общие мысли были у мальчиков?»
Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно,…», «Вероятно,…», «Скорее всего,…», «Может быть,…» Количество ветвей не ограничено.
Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).
После обсуждения текст дочитывается до конца.
- Почему герои решились на побег?
- Изменилось ли отношение Володи к семье после побега?
- Как автор относится к поступку мальчиков?
Стадия рефлексии.
-Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Придумай свой рассказ на эту тему, запиши его план. Дай название.
Урок литературного чтения в 4 классе «Школа России»
Тема: В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»
Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность обучающихся, создать условия для формирования читательской грамотности.
Используемые приемы: групповая мозговая атака, составление списка известной информации при помощи рисунков, «Зигзаг».
Индивидуальная, парная, групповая работа.
Ход урока.
Стадия вызова. Можно предложить учащимся сделать предположение, как может выглядеть, и где находится домик стрижей. Учащиеся рисуют домики на небольших листах, обсуждают свои рисунки в команде, рисуют один рисунок на одном листе, затем идет презентация.
Стадия осмысления содержания.
На этой стадии используется прием «Зигзаг».
Класс делится на 4 команды по 5 учеников в каждой команде (по количеству вопросов к тексту).
В опросы.
К ак стрижонок Скрип появился на свет? Как прошли первые дни его жизни? Чему важному хотела научить стрижонка мать?
К акие слова выбирает автор, чтобы рассказать о стрижихе? Согласен ли ты с тем, что она была хорошей матерью?
П очему стрижата остались одни? Как писателю удается показать, что стрижи очень дружные?
К ак стрижонок Скрип научился летать? Какие слова помогают понять его состояние?
Отчего стрижи стали беспокоиться? Почему, прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо?
Вопросы записаны на карточке определенного цвета. Учащиеся берут по одной карточке, изучают текст рассказа в «родной» группе с целью найти ответ на свои вопросы, подчеркивают ответ в тексте, затем собираются при помощи цветных карточек в экспертные группы, обсуждают, приходят к общему мнению.
Идет работа в экспертных группах, а затем вновь в «родных». Вернувшись в «родную» группу, эксперты в порядке следования цветов знакомят товарищей с ответами на вопросы. После такой работы любой ученик из команды может дать ответ на любой вопрос по тексту.
Стадия рефлексии.
- Восстановите последовательность событий в плане рассказа.
…Мама прилетела.
…А что же там за пределами норки? Первый полет.
…Постройка своего гнезда.
…Встреча с разбойником-соколом.
…Рождение стрижонка.
…Гибель мамы-стрижихи.
…Пора на свободу!
…Встреча с мальчишками.
…В теплые края.
…На помощь приходят другие стрижи.
Можно дать творческое задание. Вернуться к рисункам-предположениям и нарисовать «новый» дом стрижонка.
Можно предложить озаглавить рассказ по-своему.
Домашнее задание. Проведите небольшое исследование. Сравните научно-познавательный текст о стрижах из энциклопедии и художественный рассказ «В.П.Астафьева. Обратите внимание на изобразительно-выразительные средства.
Фрагмент урока литературного чтения в 4 классе «Школа России»
Те ма урока: Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»
Ц ель урока: - создать условия для формирования читательской грамотности в ходе работы со сказкой Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени»
И спользуемый прием: дерево предсказаний.
Ход урока.
Стадия вызова. Учитель размещает на доске условное обозначение «Дерева предсказаний».
Учащиеся знакомятся с названием произведения.
Учитель предлагает определить, о чем может быть произведение с таким названием.
- Попытайтесь представить, кто может быть героем этого произведения?
- Предположите, о чем может быть произведение с названием «Сказка о потерянном времени».
- По какой причине героя произведения могли потерять время и к чему это привело?
Учащиеся работают в группах, строят предположения по развитию сюжетной линии рассказа. Высказывают предположение, о чем данный рассказ, кто главные герои, почему они потеряли время.
Стадия осмысления. Работа с текстом.
Стадия рефлексии. На стадии рефлексии учитель возвращает учащихся к «Дереву предсказаний».
Урок окружающего мира во 2 классе «Школа России»
Тема урока: В гости к осени.
Цель урока: - создать условия для работы с текстом «В гостях у осени», используя приемы технологии развития критического мышления.
Используемые приемы: «Инсерт», «Кластер».
Ход урока.
Стадия вызова.
Учащимся предлагается вспомнить, что они знают по теме урока.
- По своим наблюдениям расскажите, какая погода была летом.
- Как она изменилась с приходом осени?
Чем больше идей выскажут учащиеся, тем выше будет интерес к изучаемой теме. Мотивация может проявиться в самых разных формах: от поиска ответов на свои вопросы до расширения знаний по теме в целом.
Стадия осмысления. Для того чтобы решить противоречия и расширить знания по теме, обратимся к тексту «Неживая природа». Используем прием «Инсерт» для сохранения интереса к теме.
Учащиеся читают текст в учебнике с.36-37 и делают пометки: «˅», «+», «-», «?».
Следующим этапом урока может стать заполнение таблицы. Для заполнения таблицы учащимся придется снова вернуться к тексту. Таким образом, ни один ученик не останется в стороне от работы.
«˅» «Я это знал!» | «+» «Это для меня новое» | «-» «Я думал иначе» | «?» «Есть вопросы или хочу узнать об этом больше» |
Появился иней – значит, заморозки. | Летом солнце высоко поднималось в небе, осенью солнце поднимается не так высоко, поэтому похолодало. | Первые заморозки бывают в начале сентября. В середине сентября бывает последняя гроза. | В самом конце осени происходит ледостав. |
Учащиеся в группах обсуждают содержание своих таблиц.
Затем результаты работы рассматриваются сообща.
Предложить учащимся составить кластер «В гостях у осени».
Учащиеся работают со вторым текстом учебника на с.38-38. Также используется прием «Инсерт», учащиеся делают пометки и продолжают заполнение таблицы.
В гостях у осени | «˅» «Я это знал!» | «+» «Это для меня новое» | «-» «Я думал иначе» | «?» «Есть вопросы или хочу узнать об этом больше» |
Неживая природа | Появился иней – значит, заморозки. | Летом солнце высоко поднималось в небе, осенью солнце поднимается не так высоко, поэтому похолодало. | Первые заморозки бывают в начале сентября. В середине сентября бывает последняя гроза. | В самом конце осени происходит ледостав. |
Живая природа | Много интересного в жизни птиц летом. | Перелетные птицы замечают, что дни становятся короче, значит, пора в дорогу. | Многие птицы улетают задолго до того, как исчезнет корм. | Птицы заранее узнают о приближении голодного времени. |
Учащиеся в группах обсуждают содержание своих таблиц.
Затем результаты работы рассматриваются сообща.
Учащимся продолжают составлять кластер «В гостях у осени». Работа проводится фронтально или по группам.
Стадия рефлексии.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке.
Домашнее задание. Из дополнительной литературы узнайте, какие изменения в жизни растений и животных происходят с приходом осени и продолжите заполнение пустых граф кластера.
Приемы «Инсерт» и «Кластер» помогают развить навыки работы с информационным текстом, умения вдумчиво читать и анализировать информацию, демонстрируют этапы продвижения учащихся от незнания к знанию, делают процесс чтения более осмысленным, помогают научить младших школьников выделять главные аспекты в тексте, применять полученную информацию на стадии рефлексии.
Урок литературного чтения в 4 классе «Школа России»
Тема урока: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность обучающихся, создать условия для формирования читательской грамотности.
Используемые приемы: чтение с остановками, дерево предсказаний, групповая творческая работа.
Ход урока.
Стадия вызова. Учитель до чтения рассказа сообщает учащимся сведения об авторе, истории создания произведения.
- Рассказ называется «Корзина с еловыми шишками».
- Как вы думаете, о чем рассказ?
Учитель внимательно выслушивает ответы учащихся, заполняется «Дерево предсказаний».
Стадия осмысления содержания. Читаем текст рассказа по частям.
ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА
- Назовите главных героев рассказа.
- Как вы поняли, кто такой Эдвард Григ? Как вы это поняли?
Учитель сообщает учащимся сведения о жизни и творчестве композитора.
- Какой подарок решил подарить Григ Дагни?
- Почему Григу захотелось сделать подарок девочке?
- Как это характеризует композитора?
- Могла ли предположить девочка, о каком подарке идет речь?
- Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Почему?
ВТОРАЯ ОСТАНОВКА
- Почему дом Грига был похож на жилище дровосека?
- Что являлось украшением дома композит ора?
- Прочитайте, как описывает музыку Э.Грига писатель. Подчеркните слова, которые передают звучание музыки?
- Какие художественные средства использует автор для передачи музыки?
- О чем играл Григ?
- О чем думал Григ, когда сочинял музыку для девочки? Какое впечатление производила музыка на слушателей? Почему?
- Кто и как, по мнению композитора, слушал его музыку.
- Как Григ относился к своим слушателям?
- Какое желание возникло у вас после прочтения этой части? (Послушать музыку Грига)
- Прослушайте одно из произведений Э.Грига. Какие картины вы себе представляете: горы, лес, реку, город?
- Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Почему?
ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА
- Были ли верны ваши представления о том, как будут развиваться дальнейшие действия?
- Что удивило и потрясло Дагни на концерте? Как она догадалась, что знаменитая пьеса Грига посвящена ей? Только ли потому, что было названо ее имя?
- О чем сожалела Дагни? Какие чувства она испытывала?
- Смогда ли Дагни понять, что хотел сказать ей Григ?
Стадия рефлексии. Проводится групповая творческая работа.
Задания группам.
Группа 1. Представьте, что встреча Дагни с Григом все-таки состоялась через 10 лет. Как вы представляете эту встречу? Что могла сказать Дагни композитору?
Группа 2. Допишите еще одну часть рассказа.
Группа 3. Покажите этот рассказ при помощи цвета, красок. Как менялось ваше настроение при чтении рассказа?
Выполнив задание, группы знакомят класс с результатами.
Урок литературного чтения в 4 классе «Школа России»
Тема урока: Чтение с остановками рассказа М.М.Пришвина «Выскочка»
Цель урока: - способствовать формированию умений работать с текстом.
Используемые приемы: ассоциации, прогнозирование, чтение с остановками.
Ход урока.
Стадия вызова. На доске появляется слово «выскочка», без сообщения имени автора и названия урока.
- Запишите ассоциативный ряд к слову «выскочка».
- «Выскочка» - это кто? Кто может быть «выскочкой»?
- Нарисуйте главного героя рассказа.
Рисунки вывешиваются на доску и обсуждаются.
- Считаете ли вы слово «выскочка» удачным для названия рассказа? Почему?
- Кратко запишите предполагаемое содержание (время, место, сюжет) рассказа с таким название.
(Название рассказа ребята считают удачным: короткое, ёмкое, звучное слово, сразу привлекает внимание. Дети легко фантазируют, предлагая разные варианты сюжета)
Учитель сообщает цель и задачи урока.
- Какие книги вам больше нравится читать: те, в которых вы легко угадываете, что будет с героями, или те, в которых сюжет имеет неожиданные повороты? Интересно ли прогнозировать продолжение?
- Сегодня на уроке мы будем читать интересный рассказ М.М.Пришвина «Выскочка». Мы будем «отгадывать», что же будет дальше в рассказе? Мы будем читать рассказ по частям, «с остановками».
- Начертим небольшую таблицу и будем заполнять ее по мере чтения.
Ожидаемое | Неожиданное |
Чтение первого отрывка до слов «…зубки беленькие, как чеснок».
ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА
- Было ли для вас неожиданным начало рассказа?
- Что именно оказалось неожиданным?
- Запишите свои мысли в нужную колонку.
Каждый ученик записывает свое мнение, потом читает вслух.
Чтение второго отрывка до слов «…и с пыльцой в голове».
ВТОРАЯ ОСТАНОВКА
- Вернемся к нашей таблице и запишем, что здесь ожидаемое и что неожиданное.
Чтение третьего отрывка до слов «…длинным острым кинжалом»
ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА
- Кем оказалась Выскочка?
- Какое чувство вызвала у вас сорока? Случайно ли писатель так назвал ее?
- Какой момент в рассказе самый напряженный?
- Вернемся к нашей таблице и запишем, что здесь ожидаемое и что неожиданное.
Обсуждение записей учащихся.
Чтение рассказа до конца.
ЧЕТВЕРТАЯ ОСТАНОВКА
- Почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом?
- Что в этом отрывке было ожидаемым и что неожиданным?
Стадия рефлексии. Придумайте другой конец рассказа.
Урок окружающего мира во 3 классе «Школа России»
Тема урока: Степи и пустыни.
Цель: создать условия для знакомства с природными зонами: степи и пустыни через работу с текстом.
Задачи:
- построение знаний о степях и пустынях;
- развитие читательской грамотности, умений анализировать, сравнивать, классифицировать информацию;
- формирование умений работать в группе, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь.
Используемые приемы: «Карусель», «Кластер», «Т-таблица».
Ход урока.
Стадия вызова.
- Ребята, сегодня на уроке мы будем работать в группах, используя прием «Карусель». Это позволит каждому из вас познакомиться с такими природными зонами, как степи и пустыни.
Стадия содержания.
- Каждой группе я раздам лист с одной из графических форм, на которой указана тема и задание для совместной работы. Выполнив первую часть задания, передайте свой листок по кругу в соседнюю группу для дальнейшего заполнения схемы. Соответственно, получив от соседей новый лист с заданием, выполните указанную его часть и передайте дальше. Делая записи, не повторяйте ту информацию, которая уже имеется в схеме, и ту, которую вы уже зафиксировали в предыдущей, - старайтесь всесторонне продемонстрировать свои знания. Листы будете передавать друг другу до тех пор, пока не заполните все ячейки схемы или таблицы необходимыми сведениями. У каждой группы свой цвет фломастера, которым вы будете делать записи. По окончании работы я попрошу представителя каждой группы по жребию ответить на контрольные вопросы, поэтому ваша задача – в ходе заполнения схем и таблиц убедиться, что все члены группы ориентируются в материале, помочь тем, кто затрудняется с ответом.
Все учащиеся читают тексты «Зона степей» (с.110-115) и «Пустыни» (с.118-123).
Учащимся выдаются листы с графическими формами и заданиями к ним. Группы выполняют задания и по сигналу учителя передают листы по часовой стрелке в соседние группы.
Л ист 1.
Общее задание: необходимо заполнить схему «Кластер».
Задание для группы: выбери одну из незаполненных «ветвей» кластера, впиши в ячейки сведения, характеризующие указанную природную зону.
Лист 2.
Общее задание: необходимо составить сводную таблицу, самостоятельно определив линии сравнения и записав в соответствующих графах характеристики природных зон.
Задания для групп: впишите в центральную колонку таблицы одну из линий сравнения (например, лето, почвы растения, животные и т.д.), в колонках справа и слева запишите соответствующие характеристики степи и пустынь.
Степи | Линии сравнения | Пустыни |
1.Лето | ||
2. | ||
3.Почвы | ||
4.Растения | ||
5. |
Лист 3.
Общее задание: необходимо составит «Т-таблицу», зафиксировав в ней сходства и отличия степей и пустынь.
Задание для группы: впишите одну из характеристик природных зон в соответствующие графы таблицы: «Общее» - если эта характеристика одинакова у степей и пустынь; «Отличное» - если характеристики различны.
Степи | Пустыни | ||
Отличное | Общее | Отличное | |
Лист 4.
Общее задание: необходимо составить схему «Граф», описывающую характеристики двух природных зон: степей и пустынь.
Задание для групп: впишите в один из порядков графа характеристики степей и пустынь.
Стадия рефлексии.
- Давайте подведем итоги нашей работы.
- Оцените работу своей группы в целом:
Все ли члены группы активно участвовали в работе?
Оказывала ли группа помощь тем, кто не знал ответа и затруднялся в выполнении задания?
Назовите одним словом, как работала сегодня ваша группа: дружно, быстро, старательно, поспешно, безответственно и др.
- А теперь оцените свое продвижение в теме:
Кто из вас не сделал ни одной ошибки, выполняя задания?
Кто ошибался, но теперь разобрался в теме?
Кто по-прежнему испытывает затруднения?
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной грамотности.
Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений. Это позволяет в первую очередь: определять вид и назначение информации; понимать тексты научного, художественного и делового характера; выделять основное содержание события текста, соотносить его с собственным опытом. Во-вторых, позволяет отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их.
При использовании на уроках в начальной школе представленных в работе приемов технологии развития критического мышления у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
Эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая в первую очередь организатором учебной деятельности, быть ещё и заинтересованным участником обучения.
Список литературы
Блинова Е. Стратегия «Карусель» для уроков обобщающего повторения // Новое образование. – 2013. - №3. – С. 15-17.
Блинова Е. Читаем учебник как детектив… // Новое образование. – 2008. - №3. – С. 13-17.
Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011.
Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008.
Прохорова С.Ю. Диагностика формирования информационной компетентности младших школьников Прохорова, Е.А. Касьянова, Н.М, Фоминых. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013 – 96 с.
Сальникова Т. П. Методика обучения чтению. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е. Е. Пановой. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. – 116 с.