Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ненашевская средняя общеобразовательная школа»
Выступление на заседании МО учителей гуманитарного цикла МКОУ «Ненашевска сош» на тему «Эффективные практики формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка ».
Подготовила:
учитель английского языка
Телкова А.И.
МКОУ «Ненашевская сош»
2023
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка
На уроках английского языка, как и на любом другом предмете, формируется функциональная грамотность учащихся, их умение применять полученные знания на практике, в различных жизненных ситуациях В своей практике я столкнулась с затруднениями учащихся при работе с текстом. Учащиеся затрудняются выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, и, как следствие, подобрать к этому тексту заголовок, испытывают трудности с чтением диаграммы и интерпретацией информации, данной в таблицах, то есть они не в состоянии перенести знания и умения из одной области в другую. В результате при выполнении заданий раздела «Чтение» (ОГЭ и ЕГЭ), объектом контроля которого являются умения понимать основное содержание прочитанного текста, устанавливать структурно-смысловые связи в прочитанном тексте, полно и точно понимать содержание прочитанного текста, учащиеся допускают ошибки, т.е. имеют недостаточный уровень читательской грамотности.
Для себя я обозначила следующую проблему: как организовать работу на уроке английского языка, чтобы в процессе обучения была сформирована функциональная грамотность у учащихся.
В своей работе я считаю главным заинтересовать обучающихся. На уроках при работе с текстом я использую следующие современные педагогические технологии и методы:
· технология развития критического мышления через чтение и письмо;
· метод проектов;
· личностно-ориентированное обучение (технология коллективного взаимообучения, технология сотрудничества);
· информационно-коммуникационная технология
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (авторы Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Меридит) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения: выделять причинно-следственные связи, отвергать ненужную или неверную информацию, структурировать информацию текста. Игровые приёмы, групповые формы работы, частая смена деятельности всегда нравятся учащимся.
Название стадии | Задачи | Приёмы и методы |
Evocation (Вызов. Побуждение) | Актуализация имеющихся знаний. Пробуждение их интереса к получению новой информации и как итог – постановка учащимися собственных целей. | Рассказ по ключевым словам. Кластеры. Найти, выписать и перевести предложения с определенными словами. Найти пары: слово и его дефиниция. Подобрать антонимы или синонимы к словам Объяснить слово или фразу, не переводя ее. Выписать и перевести предложения с определенной грамматической структурой: пассивным залогом, инфинитивом, косвенной речью и т.д. Перефразировать предложения, заменив выделенное слово или выражение на синоним, использованный в тексте. Составить предложения с определенными словами, чтобы стало ясным их значение. Частичный перевод предложения, где учащимся остается перевести на английский только одно слово, данное в скобках. Прочитать заглавие и сказать, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте |
Realization of meaning. (Осмыслениесодержания) | Получение новой информации. Непосредственная работа с текстом. Корректировка целей | Активное чтение (маркировка с использованием знаков +,-, ?) «Толстые» и «тонкие» вопросы. «Фишбоун» – способ структурирования текста. Прочитать текст, разделить его на смысловые части, подобрать названия к каждой из них. Прочитать текст и выделить основные темы повествования. Прочитать текст, отметить (выписать) места, раскрывающие разные аспекты проблемы. Прочитать текст и найти в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части. Прочитать текст и перечислить вопросы, освещаемые в нём. Прочитать текст и расположить пункты плана согласно логике повествования. Прочитать текст и передать его основную идею несколькими предложениями. Расположить следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеровать их по порядку |
Reflection (Рефлексия) Очень нужна обратная связь, чтобы корректировать и планировать свою дальнейшую работу. Нужно помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребенок уходит с урока. | Анализ. Творческая переработка, интерпретация полученной информации | Синквейн (Formulapoetry). Сигнальные карточки. На данном этапе возможны также творческие задания: 6. 1. Представить поведение героев в изменившихся обстоятельствах, например, несколько лет спустя или спросить, чтобы стало с героями, если бы что-то не произошло; 2. Пересказать текст от лица различных персонажей. 3. Предложить картину-иллюстрацию к тексту, не рисуя ее, а просто описать, что там будет; 4. Написать свои вопросы к персонажам, если бы была возможность оказаться там. 5. Написать рекламную брошюру какого-либо места из текста или заведения. 7. Написать краткую аннотацию к книге, которая могла бы послужить вступлением. 9. Дать совет герою (героине). |
Cluster (a cluster of grapes) – пучок, гроздь. «Кластер», графический приём систематизации материала. Вокруг ключевого слова, располагаются слова, тематически связанные с ним, каждое новое слово образует ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Кластер необходим при введении новой лексики, при систематизации материала по какому-либо принципу, служат опорой для составления монологического высказывания.
Графическая техника «фишбоун» (название метода японского учёного Каору Исикавы) позволяет наглядно видеть ход анализа какой либо проблемы через выявление причин и следствий. Работая в парах или группах, учащиеся визуализируют причинно-следственные связи, дают оценку данного явления. Голова рыбы – проблема, верхние кости скелета – причины данной проблемы, нижние кости – факты, подтверждающие их наличие, хвост – обобщение, вывод.
Вышеуказанные упражнения, используемые для проработки текстов на иностранном языке, способствуют расширению лексического запаса, умению понимать значения незнакомых слов из контекста, закреплению различных разделов грамматики, совершенствованию речевых навыков.
Я считаю, что очень хорошо развивают функциональную грамотность так называемые «несплошные» тексты. Несплошные тексты – это реклама в СМИ, ценники продуктов, этикетки на товарах, инструкции к товарам, различная реклама, буклеты, объявления в библиотеке, посты в блогах, документы, удостоверяющие личность и т.п. Авторы учебника предлагают такие тексты с учётом возрастных особенностей учащихся, актуальности для учащихся, наличия новой (для учащихся данного возраста) интересной информации. Именно на основе работы с такими текстами формируется способность решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности: прочитать и понять объявление (рекламу, афишу т.д.), заполнить бланк (миграционную карту, анкету и т.д.), написать письмо, e-mail и т.д. На основе данных текстов спроектированы учебные задачи, направленные на формирование функциональной грамотности в области чтения.
Задачи данного упражнения:
1. Развитие умений ознакомительного чтения.
2. Развитие умений устной речи на основе прочитанного текста (с переносом на личный опыт).
Какие из приведённых выше упражнений можно предложить учащимся?
- составить кластер «Emergencycall»
- выписать ключевые слова;
- составить список вопросов к тексту;
- дать совет туристу, что делать, в случае если он стал свидетелем какой- либо чрезвычайной ситуации;
- рассказать о подобных службах в России (создать постер);
- составить и разыграть диалог.
What is e-waste? | Ø Electronic/electric products that we throw away |
Why is e-waste a problem? | Ø |
What can we do about the problem? | Ø |
Очень много интересного материала для работы по формированию функциональной грамотности имеется в книге «ExamExcellence».
В упр. №14 учащимся предлагается готовый образец описания таблицы.
На этапе работы с текстом учащимся предлагается выполнить следующее упражнение:
(Ex.13 p. 41) Make notes under the following headings about your town. Write at least three ideas in each group.
Places to visit | Activities to do | Food and drink to try |
Далее учащимся предлагается закончить предложения о своём городе:
1 Some people live in __________________________
2 The majority of people live in _________________
3 The worst kind of housing is___________________
4 Probably the worst problem with housing is_______
5 Another difficult problem is____________________
6 The most urgent thing to do is__________________
Я использовать упражнения данного пособия в работе со старшими классами, а также даю некоторые материалы для самостоятельной работы отдельным учащимся.