Тема: «Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка через использование тестовой методики»
Целью обучения иностранному языку в средней школе является достижение минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, которая предполагает способность ученика реализовать свои знания, умения и навыки для непосредственного и опосредованного общения на изучаемом языке. Она представляет собой взаимодействие основополагающих систем знаний и умений, необходимых для осуществления общения.
Таким образом, коммуникативная компетенция проявляется в речевой деятельности, основными видами которой является аудирование, говорение, чтение, письмо.
Одним из интересных приемов является формирование коммуникативной компетенции через использование тестовой методики. Тест может использоваться для проведения как текущего, тематического, так и рубежного и итогового контроля, в значительной степени снижая вероятность выставления субъективной оценки и сокращая время, затрачиваемое учителем на проверку заданий.
Сегодня существует большое количество разнообразных тестов, но единой системы классифицирования тестов к настоящему времени педагогической наукой еще не разработано.
Учитель может применять в своей практике комплексный подход к тестированию. Это целесообразно делать по окончании изучения темы или раздела учебной программы.
Комплексный коммуникативный подход реализуется с помощью коммуникативного теста. Исходя из того, что у одного и того же ученика может по-разному проявляться владение языком в отдельных видах речевой деятельности. Коммуникативный тест должен предполагать несколько измерений. Обязательными объектами контроля будут понимание речи на слух, говорение, чтение и письмо.
Поскольку, как показывает практика обучения, прежде чем перейти к последующей фазе учебного курса (новому разделу), необходима такая проверка, которая позволяла бы осуществлять обратную связь, обеспечивающую управление учебным процессом, и способствовала бы тем самым его эффективности.
Иными словами, такие проверочные тесты имеют целью, во-первых, показывать учителям и учащимся, есть ли какие-либо недостатки в ходе обучения по той или иной причине, во-вторых, выявить учеников, испытывающих серьёзные трудности в овладении учебным материалом и, в-третьих, мотивировать работу учащихся по повторению всего изученного за данный срок языкового материала, составляющего определённый раздел программы.
Учителю необязательно выставлять учащимся оценки за выполнение проверочных тестов, однако, ему необходимо сообщить ученикам о допущенных ошибках.
Кроме того, учитель должен понимать, что ошибки учащихся - это прежде всего показатель его собственной работы. Предлагаемые проверочные тесты охватывают лексический и грамматический материал пройденного раздела, умения и навыки практического использования лексики и грамматических конструкций.
Применяя подобный комплексный метод тестирования по окончании каждой темы, учитель всегда увидит, какие есть недостатки в процессе обучения и по какой причине они возникли.
Насыщенные различными наглядными схемами и таблицами задания, особенно это касается начальных классов, в большей степени мотивируют работу учащихся по повторению всего изученного за данный срок языкового материала, повышают интерес учащихся к предмету. Этой же цели служат задания, которые преподносятся в игровой форме.
Чаще всего в своей работе я применяю следующие виды тестов:
Учитель может применять в своей практике комплексный подход к тестированию. Это целесообразно делать по окончании изучения темы или раздела учебной программы.
Комплексный коммуникативный подход реализуется с помощью коммуникативного теста.
Я считаю правильным придерживаться правила- делить тестовые задания на следующие группы:
- открытой формы (тест, вопросы которого не содержат вариантов ответов, т.е. ученик должен сам написать ответ);
- закрытой формы (тест, с выбором из нескольких предложенных вариантов ответов);
- на соответствие (тест, в котором необходимо установить соответствие между элементами);
- на установление правильной последовательности (тест, в котором необходимо указать порядок действий).
Научно обоснованное и методически грамотно организованное тестирование позволяет осуществлять столь необходимую обратную связь, обеспечивающую управление учебным процессом, и будет способствовать эффективному формированию коммуникативной компетенции.