Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Обобщение опыта
  3. Формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах

Формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах

0 подписчиков
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. В своём выступлении поделилась приёмами работы по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Обобщение опыта

Категория

Обобщение опыта
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах

Слайд 2Читательская грамотностьявляетсябазовым навыком функциональной грамотности. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Т. е это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определённого задания.

Представьте, что вам надо выбрать новую модель телефона. Вам надо прочитать характеристики, отзывы пользователей, рекомендации, оценки. И среди этой информации проанализировать и найти верное решение, не ошибиться.

Чтобы стать грамотным читателем, нужно овладеть следующими умениями:

Слайд 3-умение находить и извлекать информацию из текста;(Найти ответ в самом тексте)

-умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста;(Требуется пропустить содержание текста через себя и сделать какие –то выводы)

-умение размышлять о тексте и оценивать его с собственной точки зрения. (Вспомните пример про телефон, именно оценка поможет не попасть на уловку маркетологов и сделать наилучший выбор из возможных) Это очень нужное умение. Но именно последних два очень слабо развиты.

 

Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание. Это смысловое понимание прочитанного текста, умение составлять план рассказа, умение выделять главную мысль текста, по заданию находить информацию, данную как в прямом, так и в скрытом виде, умение выбирать из текста предложения по заданию учебника или учителя, умение выражать свои мысли и доказывать свои предположения.

Слайд 4 . Для этого в работе используем различные технологии:

-технологию критического мышления;

-технологию проблемного обучения;

-игровую технологию;

-личностно-ориентированную технологию;

-информационно-коммуникационную технологию;

-здоровьесберегающую технологию.

Для каждой технологии характерны свои приёмы.

Например: Технология критического мышления.

Приёмы этой технологии способствуют формированию ученика критически мыслящего, способного к самостоятельной деятельности, к выполнению разных мыслительных операций.

Слайд5 1.Приём «Стратегия ключевых слов»

Вам даны ключевые слова одного произведения

сердитый северный померяться силами путешественник налечу, сорву

закутывался, ворчал, ехал сердился, свирепел, осыпал

улыбнулось, выглянуло, обогрело, осушило ласка, доброта, гнев

- Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?

- Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события? 

Слайд 6

2.Прием«Уголки»

Этот прием используется на уроках при составлении характеристики героев.Составим характеристики Дарёнки и Коковани П.П.Бажов «Серебряное копытце». Работа проводится в паре. Ответы находят в тексте.

План

Дарёнка

Кокованя

Семейное положение

Сирота

Одинокий

Внешность

По шестому году, маленькая, носишка пуговкой

Старик большой да бородатый

Характер

Любопытная, весёлая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту

Весёлый, ласковый, добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту

Чем занимается

В избе прибирала, похлёбку да кашу варила, кукле платье шила, любила сказки слушать

Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает.Мастер сказки сказывать

Слайд 7

3.Прием «Письмо с дырками»

Дети должны вспомнить стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» и вставить недостающие слова.

Вечор, ты помнишь вьюга злилась,

На …..небе мгла носилась,

Луна, как ….пятно,

Сквозь ……желтела,

И ты ….. сидела -.

А нынче погляди в окно:

……….небесами

………..коврами,

Блестя на солнце снег лежит.

Слайд 8

5.Прием «Лови ошибку»

Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.

Слезами морю не поможешь.

Здоровому – грач не нужен.

Лес рубят – кепки летят.

Два сапога – тара.

Не руби лук, на котором сидишь.

Ус хорошо, а два лучше.

Слайд 9

6.Ментальные карты  

Помогает сформировать целостную картину произведения.

Учит работать с информацией.

Способствует лучшему усвоению материала

Учит систематизировать полученные знания

Ментальные карты можно использовать на этапе изучения новой темы, на этапе закрепления и при проверке изученного на  уроке.

Принципы составления ментальных карт:

1.     Главная тема помещается в центре листа.

2.     Записываются только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку.

3.     Слова помещаются на веточках, которые отходят от центра (главной темы) к периферии.

4.     К основным веткам могут быть добавлены картинки, схемы

Слайд 10

7.Приём «Ситуация выбора»

Высказать своё отношение к герою через пословицу Басня Крылова «Стрекоза и Муравей»

Своя рубашка ближе к телу.

Доброму человеку помощь не в убыток.

Работа не волк – в лес не убежит.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Слайд 11

8«Сложение целого текста из частей»

После знакомства со стихотворениями Есенин «Поёт зима аукает», Тютчев «Чародейкою зимою» 2 кл.

Дать детям задание Собрать текст о зиме

3. Замёрзли реки и озёра.

4. Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по льду.

1.Наступила зима.

2. Снег покрыл поля, тропинки в лесу.

5.Ребятишки рады зиме.

Технологию проблемного обучения рассмотрим на уроках Русского языка

Технология проблемного обучения

Слайд 12

Приём «проблемная ситуация».

Приём побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения. Например, на уроке предстоит изучить способы проверки парных согласных в середине слова (о чём дети не знают). Ребята получают задание:

- Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:

Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка.

Проблема: знакомый приём для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?

Приём побуждает ребёнка самостоятельно искать выход из затруднения.

Например, на уроке предстоит познакомиться с понятием «омофоны» (о чём дети не знают). Ребята получают задание:

Слайд 13- Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:

Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…

Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка?

Учащиеся уже знакомы с понятием «омонимы». Оказывается, некоторые слова пишутся по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково и называются «омофонами».

Всё это способствует повышению уровня читательских умений и формированию читательской грамотности школьников.

Игровые технологи. Включение в урок элементов игры или самой игры делает  процесс обучения более интересным, улучшает настроение, облегчает процесс преодоления трудностей, создает ситуацию успеха.

Слайд 14Приём «Да – нет»

Учит общим признакам определять понятия. Используется на любом предмете.

Я задумала слово – ваша задача его отгадать, задавая мне вопросы, на которые я могу отвечать да или нет Например, изучаем басню Крылова «Стрекоза и Муравей»

Слайд 15  Для закрепления нового материала используется приём «Древо мудрости».  применяется при работе с небольшими по объему произведениями

Дети сначала быстро, но внимательно читают произведение. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос к тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее ребята по очереди подходят к дереву, «срывают» записки и отвечают на вопросы вслух. Остальные оценивают ответ. В конце определяются лучшие знатоки.

Или Ствол дерева – тема произведения. Корень дерева – идея (основная мысль) произведения. Листья дерева – главные герои, их характеристика, ключевые слова. Ветви дерева – примеры из текста, раскрывающие характеры героев, их поступки. (Можно на уроках русского языка. Тема: Однокоренные слова. На ствол прикрепляем слово сад и добавляем однокоренные слова садовник, садовый, посадка, рассада, посадить и т.д.

Информационно-коммуникационную технологию. Часто приходится работать со словарями, чтобы найти объяснения незнакомых слов (толковый и энциклопедический словарь всегда поможет на уроке).

Личностно-ориентированной технологии. При использовании этой технологии формируются, раскрываются и реализуются личностные особенности детей. Одним из приёмов является «Вариативное домашнее задание». Каждый ученик выбирает сам для себя вариант задания и определяет степень успешности.

Слайд 16  Свое выступление хочу закончить словами.

Научи меня думать,

Научи меня сомневаться,

Научи меня принимать решения,

А значит – научи меня жить.

Слайд 17 Спасибо за внимание 

5

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. В своём выступлении поделилась приёмами работы по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.
0 ₽