Анюхина Л.Н.(учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с.Летниково).
Практическая работа №2
«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе»
№ п/п | Обязательный элемент методической разработки | Баллы (max) |
1 | Тема учебного занятия с указанием класса А.С.Пушкин Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. 6 класс. Тип урока. Урок получения нового знания | |
2 | Предметные результаты обучения: понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX века; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Метапредметные результаты обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; |
3 | Этапы учебного занятия с описанием: - учебных заданий, - форм работы на разных этапах учебного занятия. - примеров индивидуализации учебных заданий Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Формулировка целей и задач урока. Подготовка к восприятию художественного произведения. Портрет А.А.Пушкина Вступительное слово учителя: 1. Слово друг возникло в древности от слова другой, что означало «другое Я», «такой же, как Я» 2. Ребята, кого можно назвать другом? Предполагаемые ответы: друзьями называют людей, близких по образу мыслей, духу, нравственным установкам и симпатизирующих друг другу. Друзья сохраняют собственную индивидуальность, но при этом имеют общие ценности, принципы, интересы, их объединяет сходный образ жизни. Духовно близкими люди не рождаются, а становятся в процессе общения, и школьная пора – самое благодатное время для появления друзей на всю жизнь. Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. Формирование конкретного образовательного материала 1.История лицейской дружбы А.С.Пушкина. Сообщение учащегося «Лицейское братство» (по статье учебника, школьному энциклопедическому словарю и интернет-ресурсам) или Презентация «Царскосельский лицей» 2.Обобщение и систематизация информации, подготовленной во время урока. 3. Представление групповых результатов по итогам обсуждения. Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата 1.Дружеское послание как жанр лирики. Посланием называют лирическое произведение, написанное в форме письма к какому –либо лицу или лицам. Послание возникло в античной поэзии. В России жанр послания одним из первых начал развивать А.С.Пушкин. Часто в названии произведения поэт указывал адресата. Пушкин писал послания к своим друзьям, например «К Чаадаеву», «К Жуковскому», «К Баратынскому» Эмоциональное содержание посланий А.С.Пушкина разнообразно и в то же время носит глубоко личный характер. Их можно считать страницами духовного дневника поэта. 2. Послушайте актёрское чтение стихотворения А.С.Пушкина «И.И.Пущину» (читает А.Кутепов) ЗАДАНИЕ. Можно ли это стихотворение назвать посланием? Работа в группах и парах (дифференцированные задания) Предполагаемые ответы: чувство радости от неожиданной встречи. Чувство ожидания, узнавания, восторга при звуке колокольчика. Чувство благодарности за то, что друг его навестил в трудные годы ссылки в Михайловском. Грустное настроение от «заточенья». Чувство спокойствия и уверенности в последних строках. Чувство переживания и сочувствия . 2 группа. Словарная работа. Пользуясь толковым словарём В.И.Даля, подберите и запишите синонимы к слову провиденье. Предполагаемый ответ: промысел Божий, предопределенье, управление миром, вселенною, людьми и всею природою; рок, судьба. 3 группа. Средства выразительности языка, выписать примеры (эпитеты, обращения и др.) Обращения: мой первый друг, мой друг бесценный! Эпитеты: «печальным снегом», «ясных дней» Инверсия: «друг бесценный» 4 группа. Подберите синонимичное выражение или слово к поэтическому образу « …озарит… лучом лицейских ясных дней». Предполагаемый ответ: осветит, внутреннее просветление. 5 группа. Вспомните пословицы о дружбе. Предполагаемый ответ: «Старый друг лучше новых двух». «Друзья познаются в беде» , «Дружба - великая сила». « Нет друга - ищи, нашёл – береги». 6 группа. Рассмотрите репродукцию картины Н.Н.Ге «Пушкин в селе Михайловском ( Пущин у Пушкина)» и устно опишите картину. Этап 3. Практикум Формирование конкретного образовательного материала Анализ выразительных средств, передающих чувства лирического героя к своему адресату. Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата Рассуждение на заданную тему : «Что значит дружба в жизни лирического героя, как она помогает ему в суровых жизненных испытаниях» Предполагаемый результат: Учащиеся делают выводы о значении дружбы в жизни героя, рассуждают, анализируют выразительные средства, помогающие понять авторский замысел, настроение и идею произведения. |
4 | Формы оценивания и примеры заданий для оценивания Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов Зачитывание своих работ учащимися 1-6 групп перед аудиторией Методы контроля Привлечение внимания уч-ся к зачитываемым работам. Способ контроля Устный опрос учащихся по вопросам учебника (стр.53) Способ коррекции Коррекция во время выразительного чтения стихотворения. Работа над интонацией и эмоциональной составляющей стихотворения. Форма организации деятельности учащихся Обсуждение плюсов и недоработок в ответах Роль учителя на данном этапе Организующая, направляющая, корректирующая Основные виды деятельности учителя Устные комментарии к ответам учащихся Подведение итогов. Критерии оценивания работы группы
«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования); «4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования); «3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям); «2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям). Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? Домашнее задание По вариантам: выучить стихотворение наизусть (стр. 52), написать сочинение-рассуждение «Что такое дружба?» по стихотворению А.С.Пушкина «И.И.Пущину» Критерии оценивания выразительного чтения наизусть
«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования); «4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования); «3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям); «2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям). Лист самооценки (заполняется по результатам выполнения проверочной работы (сочинение-рассуждение) 1.Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что _________ 2.Наиболее трудным мне показалось _________________________________________ 3.Я думаю, это потому, что _________________________________________________ 4.Самым интересным было ___________ 5.Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал _______________________ 6.Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал ______________ 7.Я бы хотел попросить своего учителя ____________________________ |