Фрагмент урока по математике
Тема: Порядок выполнения действий
Класс: 3
Дидактическая цель: создать условия для усвоения правила порядка действий в числовых выражениях.
Предметные:
- уметь расставлять порядок действий;
- знать, как скобки меняют порядок вычислений.
Метапредметные:
регулятивные:
-формулируют учебную задачу урока на основании того, что уже изучено, и того, что ещё неизвестно;
-самостоятельно делать выводы.
познавательные:
-формулируют познавательную цель;
-выделяют необходимую информацию, структурируют свои знания;
-самостоятельно создают способы решения проблемы и алгоритмы деятельности.
коммуникативные:
-отвечать на вопросы учителя;
-достаточно чётко и полно выражать свои мысли.
Личностные:
-формировать любознательность, активность, самостоятельность;
-формировать положительное отношение к учёбе.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Выявление места и причины затруднения. | - Ребята, на доске вы видите выражение. Кто прочитает нам его? 45-10+4 - Скажите, что есть в этом выражении, а чего нет? - Ребята, скажите, мы выполняли такого вида выражения? - Тогда расскажите, как мы будем находить значение этого выражения? - В каком порядке выполняются действия в этом выражении? - Кто выйдет запишет решение выражения на доске? Остальные записывают его в тетради. - Поднимите руку, кто согласен? Хорошо. садись - А если бы вместо сложения и вычитания, были такие арифметические действия как умножение и деление, изменилось ли что-то в порядке выполнения такого математического выражения? - Какое правило мы применяем для решения таких выражений? - Ребята, а если усложним наше выражение. Что поменялось? 45-(10+4) -Как будем решать теперь это выражение? - Как вы думаете, после появления скобок изменится ли значение этого выражения? -Давайте проверим это, кто выйдет и решит его на доске? Остальные записывают в тетрадях. - А если вместо сложения и вычитания, были бы такие арифметические действия как умножение и деление, изменилось ли что-то в порядке выполнения такого математического выражения? - Сравните полученное выражение с предыдущим. Что вы можете сказать? - Ребята, исходя из этого подумайте какая будет тема нашего урока? - А цель урока? - Молодцы, ребята, вы верно сформулировали тему и цель урока. - Так и есть, превосходно. Ребята, а если мы сейчас изменим наше выражение. Кто прочитает новое выражение: 45-10+4:2 - Что изменилось в самом выражении? - Как вы думаете это поспособствует изменению значения выражения? Почему? - Как мы теперь будем выполнять этот порядок действий? - Кто выполните решение этого выражения у доски? Остальные также работают в своих тетрадях. - Итак, ребята, посмотрите и сравните с предыдущим выражением. Что изменилось? - Кто, исходя из выполнения этого выражения, сможет составить правило выполнения таких математических выражений? - Молодцы, ребята. | *читают - в выражении нет скобок, есть такие арифметические действия как сложение и вычитание - да, много раз - сначала выполним сложение, а затем вычитание - слева направо 45-10+4=35+4=39 - нет, не изменилось, так же слева направо выполняются действия 1) Если в выражении без скобок входят только сложение и вычитание или только умножение, или деление, то действия выполняют в том порядке, в каком они записаны: слева направо - добавились скобки - сначала мы выполним действие в скобках, а затем действие вне их - думаю, да 45-(10+4) =45-14=31 - нет, выполнялось также - что у них получились разные значения, так как поменялся порядок выполнения действий выражений Тема: Порядок выполнения действий выражений Цель:научиться применять порядок выполнения действий выражений - изменится порядок выполнения действий выражения - добавили действие деление и число - да, так как изменился порядок выполнения действий - сначала мы выполняем деление, а затем вычитание и сложение по порядку: справа налево 45-10+4:2 =45-10+2=35+2=37 - получилось другое значение выражения, так как поменялся порядок выполнения действия из-за того, что появилось другое действие: деление - 2)Если в выражение без скобок входят только сложение и вычитание или только умножение и деление, то действия выполняют в том порядке, в каком они записаны: слева направо. |
Построение проекта выхода из затруднения | - Ребята, а сейчас я предлагаю вам максимально усложнить наше выражение: 45-(10+4) +6:2 - Итак, ребята, скажите, что изменилось в выражении? - Скажите, сможем ли мы с вами решить это выражение на ходу? - Да, ребята, это будет выполнить сложно. А что необходимо сделать, чтобы выйти из этой проблемы? - А после того как расставим верно порядок действий, мы сможет найти значение этого выражения? | - добавились скобки в середину выражения и появились другие арифметические действия. - нет - необходимо расставить правильный порядок выполнения действий выражения - да |
Реализация построенного проекта | - Итак, ребята, давайте будем разбираться с вами устно вместе. Какое действие мы всегда выполняем в первую очередь? - Верно, над верхом подписываем число 1. - Как вы думаете, что следующим мы будем выполнять? Опирайтесь на те выражения, которые мы выполнили с вами ранее. - Правильно, ставим над делением число 2. - Какое действие следующее? - Ставим над верхом – 4. Далее? - Молодцы. Ставим число 5 над верхом. Сколько всего действий у нас получилось? - После того, что как мы расставили порядок выполнения действий в выражении. Кто сможет выполнить его решение? У доски проговариваем каждое действие. - Итак, ребята, давайте сделаем вывод выполнения данного правила – его правило. - Ребята, мы с вами повторили все правила порядка выполнения действий. У нас получилось 4 выражения, значит получилось 4 правила. - Давайте попробуем при помощи решения выражений еще раз озвучить все правила, которые мы с вами уже обговаривали, когда находили значение каждого выражения. - Где мы можем проверить верность наших суждений? - Верно, откройте страницу 24 в учебнике. Кто хочет прочитать его? - Давайте прочитаем правило в красной рамке. Кто сможет по ней схематично нарисовать алгоритм на доске? 1) ( ) 2) «х» или «:» 3) «+» или «-» - Перерисуйте все остальные себе такую памятку, которая будет путеводителем вашим на все времена. | - действие в скобках - затем мы выполняем деление - которое стоит впереди скобок – это вычитание - и последнее действие после скобок - это сложение. - 5 действий 38-(10+6) +8:2=38-16+8:2=38-16+4=22+4=26 3)Если в выражении есть скобки и они находятся в середине, либо в конце выражения (или этих скобок несколько), то сначала выполняют действия, записанные в скобках по правилу, далее действия за скобками расставляются по такому принципу, сначала умножение или деление по порядку слева направо, далее сложение или вычитание по порядку слева направо. *по выражениям еще раз озвучивают все правилам в помощь им памятка - в учебнике, прочитав правило *читают 3 ученика данное правило |