Витя и Илья учились в третьем классе. Мальчишки были не разлей вода.
В воскресенье Витя пригласил товарища в гости. Войдя в квартиру, Илья снял пальто и шапку. Он аккуратно повесил их на вешалку, ботинки ровно поставил рядом. Мальчик вежливо поздоровался с родными Вити. Поиграли друзья и пошли к Илье.
Дома Илья швырнул грязные ботинки под шкаф. Пальто и шапку бросил бабушке и приказал повесить. Витя удивлённо наблюдал странную перемену в поступках друга.
8 декабря.
Изложение.
Перемена. ( )
1). Организация класса.
2). Постановка учебной задачи.
-Ребята, сегодня мы будем писать изложение. Какие пожелания вы себе и одноклассникам дадите на этом уроке?
Я вам желаю работать вдумчиво и быть внимательными к каждому слову.
Работа с заголовком.
Запишите в тетрадь число, изложение и название изложения Перемена. Подумайте, о чём может быть текст с таким названием? Что в нём может происходить?
Работа с многозначным словом.
-Слово перемена – многозначное. У него несколько значений.
1. Перемена - небольшой перерыв в школе между уроками.
2. Перемена – изменения, происходящие с кем-нибудь или с чем-нибудь.
3). Восприятие текста.
-После чтения текста, объясните, в каком значении в тексте употребили слово перемена. Поставьте в скобки после заголовка номер значения.
-Ещё раз внимательно читаем текст (с установкой на запоминание). Текст вслух читает ученик.
4). Анализ текста.
Беседа по содержанию прочитанного.
-Как вёл себя Илья в гостях?
-Как вёл себя Илья дома?
-Можно ли сказать, что Илья действительно вежливый человек? Почему?
-Как будет вести себя по-настоящему вежливый человек?
-Верите ли вы, что Витя поможет Илье измениться?
Структурный анализ.
Определите, какой это текст научный или художественный?
Определите тему этого текста.
О том, как по-разному ведёт себя в гостях и дома Илья.
Определите главную мысль этого текста.
Если ты вежливый, то в гостях и дома надо вести себя одинаково вежливо.
Заголовок ПЕРЕМЕНА дан по теме или по главной мысли? (По главной мысли)
Придумайте своё название этого рассказа по теме.
В гостях и дома.
Составление плана.
Сколько частей в этом тексте. (3)
Давайте определим тему каждой части и составим план. Читаем каждую часть и определяем тему, записываем план.
Дружба Вити и Ильи. (сразу дать пояснение к выражению не разлей вода)
Илья в гостях.
Илья дома.
Языковой анализ.
Проводится, используя приём противопоставления. Противопоставляется поведение в гостях и дома.
В каком именно
Витя и Илья учились в третьем классе. Мальчишки были
дружили
не разлей вода.
Важно в какой именнокак можно заменить
В воскресенье Витя пригласил товарища в гости. Войдя в квартиру, Илья снял пальто и шапку. Он аккуратно повесил их на вешалку, ботинки ровно поставил рядом. Мальчик вежливо поздоровался с родными Вити. Поиграли друзья и пошли к Илье.
Дома Илья швырнул грязные ботинки под шкаф. Пальто и шапку бросил бабушке и приказал повесить. Витя удивлённо наблюдал странную перемену в поступках друга.
Орфографический анализ.
Слова, правописание которых не изучалось, выносятся на доску.
аккуратно
ровно
вежливо поздоровался
удивлённо
странную
В словах с разделительным мягким знаком обозначьте орфограмму.