Фронтально-парное занятие
Фронтально-парные занятия - методика, позволяющая не допустить возникновения недопонимания у учеников. Методика, которая способствует отработке микроумений, лежащих в основе целостного умения. Методика, которая позволяет очень быстро увидеть место недопонимания и откорректировать процесс уяснения. Но главное, что нужно твердо запомнить, заключается в том, что фронтальная работа является не основной деятельностью, а только вспомогательной, обслуживающей парную работу.
Назначение фронтальной работы - либо дать содержание для обсуждения в паре, либо проанализировать работу в парах. А вот работа пар, диалоги учащихся - это главное в уроке. Диалоги - это место, где каждый ученик озвучивает свои мысли, слушает и себя, и напарника, где начинает говорить даже самый молчаливый ребенок. Задача учителя - организовать деятельность пар так, чтобы работа была по силам обоим напарникам. Если учитель хорошо знает свой предмет, видит «ядро» своего предмета, то к фронтально-парным занятиям практически можно специально не готовиться. Схемы-ориентиры и корректная организация парной работы позволят добиваться желаемого результата.
Устройство фронтально-парных занятий
Перед началом вброса информации учитель даёт указания:
Всем ученикам распределиться на пары.
Все, что изображено на доске, следует без изменений переносить в тетрадь.
Первый «вброс» содержания
На учебном занятии при объяснении нового материала, у обучающихся наблюдается разное понимание текста учителя. В этом случае обучающихся можно разделить на три категории. Первая категория - это учащиеся, которые могут понять материал сразу, у второй категории возникают проблемы в понимании, третья категория не воспринимает материал совсем (рис. 1). Если после фронтальной работы организовать индивидуальную, то первые - выполнили бы задание правильно, вторые - допустили бы в выполнении задания ошибки, третьи - не выполнили бы задание.
+ +/ - -
Рисунок 1. Три категории обучающихся
Задания для работы в парах
Задать по два вопроса, чтобы ответом являлось содержание текста.
Один напарник задает вопросы, второй отвечает. Затем они меняются ролями.
Отладка парной работы
Действия учителя:
проверяет включенность каждого из напарников;
выясняет, о чем идет разговор в паре;
подходит к тем парам, у которых возникали трудности в работе;
отвечает на возникшие в ходе работы вопросы (не привлекая внимание других участников);
проверяет правильность способа выполнения задания;
обращает внимание на соответствие схем на доске и в тетради;
наблюдает за психологическим климатом в паре (если климат неблагоприятный, делает замечания, разрешает конфликты);
и др.
Акцентирование на работу в парах
Сколько вопросов вы задали? Все ли содержание вы охватили своими вопросами?
Какой вопрос задал вам напарник? Как вы ответили на него?
Акцентирование на содержание
Почему на схеме субъекты изображены с разными значками?
Что поняли о том, как разные дети воспринимают учебный материал при фронтальной подаче учебного материала?
Фронтально - парная работа на уроке
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тема: морфемный разбор слова
Вброс материала
Алгоритм разбора слова по составу:
Выдели окончание, изменив форму слова.
Укажи основу слова (это часть слова без окончания)
Выдели корень (общая часть всех родственных слов), подобрав 2-3 однокоренных слова.
Укажи суффикс (если есть) – часть слова, которая стоит после корня.
Выдели приставку (это часть слова, которая стоит перед корнем).
Опора-схема разбора слова по составу:
А) Инструктаж работы в паре по работе:
Распределение по парам. Определение 1, 2 варианта.
Б)Инструктаж работы в паре по содержанию:
Задание 1 Восстановить содержание алгоритма разбора слова по составу по клише:
Выдели…, изменив форму ...
Укажи … слова (это часть слова без …)
Выдели … (общая часть всех … слов), подобрав…однокоренных слова.
Укажи … (если есть) – часть слова, которая стоит … корня.
Выдели … (Это часть слова, которая стоит … корнем).
1 вариант восстанавливает содержание алгоритма разбора слова по составу по клише, 2 вариант поправляет, и наоборот.
Задание 2 Составьте опору-схему разбора слов по составу:
2 вариант восстановить опору-схему разбора слова по составу, 1 вариант поправляет и дополняет
Задание 3 Составьте слова по схемам
1 вариант составляет слова, 2 вариант- дополняет.
Отладка: Учитель или ассистент наблюдает за работой пар, проходит между рядами и смотрит, чтобы работали все. Так же, если пары не до конца понимают задание - направляет, объясняет
Акцентирование:-учитель возвращает учащихся к содержанию на соответствие понимания материала:
Прочитайте слова: подберезовики, поделка, соблюдая порядок разбора слова по составу, выделите в нем все его части.
С чего начнем?
Как найдем окончание? (изменим слово)
Что осталось? (основа)
Как правильно выделить корень? (Подобрать как можно больше однокоренных слов)
Где находится приставка, как она обозначается (перед корнем)
Где находится суффикс, как его обозначить (после корня).