Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Геймификация на уроках русского языка и литературы

Геймификация на уроках русского языка и литературы

В статье подробно рассказано о том, что такое "геймификация" и даны рекомендации по использованию различных платформ, позволяющих геймифицировать уроки русского языка и литературы. Геймификация — современный и уникальный подход, позволяющий вовлекать в работу всех детей; все задания понятны, визуализированы, отсутствует исключение участников из процесса обучения; использование мобильных устройств направлено на достижение цели урока; практическая реализация модели возможна различными технологиями и средствами.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Геймификация (игрофикация)

на уроках русского языка и литературы

Что такое геймификация? Этот термин возник в 2008 году, но распространение своё получил только в 2010 году, после публикации книги Г. Зихерманна «Игровой маркетинг: вдохновляйте клиентов на лояльность с помощью вознаграждений, испытаний и конкурсов». В России данное понятие появилось чуть позже, в 2012 году. Профессор К. Вербах дал следующее понятие феномена геймификации, как процесс использования игровых механик и игрового мышления для решения неигровых проблем и вовлечение людей в какой-либо процесс». Постепенно понятие «геймификация» из сферы маркетинга перешло в образовательную среду.

Очень часто можно услышать, что геймификация всегда существовала в образовательной сфере, только называлась «игровая методика», но это не так. Дело в том, что игра, прежде всего, несёт в себе развлекательный характер через лёгкую подачу материала или проверку знаний. Геймификация же позволяет использовать элементы дизайна, относящегося к игре. Данная методика подразумевает наличие внеигровой серьёзной цели.

В широком смысле геймификация – это использование игр, игровых элементов и техник в неигровых условиях. А в более узком смысле это применение игровых элементов, приемов и визуальной игровой эстетики в неигровых условиях. Таким образом, игра – это инструмент, а геймификация – это процесс, направленный на образовательные целевые действия.

Известно, что наиболее прочно усваивается материал, который воспринимается непринуждённо, без усилий, когда учащиеся занимаются интересной деятельностью. Геймификации как раз для этого и предназначены. Элементами игрофикации в педагогическом процессе выступают игровые стратегии, повышающие интерес обучающихся к процессу обучения. Основным принципом геймификации выступает обеспечение обратной связи от пользователя и быстрое освоение всех функциональных возможностей. К методам геймификации относятся создание легенды, использование виртуальных наград, статусов, очков, уровней, эстетика, динамика. Процесс геймификации предполагает внедрение в образовательный процесс элементов компьютерных игр и социальных сетей, что позволит создать более удобную для учащихся среду и повысить мотивацию.

Внедрение геймификации в обучение должно быть эффективным, для этого важно вводить её через стимулы, которые поддерживаются на разных этапах: значимость, достижения, самосовершенствование, обладание, социальное влияние, ограниченность ресурса, непредсказуемость, любопытство и избегание негатива. Также необходимо придерживаться определённых правил, чтобы избежать ошибок геймификации. Обязательно должна быть цель и проблема, которую учащимся нужно решить. Все игровые механики, которые выбираются для геймификации должны быть оправданы и должны решать поставленные задачи на каждом этапе. Важно, чтобы игрок чётко понимал причинно-следственные связи и взаимодействия в игровом процессе, так как в бессистемности быстро возникнет желание покинуть игру. Геймификации не должны быть труднопроходимыми и сложными.

Изучение русского языка для многих является утомительным процессом, но геймификация может помочь сделать его более интересным и привлекательным, а уроки русского языка и литературы яркими и запоминающимися. Игры и задания помогают сделать изучение более увлекательным и мотивирующим, что способствует более эффективному запоминанию и применению языковых знаний. Игрофикации можно использовать на разных типах уроков и на разных этапах, а также при выполнении домашнего задания. Это успешно применяется, например, и в 5 классе при изучении новой темы, и в 11 при подготовке к ЕГЭ.

Существует множество приложений и сервисов, которые предоставляют возможность геймифицировать изучение русского языка и литературы как в классе, так и дистанционно.

ПлатформаWordwall просто создана для того, чтобы вовлекать учащихся в учебный процесс. Здесь есть различные локации, различные темы и различные формы игр, каждый педагог может использовать тот материал, который есть в базе сообщества, также можно разрабатывать и свои игры. Всё очень просто и доступно. Интерактивные задания воспроизводятся с помощью любого устройства с веб-интерфейсом, например, на планшете, компьютере, телефоне, а также на интерактивной доске. Задание может открыть как учитель на уроке для всего класса, так и сами учащиеся на своих устройствах. Примечательно, что Wordwall можно применять как в онлайн-обучении, так и в оффлайн, поскольку платформа предусматривает создание печатных версий заданий.


П о каждой игре выстраивается рейтинг, который позволяет внести соревновательный элемент.

LearningApps – бесплатный онлайн-сервис, где можно создавать собственные задания, редактировать уже опубликованные и выполнять чужие. Будет полезен для педагогов и учеников с целью проведения занятий в интерактивном режиме. Он позволяет создать свыше 15 разновидностей заданий, а также дать схемы ответов для каждого. Здесь есть большая библиотека с готовыми упражнениями. При этом она разделена на несколько категорий по предметам, конкретным темам и уровням образования. Шаблоны позволяют разрабатывать собственные интерактивные задания. Пользователь может создать пазлы, тесты, кроссворды, игры наподобие «Кто хочет стать миллионером?», упражнения «Скачки», «Заполните пропуски», «Расставьте по порядку», кроссворды и многое другое.

Kahoot! - это игровая обучающая платформа, которая была разработана для групповых занятий. Учащиеся собираются вокруг общего экрана — например, интерактивной доски, проектора, монитора или экрана, передаваемого виртуально. Игровой процесс простой: все игроки одновременно отвечают на вопросы на своих устройствах. Вопросы выводятся ученикам на экран по одному. Участники набирают очки за каждый правильный ответ. В конце викторины на экран выводится количество очков всех участников, набранных во время ответа на её вопросы. Для участия в игре не требуется обязательной регистрации. Викторины можно выбрать из каталога на сайте. Также можно создавать новые викторины — часто эту задачу выполняет ведущий урок, например, учитель. Время ответа на каждый вопрос ограничено примерно 30-60 секундами. (В настоящее время платформа в России не функционирует. Можно работать черезvpn, но минимальная версия для образования теперь платная).

Образовательный ресурс «Quizizz», предоставляет возможность учителям удобно, просто и красочно конструировать интерактивные упражнения. Данная платформа позволяет создавать тесты, викторины, игры. Опрос для обучающихся одинаковый, однако каждый получает задание в случайном порядке, что позволяет ученикам работать в своем темпе. Сайт позволяет поставить таймер на выполнение. Также есть возможность распечатать задание и выдать ребёнку в виде рабочего листа к уроку.

Genial.ly – уникальный сервис для создания интерактивного контента. Единый инструмент для дидактических ресурсов, презентаций, игр, интерактивных изображений и прочего образовательного материала. Есть шаблоны, которые легко можно переделать под себя и своих учеников. База игр на данной платформе может удовлетворить практически любые запросы.

Кроме различных приложений и сайтов можно в сети Интернет найти множество интересных игр в свободном или условно свободном доступе в виде презентаций или пдф-документов. Например, игры бродилки, игры по типу «Сто к одному», «Поле чудес» и другие.

Кроме того, есть и другие способы использования геймификации в изучении русского языка и литературы, например, игровые турниры и соревнования среди учеников, вознаграждения за достижения и прогресс в обучении, а также применение игровых элементов, таких как бонусы, награды и рейтинги. Многим учащимся очень нравятся различные обучающие квесты. Например, можно по всему классу разложить карточки (елочные шары, пасхальные яйца, конфеты и т.п.), на которых будут написаны слова, имеющие определенные характеристики (существительное, нарицательное, женский род, 3 склонение, родительный падеж или другие возможные варианты), если слово не подходит, его нужно положить назад. Другой вариант игрофикации - парные карты со словами: детям вразброс раздаются карты, на одних написаны слова с пропущенными орфограммами, на других проверочные слова, учащиеся должны найти свои пары. Этот вариант можно использовать, например, как один из способов разбить класс на группы.

Итак, геймификация — современный и уникальный подход, позволяющий вовлекать в работу всех детей; все задания понятны, визуализированы, отсутствует исключение участников из процесса обучения; использование мобильных устройств направлено на достижение цели урока; практическая реализация модели возможна различными технологиями и средствами (игровыми платформами, ролевыми онлайн-играми, образовательными квестами и др.); дидактический потенциал цифровых ресурсов геймификации обеспечивается за счёт организации самостоятельной работы учащихся, элемента соревнования и проектирования игрового пространства. Но помните, что геймификация не должна стать основным и единственным методом обучения. Не каждый урок должен быть геймифицирован: педагогу нужно видеть целесообразность применения игры в ходе занятия. Недопустимо на уроке просто развлекать детей из опасения потерять их заинтересованность и хорошее настроение. Геймификация может быть эффективна только в сочетании с другими методами, такими как чтение, прослушивание и разговорная практика.

Список источников:

  1. https://moluch.ru/conf/ped/archive/428/17026/

  2. https://nauchniestati.ru/spravka/gejmifikacziya-v-korrekczii-uchebnyh-zatrudnenij-po-russkomu-yazyku/

  3. https://www.lingo-play.com/ru/russian-articles/gamification-in-learning-russian/

  4. Детердинг С., Сикарт М., Накке Л., О'Хара К., Диксон Д. Геймификация: использование элементов игрового дизайна в неигровых контекстах. Нью-Йорк: ACM Press, 2011. С.2425–2428. URL-АДРЕС: http://doi.org/10.1145/1979742.1979575

  5. Малышева, Д. С. Геймификация на уроках литературы в старших классах / Д. С. Малышева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 37-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/428/17026/ (дата обращения: 23.11.2023).

Close menu