Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. «Глагол общее значение, вопросы, употребление в речи»

«Глагол общее значение, вопросы, употребление в речи»

Конспект урока русского языка. Это первый урок при изучении темы "Глагол" в 3 классе. В разработке представлен рабочий лист, презентация и наглядность к уроку. Цель: углубить знания о глаголе через использование технологий развивающего обучения. Задачи: - повторить и обобщить знания учащихся о глаголе, как части речи; - тренировать умения распознавать глаголы, устанавливать связь глагола с именем существительным; - развивать умение правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи; - воспитывать чувство коллективизма, ответственности; любовь к русскому языку, к родной природе. - формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль;

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Тема урока: «Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:углубить знания о глаголе через использование технологий развивающего обучения.

Задачи: - повторить и обобщить знания учащихся о глаголе, как части речи;

- тренировать умения распознавать глаголы, устанавливать связь глагола с именем существительным;

- развивать умение правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи;

- воспитывать чувство коллективизма, ответственности; любовь к русскому языку, к родной природе.

- формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль;

Методы урока: словесные, наглядные, практические, частично - поисковые.

Технология: информационная, критического мышления

Оборудование:индивидуальные рабочие листы, кластер, таблица оценки , карточки с глаголами.Ход урока

I.Организационный этап

- Здравствуйте, ребята!

Мы урок наш начинаем

Что учили, повторяем!

Подравнялись. Тихо сели.

На меня все посмотрели.

- Я желаю, чтобы урок русского принёс вам радость и хорошее настроение. Для этого я приготовила для много интересного.

- Чтобы урок был радостным для всех, какими вы должны быть на уроке? (активными, внимательными)

II. Минутка чистописания.

-Ребята, перед вами лежат рабочие листы. Сегодня мы работаем в них.

- Подготовимся свои руки для работы.

- Разотрём свои ладошки ,

И разбудим пальчики.

И начнём уже писать

Девочки и мальчики.

- Подпишите число, классная работа.

- Какое сейчас время года?

- Назовите первые признаки весны?

- Кого называют вестниками весны? (птиц)

- Сегодня наше чистописание будет связано с одной из птиц, интересные факты ,о которой мы узнаем чуть позже.

- Приготовьте цветные ручки и выполните чистописание разными цветами.

- Посмотрите внимательно на получившийся узор и поставьте ! знак под той частью, которая получилась лучше всего.

- А мы продолжаем.

III. Актуализация знаний

Словарная работа.

- Сегодня к нам в гости пришла трудолюбивая часть речи, а какая вы должны назвать сами. Отгадаете мои загадки и по первым буквам узнаете тему нашего урока, их вам нужно обвести в круг зелёной ручкой. В каждом слове нужно поставить ударение, подчеркнуть орфограмму и разделить на слоги.

- Покажите мне готовность к работе. (поднятая рука на локте)

(Один ребёнок у доски)

1. Сто домов и улиц двадцать, Пешеходы и такси. Что за чудо это, братцы? Кто же знает? Подскажи. (Город)

2. Гордая птица, Воды не боится, Очень пригожа, На двойку похожа. (Лебедь)

3. Он зелёный, круглый, гладкий, А внутри он – красный, сладкий (Арбуз).

4. Круглый мячик, словно карта, только с ним нельзя играть.
Лучше вам на нем, ребята страны мира показать. (Глобус)

5. Клином врезался в поля, Пропадает с ним земля. (Овраг)

6. Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)

- Посмотрите внимательно на слова. Какая орфограмма у них общая? (парная согласная по звонкости и глухости)

- Подчеркните эту орфограмму двумя чертами.

- Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось. (Сверка с доской, самопроверка)

- Итак, сегодня на урок русского языка к нам пришла какая часть речи? (На доске - Глагол)

- Какие цели для себя мы поставим на урок? Чему будем учиться?

- Давайте их озвучим, а я вам в этом помогу.

- Для ответа используйте слова на слайде:

Будем учиться определять ….(роль глагола в предложении)
-Будем находить…. ( глаголы в тексте, в речи

- Будем закреплять ….(знания о глаголе)

- Цели поставлены.

-Оцените свою работу в таблице ниже. Восклицательный знак – всё выполнено верно, вопросительный знак – есть 2- 3 ошибки, минус – много ошибок, задание не выполнено.

- Давайте вспомним, что мы знаем об этой части речи.

- Работаем коллективно и заполняем кластер на своих рабочих листах.

Составление кластера(коллективная работа)

- Глагол – это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчёркивается его особая значимость.

- У нас в классе есть ребята, которые подготовили интересные факты об этой части речи.

Сообщение ребёнка 1

Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В.И. Даля мы читаем: «Глагол - это словесная речь человека, разумный говор, язык.»

А ещё - «Глаголь» — старинное название буквы «г».

Ученые подсчитали, что глагол занимает 2 место после существительного по частоте употребления в речи.

Сообщение ребёнка 2

Глаголить – значит говорить.  С помощью глагола мы узнаём, как всё в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но глаголы могут «оживить» окружающий нас мир.

IV. Первичное усвоение новых знаний

- Ребята, а сейчас поработаем с текстом.

Задание № 1

- На слайде появляется текст без глаголов. Глаголы представлены на карточках.

«Жаворонок – это маленькая птичка семейства воробьиных.

Их … семьдесят восемь видов.

У многих птиц песня звонкая и мелодичная.

Двадцать второго марта Славяне … праздник День Жаворонка.

В этот день зима …, а весна … .

Люди …, что в этот день из теплых стран … сорок разных птиц.

По традиции они … печенье в виде жаворонков.

- Перед вами текст. Чего в нём не хватает? Попробуйте восстановить его, используя слова для справок. (Работа в паре).

-На доске представлены глаголы, которыми вы должны дополнить текст.

- Объединитесь в пары и выполните задание.

- Перед началом работы давайте вспомним правила работы в паре.(Появляются на слайде)

1. Один говорит, другой слушает.

2. Если не понял, переспроси.

3. Работать тихо, не мешать другим.

- Давайте проверим, что у вас получилось.(чтение по предложению пар)

- Если согласны – хлопок. Ошибки исправляем зелёной ручкой.

- Сравните с текстом на экране, думаю у вас получилось так же.

- Какие слова делают по - настоящему возможным понимание текста?

- Какие позиции из нашего кластера мы доказали? (Доказали, что глагол обозначает действие предмета и является частью речи)

- Оцените свою работу в таблице ниже

На экране появляется текст

«Жаворонок – это маленькая птичка семейства воробьиных.

Их насчитывают семьдесят восемь видов.

У многих птиц песня звонкая и мелодичная.

Двадцать второго марта Славяне отмечают праздник День Жаворонка.

В этот день зима кончается, а весна начинается.

Люди верят, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц.

По традиции они пекут печенье в виде жаворонков.

V. Физкультминутка

-Ребята, вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть.

Физкультминутка «Как живёшь?»

VI. Закрепление полученных знаний

- Давайте вспомним какая профессия связана с птицами? На уроках литературного чтения мы встречались с ней.

- Верно, эта профессия называется Орнитолог.

Сообщение ребёнка № 3

 (Орнитология — это наука о птицах, а орнитолог — это человек, занимающийся птицами — именно птицами как организмами)

- В мире много других профессий. Сейчас мы вспомним некоторые из них.

-Переходим ко второму заданию.

Задание № 2

- Вместо трёх точек вставить подходящий по смыслу глаголы.

Повара … .

Учитель … .

Доктор … .

Строители … .

Швея … .

Маляры … .

- Какие слова вы записали?Проверяем на слайде и оцениваем.

- Определите какой частью речи они являются ?

- По каким признакам вы определили? (Отвечают на вопрос что делает? Что делают?Указывают на действие предмета. Являются глаголом)

- Какие вопросы поставили к глаголам? Одинаковые они? (Разные воросы. Что делают? - мн. ч, Что делает? – ед.ч.)

-Мы доказали ещё одну позицию нашего кластера. Глаголы изменяются по числам.

- Посмотрите внимательно на записи. Что у вас получилось? (Нераспространённые предложения)

- Докажите.(Состоят только из основы)

- Подчеркните в каждом предложении главные члены.

(Фронтальная проверка, чтение по цепочке)

-Какой вывод можно сделать?

Отвечают на вопрос что делает ?что делают?, в предложении является главным членом предложения - сказуемым.

- Оцените задание в таблице.

- Мы доказали ещё одну позицию нашего кластера.

VII. Рефлексия.

- Ребята, я предлагаю вам поиграть. Ответы нашей игры мы не будем проверять. Эти задания вы полняете на оценку.

- Давайте вспомним какие знаки мы используем в этой игре?(Х и 0)

Игра «Крестики - нолики»

1. Верите ли вы что, глагол обозначает слово «говорить » (Да)

2. Верите ли вы что, глагол называет предмет? (Нет)

3. Верите ли вы что, глагол обозначает действие предмета? (Да)

4. Верите ли вы что, без глагола наша речь была бы не интересна?(Да)

5. Верите ли вы что, глагол изменяется по числам? (Да)

6. Верите ли вы что, глагол является третьей частью речи после существительного?(Нет)

7. Верите ли вы что, глагол старинное название буквы «Г»? (Да)

8. Верите ли вы что, глагол является в предложении подлежащим? (Нет)

9. Верите ли вы что, наука орнитология – наука о птицах? (Да)

х

0

Х

х

х

0

х

0

Х

VIII. Подведение итогов.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке

- Что вспомнили и повторили?

— Какое задание вам больше всего понравилось выполнять?

- Подошёл к концу наш урок, оцените свою работу, поставив нужный знак в самой нижней таблице.

IX. Домашнее задание

- В конце урока я предлагаю вам выбрать домашнее задание. Дифференцированная работа.

- Для самостоятельного закрепления материала вы выберете домашнее задание. Если вы считаете, что справились со всеми заданиями безошибочно и в конце урока вы поставили !, то для вас задание из 1 группы (творческое задание). Если вы считаете, что нужно что-нибудь повторить по этой теме и вы поставили (? Или - ), то для вас задание из 2 группы (работа с текстом)

- Всем спасибо за урок!

Задание № 1

- Данные фразеологические обороты заменить одним глаголом (глаголами синонимами). Клевать носом – (засыпать)

Бить баклуши – (бездельничать)

Зарубить на носу – (запомнить)

Надуть губы – (обидеться)

Выбиться из сил – (устать)

Ломать голову – (думать)

Задание № 2

Списать стихотворение. Подчеркнуть глаголы.

В понедельник стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья. П. Башмаков

_______________________________________________

________________________________________________________________

Словарь:__________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Shape3Shape2Shape1

Глагол

Shape4Shape6Shape5

Shape7

Shape8

Shape9

Shape11Shape10

Упражнение № 1

«Жаворонок – это маленькая птичка семейства воробьиных.
Их _________семьдесят восемь видов. У многих птиц песня звонкая и мелодичная. Двадцать второго марта Славяне__________ праздник День Жаворонка. В этот день зима_____________, а весна ___________ . Люди___________, что в этот день из теплых стран _____________сорок разных птиц. По традиции они_____________печенье в виде жаворонков.

Упражнение № 2

1) Повара … . 2)Учитель … . 3)Доктор … .

4) Продавец … . 5)Швея … . 6) Маляры …

«Крестики-нолики»



Х

0

Да

Нет







Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Конспект урока русского языка. Это первый урок при изучении темы "Глагол" в 3 классе. В разработке представлен рабочий лист, презентация и наглядность к уроку. Цель: углубить знания о глаголе через использование технологий развивающего обучения. Задачи: - повторить и обобщить знания учащихся о глаголе, как части речи; - тренировать умения распознавать глаголы, устанавливать связь глагола с именем существительным; - развивать умение правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи; - воспитывать чувство коллективизма, ответственности; любовь к русскому языку, к родной природе. - формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль;
0 ₽